Мифологические образы в современной прозе 21 века (на примере творчества Л.Арден)
статья по литературе (8 класс)

Стальмак Нина Анатольевна

. Произведения востребованы широким кругом читателей. Рецензий и серьезных исследований творчества молодой писательницы нет, поэтому я решила провести своё исследование на основе прочитанных книг.Цель работы: познакомиться со славянскими  мифологическими образами в авторской интерпретации на примере прозы  Лии Арден

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мифологические образы в современной прозе 21 века

(на примере  творчества Л.Арден)

Я очень люблю читать.  Мои книжные предпочтения не останавливаются на определённом жанре.  Читаю детективы и классическую литературу, а также не отказываюсь от фэнтези. Один цикл книг в этом жанре стал  моим любимым и занял почётное место на  книжной полке. Цикл «Смерть и Тень»   Лии Арден покорил моё сердце  обращением  к славянской мифологии. Мне стало интересно, есть ли среди героев этих книг персонажи, в которых действительно верили древние славяне. Я стала искать информацию в Интернете и сравнивать мифические образы с книжными. Нашла отзывы читателей в комментариях и отзывах в социальных сетях. Чтобы прочитать книги современной писательницы Л.Арден, нужно  сначала найти магазин, где их продают или заказать. Произведения востребованы широким кругом читателей. Рецензий и серьезных исследований творчества молодой писательницы нет, поэтому я решила провести своё исследование на основе прочитанных книг.Цель работы: познакомиться со славянскими  мифологическими образами в авторской интерпретации на примере прозы  Лии Арден

                           1.  Лия Арден и её дебют в литературе

  ЛияАрден - молодая  современная писательница, автор цикла  книг «Смерть и тень» и таких романов в жанре фэнтези, как «Золото в тёмной ночи», «Достойный высший суд» и «Безупречная Луна». Под псевдонимом скрывается улыбчивая девушка по имени Влада. Она интересуется различными языками и славянскими мифами, а также увлекается игрой на различных музыкальных инструментах. Любимый жанр Лии Арден - фэнтези. Она никогда не задумывалась над написанием собственной книги, несмотря даже на огромную любовь к чтению. Писательница даже была уверена, что это не её призвание. Но всё  же Лия решила попробовать себя в новом деле. Она начала писать в январе 2019 года. В итоге к январю 2020 у нее уже было готово десять полноценных рукописей. Сначала тексты она писала только для друзей и родственников. Позже решила выкладывать рукописи в Интернет. Так всё и началось. В цикле  «Смерть и Тень» три книги.  «Мара и Морок» и «Мара и Морок. Особенная тень» - это основная дилогия. «Мара и Морок. 500 лет назад.» -  предыстория.  

  1. Славянская мифология в сюжете

  Кратко остановлюсь на сюжете, чтобы понять связь книг со славянской мифологией. Сюжет разворачивается вокруг девушки по имени Агата. Героиню  и её названных сестёр прозвали  Марами. Они с раннего возраста были отмечены богиней Зимы и Смерти Мараной. Мары жили среди людей и занимались тем, что отправляли неупокоенные души на перерождение к своей богине.  Книга окутана славянской мифологией. Постоянно встречаются боги и традиции славян. Богиня смерти-Морана отметила семь девушек, которые способны видеть и касаться того, что не замечают другие. Они могут одним прикосновением забрать жизнь любого существа. Довольно захватывающий сюжет перерастает в историю с дворцовыми интригами. Главная героиня Агата хочет отомстить за своих сестёр, но её впутывают в военные дела между двумя странами. А как выбрать сторону, если одна помогает мстить, а другая на стороне справедливости? В ходе моего исследования мне удалось узнать, что богиня, описанная  в  книге, существует и в славянской мифологии.

3.Кто такая Морена?

Погружаясь в мир славянской мифологии, невольно хочется узнать о главных героях мифов. В Интернете нашла пояснение значению имени Морена. Кто же она?  Морена (Мара, Марена, Моржана, Морана) – славянская Богиня Зимы и Смерти. С именем Морены созвучны многие страшные слова «мор», «морок». Особенно на Севере, где сильна власть долгой зимы, помнили о важности обращений к Богине Морене. Упоминания имени Морены встречаем в текстах северных заговоров. Уговоры, обращенные к Богине Смерти, чаще всего читают для доброго дела, например, исцеления от хворей. Считают, что именно Богиня Зимы способна прогнать болезни, приходящие вместе с холодами. А в текстах старинных писем встречаются даже обращения к Богине Морене для закрепления обещания. Тогда пишут, что Морена будет свидетельницей тому, кто взялся выполнить зарок. Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. Чаще всего её описывают как красивую молодую женщину с белой, как снег, кожей и темными волосами, черными, как небо зимней ночью. Богиня Морена описывается высокомерной, красивой и одновременно пугающей.

                                      4. Морок-бог лжи и обмана

   Немаловажную роль в дилогии играет Морок, слуга бесконечной тени. Никто не знает, что скрывается под его маской. Мороки отправляют души, которые уже настолько полны ненависти и алчности, что спасти их нельзя, в Тень. Место, из которого нет выхода, в котором нет ничего. Лишь гнетущая пустота. Из-за этой способности абсолютно все боятся Мороков. Их остерегаются даже Мары, у которых со слугами Тени схожий род занятий. Если между книжной и языческой богиней мы находим явные сходства, то Морок в славянской мифологии полностью отличается от того, которого описывают в книге. Морок-бог лжи и обмана, невежества и заблуждений. Его знают как того, кто напускает на людей ложь и обман. Бог Морок напускает свой морок, чтобы сохранить пути, ведущие к Прави от невежественных людей. Наши предки верили, что у Морока особая задача, с которой он явился в Миры. Этот Бог неоднозначен, как и многие существа мира темной Нави. Морока следует понимать не только как Бога лжи, обмана и болезней, но также и постараться увидеть за ним его предназначение, определенное Родом Прародителем. Морок зорко следит за тем, что по пути Правды не шли люди, способные намеренно искажать добро и истину. Потому славяне, порою, были благодарны этому Богу за то, что он умело за будничной суетой силой обмана может укрыть пути Правды от невежественных и недобрых людей или сущностей.

                          5.Авторские мифологические герои

   В книге присутствуют низшие твари (нечисть): злые духи и демоны. И многие из них далеки от славянской мифологии. Сама Лия Арден утверждает, что в славянской мифологии достаточно скудно на настоящих жутких тварей. В действительности многих тяжело назвать монстрами. В целом это проказники, мелкие пакостники, чьи шутки, конечно, нередко приводили к очень печальным последствиям, пожарам и даже смертям. Все они в основном предстают в образе маленьких мохнатых людей, сгорбленных старух, длинноволосых девушек и так далее. Тогда писательница решила усовершенствовать персонажей, заимствуя некоторые образы из других  мифологий. Что касается самой Мары, то тут много вариантов. Марами называли чучело, что сжигают на масленицу, связанное с сезонными обрядами умирания и воскрешения природы по весне. Мара могла быть и призраком. По некоторым поверьям Мары стояли под окнами ночью, могли навредить людям, дунув в их сторону.

6. О человеческих пороках

 Эта книга показывает читателю проявление всех человеческих чувств и качеств: алчности, хитрости, коварства, а также самопожертвование и любовь, ради которой готов пойти на всё. Эта книга интересна юным читателям благодаря искренним чувствам, захватывающему сюжету и мистическим созданиям. Писательница уделила особое внимание раскрытию персонажей, книга полна неожиданных сюжетных поворотов и захватывающих моментов. Это делает произведение интересным для читателей.

Заключение

В заключение можно сказать, что цикл книг «Смерть и Тень» - это самостоятельный мир. Лия Арден, несомненно, вдохновлялась славянской мифологией для написания своего произведения, но многие персонажи не соответствуют представлениям древних славян. Изменяя характеры, внешность и истории происхождения, писательница создала оригинальную Вселенную, в которой рассказана история каждого персонажа с разными принципами и разной судьбой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мифологические образы в поэзии А.С.Пушкина"

Данная презентация разработана ученицей  и  может быть использована  на уроках, посвященных  творчеству А.С.Пушкина...

К урокам литературы в старших классах. Современная проза. (В.П. Астафьев "Царь-рыба" и Л.Улицкая "Казус Кукоцкого")

Пособие может быть использовано на уроках, посвященных русской литературе последних десятилетий: как для изучения программного произведения (В.П.Астафьев "Царь-рыба"), так и для обзорных, последних в ...

Статья "Отцы и дети современной прозы, или может ли современное поколение прожить без литературы"

Недавно в выступлении известного педагога меня поразило точное наблюдение: "Вот мы говорим всюду и всегда - без Пушкина, Гоголя, Толстого нельзя прожить. Нет, можно и даже довольно безбедно, ведь живе...

СТатья "Отцы и дети современной прозы",или может или современное поколение прожить без литературы

Недавно в выступлении известного педагога меня поразило точное наблюдение: "Вот мы говорим всюду и всегда - без Пушкина, Гоголя, Толстого нельзя прожить. Нет, можно и даже довольно безбедно, ведь живе...

Мифологические образы в искусстве: Орфей и Эвридика

Мифологические образы Орфея и Эвридики в различных видах искусства - музыка, литература, изобразительное искусство...

Статья "Собирательный образ природы в прозе И.А.Бунина"

Поэтика бунинского пейзажа выражает не менее содержательно , чем идеи ,многосложное понятие «чувство природы».В прозе художника можно выделить «собирательный образ природы», вк...

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИФА И ТРАНСЛЯЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ

В статье рассматривается миф, его первичное восприятие учащимися 5-6 классов....