Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.П. Зрелова "А утром мы пришли в посадки..."
статья по литературе по теме
Леонид Петрович Зрелов родился 12 октября 1944 года во Владимире. Основные жанры - рассказ, повесть Известны книги "В конце каникул", "Варианты исключаются", "Фантом Лютикова", "Чистая даль! и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ideyno-khudozhestvennoe_svoeobrazie_rasskaza_a_utrom_my_poshli_v_posadki.doc | 43 КБ |
таблица | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Идейно – художественное своеобразие рассказа Л.П.Зрелова
«А утром мы пришли в посадки…»
"А утром мы пришли в посадки… Этой строкой начинается и заканчивается рассказ Л.П.Зрелова "А утром мы пришли в посадки".
Человек разгребает пенящийся снежок. Разрубает, ковыряет топором не успевшую промёрзнуть землю, руками выгребает камни и, опустившись на колени, бережно прячет в ещё тёплой земле перевязанную накрест коробочку, тиснённую красными буквами.
А вокруг чистый, нетронутый снег и голубовато- белые берёзовые ряды, и белое туманное поле.
Что же в этой коробочке, бережно похороненной в земле? Об этом мы узнаём только в конце рассказа. Кольцевая композиция вносит интригу в повествование, привлекает наше внимание к сюжету с первых строк произведения. Благодаря такому построению рассказа мы понимаем, что в маленькой коробочке не просто тельце беззащитного животного, а какой-то период из жизни героев, спрятанный в человеческой памяти: "накануне падал снег, покрыл следы…"
О чём же этот рассказ? Просто история котёнка по имени Казик? ("появился ненадолго и всё"). Или серьёзное размышление о том, как не просто бывает сохранить в семье, между родными людьми, взаимопонимание, теплоту отношений, как трудно, но необходимо поддерживать "семейный" костёр Любви? ( "А, верно, был он нам каким-то знаком, некой проверкой")
Чтобы ответить на этот вопрос, определить роль, которую сыграл симпатичный котёнок Казик в жизни семьи героев рассказа Л.П.Зрелова
"А утром мы пошли в посадки", проследим, как меняется отношение взрослых людей к котёнку и как забота о котёнке сказывается на психологическом климате семьи (см. таблицу)
Интересно сравнить два портрета Казика (см. таблицу). Неужели так разительно изменился котёнок? Вряд ли. Просто этот "тощий зверёк" не помнящий обид, нашёл ключик к сердцу каждого члена семьи, расположил с себе и стал для каждого "милым нежным котиком". Внешность его воспринимается с учётом всеобщего расположения: "…стали проступать привлекательные черты (…) Чёрные очки, оказывается, очень шли ему…"
С приходом Казика в доме открылись двери (это символ единения семьи). Не телевизор, а котёнок (живое существо), сидящий у телевизора, объединяет людей: " Сидим перед телевизором невесёлые… Казик тоже смотрит (…) Кто-нибудь протянет к нему руку и ойкнет - Казик разрядился от въедливого электричества, мы же со смехом от отрицательных эмоций".
Каким бы глубоким ни был смысл рассказа, история котёнка Казика воспринимается вначале сердцем и лишь потом разумом.
Образ котёнка настолько ярок, эмоционален, что, читая рассказ, всем сердцем сочувствуешь Казику, смеёшься над его проказами. На глаза наворачиваются слёзы, когда вместе с автором "спотыкаешься" на многоточиях: "- Ведь только кому сказать, как я… - Она запнулась на слове, но всё было видно. - Он так на меня смотрел, и я ничем не могла помочь…"
Что же рождает такой эмоциональный отклик?
Наверное, опыт личного общения почти каждого читателя с этими милыми существами и, конечно, мастерство писателя.
Проследим, как называет автор своего героя:
Котёнок, тощий зверёк, гном, Казик, находчивый зверёк, милый нежный котик, проказник, доверившийся нам зверёк, кот-подросток, любознательный котёнок, котик, юный гимнаст.
По этой цепочке трудно проследить развитие отношений между автором и котёнком. Только слова: нейтральное "котёнок" и негативно-снисходительное "тощий зверёк" передают первоначальное отношение к пришельцу. А дальше в этой цепочке слов отражены чувства более поздние, рождённые воспоминаниями. Процесс "принятия" котёнка, как следует из повествования, шёл медленнее. Однако именно эти эмоционально окрашенные слова (велика роль эпитетов) заставляют читателя полюбить героя рассказа с первой страницы.
Юмором проникнуты странички, посвящённые играм и проказам Казика. Благодаря точно подобранным словам, мы как будто сами являемся свидетелями этих сцен: "Мышиное карябание подвергало в трепетный азарт. Ловец припадал на брюшко, а прыгнув, запирал сразу пять голеньких "мышек" - боли не причинял, но уж владел ладонью сколько хотел. Возможности игольчатых зубов и когтей передавались лёгким укалыванием. Если выпущенные на волю мнимые мыши принимались за своё, Казик совершал уже чисто показательные прыжки и даже кланялся озорникам. Ох, мыши, мыши!…"
Улыбку рождают предложения, построенные на смысловом (лексическом или стилистическом) несоответствии частей:
…таращил… | …смиренные глаза |
Решив погибнуть… | он дал себя хорошенько вымыть |
…возлежание… | …на буфете рядом с салатником |
Полюбуйся… | …выглянул…тощий зверёк на тонких лапах |
…берегущих себя | стеклянных вещиц |
…сладкие | вопли… |
Над этой банкой трудились вдвоём - | сначала он, потом я, убирая плоды труда его. |
Интересен приём, когда неодушевлённый объект, на который должно быть направлено действие, вдруг превращается в действующий субъект:
"Из холодильника выпрыгивало всё, что могло прийтись ему по вкусу, скакало по столу, освобождалось от обёрток и попадало под ходящий, как пила, нож, а то и просто отщипывалось немытыми после игрищ руками. Казик смотрел во все глаза, нюхал сующие ладошки и почти забывал о еде".
Использует автор рассказа прием противопоставления.
Двери …закрывались… …любые посторонние звуки могли помешать.. | …топот, стоны дивана, сладкие вопли, чирканье когтей вперемежку с наигранным звоном берегущих себя стеклянных вещиц частенько заливали всё, даже, казалось, щели. |
Противопоставление не только является важным для понимания смысла рассказа, но и создаёт эмоциональный фон: здесь тонкий юмор, улыбка. Этому способствовало умело построенное предложение с однородными подлежащими.
Рассказ Л. П. Зрелова "А утром мы пришли в посадки" не оставляет читателя равнодушным.
См. приложение (таблица)
Предварительный просмотр:
Портрет героя | Поступки героя | Отношение к нему окружающих | Атмосфера в семье |
…тощий зверёк на тонких лапках да ещё весь чёрно-белый. Причём окраска не имела гармонии… | Котёнок появился… | "Тут почти трагедия была," - поделилась со мной жена. "Привыкнешь," - успокоил я жену. | У радости есть признаки грусти… |
В кадке котёнок усердствовал - земля летела во все стороны. …он смотрел печальными чистыми глазами… После трёпки он уносился, поскальзываясь на поворотах. | Я наказал находчивого зверька… ..наказующая рука была твёрдой.. ..получал дёру за лежание на буфете | ||
..котик пребывал с ней | Замкнутая дочь… нашла отдушину и лила в неё любовь щедро… | Раньше… следила, чтобы ни одна дверь не была открытой. Днём дверь перестала закрываться. | |
Он совсем не помнил обиды, мог ласкаться… | Чья-то чрезмерная любовь к живому существу раздражает окружающих (и баловню такой судьбы достаётся от них на орехи…) | … в совместной жизни, прогорающей со временем подобно ночному костру до самой земли… Зябко, тоскливо, темно и ничего уже не видно под рукой, чтобы пропитать костёр до восхода солнца. А явление нового утра - жидкая розовая полоска - никак не разгорится. | |
Жена нервничала: чёрно-белый пришелец мог стать предметом мелких ссор, размолвок. | |||
Он как ни в чём ни бывало разлёгся на коленях | Мама обиделась за пальму, потеряла к нему добрый интерес. | ||
Вцепившийся в тряпку Казик упал на неё… …а котёнок поводил ушами у неё на груди. | "Уф! И откуда ты свалился на мою голову?" | ||
Портрет героя | Поступки героя | Отношение к нему окружающих | Атмосфера в семье |
…наказал проказника за разодранные обои. | |||
На диване он водил по ушам мокрой от слюны лапой.. | …я опустился на корточки, и, вот уж действительно на душе заскребли кошки. Кажется, больше уже не наказывал его. | …исповедался жене… По-видимому, она была и мне благодарна, и Казика похвалила…Кажется, был уже не вечер, нет, вот-вот собиралось наступить утро. | |
(Совместные игры) Игры, конечно, спортивные. В партнёры предпочитал брать меня. Жена делала мячи из всякого бытового "золотца". Он нередко пригонял мяч мне под ноги… Игра от начала до конца придумана им. | Неприятности в такие минуты не вспоминаются… | ||
Доверившийся нам зверёк окреп, и тут стали проступать привлекательные черты. А чёрные очки, оказывается, очень шли ему… Глаза ярко-жёлтого юного цвета были нежно огранены изнутри, и зрачок, на обычном свету похожий на семя подсолнуха, отличался глубокой проваленной чернотой. | -Ты посмотри, - говорила жена, перебирая заблестевшую с некоторых пор шёрстку.- У него в чёрной шёрстке пробивается белая. Надо же - как седина. | ||
Решив погибнуть, он дал себя хорошо вымыть. | Вытертого, спелёнонного, жена носила его на груди, а дочь ревниво ходила рядом. | О размолвке, недавно разведшей нас по углам, все просто забыли. | |
Казик тоже смотрит… вставит лапу на вихляющем пути слаломиста.. | Сидим перед телевизором невесёлые… рассорившись рядом с газовой плитой, устроились у телевизора мириться Кто-нибудь протянет к нему руку и ойкнет - Казик разрядился от въедливого электричества… | …мы же со смехом от отрицательных эмоций | |
Портрет героя | Поступки героя | Отношение к нему окружающих | Атмосфера в семье |
…полюбил закрываться со мной на кухне… грел (меня), мурлыкал. | Мама и жена, гладя его лоснящуюся спину, регулировали артериальное давление. | Живой магнитик тянул меня | |
Каждый имел с ним свои отношения. Жена - любезные и деловые, дочь больше игровые…. | Ушастый котёнок стал чем-то вроде символа дома | ||
С дивана сиганул на стол, размёл бумаги… и встал прямо у лица. | …снял с себя джемпер, бросил на диван и уложил на него Казика | ||
Спал, мурлыкал или просто смотрел на мою руку. | |||
Вот и ушёл котик… | - Ведь только кому сказать, как я…- Она запнулась на слове, но всё было видно. - Он так на меня смотрел, и я ничем не могла помочь…" | А, верно, был он нам каким-то знаком. |
"Человеку, наверно, надо иметь рядом существо, неспособное разделить его заботы, тяжкий долг, печаль. Не способное не в силу эгоизма, иной системы ценностей, собственной перегруженности жизнью - это отворачивает друг от друга и самых близких людей, а - по причине совершенно несхожих жизненных сфер, не могущих ни слиться, ни взаимно противостоять. Старики и внуки, просто люди и беззащитные животные".
Л.П.Зрелов "Чистая даль»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Идейно-художественное своеобразие пьесы "Гроза"
Ознакомление с идейно-художественным своеобразием пьесы...
Урок-презентация на тему "Идейно-художественное своеобразие романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
В презентацию включен материал по композиционным, идейно-художественным особенностям романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Подробно рассматривается Онегинская строфа. Закрепление материала проход...
Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
Данный урок проводится в 10 классе. Цели урока:Образовательная – раскрыть смысл названия повести, выявить особенности изображения русского национального характера;Воспитательная – формировать у у...
Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.
1. Это второй урок в теме «Н.В. Гоголь». Тема сложна для восприятия, так как детям Гоголь знаком еще только по ранним, романтическим повестям из «Вечеров на хуторе ...
Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.
Статья для участия в межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы гуманитарного образования в современной России"...
"Маленькая трилогия" А. П. Чехова. Идейно-художественное своеобразие рассказов "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"
Конспект к уроку по литературе в 10 классе...
Презентация. Идейно-художественное своеобразие рассказов Леонида Петровича Зрелова
В презентации даны фотографии разных лет, иллюстрирующие фрагменты рассказов Л.П.Зрелова из сборника "Чистая даль". Таблица "Темы для индивидуальных проектов"...