«Художественное своеобразие рассказа В. Г. Распутина и его место в творчестве писателя»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
На уроке разговор пойдет об одном из последних произведений В.Распутина, совсем недавно вышедшего из-под пера писателя, рассказе «Изба». Он опубликован в первом номере журнала «Наш современник» за 1999 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
в 11 классе
«Художественное своеобразие рассказа
В. Г. Распутина и его место в творчестве писателя»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Ратникова Инна Эдуардовна
Цель урока:
- Приобщить старшеклассников к осознанию индивидуальности художественного мира В.Г.Распутина
- Развивать умение вчитываться в текст произведения и понимать образную систему автора
- Развивать умение художественной интерпретации произведения и способствовать воспитанию читательского вкуса старшеклассников
Оборудование: портрет В.Г.Распутина; газета «В.Г.Распутин. Факты из биографии»; плакаты с высказываниями писателя, отпечатанные материалы; журнал «Наш современник» (№1 – 1999).
Эпиграф: Верю в конечный смысл нашего существования на земле, в то, что
жизнью своей мы удобрим великие цели.
Верю в добро, побеждающее зло, в накопление и объединение добра,
в то, что оно свободно будет избрано всеми.
В.Распутин
Ход урока.
I. Слово учителя.
Сегодня, ребята, я предлагаю встречу с писателем, который вам, как читателям, конечно, уже знаком. Валентин Григорьевич Распутин…
- Какие произведения вы сразу же вспоминаете?
- Что объединяет все эти повести и рассказы?
Распутин пишет о том, что хорошо знает. Сразу вспоминаются слова одной песни:
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные,
Свои родные, личные места…
- Какие факты в жизни и творчестве В.Распутина вы бы выделили?
Это писатель довольно известный в русской литературе. Одни называют его «деревенщиком», другие – представителем солженицынской прозы. Распутин – писатель «тревожной совести». Периодически произведения этого автора публикуются в журналах «Наш современник», «Роман – газета».
II. Сегодня на нашем уроке разговор пойдет об одном из последних произведений В.Распутина, совсем недавно вышедшего из-под пера писателя, рассказе «Изба». Он опубликован в первом номере журнала «Наш современник» за 1999 год.
Запишите в тетради тему нашего урока.
Эпиграфом к уроку хотелось бы взять слова самого писателя, записанные на доске.
Рассказ «Изба»
- Что осталось у вас после прочтения рассказа?
Цель урока: вчитаться в текст произведения, попытаться понять его глубинный смысл, понять, что хочет сказать нам автор ; прочувствовать связь рассказа с другими произведениями.
Ведь ни одно произведение просто так не пишется, автор всегда хочет что-то пробудить в читателе. Наверное, и «Изба» не будет исключением. И Распутин рассчитывает на умного читателя, который поймет и прочтет что-то между строк его рассказа.
III. - По своему названию какое произведение стоит ближе всех к рассказу «Изба»?
- Случайно ли рассказ назван «Изба»?
- Что отражено в названии?
- О чем рассказывается в этом произведении?
- Что рассказ представляет собой по композиции?
- Кто является героем каждой части рассказа?
- В чем необычность начала рассказа?
Зачитайте.
- Какое настроение создает описание избы?
- Что не позволяет назвать ее избенкой? («Оставалось что-то в ее поставе и стане»)
- Есть слова, которые оставляют надежду? («… и все же каким-то макаром из последнихз сил изба держало достоинство и стояла высоконько и подобранно…»)
- Какой художественный прием использует автор, описывая избу? (олицетворение)
Но все-таки изба – неодушевленный предмет и у нее должен быть хозяин.
- А точнее? (хозяйка)
- Кто говорит о ней? (автор)
«Считалось, что за избой доглядывает сама хозяйка, старуха Агафья, что это она и не позволила никому надолго поселиться в своей хоромине»
- Какие слова в этом абзаце выражают тоску? («Некому табуниться», «Деревня перестала рожать»)
- Какие мысли высказывает писатель?
- Что мы узнаем об Агафье?
- Что вы можете сказать о ее имени?
Человек всегда живет для продолжения рода. Это очень важно для Распутина. У Агафьи была дочь. А о внучке Агафьи автор ничего не говорит – повествование обрывается.
«Но дни Криволуцкой были сочтены. …вдруг перехват всего прежнего порядка по Агафье, вдруг кочуй!...»
- Как бы вы озаглавили первую часть? (Переселение)
- Какое произведение Распутина вам вспоминается? («Прощание с Матерой»)
IV. – Что рисует следующая часть? (возведение избы) Расскажите об этом.
- Что поражает больше всего? («Принялась Агафья ворочать бревнышки в одиночку»)
- Были помощники у Агафьи?
И все-таки она почти возводит избу.
- Какой последний элемент остался? (крыша) Найдите и прочитайте этот эпизод.
«Через год почернеет, новое на старом старится скоро», - говорит Савелий.
Возведена изба.
- Что мы видим? (пейзаж)
- Почему он появился только сейчас?
«Агафья и ночью выходила из избы. Мелконько, притушенно мигали звезды, луна с поджатым боком устало продиралась сквозь дымную наволоку, в свинцовой неподвижности стояла Ангара, разворачиваясь вправо, к Криволуцкой…»
- Случайно? (Душа Агафьи осталась в Криволуцкой)
Но внутри многое нужно было доделывать.
- Что именно? (Любила Агафья рядом с избой посидеть)
- Чем заканчивается вторая часть?
« Ты не обробела, да ведь и я, матушка, успела. Так-то.»
Ночью вспоминала сказки о домовых и леших и хозяйской, ничего не упускающей мыслью решила: «Ниче, я сама буду домовым»
V. И вот третья часть. Какой фразой она открывается?
«Русский человек меряет жизнь десятками». И снова автор рассказывает о судьбе Агафьи. Расскажите, как она жила. (Алчная была до работы)
- Как вы понимаете это слово? (жадная)
Но скупой не была, напротив, ее считали простушкой. Денькам знала цену. Смотрела с осуждением на Полоруких, разучившихся работать. Поражается этому и Распутин.
« Полоруких развелось – через одного, и, как всегда, когда полость обнаруживается в неположенном месте, появляется у человека язвенный нарост, вроде пьянства»
- С кем больше всего общалась Агафья? (Савелий Ведерников) Расскажите о его судьбе.
- Имеет ли он какое-то отношение к избе? (стороннее)
И еще одна изба, но она находится как-бы в стороне.
«Сдернули» со своего родного места и превратилась она в почерневшую обдергайку с подслеповатыми окнами.
Мы узнаем, что Савелий уезжает. Но когда?
«Поздней осенью, когда сбило лист, индевели по утрам совсем по-зимнему заморозки и до колючей пустоты высветился воздух»
- Случайно ли автор так пишет?
Очень лирична сцена прощания. Зачитайте.
- В каких строках Агафья прощается с Савелием?
«Я как эта… как русалка утопленная, брожу здесь и все кого-то зову… Зову и зову. А кого зову? Старую жисть? Не знаю. Че ее, поди-ка звать? Не воротится».
Не связались их судьбы. Через два года Савелий умер. Автор говорит об этом кратко. И темп рассказа убыстряется. Агафья видит сон.
- Случайно?
« Через полгода, под самый Покров… накрыли и Агафью в домовине белым полотном и снесли на погост… Скончалась она со спокойным лицом…»
- Почему автор пишет «скончалась», а не «умерла»?
- Что общего мы можем отметить в судьбах двух героев?
Так и хочется сказать: встретились два одиночества. Но нет, не связались в один «»
- Что еще их объединяет? Что было самым дорогим и у того, и у другого?
Я представляю это себе в виде вот такой схемы:
Дом
Агафья Савелий
И оба оказались «сдернуты» со своего родного места.
VI. Далее действие разворачивается еще быстрее.
- С чем связана финальная часть рассказа? ( с избой)
- Что с ней стало? (изба стала сиротой)
- А вначале?
- Какова композиция всего рассказа? (кольцевая)
- Какой прием снова использует автор? (олицетворение, эпитеты: «бездуховная», «скорбная»)
- Какой пейзаж?
- Когда изба оживает?
«Где жизнь, туда и весна приходит раньше» Ставни кто-то открыл. «Задышала изба, очнулась, натянулась вся… скинула с себя смертный вид» Перед нами образ не избы, а человека. И зажила она жизнью молодой семьи.
- Надолго? (нет)
Семья Горчаковых «въехали, не спросившись, и съехали, не поблагодарив»
- А что вы можете сказать о вторых хозяевах, Кате и Ване?
Эти хозяева еще страшнее, чем первые.
- Почему? (с ними связан пожар)
- Что вас поражает? (изба сама себя отстояла)
«Вовсе ахнула оземь взьятая ненадолго жизнь и покалечилась так, как никогда еще не бывало»
- Что мы видим?
Изба
Поселок
Жизнь
Вернемся к избе.
- Как изба описана в конце рассказа?
«Если же кто из приходящих заглядывал в избу, то замечал, что изба прибрана, догляд за нею есть…»
Изба живет.
- Как вы считаете: пессимистично ли окончание рассказа?
- С какими чувствами остается читатель?
«Дышится не вязко, воздух не затвердел в сплошную, повторяющую контуры избы фигуру:
И в остатках этой жизни, в конечном ее убожестве явственно дремлют и, кажется, отзовутся, если окликнуть, такое упорство, такая выносливость, встроенные здесь изначально, что нет им никакой меры»
- Как вы почувствовали финал рассказа?
- Здесь видится изба или нечто большее?
- Под образом избы, как вы думаете, что подразумевал Распутин?
Россия, которая ждет своего хозяина. Но силы еще дремлющие.
- Что еще звучит в последних строках рассказа?
Вера самого автора в Россию. А вместе с писателем верим и мы, читатели.
Домашнее задание:
1 группа: Написать рецензию на рассказ «Изба»
2 группа: Написать предполагаемое письмо В.Г.Распутину.
3 группа: Подготовить отзыв о рассказе.
(Выставление и комментирование оценок.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-245549-1366386280.jpg)
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.
Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...
Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.П. Зрелова "А утром мы пришли в посадки..."
Леонид Петрович Зрелов родился 12 октября 1944 года во Владимире. Основные жанры - рассказ, повесть Известны книги "В конце каникул", "Варианты исключаются", "Фантом Лютикова", "Чистая даль! и д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-86241-1361974019.jpg)
Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"
Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/17/picture-791641-1463496403.jpg)
"Маленькая трилогия" А. П. Чехова. Идейно-художественное своеобразие рассказов "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"
Конспект к уроку по литературе в 10 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1101732-1547407114.jpg)
Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов.
материал для изучения особенностей творчества А.П. Чехова...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/23/picture-158492-1648025178.jpg)
Урок "Художественное своеобразие рассказа Л. Н. Толстого "После бала. Прием контраста "
урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...
Презентация. Идейно-художественное своеобразие рассказов Леонида Петровича Зрелова
В презентации даны фотографии разных лет, иллюстрирующие фрагменты рассказов Л.П.Зрелова из сборника "Чистая даль". Таблица "Темы для индивидуальных проектов"...