5 класс.Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи.
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.1. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5 класс.Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи. | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение и развитие речи. 5 В класс.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.1.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2016.
1.1.Цели и задачи
Задачи преподавания чтения и развития речи:
- отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных пониманию учащихся произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные цели коррекционной работы:
- Коррегировать артикуляционный аппарат.
- Коррегировать представления об окружающем мире и обогащать словарь.
- Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся.
- Развивать речь, владение техникой речи;
- Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
- Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
- Коррекция уровня общего и речевого развития учащихся, развитие коммуникативных навыков.
- Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Формы, методы и технологии обучения:
технологии и методики: личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии;
методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично поисковый, словесный, наглядный, практический.
1.3.Место предмета в учебном плане.
Авторская программа рассчитана на 1 час в неделю.
Учебный план ГбОУ СОШ с.Шигоны предусматривает изучение чтения и развития речи 1часа в неделю, что составляет 34 часа в год.
1.4.Содержание учебного предмета
Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений. Всего за год учащиеся выучат 6-10 стихотворений.
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
2.Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 2ч. |
2 | Сказки | 10ч. |
3 | Картины родной природы: | 10ч. |
4 | О друзьях-товарищах | 5ч. |
5 | Басни И. Крылова | 1ч. |
6 | Спешите делать добро | 4ч. |
7 | О животных | 4ч. |
8 | Из прошлого нашего народа | 2ч. |
9 | Из произведений зарубежных писателей | 2ч. |
10 | Повторение | 3ч. |
Итого: | 34 ч. |
4. Способы и формы контроля оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
Знания, умения и навыки обучающихся (в том числе при проведении текущей и промежуточной аттестации) оцениваются по пятибалльной системе. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.
Текущий контроль знаний проводится почти на каждом уроке. Для промежуточного контроля отдельных уроков не выделяется.
Промежуточная аттестация проводится путём проверки навыков техники чтения в начале, середине и конце учебного года.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Минимально необходимый (сниженный) уровень:
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;
- активно участвует в выделении главной мысли произведения;
- делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;
- оценивает поступки героев;
- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;
- читает стихотворение наизусть без ошибок
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре
ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;
- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа,
исправляет их с помощью учителя;
- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;
- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно
выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при
соблюдении синтаксических пауз;
- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;
- называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;
- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;
- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного
смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.
- Тексты для проверки навыков техники чтения:
5 класс
Начало учебного года
Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже ещё и щёлкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.
(66 слов)
(В. Солоухин.)
Конец учебного года
Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная пословица гласит: "Кто рано встал, тот не потерял".
Если вы по утра будете сидеть тихо, без резких движений где- то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. Попробуйте бросить птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу.
(70 слов)
(А.И. Куприн.)
5. Планируемые результаты обучения (Основные требования к знаниям и умениям учащихся).
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-10 стихотворений.
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.1. – 232с.
- Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2016.
- Методические рекомендации. Чтение. 5–9 классы. VIII вид. Шишкова М. И.
- Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 5 класс. МалышеваЗ.Ф.
Поурочно-тематическое планирование | |||||
№ | Тема урока | Кол.часов | Контр.работы, вн. чтение | УЛО | Дом.задание |
Раздел 1. Устное народное творчество -2 часа | |||||
1 | Пословицы и поговорки. | 1 | 5-6 | ||
2 | Загадки. | 1 | 6-8 | ||
Раздел 2. Сказки-4 часов | |||||
3 | «Золотые руки» (Башкирская сказка) | 1 | 15-18 | ||
4 | «Морозко» (Русская сказка) | 1 | 18-23 | ||
5 | «Два Мороза» (Русская сказка) | 1 | 24-27 | ||
6 | Контр.работа.А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Контр.работа №1 | 29-39 | |
Раздел 3. Картины родной природы-5 часов | |||||
7 | Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь» | 1 | 64-65 | ||
8 | По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» | 1 | 66-67 | ||
9 | К. Бальмонт «Осень» | 1 | 68 | ||
10 | По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» | 1 | 69-71 | ||
11 | По В. Астафьеву «Осенние грусти…» | 1 | 72-73 | ||
Раздел 4. О друзьях-товарищах-5 часов | |||||
12 | Ю. Яковлев «Колючка» | 1 | 75-79 | ||
13 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | 1 | |||
14 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) | 1 | 80-82 | ||
15 | В. Медведев «Фосфорический» мальчик» | 1 | 83-87 | ||
16 | Л. Воронкова «Дорогой подарок» | 1 | Вн.чтение | 88-91 | |
Раздел 5. Басни И. Крылова – 1 час | |||||
17 | И. Крылов «Ворона и Лисица»,«Щука и Кот», | 1 | 99-104 | ||
«Квартет» | 1 | ||||
Раздел 6. Спешите делать добро- 4 часа | |||||
18 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец» | 1 | 105-108 | ||
19 | О. Бондарчук «Слепой домик» | 1 | 108-109 | ||
20 | Контр.работа .В. Осеева «Бабка» | 1 | Контр.работа №2 | 110-117 | |
21 | А. Платонов «Сухой хлеб» | 1 | Вн.чтение | 118-124 | |
Раздел 7. Картины родной природы - 5 часа | |||||
22 | С. Есенин «Берёза» | 1 | 138 | ||
23 | А. Пушкин «Зимняя дорога» | 1 | 139 | ||
24 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» | 1 | 140 | ||
25 | Весна. Г. Скребицкий «Март» | 1 | Картина | 141-142 | |
26 | Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение» | 1 | Вн.чтение | !61-165 | |
Раздел 8. О животных – 4 часа | |||||
27 | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») | 1 | 163-169 | ||
28 | А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 1 | 169-175 | ||
29 | К. Паустовский «Кот Ворюга» | 1 | Документ-камера | 187-189 | |
30 | Контр.работа.Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | Контр.работа №3 | ||
Раздел 9. Из прошлого нашего народа -2 часа | |||||
31 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» | 1 | 200 | ||
32 | По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» | 1 | Вн.чтение | 201-203 | |
Раздел 10. Из произведений зарубежных писателей – 2часа | |||||
33 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | 239-247 | ||
34 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Вор...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...