Учебно - педагогический проект "Подготовка к олимпиаде по русскому языку"
проект по русскому языку на тему

Рябкова Людмила Александровна

Учебный проект способствует развитию индивидуального потенциала учащихся, формированию умений ставить задачи и принимать решения. Предназначен для подготовки к олимпиаде по русскому языку в форме изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_sayta.docx65.71 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПОДГОТОВКА к ОЛИМПИАДЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

               

Автор: преподаватель

ГБОУ СПО «СРТ»  Л.А. Рябкова

2013 г.

                                               

                                                         СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ        ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА         

2.ЦЕЛИ ПРОЕКТА

3.ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

4.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА                                                                                                              

5. ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

                

6.СТРУКТУРА  И   СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ЭТАПА ПРОЕКТА                                                                

7.КОНТРОЛЬ                  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

         8.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

         9.СПИСОК УЧЕБНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

       


стр.

3

3

3

4

5

5

8

10

10


1.  ПАСПОРТ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

1.1. Область применения проекта:

учебно- педагогический проект  является        частью

примерной основной  образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 260807.01 «Повар, кондитер», СПО по специальности 230113.51 «Компьютерные системы и сети», 230115.51 «Программирование в компьютерных системах»

1.2. Место проекта в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общеобразовательный цикл

2.ЦЕЛИ ПРОЕКТА

2.1.  Цели   учебного проекта:

-развивать способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию,

их самостоятельности в учебно- познавательной деятельности,

-направлять на принятие самостоятельных нестандартных решений,

-формировать умение ставить задачи и задавать вопросы,

-учить учащихся ставить цель и организовывать её достижение,

-раскрывать индивидуальный потенциал учащегося

3.ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

 Проектная деятельность в учебном процессе способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем  и коммуникации .Этот вид работы осуществляется в виде практикума.

В  результате освоения  учебной  дисциплины «Подготовка к олимпиаде по русскому языку» обучающийся должен

уметь:

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;

-        сформировать         представление        о         тексте,        совершенствуя        навыки конструирования текстов;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

- строить аналитический рассказ об идейно-художественном содержании произведения         и  его  фрагментов  на  основе  самостоятельной  работы  с

текстом;

- раскрывать позицию автора в произведении, его взгляды, отношение к персонажам;

- выявлять подтекст;

-        производить         речеведческий                 и        стилистический        анализ        текста художественного         произведения,         научно-учебного,        научно-популярного, публицистического текста;

- выявлять и осмысливать изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с нравственно-психологической и социальной характеристикой

персонажей, индивидуализацией их образов, композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора;

- импровизировать на свободную тему;

- передавать в письменной форме индивидуальное восприятие художественного произведения, текста, свое видение действительности и понимание жизненных проблем, свои оценки фактов и явлений, своеобразно используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего индивидуального стиля;.

  4.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

           В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. В современном мире работник любой отрасли должен владеть навыками связного выражения мыслей в различных ситуациях. Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при одном условии, если говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата  .

         Выполняя проект «Подготовка к олимпиаде по русскому языку», дети освоят то, что нужно и важно в жизни каждого человека: уметь слушать и говорить так,   чтобы слушали, уметь оценить свою речь, логически верно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения,

беречь русский язык, ценить его красоту и богатство.

         В технологии проведения занятий присутствуют различные формы контроля, практические занятия, этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен  материал. Формой итогового контроля служит областная олимпиада по русскому языку.

Курс разработан для учащихся и студентов, рассчитан на 36 часов.

5. ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

5.1.Этапы проекта:

 –подготовительный(выявление возможностей учащихся, составление плана работы-сентябрь, октябрь),

  -апробация проекта(выполнение программы- ноябрь-март)

   -реализация проекта(участие в областной олимпиаде по русскому языку-март, апрель)

  -аналитический этап(подведение итогов-май)

  5.2Реализация        учебного проекта        требует        наличия:        учебного

кабинета.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места,        рабочее         место         преподавателя,         учебно-планирующая

документация,        рекомендуемые        учебники,        дидактический         материал,

раздаточный материал.

 

5.3. Информационное обеспечение обучения

5.4. Реализация программы осуществляется через учебный процесс и внеурочную деятельность

6. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ЭТАПА ПРОЕКТА

6.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Рекомендуемое  количество часов на освоение примерной программы проекта: 36 часов

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

практические занятия

30

контрольные работы

              6

Итоговая аттестация в форме областной олимпиады по русскому языку

6.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Понятие о единицах и уровнях языка, взаимосвязях и отношениях единиц разных

уровней языка.

Понятие  о  коммуникативной  целесообразности,  уместности,  точности,  ясности,

чистоте,   логичности,   последовательности,  образности,   выразительности   речи.

Основные аспекты культуры речи :нормативный, коммуникативный и этический.

Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и

грамматические        (морфологические        и        синтаксические)        нормы        русского литературного языка.

Лексические нормы Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие  речевого  общения.  Выбор  из  синонимического  ряда  нужного  слова  с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний

по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными        частями.        Синонимия        грамматических        форм        и        их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем;        2)слитные,        дефисные        и        раздельные        написания;        3)употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил,

включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак

Функциональные стили Научный, официально-деловой, публицистический, разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка

Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование

изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

6.3.ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и

тем

Содержание учебного материала, практические занятия

Объем часов

1

2

3

Тема  1.Особенности написания изложения

Изложение с элементами сочинения

2

Сжатое изложение

2

Анализ текста

2

Тема 2. Стили речи

Лексическая стилистика

2

Синтаксическая стилистика

2

 

Стилистический анализ текста

2

Тема3.Восприятие художественного произведения.

Индивидуальное восприятие текста, художественного произведения.

2

Письменное выражение своего видения текста

2

Определение позиции автора

2

Контрольная работа. Изложение.Текст «Лапти»

2

Анализ изложения

2

Тема 4.Грамматические и орфографические нормы русского литературного языка

Построение предложений с придаточными частями

2

Знаки препинания при передаче прямой речи

2

Смысловое членение текста. Абзац.

2

Контрольная работа. Изложение с элементами сочинения

2

Контрольная работа. Изложение с элементами сочинения

2

Анализ изложения

2

Итоговый урок

2


7. КОНТРОЛЬ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль         и         оценка         результатов        освоения         учебной        дисциплины

осуществляется        преподавателем         в          процессе         проведения         практических занятий        ,         тестирования,         а        также                выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные  умения, усвоенные  знания)

Формы  и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

-        совершенствовать        орфографическую        и

пунктуационную грамотность;

Индивидуальные

задания, тексты

-        сформировать         представление        о         тексте,

совершенствуя навыки конструирования текстов;

Работа        с        текстом,

конструирование текста

-        обеспечить         дальнейшее        овладение

функциональными        стилями                речи           с одновременным расширением знаний учащихся о стилях,        их         признаках,         правилах        их

использования;

Практическое        занятие

по признакам стилей

-        строить         аналитический        рассказ         об         идейно-

художественном содержание произведения  и его фрагментов на основе самостоятельной работы с текстом;

Самостоятельная

работа с текстом

-        строить         рассказ         по         типу        индивидуальной,

сравнительной        и        групповой        характеристики персонажей;

Устное сообщение

- выявлять подтекст;

Практическое занятие

-  производить  речеведческий  и  стилистический

анализ        текста        художественного         произведения, научно-учебного,        научно-популярного, публицистического текста;

Практическое занятие

-        выявлять        и        осмысливать        изобразительно-

выразительные средства языка в их  единстве с

Индивидуальные задания


нравственно-психологической         и        социальной

характеристикой         персонажей, индивидуализацией их образов, композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора;

-        творчески         пересказывать        художественный

текст;

Самостоятельная

работа

-  строить  устное  высказывание  и  письменное

сочинение         на         темы,                предполагающие самостоятельный                анализ                        литературных произведений                 и        фактов        исторической         и

современной действительности;

Индивидуальные задания

- строить проблемный очерк (высказывание типа

проблемного очерка) об отношениях человека и общества, человека и природы (среды), народа и власти,        о         нравственных        основах         счастья,        об

активном отношении к добру и злу, о мировых проблемах         и        проблемах         будущего,        о         своем назначении и месте в жизни, о будущей трудовой деятельности, профессии, семье;

Практическое занятие

- импровизировать на свободную тему;

Практическое занятие

- создавать художественную зарисовку, рассказ;

Практическое занятие

-        передавать         в        устной        и        письменной        форме

индивидуальное        восприятие         художественного произведения, свое видение действительности и понимание         жизненных          проблем,         свои        оценки фактов        и         явлений,        своеобразно         используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего индивидуального стиля;

Практическое занятие

-        аннотировать         статьи        о         литературных

произведениях,         театре,         кино,         художественных выставках;

Самостоятельная

работа

Знания:

- фонетику и графику, лексику и фразеологию,

грамматику и правописание;

Контрольные диктанты.


8.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

 -повышение качества знаний учащихся,

 -развитие творческих способностей и педагогов, и детей,

 -приобретение учащимися навыков работы в группе и индивидуально,

 -формирование умения высказывать своё отношение по определённой              теме

 - умение  строить  устное  высказывание  и  письменное сочинение         на         темы, предполагающие самостоятельный         анализ литературных произведений        

9.СПИСОК УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙЛИТЕРАТУРЫ

 1. Е.С.Власенков, Л.М. Рыбченкова Русский язык, 10-11 кл.

2. Е.С. Антонова, Т.М.Воителева Русский язык и культура речи стр.14.

  3. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А., Русский язык: 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2002-2004;

4.  Разумовская  М.М.,  Львова  С.И.,  Капинос  В.И.,  Львов  В.В.  и  другие Русский язык: 5-9 классы // Под.ред. М.М.Разумовский, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2003;

5. Власенко А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили

речи. 10 класс.- М.: Просвещение, 2004;

6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. -М.:

Вербум, 2001;

7. Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика.- СПб., 2003.

8. Бройде Н.Г. 25 таблиц по русскому языку. 5-11 классы. -М., 2001.

9. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2002.

10. Воителева Т.М. Синтаксис и пунктуация. – М., 2002.

11. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка.-2-е изд., перераб. – М., 1999.

12. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Книга для учителя .- М., 2000.

13. Русский язык /  Н.А. Герасименко, А.В. Канафтева, В.В. Леденева и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...

Педагогический проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время как средство повышения мотивационных интересов обучающихся».

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на урокахрусского языка и во внеурочной деятельности, как средства раск...