5 класс.Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи.
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Кабанова Валентина Петровна

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.1. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2016.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                Чтение и развитие речи.  5 В класс.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.1.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2016.

1.1.Цели и задачи

Задачи преподавания чтения и развития речи:

  • отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных  пониманию учащихся произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
  •  социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные цели коррекционной работы:

  • Коррегировать артикуляционный аппарат.
  • Коррегировать представления об окружающем мире и обогащать словарь.
  • Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся.
  • Развивать речь, владение техникой речи;
  • Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
  • Коррекция  уровня  общего  и  речевого  развития  учащихся,  развитие  коммуникативных  навыков.  
  • Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.  

Формы, методы и технологии обучения:

технологии и методики: личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии;    

методы обучения:  объяснительно-иллюстративный;  частично поисковый, словесный, наглядный, практический.

1.3.Место предмета в учебном плане.

Авторская программа рассчитана на 1 час в неделю.

 Учебный план ГбОУ СОШ с.Шигоны предусматривает изучение чтения и развития речи 1часа в неделю, что составляет 34 часа в год.

1.4.Содержание учебного предмета

Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений. Всего за год учащиеся выучат 6-10 стихотворений.

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

2.Учебно-тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

1

Устное народное творчество

2ч.

2

Сказки

10ч.

3

Картины родной природы:

10ч.

4

О друзьях-товарищах

5ч.

5

Басни И. Крылова

1ч.

6

Спешите делать добро

4ч.

7

О животных

4ч.

8

Из прошлого нашего народа

2ч.

9

Из произведений зарубежных  писателей

2ч.

10

Повторение

3ч.

Итого:

34 ч.

4. Способы и формы контроля  оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

Знания, умения и навыки обучающихся (в том числе при проведении текущей и промежуточной аттестации) оцениваются по пятибалльной системе. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

Текущий контроль знаний  проводится почти  на каждом уроке. Для промежуточного контроля отдельных уроков не выделяется.

Промежуточная аттестация проводится путём проверки навыков техники чтения в начале, середине и конце учебного года.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи.  

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4»  ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно  исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Минимально необходимый (сниженный) уровень:  

  Оценка «5» ставится ученику, если он:  

       - читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;  

       - активно участвует в выделении главной мысли произведения;  

       - делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;  

       - оценивает поступки героев;  

       - отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;  

       - читает стихотворение наизусть без ошибок  

        Оценка «4» ставится ученику, если он:  

        -  читает,  в  основном,  правильно,  с  переходом  на  беглое  чтение;  допускает  три-четыре  

ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;  

        - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа,  

исправляет их с помощью учителя;  

        - характеризует героев по наводящим вопросам учителя;  

        - допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;  

        -   допускает   при   чтении   наизусть   две-три   ошибки,   читает   наизусть   недостаточно  

выразительно.  

        Оценка «3» ставится ученику, если он:  

        -  читает  некоторые  слова  по  слогам;  допускает  более  пяти  ошибок  при  чтении,  при  

соблюдении синтаксических пауз;  

        - затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;  

        - называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;  

        - пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;  

        -  отвечает  на  вопросы  неполно,  непоследовательно,  допускает  искажение  основного  

смысла произведения;  

        - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.  

 

  1. Тексты для проверки навыков техники чтения:  

                                                             5 класс  

                                                   Начало учебного года  

           

       Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной  ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть.  Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже ещё  и щёлкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне,  и ножик превратился в бесценное сокровище.                                                

        (66 слов)                                                          

                                                                                            (В. Солоухин.)  

                                                Конец учебного года  

         Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная пословица  гласит: "Кто рано встал, тот не потерял".                                          

Если вы по утра будете сидеть тихо, без резких движений где- то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. Попробуйте бросить птице червяков или крошки хлеба сначала издалека,  потом всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу.  

                                                              (70 слов)

                                                                                                (А.И. Куприн.)  

 

5. Планируемые результаты обучения (Основные требования к знаниям и умениям учащихся).

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-10 стихотворений.

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:

1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.1. – 232с.

  1. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2016.

  1. Методические рекомендации. Чтение. 5–9 классы. VIII вид. Шишкова М. И.

  1. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 5 класс. МалышеваЗ.Ф.


Поурочно-тематическое планирование

Тема урока

Кол.часов

Контр.работы,

вн. чтение

УЛО

Дом.задание

Раздел 1. Устное народное творчество -2 часа

1

Пословицы и поговорки.

1

5-6

2

Загадки.

1

6-8

                                                                               Раздел 2. Сказки-4 часов

3

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

1

15-18

4

«Морозко» (Русская сказка)

1

18-23

5

«Два Мороза» (Русская сказка)

1

24-27

6

Контр.работа.А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

Контр.работа

№1

29-39

Раздел 3. Картины родной природы-5 часов

7

Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»

1

64-65

8

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень»

1

66-67

9

К. Бальмонт «Осень»

1

68

10

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»

1

69-71

11

По В. Астафьеву «Осенние грусти…»

1

72-73

                                                                                Раздел 4. О друзьях-товарищах-5 часов

12

Ю. Яковлев «Колючка»

1

75-79

13

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

1

14

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)

1

80-82

15

В. Медведев «Фосфорический» мальчик»

1

83-87

16

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

1

Вн.чтение

88-91

                                                                               Раздел 5. Басни И. Крылова – 1 час

17

И. Крылов «Ворона и Лисица»,«Щука и Кот»,

1

              99-104

«Квартет»

1

                                                                         Раздел 6. Спешите делать добро- 4  часа

18

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

1

105-108

19

О. Бондарчук «Слепой домик»

            1

108-109

20

Контр.работа .В. Осеева «Бабка»

1

Контр.работа

№2

110-117

21

А. Платонов «Сухой хлеб»

             1

Вн.чтение

118-124

Раздел 7. Картины родной природы - 5   часа

22

С. Есенин «Берёза»

            1  

138

23

А. Пушкин «Зимняя дорога»

            1  

139

24

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима»

            1  

140

25

Весна. Г. Скребицкий «Март»

            1  

Картина

141-142

26

Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение»

            1  

Вн.чтение

             !61-165

Раздел 8. О животных – 4 часа

27

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)

            1  

163-169

28

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

            1  

169-175

29

К. Паустовский «Кот Ворюга»

            1  

Документ-камера

187-189

30

Контр.работа.Б. Житков «Про обезьянку»

            1  

Контр.работа

№3

                                                                     Раздел 9. Из прошлого нашего народа -2 часа

31

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям»

            1  

200

32

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»

            1  

Вн.чтение

201-203

                                                                  Раздел 10. Из произведений зарубежных писателей – 2часа

33

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

            1  

239-247

34

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)

            1  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Вор...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...