Урок литературы по теме: «Тема Родины в творчестве А. А. Блока»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Можеванова Марина Александровна

Значение образа России в творчестве А. Блока, совершенствование навыков анализа поэтического текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_yanvar_24.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме: «Тема Родины в творчестве А. А. Блока»

Это всё – о России.

А.Блок.

Цель урока – показать значение образа России в творчестве А. Блока, совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока.

Слово учителя: Тема Росси, Родины – одна из ведущих в лирике Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель» - написал Блок в 1908 году.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями А. Блока, посвящённых России, будем совершенствовать навыки идейно – художественного анализа поэтического текста.

Чтение и анализ стихотворений «Русь», «Россия». Совместная работа учителя с учащимися.

Прочитаем стихотворение «Русь». Приступим к анализу.

Заметьте, первая строфа стихотворения настраивает на интонацию преклонения: «Ты и во сне необычайна, Твоей одежды не коснусь». Обратим внимание на кольцевую композицию произведения – две заключительные строки почти повторяют первые: «Она и в снах необычайна, Её одежды не коснусь». Русь представляется как нечто священное, святое. Это именно Русь, а не Россия – древняя, дикая, заколдованная: «Русь опоясана реками, И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна»

Один из любимых мотивов лирики Блока – мотив вьюги. Он сопровождает колдовской образ девушки, которая «на злого друга под снегом точит лезвие». Поэзия древнего мироощущения открывается поэту: « Так - я узнал в моей дремоте страны любимой нищету, И в лоскутах её лохмотий души скрываю наготу».

Следующие строфы мы слышим, как исповедь лирического героя, его душевные метания и заблуждения: «И сам не понял, не измерил, Кому я песни посвятил, В какого Бога страстно верил, Какую девушку любил». И дальше – благодарность за спасение души: «Живую душу укачала, Русь, на своих просторах ты, И вот – она не запятнала первоначальной чистоты». Поэт говорит об интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива.

Перейдём к прочтению стихотворения «Россия» (из цикла стихотворений А. Блока «Родина»). Оно написано в 1908 году. Здесь отчётливо наблюдается перекличка со стихотворением «Русь». Блок переосмысливает образ гоголевской Руси – тройки: снимает стремительность движения: «И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи». Неспешный ритм и обилие многоточий тоже замедляют движение. Образ дороги, традиционный для всей русской литературы и восходящий к фольклору, проходит через всё произведение – с первой до последней строфы.

Признание в любви, горькой и неизбежной, передано с большой искренностью:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слёзы первые любви!

Образ России приобретает почти конкретные черты: «А ты всё та же – лес да поле, Да плат узорный до бровей». Так, несколькими словами, Блок создаёт зримый, ясный, узнаваемый образ.

Вывод по уроку. Итак, сегодня на уроке мы познакомились с двумя произведениями А. Блока, которые он посвятил своей любимой теме – теме Родины, России, постарались их проанализировать и увидели, что А. Блок создал неповторимый лирический образ России. Родина для него – надежда и утешение. Россия предстаёт как загадочная стихия, как страна громадной, ещё не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведёт на «вечный бой», указывает путь вперёд, в будущее.

Оценки за урок – за активную работу на уроке при анализе стихотворений.

Домашнее задание – выучить стихотворение А. Блока. Посвящённое теме Родины (по выбору учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием технологии критического мышления:"Тема Родины в творчестве А.А. Блока».

Использование технологии критического мышления позволяет формировать образовательные компетенции обучающихся....

доклад на тему: "Образ родины в творчестве Расула Гамзатова"

Доклад на тему: " Обра родины в творчестве Расула Гамзатова"...

доклад на тему :"Образ родины в творчестве Расула Гамзатова"

доклад о жизни и творчестве Расула Гамзатова...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...

Урок литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"

Конспект урока литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"...

Интегрированный урок по теме "Образ Родины в творчестве С.А.Есенина. Имя прилагательное.

Интегрированный урок по русскому языку и литературе для учащихся 6 класса разработан по обновленным ФГОС ООО. Тема урока: Тема Родины в творчестве С.А. Есенина (на примере стихотворения «Низкий ...