Материалы к изучению повести А.И.Куприна "Поединок" (11 класс).
материал по литературе (11 класс) на тему
Лабораторная работа по повести "Поединок" и тест на знание содержания рассказа "Гранатовый браслет" способствуют закреплению навыка изучающего чтения, вырабатывают внимание к содержанию художественного текста, формируют активного читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poedinok.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В.Стефанишина,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ р.п.Мухен
района имени Лазо
Хабаровского края
Материалы к уроку литературы по творчеству А.И.Куприна (11 класс).
А.Куприн. «Поединок».
Лабораторная работа
(индивидуальная)
Цель: через сравнение условий жизни и размышлений Юрия Ромашова раскрыть самосознающую индивидуальность героя.
Особенности композиции каждой главы:
- описание событий и условий жизни полка, где служит Ромашов;
- пейзажные зарисовки (глазами Ромашова) как контраст природы и человеческой жизни;
- мечты Ромашова;
- оценка Ромашовым событий в полку;
- описание себя в третьем лице;
- «вывод» в конце каждой главы.
Форма работы:
При чтении повести сделать краткие выписки из текста, используя пункты композиции. Каждая глава – это свидетельство развития внутреннего мира Ромашова, поэтому необходимо делать вывод после каждой главы, что изменилось у Ромашова в сознании. Кроме того, необходимо сформулировать ваше отношение к происходящим событиям.
Пошлость окружающей обстановки | Размышления Ромашова. Постоянная оценка себя. |
Гл.1 Общее впечатление о занятиях в полку. Гл.2 Личная жизнь Ромашова. Гл.3 Почему его тянуло в дом Николаевых? Отношение к Раисе Петерсон. Гл.4 Оценка Шурочкой полковой жизни. Гл.5 Гл.6 Обнаружение собственного «Я». Гл.8 Офицерское собрание. Гл.9 Гл.10 Гл.11 Финансовое положение Ромашова. Гл.13 Гл.14 Чувства Шурочки. Гл.15 Смотр. Гл.16 Бредовая прогулка. Разговор с богом. Спасение Хлебникова. Гл.17 Гл.18 Сцена в публичном доме. Гл.19 В собрании. Гл.20 Офицерский суд. Гл.21 Беседы с Назанским. Гл.22 Предательство Шурочки. Гл.23 Рапорт | Проявление у Ромашова несвойственных офицерам полка чувств к командиру. «Одиночество и затерянность среди чужих». Чувство стыда, неловкости, унижения, отвращения. Ощущение себя ненужным, с которым «не церемонятся». Новый взгляд на полковых дам. Мысли о Петерсон, о своем падении, о нечистоте, скуке, однообразии жизни. «Нельзя бить солдат!» Мнительность, ранимость Ромашова. Ощущение себя «отщепенцем». Осознание равенства с Хлебниковым. Надлом в душе Ромашова. Мысли. «Три гордых призвания: наука, искусство и свободный физический труд». Противостояние Бек-Агамалову. Как описано поведение Ромашова. Сухой, казенный рапорт об убийстве Ромашова на дуэли (после целой симфонии его любовных чувств) предельно обостряет ощущение недопустимости смерти молодого человека. |
Самый важный мотив произведения – трагедия «запутанного и угнетенного сознания» всех, кто окружает Ромашова. Однако Ромашов видит человечность в душе пьяницы Веткина, поклонника звериных инстинктов Бек-Агамалова, создателя стройной «системы порабощения» Осадчего; его чуткое, доброе, утонченное жизнеощущение – верный знак гуманных основ мира.
Тест на знание содержания рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
1. Что подарил муж княгине Вере Николаевне ко дню именин:
А) гранатовый браслет; Б) старинный молитвенник; В) серьги с грушевидными жемчужинами.
2. Чего не было в портрете Веры Николаевны:
А) высокой и гибкой фигуры; Б) холодного и гордого лица; В)изящных рук с длинными пальцами.
3. По мнению Анны, в лунном свете есть оттенок:
А) бирюзовый; Б) желтый ; В)розовый.
4.Кому из героев принадлежат слова:
Я люблю лес. Помнишь лес у нас в Егоровском?.. Разве может он когда-нибудь прискучить? Сосны!.. А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером. Тишина такая… прохлада.
А) Василию Львовичу; Б) Анне; В) Вере Николаевне.
5.Какое «чудовище» принес рыбак повару Луке:
А) осьминога; Б) морского петуха; В) угря.
6. Кому принадлежат слова:
« А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость»?
Б) Вере Николаевне; Б) Анне; В) генералу Аносову.
7. Вставить недостающее слово в цитату: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей … в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.
А) тайной; Б) трагедией; В) страстью.
8. О ком идет речь: «разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, – чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя…»
А) о муже Анны; Б) о Желткове; В) о поручике из полка.
9.Что просил сделать с браслетом Желтков:
А) отдать на благотворительность; Б) передать Вере Николаевне; В) повесить на икону.
10) Добавьте нужное слово: «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую … , разрушившую всю человеческую его жизнь. Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видала на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона.
А) страсть; Б)тайну; В) муку.
11. Выберите нужное продолжение: «В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе:
« … ».
А) «Будь счастлива!»; Б) «Да святится имя Твое!»; В) « Да пребудет с тобой милость Божия!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение повести Л.Н.Толстого "Детство", 7 класс
Вопросы составлены для проверки знания текста повести Л.Н.Толстого "Детство"....
Изучение повести М.Горького "Детство", 7 класс
Вопросы для проверки знания содержания повести....
Презентация к уроку литературы в 9 классе по изучению повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
Презентация содержит фотографии современного Санкт-Петербурга, иллюстрации к повести "Белые ночи"...
Методика и опыт. Изучение повести В. Л. Кондратьева "Сашка" в 10 классе
Семь десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историчскому событию. Нынешнее время, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ст...
Изучение повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" в 6 классе
Конспект содержит биографический материал и методические рекомендации по проведению урока в 6 классе...
История в произведениях Н.В.Гоголя. При изучении повести "Тарас Бульба". 8 класс
Можно использовать в качестве вводного урока при изучении повести Гоголя "Тарас Бульба". Идея произведения. Патриотизм. Запорожская Сечь....
Методические материалы к изучению повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Многостраничный документ содержит в себе текстовые материалы и активные ссылки на ресурсы интернета, которые могут пригодиться учителю на этапе подготовки к урокам литературы при изучении повести А.С....