Методические материалы к изучению повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Василевская Ольга Александровна

Многостраничный документ содержит в себе текстовые материалы и активные ссылки на ресурсы интернета, которые могут пригодиться учителю на этапе подготовки к урокам литературы при изучении повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogostranichnyy_dokument.docx742.17 КБ

Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин. Капитанская дочка.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 5 Центрального района г. Санкт-Петербурга

А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Материалы к уроку литературы

в 8 классе.

Учитель русского языка и литературы

Василевская Ольга Александровна

Санкт-Петербург 2020 год


Оглавление

Биография        3

Эпоха, нашедшая отражение в повести        6

История создания. Замысел и работа над произведением        8

Прототипы героев        9

Герои произведения        10

Жанр произведения        13

Публикация и отзывы        14

Экранизация        15


                                        Биография

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года  в Москве в дворянской помещичьей семье.Источник Яндекс Картинки

Родители и предки Александра имели прекрасное образование. Отец Александра (Сергей Львович Пушкин) серьезно увлекался поэзией. Мать (Надежда Осиповна) отлично владела французским языком. Кроме того, дядя Александра (Василий Львович) был известным поэтом того времени. Все это оказало значительное влияние на будущее Александра.

В детстве Пушкин проводил немало времени в подмосковном селе Захарово. За ним присматривали бабушка, а также няня — Арина Родионовна, к которой Пушкин относился с большой любовью. Позже он написал несколько произведений, в которых содержатся упоминания о ней («Няне», «Зимний вечер»).

В 12 лет (в 1811 году) Пушкин успешно сдал экзамены и поступил в Царскосельский лицей под Петербургом, где он проучился 6 лет.

Именно в это время он начал писать свои первые стихи, активно изучать литературу (в том числе и французскую), а также познакомился с известными писателями и поэтами, которые единодушно признали его талант.

Уже в 1814 году, во время учебы в лицее, в журнале «Вестник Европы» было впервые опубликовано стихотворение Пушкина — «К другу стихотворцу». А спустя год на торжественном публичном экзамене поэт прочел свое произведение «Воспоминания в Царском Селе» перед знаменитым поэтом Г.Р. Державиным и  получил его восторженное одобрение. C:\Users\Olga\Downloads\640px-Pushkin_derzhavin.jpg

В 1817 году Пушкин окончил лицей и переехал в Санкт-Петербург, где поступил на службу в Коллегию иностранных дел.


В этот период поэт вел активную светскую жизнь, посещал множество мероприятий, состоял в различных литературных обществах, а также работал над новыми произведениями.

Через 3 года (в 1820 году) была опубликована первая поэма Пушкина — «Руслан и Людмила».  В этом же 1820 году поэта из-за неприемлемых стихов и эпиграмм (некоторые из них были об императоре) отправили в ссылку на юг, в город Кишинев.

Там Пушкин посетил Крым, а затем Кавказ. Поездка произвела на поэта большое впечатление,  и он написал такие поэмы как «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» и другие произведения.

Через 4 года (в 1824) за свои произведения и взгляды Пушкин был лишен должности и отправлен в другую ссылку — в село Михайловское, в имение его матери. Там, несмотря на обрушившиеся проблемы и неприятности, поэт продолжил активно работать над новыми произведениями.

Пока Пушкин находился в ссылке, прежний император Александр I (который разжаловал поэта) умер, и престол занял Николай I.

В 1826 году он назначил поэту личную встречу. В результате их разговора император «помиловал» Пушкина и освободил его от ссылки.

В этот период поэт возвращается к светской жизни, и на одном из вечеров встречает Наталью Гончарову. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bd/Natalia_Pushkina_by_Brullov.jpg/193px-Natalia_Pushkina_by_Brullov.jpg?uselang=ru

По словам самого Пушкина, он полюбил ее с первой встречи. Однако родители Натальи не сразу дали свое согласие на брак, ссылаясь на молодость Натальи (ей на момент встречи было всего 16 лет).

В этом же году произошло значимое событие в жизни писателя — вышел в печать первый сборник его стихов.

Осенью 1830 года Александр Сергеевич был вынужден отправиться в село Болдино — имение отца, для решения некоторых хозяйственных вопросов.

Там он плодотворно работает и создает множество произведений («Повести Белкина», «Домик в Коломне», несколько сказок). Этот период называют «Болдинской осенью».


В 1831 году Александр Пушкин вернулся в Москву, где обвенчался с Натальей Гончаровой. В этом же году вышел в печать знаменитый роман в стихах  «Евгений Онегин».

В 1833 году поэт совершил поездку в Оренбургскую область и на Урал ради сбора информации для нового произведения («История Пугачева»).

Осенью 1833 года Пушкин снова отправляется в село Болдино. Там он активно работает над новыми произведениями («Медный всадник»). Этот период иногда называют «Второй болдинской осенью».Sovremennik.jpg

В 1836 году уже в Петербурге поэт выпускает собственный журнал «Современник». Пушкин надеялся, что это поможет поправить финансовые дела.

В итоге большой популярности журнал не получил, однако в нем поэт смог публиковать свои произведения, которые не пропускали в печать. Например, роман «Капитанская дочка» был впервые напечатан в этом журнале, правда анонимно и с исключением некоторых глав.

8 февраля 1837 года в Петербурге на Черной речке состоялась роковая дуэль между Пушкиным и Дантесом.

Причиной конфликта стало настойчивое внимание со стороны Дантеса к жене поэта, а также оскорбительные слухи, порождаемые им.

На дуэли поэт был тяжело ранен в живот. Через 2 дня (10 февраля 1837 года) Александр Сергеевич Пушкин скончался.

Похоронен А.С. Пушкин в родовом имении своей матери. Село Михайловское находится в Псковской области в непосредственной близости от Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря. В далекие времена имение было пожаловано предку Пушкина — Ганнибалу. Поэтому родовое кладбище обеих династий располагается как раз на территории монастыря.C:\Users\Olga\Downloads\600px-PushkinGory_asv2018-07_img18_Svyatogorsky_Monastery.jpg

В наши дни Михайловское переименовано в Пушкинские Горы, увековечив тем самым имя поэта. Поток туристов здесь неиссякаем в любое время года. Тысячи людей приезжают на могилу поэта, чтобы почтить его память.


Эпоха, нашедшая отражение в повести

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культурной жизни России. Он создал такие произведения, которые стали символом русской духовной жизни. Одним из таких произведений является «Капитанская дочка». Но прежде чем открыть страницы  произведения, правильно понять его, оценить поступки героев, необходимо обратиться к тому времени, о котором рассказал поэт.

28 июня 1762 г. в Петербурге произошёл дворцовый переворот. На престол была возведена жена Петра ІІІ, царя слабого, вздорного, неумного. Император был низложен, заточён в Ропшинский дворец и там убит. C:\Users\Olga\Downloads\0086.jpg

Екатерина, в противоположность своему мужу, была хитра, дипломатична, властолюбива. Она хотела слыть монархиней гуманной и просвещённой, покровительницей наук и искусства, умела обвораживать нужных ей людей. Пушкин говорил об этом так: «Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали». Но на протяжении своего царствования  «просвещённая» императрица глушила свободное слово, бросала в тюрьмы людей, распространявших просвещение.

Екатерина, получившая русский престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, рассыпала им милости. Она раздаривала дворцы и земли с сотнями крепостных крестьян, делала ценнейшие подарки своим любимцам, фаворитам, награждала их орденами. Фавориты становились могущественными вельможами, от них зависели судьбы людей.

     Но не все дворяне были сторонниками возведения на российский престол Екатерины. Среди несогласных с её воцарением был старый фельдмаршал Миних. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.

Двор императрицы отличался невиданной роскошью, дворцы и парки в Петербурге и вокруг столицы, в Петергофе, Царском Селе, в Ораниенбауме потрясали великолепием. Вельможи подражали своей повелительнице. Их усадьбы отличались роскошью, изяществом архитектуры, великолепием убранства.

Но за эими усадьбами простирались огромные пространства, где убого и сиротливо чернели деревни. Положение крепостных крестьян в царствование Екатерины Второй было ужасным.

Во 2-й половине ΧVІІІ века были увеличены барщина и денежный оброк. Рабочий день крепостного крестьянина на барщине в летнее время продолжался 14-16 часов. Земельные наделы были ничтожны. Крестьяне нищенствовали. Помещики имели право продавать крестьян, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Императрица дала огромные права помещикам. В первые же годы своего царствования она издала указы, предоставившие крепостникам право самолично, без суда, ссылать провинившихся крестьян на каторгу и лишавшие последних права подавать жалобы. В дворянских усадьбах царил произвол и беззаконие.

Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков. Иногда крестьянские бунты принимали широкий размах: горели усадьбы, вооставшие избивали и убивали помещиков, но эти стихийные вспышки жестоко подавлялись. Частые бунты происходили и на уральских заводах; волновались калмыки, башкиры, киргизы.

В такой обстановке, после смерти Петра ІІІ, внезапной и таинственной для народа, разнеслись слухи, что император жив, что вместо него убит кто-то другой, а царь спасён верными людьми и скрывается до поры до времени, но он откроется народу и пойдёт отнимать свой законный престол, сгонит с трона незаконную царицу, отмстит помещикам, даст права на землю и землю крестьянам. Вера в доброго и справедливого царя была сильна в народе с давних пор, так же, как ненависть к помещикам.

     На далёких берегах реки Яик (Урал), в бескрайних оренбургских степях, среди казачества, на уральских заводах появилась легенда о том, что царь жив и и идёт спасать народ. В 1773 г. там появился человек, который назвал себя Петром ІІІ. Он был смел и дерзок. Умел повелевать, умел зажигать сердца. Обладал военным талантом. Его воззвания, написанные на понятном народу языке, вселяли надежду на освобождение от помещичьего гнёта. Этого человека звали Емельян Иванович Пугачёв. За ним пошёл народ. Восстание охватило огромную территорию.


C:\Users\Olga\Downloads\6fgh.jpeg

       История создания. Замысел и работа над произведением

Пушкин всегда горячо интересовался историей своей родины. Его внимание привлекает исследование материалов о пугачевском восстании, доступ к которым он получает в 1831 году. Александр Сергеевич получает официальное разрешение на работу в государственном архиве. Он много работал в архиве, внимательно изучал документы о пугачевском восстании.

Но это его не удовлетворило, и в 1833 году Пушкин добивается разрешения на четырехмесячную поездку по местам, где происходили события. Он побывал в Оренбургской и Казанской губерниях, беседовал со стариками – крестьянами, еще помнившими или видевшими Пугачева, записывал их рассказы и песни о Пугачеве.

Результатом этих исследований является исторический труд А.С.Пушкина «История Пугачева».

Но на этом писатель не останавливается. Его целью становится написание художественного произведения с захватывающим сюжетом, план которого он набросал еще в 1833 г.

До нас дошло целых пять планов романа, что свидетельствует о длительной кропотливой работе автора. Опасаясь, что цензура не пропустит роман, Пушкин долгое время искал наиболее удачный вариант плана. Первоначальная редакция "Капитанской дочки" была создана Пушкиным в августе 1833 г. Однако эта редакция до нас не дошла. Поэт продолжал работать над "Капитанской дочкой" в 1834 г. Заключительные строки "Капитанской дочки" датируются 19 октября 1836 г.Captain's Daughter 1837.jpg

Она вышла в свет за полтора месяца до смерти поэта. Творческое воображение Пушкина воссоздало в художественном произведении не только исторические факты, но и правдивые образы людей – участников тех далеких событий 1773-1775 гг.    

Прототипы героев

Изначально Пушкин задумывал своего героя дворянином, который переходит на сторону Пyгачева. Прототипом главного героя стали сразу несколько реальных людей: Шванвич и Вашарин. Шванвич в свое время добровольно перешел на сторону Пугачева. Вашарин же, напротив, был взят в плен Пyгачевым, но затем бежал и поступил на службу к генералу Михельсону, противнику пугачевщины.

Позже Пушкин переименовал главного героя в Буланина, а затем - в Гринёва. Фамилия Гринева была выбрана Пушкиным не случайно. При написании повести использована история отставного поручика Алексея Гринёва — помещика села Солдатское Белгородской губернии. После подавления восстания Емельяна Пугачева Алексея Гринёва обвинили в связях с представителями мятежников, которые склоняли население губернии на сторону восставших, и арестовали. Но вскоре он был отпущен домой по личному распоряжению императрицы.

 В результате Пушкин "разделил" своего главного героя на двух персонажей: доброго Гринева и злодея Швабрина. Образ Швабрина как дворянина-изменника уравновешивал собою образ Гринёва. Это разделение на два персонажа сделало роман менее острым политически. В результате роман преодолел цензурные преграды, которые часто отравляли жизнь Пушкину.

Прототипом генерала Андрея Карловича Р. стал Оренбургский губернатор Иван Андреевич Рейнсдорп. Пушкин перенес некоторые черты Рейнсдорпа на персонаж своего романа.

Герои произведения

Пётр Андреевич

Гринёв

17-летний дворянин, ещё будучи в утробе матери записанный в гвардии Семёновский полк; во время описываемых в повести событий — прапорщик. Как раз он и ведёт повествование для своих потомков в правление Александра I, пересыпая рассказ старомодными сентенциями. По оценке Белинского, это «ничтожный, бесчувственный характер», который нужен автору как относительно беспристрастный свидетель поступков Пугачёва. Однако по мнению Ю. М. Лотмана — в Петре Андреевиче Гринёве «есть нечто, что привлекает к нему симпатии автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен».

Емельян Пугачёв

Колоритная фигура предводителя восстания, в котором М. Цветаева видела «единственное действующее лицо» повести, несколько заслоняет собой Гринёва. П. И. Чайковский долгое время вынашивал замысел оперы по «Капитанской дочке», но отказался от него из-за опасений, что цензура «затруднится пропустить такое сценическое представление, из коего зритель уходит совершенно очарованный Пугачёвым», ибо тот выведен у Пушкина «в сущности удивительно симпатичным злодеем».

Алексей Иванович Швабрин

Антагонист Гринёва — «молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым» и волосами, которые «черны как смоль». Ко времени появления Гринёва в крепости уже пять лет как был переведён из гвардии за дуэль. Слывёт вольнодумцем, знает французский, разбирается в литературе, но в решающий момент изменяет присяге и переходит на сторону бунтовщиков. В сущности, чисто романтический негодяй (по замечанию Мирского, это вообще «единственный у Пушкина негодяй»).

Марья Ивановна Миронова

«Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши»; дочь коменданта крепости, давшая название всей повести. «Одевалась просто и мило». Чтобы спасти возлюбленного, едет в столицу и бросается в ноги царице. По замечанию князя Вяземского, образ Маши ложится на повесть «отрадным и светлым оттенком» — как своеобразная вариация на тему Татьяны Лариной.

Архип Савельич

Стремянной Гринёвых, с пяти лет приставленный к Петру в качестве дядьки. Обращается с 17-летним офицером, как с малолетним, помня наказ «смотреть за дитятей». «Верный холоп», но лишённый холопства нравственного — прямо выражающий неудобные мысли в лицо и барину, и Пугачёву. Образ самоотверженного слуги принято относить к наиболее удачным в повести. В его наивных хлопотах о заячьем тулупе заметны следы типажа комического слуги, характерного для литературы классицизма.

Капитан Иван Кузьмич Миронов

Комендант Белогорской крепости, бодрый старик высокого роста. Выходец из солдатских детей, не получивший никакого образования. За сорок лет службы приобрёл репутацию хорошего офицера. Дома носит колпак и китайчатый халат. Во всём почти подчиняется воле умной и проницательной супруги. По замечанию Цветаевой, «тип почти комический, если бы не пришлось ему на наших глазах с честью умереть». Ю. Айхенвальд отмечает духовное родство капитана Миронова со штабс-капитаном Максимом Максимычем у Лермонтова и капитаном Тушиным у Толстого: он «лучше всех воплощает это скромное величие, этот высший героизм простоты», который вырастает у Пушкина «из будней, из скромного и неэффектного материала».

Василиса Егоровна Миронова

Супруга коменданта, «старушка в телогрейке и с платком на голове», владелица единственной крепостной девки Палашки. Имеет репутацию «прехраброй дамы» (Швабрин). «Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». Автор показал нам простую русскую женщину, хранительницу семейного очага и счастья, по-женски любознательную, проницательную и смекалистую, и в тоже время не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умеющую принять важное решение, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. 

Иван Игнатьич

Иван Игнатьич – опытный, добросовестный офицер, поручик. Он участвовал в боях со шведами и турками, где потерял один глаз. Добрый, великодушный, рассудительный человек. Иван Игнатьич предотвращает первую дуэль Гринева и Швабрина, считает дуэли глупостью и варварством. Иван Игнатьич - одинокий старик и, вероятно, старый холостяк. Судя по всему, у него нет своей семьи, потому что о ней ничего не говорится в произведении. Он фактически стал частью семьи Мироновых, с которыми проводит много времени. Он верный подчиненный капитана Миронова и помогает Василисе Егоровне по хозяйству, конечно, также он довольно тепло относится к Маше. Когда разгорается Пугачевский бунт, Иван Игнатьич отказывается признавать Пугачева царем  и с достоинством офицера принимает смерть.

Жанр произведения

Жанр – исторически сложившийся тип художественного произведения; разновидность устойчивой структуры произведения, организующей все его элементы в целостную художественную реальность.

К какому жанру можно отнести данное произведение?

         Мнения литературоведов расходятся.  Одни считают данное произведение романом, другие – историческим романом, третьи – повестью, четвертые – семейной хроникой, а пятые – мемуарами.

Для того, чтобы правильно ответить на данный вопрос, необходимо выяснить, как жанр своего произведения определил сам автор.

Сам Пушкин обычно называл «Капитанскую дочку» не повестью, а романом. Этим жанровым обозначением он пользовался и в 1833 г., когда его роман еще не вышел из стадии предварительных наметок плана, и в 1836 г., когда «Капитанская дочка» была уже опубликована.

Итак, автор определил свое произведение как роман. Но с течением времени (от 18 века до 21 века) значение жанров изменялось. Следовательно, мы можем сказать, что в «Капитанской дочке» переплелись все названные выше жанры.

Пропущенная глава

Известно, что при окончательной обработке романа Пушкин "вырезал" целую главу романа (о бунте крестьян в деревне Гринева).

 Судя по всему, Пушкин сделал это, чтобы угодить строгой цензуре. При этом поэт сохранил "вырезанную" главу в особой обложке с надписью: "Пропущенная глава".

Эта глава была впервые опубликована спустя много лет после смерти Пушкина, в журнале «Русский архив» в 1880 г.


Публикация и отзывы

«Капитанская дочка» была опубликована за месяц до гибели автора в издававшемся им журнале «Современник» под видом записок покойного Петра Гринёва. Из этого и последующих изданий романа по цензурным соображениям была выпущена глава о бунте крестьян в деревне Гринёва, сохранившаяся в черновой рукописи. До 1838 года никаких печатных отзывов на повесть не последовало, однако Гоголь в январе 1837 года отмечал, что она «произвела всеобщий эффект». 

А. И. Тургенев писал 9 января 1837 года К. Я. Булгакову: «Повесть Пушкина… так здесь прославилась, что Барант, не шутя, предлагал автору, при мне, перевести её на французский с его помощию, но как он выразит оригинальность этого слога, этой эпохи, этих характеров старорусских и этой девичьей русской прелести — кои набросаны во всей повести? Главная прелесть в рассказе, а рассказ перерассказать на другом языке — трудно».

Незадолго до публикации П. А. Вяземский, слышавший роман в авторском чтении в усадьбе Остафьево, прислал Пушкину мелкие замечания относительно фактологии.

Пушкин просил критики и у князя В. Ф. Одоевского, который отвечал в январском письме: «Пугачёв слишком скоро, после того как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто — читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже и взята. Савельич чудо! Это лицо самое трагическое, т. е. которого больше всех жаль в повести. Пугачев чудесен; он нарисован мастерски. Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачева. Маша так долго в его власти, а он не пользуется этими минутами».

Обсуждая стилистику повести, Н. Греч в 1840 году писал, что Пушкин «с удивительным искусством умел схватить и выразить характер и тон средины XVIII века». Не подпишись Пушкин под повестью — «и действительно можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описанных событий, до того рассказ наивен и безыскусствен», — соглашался с ним Ф. Достоевский.

Восторженный отзыв оставил о романе Н. В. Гоголь: «Решительно лучшее русское произведенье в повествовательном роде. Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазней. <...> В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей».

Высокую оценку «Капитанской дочке» дал Михаил Катков: ««Капитанская Дочка» составляет блистательное исключение из повествовательной прозы Пушкина. В этой повести есть развитие, целость и много прекрасного. Занятие материалами для истории Пугачевского бунта не осталось в Пушкине бесплодным. «Капитанская Дочка» несравненно более знакомит нас с эпохой, местами с характером лиц и событий, нежели самая история Пугачевского бунта, написанная Пушкиным».

По  мнению Д. Мирского, «Капитанская дочка» больше других произведений Пушкина повлияла на становление реализма в русской литературе — это «реализм, экономный в средствах, сдержанно юмористичный, лишённый всякого нажима».

Экранизация

Повесть многократно экранизировалась, в том числе за рубежом:

1928 – «Гвардии сержант» («Капитанская дочка»), реж. Юрий Тарич (СССР);

1934 – «Волга в огне», реж. Вячеслав Туржанский (Франция, Чехословакия);

1947 — «Капитанская дочка», реж. — Марио Камерини (Италия);

1958 — «Буря». (Италия, Франция, Югославия), реж. — Альберто Латтуада;https://www.kinopoisk.ru/images/film_big/44707.jpg

1958 —«Капитанская дочка», фильм Владимира Каплуновского (СССР);

1965 — «Капитанская дочка» /ит. «La figlia del capitano» (мини-сериал, Италия). Режиссёр — Леонардо Кортезе;

1976 — «Капитанская дочка», телеспектакль Павла Резникова (СССР);

2000 — «Русский бунт», реж. — Александр Прошкин;https://www.kinopoisk.ru/images/film_big/40718.jpg

2005 — «Капитанская дочка», анимационный фильм Екатерины Михайловой.

Оперы на сюжет «Капитанской дочки» сочинили Цезарь Кюи (1909), Сигизмунд Кац (1941), Дмитрий Толстой (1976) и Михаил Коллонтай (1995—1998).

В 2003 году состоялась премьера балета «Капитанская дочка», музыку к которому написал Тихон Хренников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по изучению текстового редактора Word

В методичке подробно изложен теоретический материал по работе в редакторе WORD 2003, к каждому уроку составлены практические задания. Объем методички 43 листа....

Картотека учебно-методических материалов для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе

В картотеке собраны и систематизированы учебно-методические материалы для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе (по публикациям в журнале "Литература в школе" и еженедельном прило...

Методические материалы по изучению раздела «Системы автоматизации бухгалтерского учета» дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Раздел «Системы автоматизации бухгалтерского учета» входит в учебную дисциплину «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной образовательной программы СПО базо...

Материалы к изучению повести А.И.Куприна "Поединок" (11 класс).

Лабораторная работа по повести "Поединок"  и тест на знание содержания рассказа "Гранатовый браслет" способствуют закреплению навыка изучающего чтения, вырабатывают внима...

Методические материалы по изучению MICROSOFT EXCEL

Предлагаемые методические разработки помогут в самостоятельном изучении MICROSOFT EXCEL....

Методические материалы по изучению MICROSOFT POWER POINT

Предлагаемые материалы помогут в самостоятельном освоении программы создания презентаций MICROSOFT POWER POINT....

Методическое пособие по изучению "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Пособие, которое поможет организовать работу при изучении "Повести..."...