«Педагогические приемы формирования УУД на уроках русского языка»
статья

На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД.   Что такое УУД?  В широком смысле –  это умение учиться. УУД   разделены на четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_1.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Педагогические приемы формирования УУД на уроках русского языка»

Учитель русского языка Козлова Татьяна Евгеньевна.

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники.

Задачи: 

  • Рассмотреть виды   УУД, их содержание, требования к результатам сформированности;
  • Познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке русского языка, способствующими формированию универсальных учебных действий;
  • приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: педагоги школы.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

I . Вступление 

      Добрый день, уважаемые коллеги! Надеюсь, что наша встреча будет для нас полезна и интересна.  Моя  жизненная философия «Чтобы озарять светом других — надо носить солнце в себе…» слова Ромена  Роллана.

 

 II. Актуализация мастер-класса

    Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы, и поучиться у вас.  Я прошу вас озвучить ваши ожидания.    Чтобы настроиться на плодотворную работу, я предлагаю:  мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что  предполагаете получить. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши.

Итак, начнём внимание на экран. Знакомы ли вам эти произведения искусства? Какой - это вид искусства? (живопись, возможно рисунок на гобелене)   Это флорентийская мозаика из камней. Более 400 лет мастера всего мира работают

в стиле флорентийской мозаики. Это уникальный вид искусства - каменная живопись. Где колорит создаётся цветом камней.

Но мы не знаем название каждой из них.

   У вас на столах репродукция  одной из картин. Я попрошу вас внимательно рассмотреть детали, обратить внимание на позы героев  и дать название картинам. Время работы – 1 минута.

Группы готовы. И так первая группа. Замечательно – зрение. Вторая группа- слух, третья группа – обоняние, осязание. Есть еще одна мозаика – вкус. Прекрасно с помощью органов чувств человек познаём окружающий  его мир, который  в себе хранит много тайн и загадок. Попробуйте и вы, выполняя задания увидеть, услышать, почувствовать  и найти ответ.

III. Раскрытие темы мастер- класса

      Тема моего мастер – класса «Педагогические приёмы формирования УУД на уроках   русского языка ». На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД.   Что такое УУД?  В широком смысле –  это умение учиться. УУД   разделены на четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

       Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех приёмах, которые формируют УУД на уроках   русского языка. Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.  Я, конечно,  не претендую на новизну всех изложенных ниже приемов. Они известны. В определенном смысле эти  приемы – совокупное творчество учителей. 

      Кто из нас  не любит разгадывать загадки, играть в игры ведь это так здорово, поломать над чем-нибудь голову, проявить эрудицию, блеснуть знаниями. Игры со словами чрезвычайно увлекательное занятие. Все, наверное, помнят игру в "города" или в "испорченный телефон". Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности.

       А сейчас я предлагаю вам поиграть в игры деда Буквоеда или лингвистические игры...

Фразеологизмы

       Рассмотрите шутливые рисунки, какие выражения вы узнаёте. Как называются эти выражения? Конечно – фразеологизмы. Что вы о них знаете?

       Фразеологизмами называются устойчивые словосочетания, которые используются для придания речи выразительности, динамичности, лучшей передачи эмоций и т.д.

        В русском языке они подобно флорентийской мозаике такие же красочные и такие же уникальные. Загадка их уникальности состоит в том, что они имеют большие выразительные возможности, с их помощью можно образно в краткой афористичной форме выразить мысль.

  Проверим  возможности фразеологизмов  в мире музыки. Прослушайте внимательно музыкальное произведение до конца  и только потом поднять тот фразеологизм, который бы соответствовал музыкальному  произведению.

Метаграммы

        Можно ли сделать из мухи слона? Запросто, если чему-то незначительному вы придадите слишком большое значение. Но если вы захотите принять участие в нашей следующей игре, то тут нужно будет хорошенько поломать голову, чтобы сделать из мухи слона.

      В этот раз, на старт вышли метаграммы, то есть новые слова, которые образуются, если в исходных словах изменить всего одну букву.
Но можно сделать за 9  ходов, используя редкие слова, которые тем не менее можно найти в русском словаре.. МУХА → МУЛА → КУЛА → КИЛА → КИЛТ → КИОТ → КЛОТ → КЛОН → СЛОН.

   А в словарях современного русского литературного языка и толковом словаре Даля и Ожегова мы с  вами сейчас узнаем, что означает каждое из этих малоизвестных слов.

Первая группа – слово кила, вторая группа-киот, третья группа – клот.   Анаграммы

  С тем, что с помощью анаграмм можно проверять уровень интеллекта и словарный запас, спорить не приходится

  «Анаграмма — слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово». Именно «другое слово», а не беспорядочный набор букв.

      Я предлагаю вам, поиграть в анаграммы.  Возьмите бланк, на котором располагается таблица с анаграммами, в которой имеются пустые ячейки. В пустую ячейку, следует записать лишнее слово (именно слово, а не его анаграмму). Также нельзя использовать вычеркивание лишней анаграммы, потому что испытуемый должен продемонстрировать то, что он смог решить анаграмму».

    Данная игра развивает словарный запас и дает возможность почувствовать язык, понять, как одна буква может полностью изменить значение слова.  Несмотря на то что это увлекательная игровая форма, она помогает на начальном этапе обучения формировать лингвистическое мышление, заставляя ребенка с вниманием относится к букве, звуку, понимать их смыслоразличительные функции, как мастер мозаики ценит каждый свой камень.

 Филворд

       Филворд – это разновидность кроссворда, существенно отличающаяся от классического варианта. Эта головоломка достаточно проста, возможно, именно поэтому пользуется большой популярностью в разных странах. Очень часто ее публикуют различные детские издания. Слова в филворде могут изгибаться, но только под прямым углом (по диагонали слова не располагаются), с другими словами не могут иметь общих букв. Слова должны только соприкасаться друг с другом.  Я предлагаю поиграть в филдворд.

     Русский язык настолько богат, что позволяет «играть» собой в довольно неожиданных формах. Одна из самых интересных и веселых забав русского языка – это составление тавтограмм целых рассказов, все слова которых начинаются на одну и ту же букву.  

Тавтограммы  или настоящим мастерам слова достаточно и одной буквы!

   Предлагаю составить небольшой рассказ на заданную букву.

   Таким образом, в процессе формирования   УУД, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

IV.Рефлексия

     А сейчас  я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе, предлагаю положить  свой  камушек на красную чашу весов, а если это все вас не тронуло –  на зелёную.

  Закончить свой мастер-класс я хотела бы словами В.В. Давыдова:

«Хотя учитель – это массовая профессия… по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддаётся никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большим художником»

Хоть выйди ты не в белый свет

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Н.Рыленков

 Спасибо за работу! Желаю творческих успехов!

Использованный список литературы и интернет – ресурсов:

  1. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
  3. М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011

4.Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/ 

5. Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/

6.Энциклопедия лучших игр со словами и цифрами, 2008 г.Д. В.  Нестерова
Ссылки

      1.http://media.nn.ru/data/forum/images/2013-07/70399699-turistenok.jpg 

    2. http://gym1.oprb.ru/data/15/845/news/26997_photo.jpg 

    3.http://s60.radikal.ru/i167/1010/0b/0b30a96f7a3d.png 

    4.shkolala.ruЗаконодательство о школеСистемой Эльконина Давыдова

    5.anagram.poncy.ru

    6. novijmir.blogspot.rup/blog-page_3837.html

    7. ScanWord.organagramma/game

    8. uznateshe.ruigra-bukv/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Приемы развивающего обучения на уроках русского языка"

Методические рекомендации состоят из теории, в которой представлен опыт работы по данной теме, и конкретных заданий для учащихся, которые можно использовать  при подготовке к интедллектуальным ма...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

сценарий семинара - практикума "Педагогические приемы формирования УУД на уроке

Основная цель семинара практикума - повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.Задачи: осмыслить понятие УУД; рассмотреть виды УУД ( познавательные , коммуникативные), их с...

Приложение к сценарию семинара-практикума "Педагогические приемы формирования УУД на уроке"

Данные материалы  являются приложением к  сценарию семинара - практикума "педагогические приемы формирования УУД на уроке"...

Методический семинар-практикум «Педагогические приемы формирования УУД на уроках»

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос «Сколько?» уходит, и требования предъявляются, каким он стал после т...

Обобщение педагогического опыта «Словарная работа на уроках русского языка» учителя русского языка и литературы

Обобщение педагогического опыта«Словарная работа на уроках русского языка»учителя русского языка и литературы...