Урок литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы по теме
"Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"
...Родина! В подробностях простых
Для меня открылась ты однажды.
П. Шубин
Основные установки:
- на понимание смыслового богатства стихотворения “Звезда полей”;
- на дальнейшее развитие читательского опыта;
- на развитие воображения и внутреннего слуха.
Цели урока:
- введение учащихся в мир поэзии Н.Рубцова, достичь понимания текста и авторской позиции;
- анализ поэтического текста “Звезда полей”;
- активизация и совершенствование речевой деятельности учащихся в процессе чтения и анализа лирического произведения;
- пробудить интерес к творчеству поэта;
- воспитание любви к родному краю.
Оборудование: компьютерная презентация.
Методические приёмы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского, выразительное чтение стихотворений, анализ поэтического текста
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Представление
- Доброе утро, уважаемые ученики! Сегодня на уроке поговорим мы о ... родине.
На доске написано слово “Родина”. Закройте глаза, сядьте свободно, чтобы сосредоточиться и не отвлекаться. Произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами? Назовите (дом, речка, лес...). Это образ родины вашего класса.
Для меня родина – это школа, мои коллеги и ученики, колодец на краю обрыва.
Но мы сегодня поговорим о родине... Впрочем, не будем торопиться, будем внимательно слушать и читать. (2 мин)
II. Подготовка восприятия
Звучит отрывок (2 строфы) песни “Тихая моя родина” (Максим Трошин, гитара) (презентация 1-7 слайды по щелчку автоматически) (48 сек)
III. Выяснение и активизация первичного восприятия
Вам понравилось? Почему?
На ваш взгляд, можно по-другому исполнить эту песню? Обоснуйте свою точку зрения.
Как вы думаете, почему такое необычное начало урока? (2 мин)
IV. Определение темы урока
Вы правы, в первой строке прозвучало ключевое слово урока (родина).
Подскажите эпитет к слову “родина” из песни (тихая).
Возможно, кто-то назовёт и автора слов песни? (Н.Рубцов).
Попробуйте объединить все три слова и сформулировать тему урока (Тихая родина Н.Рубцова)
Верно. И мы попытаемся проникнуться настроениями, размышлениями поэта, “в подробностях простых” увидеть родину поэта с помощью анализа его стихотворений, понять смысл эпитета “тихая”. Запишите тему урока в тетради (запись в тетрадях, открыть заранее записанную на доске тему)
(2 мин)
V. Анализ стихотворения “Тихая моя родина”
Положите перед собой стихотворение. Просмотрите его. Ответьте на вопросы.
Что из этого стихотворения вы узнали о жизни поэта?
(Родился в деревне, в детстве умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)
А я дополню, что Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк, к северу от Архангельска. К началу войны его семья переезжает в Вологду. Мать умерла рано, отец ушёл на фронт. С 1942 г. начинается детдомовское сиротское детство в отдалённом селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний. Будучи сиротой, он мечтал о семье, теплоте родных сердец. А ещё Николай всегда мечтал о море, именно на флоте и началась его литературная жизнь. Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи (В.Кожинов). Выросший сиротою, он знал одну-единственную мать – Россию – и ей посвятил свои лучшие песни, лучшие минуты вдохновения.
В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: “Первая строка стихотворения всегда очень важна...”, задавая всю мелодию произведения.
Перечитайте первую строчку.
В каком слове поэт выразил своё чувство к родине? (тихая)
Да, в стихотворении Н.Рубцов делает акцент на своём восприятии родины – “тихая”. Тихая – это значит какая? (негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная). Этот эпитет драгоценен для поэта, избегавшего пышности. В нём заключено многое: черты русского национального характера – степенность, размеренность труда; особенности образа жизни – всему своё время, всему своё время в соответствии со временем года. Есть в этом определении – “тихая” - ещё один смысловой оттенок: любовь к родному уголку – такое глубинное чувство, что проявляется оно тихо, молитвенно тихо.
VI. Анализ стихотворения “Звезда полей”
- Посмотрите на экран, на котором изображено небо. Мудрые люди считают, что если сразу несколько людей найдут на этом небе одну и ту же звезду, то все у них в жизни получится, они почувствуют себя единой семьей на этой планете.
- Поэтому одно из самых известных стихотворений Н. Рубцова называется “Звезда полей” (выразительное чтение стихотворения)
Прочитайте про себя текст, положите перед собой.
Какое чувство вы испытали, читая это стихотворение? Это лирическое стихотворение? Почему?
Найдите строки, слова, которыми поэт рисует “малую родину”./ Попробуйте последнюю строчку произнести в соответствии с написанием. (Я вам помогу) Какой гласный звук вы слышите? Случайно ли это? (“О” повторяется не случайно. “Оканье” — основной признак северновеликорусских говоров. Это своеобразное указание на родную Вологодчину, малую родину Р.)
Какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине? (восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией).
Эти чувства меняются на протяжении стихотворения? С помощью каких эпитетов автор даёт нам почувствовать смену настроения? (мгла заледенелая, тревожные жители земли, приветливый луч помогают почувствовать смену настроения лирического героя)
Какой ещё художественный приём помогает автору передать эти эмоции?
(Антитеза помогает увидеть двойственность чувств души поэта: звезда, свет, тепло – мгла, холод, темень)
Какие образы стихотворения помогают нам почувствовать чувства лирического героя? (звезда полей, луч, поля, Родина..)Какой из них, на ваш взгляд, главный? Докажите
Какое значение имеют повторы (анафора): “звезда полей”, “горит”? (наверное, не случайны повторы. Они делают стихотворение ещё более звёздным, светлым. Горит не угасая – создаёт ощущение вечного источника тепла и света, которого так не хватает одинокой звезде)
Почему звезда горит тихо, а не сияет, не блестит? (Это чувство, содержащееся в подтексте стихотворения, — тоска по родине, где родился и вырос поэт, по ее тихой красоте. Необычна поэтика звезды у Рубцова. Звезда — многозначный символ света, надежды, символ верной дороги. Если есть в душе и в жизни звезда, на которую можно идти, то все в жизни будет одухотворено ее светом.)
В чём смысл названия стихотворения? (звезда – символ Родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Она напоминает Вифлеемскую путеводную звезду и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение от одиночества. По этому пути старается идти и Н.Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды – и он окрашивается тёплым чувством любви к родине. “Звезда полей”, отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но приветлива, “горит не угасая для всех тревожных жителей земли”)
Думаю, вы смогли заметить “песенность” поэзии Н.Рубцова: задушевность, мелодичность, интонации раздумья. Основные мотивы творчества: Родина, великая и малая, природа, русская душа. Любимый образ поэта – звезда.
VII. Свет или цвет?
Есть ещё одна отличительная особенность лирики поэта. Попробуем её найти.
Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова “поэзией (света, цвета)”.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте воспользуемся подсказкой на слайде. Какие репродукции больше характерны для рубцовской лирики? (недостаток цвета в поэзии восполняется стихией света – исправить слайд)
VII. “Собирание малой родины” Рубцова.
В нашем уроке осталось белое пятно, попробуем исправить ситуацию.
Какой вы почувствовали тихую родину Н.Рубцова?
На листочках-лучах прошу нарисовать, какой вы почувствовали родину Николая Рубцова (можно просто цветовое пятно, можно написать слово). Свой луч вы прикрепите к сердцевине на доске. По окончании музыки работу закончите, это будет через 1,5 минуты (охарактеризовать в общем “Звезду”)
Какой образ у нас получился? (солнце – это тоже звезда /Щелчок мышкой – на слайде появляется модель солнца) Звезда – один из символов поэзии Н.Рубцова. Почему звезда? (в народной поэзии образы света, огня – это символы жизни, добра, любви, домашнего очага. Они очень важны для человека)
VIII. Рефлексия
В стихотворениях Николая Рубцова мы видим неизмеримо звездное небо, спокойствие, доброту, искренность, любовь ко всему родному. Все это разве не может перебороть злобу, мстительность, недоброту в человеческом сердце? Светлая, родниковая поэзия Рубцова пробуждает нас, очищает, возвращает нам данное от природы чувство прекрасного.
Переверните перфокарты. На листе написаны возможные варианты начала вашего сочинения-миниатюры. Допишите любое из предложений. (Когда я читаю стихи Н. Рубцова, я представляю ... Стихи Рубцова меня заставили задуматься о... Поэзия Рубцова меня научила...) Ваши размышления и будут итогом урока.
IX. Д/З
- Найти песни на стихи Н. Рубцова, составить сборник.
- Выучить наизусть стихотворение “Звезда полей”.
- Создать иллюстрацию по мотивам урока – нарисовать малую родину.
- Написать стихи о родине.
- Составить сборник стихотворений о родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество А.Блока"
Содержит материалы о жизни и творчестве А.Блока...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"
конспект урока по литературе...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество м.Ю. Лермонтова"
Презентация представляет яркие моменты жизни и творчества известного русского поэта....
Урок литературы по теме: «Народнопоэтическая основа творчества С.А. Есенина» (на примере стихотворения «Береза»)
Данный ресурс содержит конспект урока литературы по творчеству С.Есенина, предназначен для учащихся 5 класса. на уроке у учащихся есть возможность сравнить произведение С.Есенина с народной песн...
Урок внеклассного чтения "Диво дивное" (по творчеству Н.Рубцова)
Разработка урока предназначена для уроков внеклассного чтения по циклу "Русские поэты о природе". Может быть использована и как сценарий для внеклассного мероприятия...