РП чтение и развитие речи 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)
РП чтение и развитие речи 5 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_chtenie_5_klass.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ и программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Цель: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи преподавания чтения и развития речи: отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
* учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
* социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Содержание курса
Чтение и развитие речи
На уроках чтения в старших классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать их характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Внеклассное чтение (в 5-9 классах проводится 1 раз в месяц)
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Знание основных сведений из жизни писателей. Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Самостоятельное чтение книг, газет, и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала. Ведение стенда внеклассного чтения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по чтению и развитию речи
Чтение и развитие речи
1-й уровень
- правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях - по слогам (45 – 60 слов);
- читать про себя, выполняя задания к тексту;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
- выражать своё отношение к поступкам героев и событиям;
- выучить наизусть 8 -10 стихотворений;
- читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.
2-й уровень
- правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;
- находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями;
- отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);
- заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося);
- принимать участие в уроках внеклассного чтения.
Методы обучения, применяемые для детей с ограниченными возможностями здоровья | ||||||
|
| |||||
Словесные методы обучения | Источник знаний – слово (систематическое изложение учебного материала учителем или в книге) | Рассказ учителя | ||||
Объяснение | ||||||
Беседа | ||||||
Работа с книгой | ||||||
Наглядные методы обучения | Источник знаний – образ (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) | Самостоятельные наблюдения | ||||
Метод иллюстраций | ||||||
Метод демонстраций | ||||||
Практические методы обучения | Источник знаний – действие (выполняемая учащимися деятельность) | Упражнения
| ||||
Лабораторно-практические работы
| ||||||
| ||||||
Опытническая деятельность
| ||||||
Учебно-производительный труд | ||||||
|
| |||||
Факторы, определяющие выбор методов обучения | Цели и задачи урока
| |||||
Тема урока, содержание материала | ||||||
Этап обучения учащихся | ||||||
Уровень развития познавательной деятельности школьников | ||||||
Возрастные, индивидуальные и типологические особенности детей | ||||||
Материально-техническая оснащенность учебного процесса | ||||||
Характеристика учащихся по возможностям обучения
Первая группа
Её составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.
Все задания, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения они успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Так, на уроках чтения и развития речи, в первую группу входят ученики, достаточно легко овладевающие первоначальными навыками чтения. Хорошо понимают содержание прочитанного, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определённым местом текста, составить простейший план и пересказать текст по плану. Все задания, как лёгкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном их развитию уровне они овладевают письменной и устной речью.
Вторая группа
Учащиеся этой группы также достаточно успешно обучаются в классе, но испытывают трудности, чем учащиеся первой группы.
В основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.
Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняют, но при этом ученики снижают темпы работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся 2 группы недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.
На уроках они допускают больше ошибок в чтении, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применять их на практике. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев.
Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
Третья группа
К ней относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщено. Характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Этих детей отличает низкая самостоятельность, темп усвоения материала ниже, чем у детей 2 группы.
Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания, однако, каждое, несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся обобщить, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применять адекватно поставленной задаче.
Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью.
Деятельность этих учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого учащиеся увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднительном, но в определённой мере осознанном процессе усвоения.
Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания проявляются при чтении текстов на уроке чтения. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного.
При искажении выученного текста учащиеся затрудняются отграничить новые сведения от имеющихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от второстепенного.
Четвёртая группа
Учащиеся овладевают учебным материалом спецшколы на самом низком уровне. Фронтальное обучение для них недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ.
Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти учащиеся не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению.
Знания усваиваются ими чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой спецшколы.
С трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь формируется медленно, отличается фрагментарностью.
Дети, отнесённые к 4 группе, не могут полностью усвоить программный материал.
Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильностью. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группы выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Структура программы
Чтение и развитие речи (136 ч., 4 часа в неделю)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Практические занятия (Вн.ч.) | Примечание |
I четверть (34 часа + 2 ч. вн.чт.) | ||||
Устное народное творчество | 4 | 1 | ||
Картины родной природы. Лето | 9 | |||
Сказки | 17 | 1 | ||
Картины родной природы. Осень | 6 | |||
II четверть (26 часов + 2 ч. вн.чт.) | ||||
О друзьях-товарищах | 9 | 1 | ||
Басни И.А.Крылова | 4 | |||
Спешите делать добро | 11 | 1 | ||
Картины родной природы. Зима | 4 | |||
III четверть (37 часов + 3 ч. вн.чт.) | ||||
Картины родной природы. Зима | 5 | |||
О животных | 17 | 1 | ||
Из прошлого нашего народа | 15 | 1 | ||
Картины родной природы. Весна | 3 | 1 | ||
IV четверть (30 часов + 2ч. вн.чт.) | ||||
Картины родной природы. Весна | 14 | 1 | ||
Из произведений зарубежных писателей | 18 | 1 |
Распределение учащихся по психическим особенностям и возможностям обучения
5 класс
ФИ учащихся | Психические особенности | Возможности обучения | ||
Чтение и развитие речи | ||||
09 | 01 | 05 | ||
Учебно-методическое обеспечение программы
5 класс
Для учителя
- Малышева З.Ф.Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2017.
- Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. – СПб., КАРО, 2006.
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Для учащихся
- Малышева З.Ф.Чтение. Учебник для 5 класса. – М., «Просвещение», 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида
Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс
Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы: Развитие речи, мышления, воо...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс
Название курсаПисьмо и развитие речи Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 8 класс
Название курса«Язык и речь» (письмо и развитие речи)Класс8Количество часов136 ч (4 часа в неделю)СоставительЕремина Е.В.Цель курсаРазвитие речи, мышления, воображения школьников, способнос...