Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа для 8 класса составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Стандарта общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, вариант I (приказ №29/2065-П от 10 апреля 2002 г.); типовой учебной программы по русскому (родному) языку В.В. Воронковой «Программа для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы (сборник №1). Русский язык. Владос, 2014». Предмет «Чтение и развитие речи» входит в образовательную область «Родной язык и литература».
Актуальность программы заключается в том, что она составлена с учётом содержания предмета и психологических особенностей его усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Все принципы обучения взаимообусловлены и представляют собой определённую дидактическую систему. Применительно ко всем разделам обучения письму и развития речи выделяются следующие принципы:
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип сознательности и активности обучения;
- сознательность и активность тесно связаны с наглядностью обучения;
- большое значение для использования полученных знаний на практике имеет их прочность;
- элементарность курса письма и развития речи не исключает научности материала и системности его изложения;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к детям в процессе обучения.
Помимо использования общедидактических принципов в методике разрабатываются и используются собственно методические принципы, вытекающие из закономерностей овладения языком и речью:
- принцип коммуникативной направленности;
- принцип единства развития речи и мышления;
- реализация принципа повышения языковой и речевой мотивации;
- тесно связан с предыдущими принципами принцип формирования чувства языка и опоры на него;
- в качестве методического принципа рассматривается также и взаимодействие работы над устной и письменной речью.
Цель – развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений., формирование прочных навыков чтения доступного их пониманию текста вслух и «про себя».
Основными задачами обучения чтению в специальной (коррекционной) школе является: *научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное, формировать речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной форме;
*формировать способности грамотного, беглого, осознанного чтения; воспитание интереса и любви к чтению, обогащать словарный запас.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Методы и типы уроков
На уроках русского языка используются следующие методы:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
- наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
- практические – упражнения, карточки, тесты.
Для реализации основных целей и задач уроков письма и развития речи применяются разнообразные типы уроков:
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- комбинированный урок;
- нестандартные уроки (урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)
Технологии обучения
Традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные;
- педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса;
- педагогика сотрудничества;
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Виды и формы контроля
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- проверка знаний при помощи тестов;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- написание сочинений.
Межпредметные связи
Математика. Счёт. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.
Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звукобуквенного анализа слов.
География. Название рек, озер, городов.
Письмо и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция фонематического слуха.
- Коррекция артикуляционного аппарата.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Коррекция познавательных процессов.
Коррекционная работа выражается в формировании умения ориентироваться в задании, планировании контроле работы. В процессе обучения осуществляется устранение недостатков в познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, памяти, недостатков физического развития: коррекция эмоционально-волевой сферы. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся грамотного, беглого осознанного чтения, воспитывают привычки и умения, необходимые для усвоения учебного материала по данному курсу, готовят к успешной адаптации в жизни.
Программа по чтению и развитию речи в 8 классе направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
При изучении программы у учащихся совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения, соблюдаются при чтении нормы русской орфоэпии, выделение главной мысли произведения; составление характеристик героев; работа над планом; пересказ содержания прочитанного. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглость чтения, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Одновременно с овладением чтением вслух дети учатся «читать про себя».
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 8 класса. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Характеристика учащихся по возможностям обучения
Первая группа.
Её составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения они успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Вторая группа.
Учащиеся этой группы также достаточно успешно обучаются в классе, но испытывают трудности, чем учащиеся первой группы. В основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняют, но при этом ученики снижают темпы работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся 2 группы недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
Третья группа.
К ней относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщено. Характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Этих детей отличает низкая самостоятельность, темп усвоения материала ниже, чем у детей 2 группы. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания, однако, каждое, несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся обобщить, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применять адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность этих учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого учащиеся увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднительном, но в определённой мере осознанном процессе усвоения. Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания проявляются при чтении текстов на уроке чтения. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного. При искажении выученного текста учащиеся затрудняются отграничить новые сведения от имеющихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от второстепенного.
Четвёртая группа.
Учащиеся овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Фронтальное обучение для них недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти учащиеся не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Знания усваиваются ими чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой спецшколы. С трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь формируется медленно, отличается фрагментарностью.
Дети, отнесённые к 4 группе, не могут полностью усвоить программный материал.
Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильностью. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группы выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Распределение учащихся по психическим особенностям и возможностям обучения
№ п/п | ФИ учащихся | Психические особенности | Возможности обучения | ||
Чтение и развитие речи | |||||
09 | 01 | 05 | |||
Структура программы
8 класс (102 ч., 3 часа в неделю)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Межпредметные связи | Примечание | |
I четверть (25 часов + 2 ч. вн.чт.) | |||||
1. | Устное народное творчество | 8 | музыка, ИЗО, история | ||
2. | Из произведений русской литературы XIX века | 19 | ИЗО, история | ||
II четверть (19 часов + 2ч. вн.чт.) | |||||
1. | Из произведений русской литературы XIX века | 21 | ИЗО, история | ||
III четверть (28 часов + 2 ч. вн.чт.) | |||||
1. | Из произведений русской литературы XIX века | 2 | ИЗО, история | ||
2. | Из произведений русской литературы XX века | 28 | ИЗО, история | ||
IV четверть (22 часа + 2ч. вн.чт.) | |||||
1. | Из произведений русской литературы 2-половины XX века | 24 | ИЗО, история |
Планируемые результаты
В результате уроков чтения и развития речи учащиеся 8 класса
должны:
Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
Пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения. Взятые из текста
должны уметь:
Наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
Учебно-методическое обеспечение программы
Для учителя
- Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение»,2012.
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М., Владос, 2008.
- Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. – СПб.,КАРО, 2006.
Для учащихся
- Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение»,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи (для детей с нарушением интеллекта) 9 класс
Рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи, 2 класс
Объём и содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Программа построена с учётом особенносте...
5 класс.Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи.
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. из...
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи в 7 классе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи в 7 классе. Основная цель- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать...
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 6 класса коррекционной школы
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учётом их психофизического развития, индивидуальны...
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс 2017-2018
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс 2017-2018...