Урок литературы в 5 классе "Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Тема урока: Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?
Цели урока:
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательный интерес обучающихся;
- расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
- воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_borodino.doc | 62 КБ |
borodino.pptx | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ФГОС второго поколения
Автор: Панферова Инна Геннадьевна,
учитель литературы МОУ- СОШ № 17
г. Клин
Тема урока: Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?
Цели урока:
1. Образовательные:
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения,
познавательный интерес обучающихся; - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
3. Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
- воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
1. Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
2. Метапредметных:
- регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;
- познавательных: использование различных источников информации;
- коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3. Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.
Виды деятельности:
-познавательная, проектная деятельность;
- беседа;
- развитие навыков выразительного чтения;
- работа с репродукциями картин;
- создание творческого проекта.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор; компьютер; экран,
- компьютерная презентация «Бородино»;
Ход урока:
- Мотивация. Актуализация знаний.
-Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую вас сегодня на уроке литературы. Надеюсь на вашу поддержку, полагаю, что работа на уроке будет интересной и плодотворной. Желаю всем хорошего настроения и удачи.
Беседа по вопросам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
содержание Историческая справка о Бородинском сражении. Словарь терминов к стихотворению «Бородино». Стихотворение «Бородино» Вопросы и задания
12 июня 1812 года огромная армия французов вторглась в Россию.
Два месяца продолжалось отступление русских войск.
26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 124 км от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.
Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы.
Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов.
Перед началом боя русские отслужили торжественный молебен и пронесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божией матери.
Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы
Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага.
«За нами Москва, умирать всем, но ни шагу» – таков был приказ.
Потери русских составили 45 тысяч человек. Французы потеряли от 50 до 58 тысяч. В резерве русских сохранилось не более 5 тысяч, а у французов – вся гвардия (19 тысяч человек).
Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.
Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве.
В то же время Бородино надломило дух наполеоновской армии, пошатнуло её уверенность в победе. И прав был генерал Ермолов, говоря: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую»
История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова. Вернуться к содержанию
Словарь терминов к стихотворению Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя
Мусью – сударь, господин (обращение к французу) Словарь терминов к стихотворению
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле Словарь терминов к стихотворению
Лафет – Боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия Словарь терминов к стихотворению
Бивак – стоянка войск под открытым небом Словарь терминов к стихотворению
Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи Словарь терминов к стихотворению
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки Словарь терминов к стихотворению
Улан, драгун – солдаты конных полков Словарь терминов к стихотворению
Басурманы – люди другой веры, иноземцы, враги Словарь терминов к стихотворению Вернуться к содержанию
БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
БОРОДИНО Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя; Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы!
БОРОДИНО Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»
БОРОДИНО И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут.
БОРОДИНО Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью ! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!
БОРОДИНО Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.
БОРОДИНО Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.
БОРОДИНО И только небо засветилось, Всё шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой.
БОРОДИНО И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
БОРОДИНО Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут. Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.
БОРОДИНО Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
БОРОДИНО Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…
БОРОДИНО Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны – И отступили басурманы . Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.
БОРОДИНО Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля, Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы! Вернуться к содержанию
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Перечитаем первую строфу стихотворения - Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Что интересует молодого солдата, что его волнует?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Где в момент Бородинского сражения находился старый солдат? Почему автор доверил рассказ о сражении с тарому солдату?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Подпишите данные иллюстрации словами из текста. Как они доказывают, что рассказчик – участник сражения?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ С какими чувствами старый воин вспоминает о своих боевых товарищах? Как он их называет?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Найдите и прочитайте строки, в которых г оворится о верности, преданности русского солдата.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Вот люди, которые вели в бой русскую армию М.И.Кутузов П.И.Багратион Может быть, с них был написан портрет командира – полковника? Найдите и прочитайте о нём. Как вы понимаете слова «рождён был хватом»? Как понимаете выражение «отец солдатам»? В каких словах полковника звучит тревога з а судьбу России?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Прочитайте строки, рисующие картину Бородинского с ражения. Какие строки наиболее ярко показывают жестокость боя? О чём печалится солдат-рассказчик? Чем он гордится?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Выберите из стихотворения строки, которые вам о собенно понравились, запомнились и нарисуйте к ним иллюстрацию
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Шапиро Еленой Николаевной. ГБСКОУ школа № 69 Санкт-Петербург, г.Зеленогорск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».
Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....
конспект урока литературы в 7 классе "Стихотворения Маяковского"
Работа над стихотворением Маяковского "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»....
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Урок литературы в 11 классе "Стихотворения Юрия Живаго..."
Урок по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго"...