Анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку
материал (9, 11 класс)

Анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Анализ ОГЭ по русскому языку в 9 классе

2017-2018 уч. год

Всего в ОГЭ – 2018 г.  по русскому языку приняли участие 19 учащихся.

Количество учащихся, получивших следующие оценки:

«5» - 0

«4» - 7

«3» - 11

«2» - 1

УО – 95 %

КЗ – 37 %

Ср. балл – 24

Ср. оценка - 3

Учитель: Хан Наталья Петровна

Анализ изложения (часть 1)

Критерии оценивания

Кол-во баллов

Кол-во уч-ся

%

К1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

15

79 %

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему

1

4

21 %

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы

0

 -

-

К2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

11

58 %

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста

2

5

26 %

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста

1

3

16 %

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста

0

-

-

К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

10

53 %

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

6

32 %

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

3

16 %

Первый критерий (ИК1) показал, что обучающиеся передают основное содержание прослушанного текста, отразив все микротемы (79 %), но 21 % упустили 1 микротему. Пропуск отдельных авторских мыслей разрушал целостность текста, а также вел к ошибкам при передаче основной информации.

В целом обучающиеся смогли применить приёмы компрессии текста (ИК2), использовав их на протяжении всего изложения (58 %); 26 % обучающихся применили 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста; 16 % обучающихся  приемы сжатия  применялись неудачно, что привело к сжатию всего одной микротемы. Случаев неиспользования приемов компрессии не наблюдалось.

ИК3. В некоторых работах абзацное членение не соответствовало  абзацному членению исходного текста (16 %).

                                                                                               Анализ части 2 (тест)

Допущенные ошибки

№ заданий

                                                            Тема

Количество учащихся, допустивших ошибки

      %

2

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

 5

 26 %

3

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности

 10

 53 %

4

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

 7

 37 %

5

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н и НН). Правописание Н и НН в разных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

 8

 42 %

6

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

7

37 %

7

Словосочетание. Виды подчинительной связи.

5

26 %

8

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

9

47 %

9

Осложненное простое предложение.

10

53 %

10

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

9

47 %

11

Синтаксический анализ сложного предложения.

12

63 %

12

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях.

17

89 %

13

Синтаксический анализ сложного предложения.

11

58 %

14

Сложное предложение с разными видами связи между частями.

10

53 %

Анализ показывает, что трудности в выполнении заданий вызвали у обучающихся следующие задания:  

  1. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (задание 2).
  2. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения (задание 8).
  3. Осложненное простое предложение (задание 9).
  4. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях (задание 10).
  5. Синтаксический анализ сложного предложения (задание 11, 13).
  6. Сложное предложение с разными видами связи между частями.  (задание 14).

Наибольшие затруднения вызвало задание 12 (Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях). Ошибки допустили 17 чел. – 89 %.

                                               Анализ сочинения-рассуждения (часть 3, задание 15.3)

                                                      Критерии оценивания

Кол-во баллов

Кол-во уч-ся

%

К1

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

 2

8

42 %

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его

1

11

58 %

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

-

-

К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

5

26 %

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста  

2

10

53 %

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

1

4

21 %

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

-

-

К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

10

53 %

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

7

37 %

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

2

11 %

К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

13

68 %

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

1

5

26 %

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

1

5 %

Анализ полученных результатов показывает, что большинство обучающихся  успешно справились с частью

3(сочинение-рассуждение). Школьники умеют строить собственное высказывание в соответствии с определённым типом речи. Умеют извлекать из прочитанного текста информацию для иллюстрации тезиса и включать в собственный аргументативный текст.

                                                                Анализ грамотности и фактической точности речи

                                                          Критерии оценивания

Кол-во баллов

Кол-во уч-ся

%

ГК1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

2

11 %

Допущено две-три ошибки

1

7

37 %

Допущено четыре и более ошибки

0

10

53 %

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

1

 5 %

Допущено три-четыре ошибки

1

6

 32 %

Допущено пять и более ошибок

0

12

 63 %

ГК3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

3

 16 %

Допущено две ошибки

1

6

 32 %

Допущено три и более ошибки

0

10

 53  %

ГК4

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

13

68 %

Допущено три-четыре ошибки

1

6

32 %

Допущено пять и более ошибок

0

-

-

ФК1

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

12

63 %

Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

1

7

37 %

Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

0

-

-

Выводы

В целом, анализируя результаты экзамена по русскому языку обучающихся 9 класса, можно отметить, что не все

школьники умеют применять правила для решения тестовых заданий. Умеют писать сочинение и изложение, но допускают орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы показывает, что участники экзамена в целом справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций. При этом самым низким оказался уровень практической грамотности и языковой компетенции, основным показателем которой является способность использовать орфографические и пунктуационные нормы языка, нормы русского литературного языка в собственной речи, а также богатство словарного запаса и грамматического строя речи выпускников.

Результаты выполнения части 3 экзаменационной работы показали, что наибольшие трудности выпускники испытывают, применяя орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Но также выявилась необходимость усиления внимания к работе по формированию теоретических знаний по русскому языку учащихся основной школы, предполагающей овладение основными видами речевой деятельности – умением воспринимать устную и письменную речь и создавать собственные высказывания, а также владением орфографическими и пунктуационными нормами языка. При оценке коммуникативной компетенции выпускников 9-х классов особое внимание требуется уделять умению извлекать из прочитанного текста соответствующую информацию для аргументации своих утверждений.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Анализ ГИА по русскому языку в 9 классе

2018-2019 уч. год

Всего в ГИА – 2019 г.  по русскому языку приняли участие 33 учащихся:

ОГЭ – 30 чел.; ГВЭ – 3 чел.

Количество учащихся, получивших следующие оценки:

«5» - 3                        ГВЭ: «5» - 0

«4» - 8                               «4» - 1

«3» - 19                             «3» - 2

«2» - 0                               «2» - 0

УО – 100%

КЗ –  40%

Учитель: Хан Наталья Петровна

Анализ изложения (часть 1)

Критерии оценивания

Кол-во баллов

Кол-во уч-ся

%

К1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

27

 90%

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему

1

3

 10%

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы

0

 -

-

К2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

28

 93%

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста

2

1

 3%

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста

1

1

 3%

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста

0

-

-

К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

20

 67%

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

8

 27%

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

2

 7%

Первый критерий (ИК1) показал, что обучающиеся передают основное содержание прослушанного текста, отразив все микротемы (90%), но 10% упустили 1 микротему. Пропуск отдельных авторских мыслей разрушал целостность текста, а также вел к ошибкам при передаче основной информации.

В целом обучающиеся смогли применить приёмы компрессии текста (ИК2), использовав их на протяжении всего изложения (93%); 3% обучающихся применили 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста; 3% обучающихся  приемы сжатия  применяли неудачно, что привело к сжатию всего одной микротемы. Случаев неиспользования приемов компрессии не наблюдалось.

ИК3. В некоторых работах абзацное членение  текста было нарушено (7%).

                                                                                               Анализ части 2 (тест)

Допущенные ошибки

№ заданий

                                                            Тема

Количество учащихся, допустивших ошибки

      %

2

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

 4

13%

3

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности

 17

 57%

4

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

 5

 17%

5

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н и НН). Правописание Н и НН в разных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

 7

 23%

6

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

11

37%

7

Словосочетание. Виды подчинительной связи.

10

33%

8

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

8

27%

9

Осложненное простое предложение.

15

50%

10

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

17

57%

11

Синтаксический анализ сложного предложения.

12

40%

12

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях.

20

67%

13

Синтаксический анализ сложного предложения.

15

50%

14

Сложное предложение с разными видами связи между частями.

16

53%

Анализ показывает, что трудности в выполнении заданий вызвали у обучающихся следующие задания:  

  1. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (задание 3).
  2. Осложненное простое предложение (задание 9).
  3. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях (задание 10, 12).
  4. Синтаксический анализ сложного предложения (задание 13).
  5. Сложное предложение с разными видами связи между частями.  (задание 14).

Наибольшие затруднения вызвало задание 12 (Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях). Ошибки допустили 20 чел. – 67 %.

                                               Анализ сочинения-рассуждения (часть 3, задание 15.3)

                                                      Критерии оценивания

Кол-во баллов

Кол-во уч-ся

%

К1

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

 2

8

27%

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его

1

20

67%

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

2

7%

К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

7

23%

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста  

2

15

50%

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

1

6

20%

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

2

7%

К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

13

43%

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

14

47%

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

3

10%

К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

24

80%

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

1

5

17%

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

1

3%

Анализ полученных результатов показывает, что большинство обучающихся  успешно справились с частью 3(сочинение-рассуждение). Школьники умеют строить собственное высказывание в соответствии с определённым типом речи. Умеют извлекать из прочитанного текста информацию для иллюстрации тезиса и включать в собственный аргументативный текст.

                                                               

Анализ грамотности и фактической точности речи

                                                          Критерии оценивания

Кол-во баллов

Кол-во уч-ся

%

ГК1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

8

27%

Допущено две-три ошибки

1

3

10%

Допущено четыре и более ошибки

0

19

63%

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

6

20%

Допущено три-четыре ошибки

1

6

20%

Допущено пять и более ошибок

0

18

60%

ГК3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

5

17%

Допущено две ошибки

1

16

53%

Допущено три и более ошибки

0

9

30%

ГК4

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

15

50%

Допущено три-четыре ошибки

1

14

47%

Допущено пять и более ошибок

0

1

3%

ФК1

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

27

90%

Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

1

3

10%

Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

0

0

0%

Выводы

По итогам ОГЭ некоторые обучающиеся (9 чел. 27%) улучшили свои итоговые оценки: с «4» на «5» - 3 чел; с «3» на «4» - 6 чел. И, напротив, имея по результатам ОГЭ необходимое для «4» количество баллов, но по критериям ГК1 – ГК4 – менее 4 баллов, 4 чел. получили «3».

В целом, анализируя результаты экзамена по русскому языку обучающихся 9 класса, можно отметить, что не все обучающиеся умеют применять правила для решения тестовых заданий. Умеют писать сочинение и изложение, но в большом количестве допускают орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы показывает, что участники экзамена в целом справились с заданиями. При этом самым низким оказался уровень практической грамотности и языковой компетенции, основным показателем которой является способность использовать орфографические и пунктуационные нормы языка, нормы русского литературного языка в собственной речи, а также богатство словарного запаса и грамматического строя речи выпускников.

Результаты выполнения части 3 экзаменационной работы показали, что наибольшие трудности выпускники испытывают, применяя орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Но также выявилась необходимость усиления внимания к работе по формированию теоретических знаний по русскому языку учащихся основной школы, предполагающей овладение основными видами речевой деятельности – умением воспринимать устную и письменную речь и создавать собственные высказывания. При оценке коммуникативной компетенции выпускников 9-х классов особое внимание требуется уделять умению извлекать из прочитанного текста соответствующую информацию для аргументации своих утверждений.



Предварительный просмотр:

              Анализ мониторинговой работы по русскому языку (по процедуре проведения ОГЭ) в 9 классе        

Всего в ГИА 26.02.2020 г. по русскому языку приняли участие 40 учащихся:

ОГЭ – 38 чел.; ГВЭ – 2 чел.

Количество учащихся, получивших следующие оценки:

«5» - 2                        ГВЭ: «5» - 0

«4» - 7                               «4» - 0

«3» - 17                             «3» - 2

«2» - 12                             «2» - 0

УО – 74 %

КЗ –  24 %

Учитель: Хан Наталья Петровна

Анализ изложения (часть 1)

Критерии оценивания

Кол-во баллов

Кол-во уч-ся

%

К1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

19

 50 %

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему

1

13

 34 %

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы

0

 6

16 %

К2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

18

 47 %

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста

2

10

 26 %

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста

1

4

 11 %

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста

0

6

16 %

К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

11

 29 %

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

14

 37 %

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

13

 33 %

Анализ изложения показал, что не все обучающиеся передают основное содержание прослушанного текста, отразив все микротемы (50 %), но 34 % упустили 1 микротему. Это разрушило целостность текста и привело к ошибкам при передаче основной информации.

Наблюдались случаи неиспользования приемов компрессии (16 %).

Анализ части 2 (тест)

Допущенные ошибки

№ заданий

                                                            Тема

Количество учащихся, допустивших

ошибки

      %

2

Синтаксический анализ предложений

30

79 %

3

Пунктуационный анализ

33

87 %

4

Синтаксический анализ словосочетаний

16

42 %

5

Орфографический анализ

30

79 %

6

Анализ содержания текста

18

47 %

7

Анализ средств выразительности

20

53 %

8

Лексический анализ

8

21 %

Анализ показывает, что трудности в выполнении заданий вызвали у обучающихся следующие задания:  

  1. Синтаксический анализ предложений.
  2. Пунктуационный анализ.  
  3.  Орфографический анализ.
  4.  Анализ средств выразительности.

                                               

Анализ сочинения-рассуждения (часть 3, задание 9.3) – 37 чел.

                                                      Критерии оценивания

Кол-во баллов

Кол-во уч-ся

%

К1

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

 2

11

29 %

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его

1

20

54 %

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

6

16 %

К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

13

34 %

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста  

2

12

32 %

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

1

6

16 %

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

6

16 %

К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

13

34 %

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

15

39 %

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

9

24 %

К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

21

55 %

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

1

10

26 %

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

6

16 %

                                               

Анализ сочинения-рассуждения (часть 3, задание 9.2) – 1 чел.

                                                      Критерии оценивания

Кол-во баллов

Кол-во уч-ся

%

К1

Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации

1

1

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или

экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,

или

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

К2

Наличие примеров-иллюстраций

Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3

1

Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента

Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента,

или

экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть

К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

К4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но

допущена одна ошибка в построении текста

1

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Анализ полученных результатов показывает, что большинство обучающихся справились с частью 3(сочинение-рассуждение). Школьники умеют строить собственное высказывание в соответствии с определённым типом речи. Умеют извлекать из прочитанного текста информацию для иллюстрации тезиса, находить примеры-иллюстрации.

                                         

Анализ грамотности и фактической точности речи

                                                          Критерии оценивания

Кол-во баллов

Кол-во уч-ся

%

ГК1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

8

21 %

Допущено две-три ошибки

1

11

29 %

Допущено четыре и более ошибки

0

19

50 %

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

8

21 %

Допущено три-четыре ошибки

1

3

8 %

Допущено пять и более ошибок

0

27

71 %

ГК3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

10

26 %

Допущено две ошибки

1

10

26 %

Допущено три и более ошибки

0

18

47 %

ГК4

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

13

34 %

Допущено три-четыре ошибки

1

15

39 %

Допущено пять и более ошибок

0

10

26 %

ФК1

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

17

45 %

Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

1

11

29 %

Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

0

10

26 %

Выводы.

Большинство учащихся владеют навыками написания изложения. Но некоторые обучающиеся еще допускают ошибки при построении текста одну и более логических ошибок, неправильно разграничивают микротемы.

По результатам заданий части 2 видно, что девятиклассники плохо владеют навыками синтаксического анализа (задание №2). Также испытывают затруднения при выполнении задания № 3 (пунктуационный анализ). Большие трудности выявились в задании №5 (орфографический анализ).

Выполняя задания 9.2. – 9.3. обучающиеся не все справились с пояснением фрагмента и определением понятия. У некоторых учащихся были сложности с подбором аргументов. Передать смысловую цельность, композиционную стройность удалось большинству девятиклассникам.

Низкие показатели по критериям ГК 1 – ГК 4 свидетельствуют о низком уровне грамотности большей части обучающихся. Уровень выполнения задания 2, 3, 5 практически совпадает с уровнем грамотности при написании изложения и сочинения.

Предложения.

Необходимо спланировать коррекционную работу по устранению ошибок, допущенных в заданиях 2-8. При этом каждое задание отрабатывать в системе, отмечая особо трудные моменты.

Отрабатывать навыки синтаксического, пунктуационного, орфографического и лексического анализа, используя различные виды упражнений.

Составить план индивидуальных занятий и организовать индивидуальные консультации со слабыми обучающимися.



Предварительный просмотр:

Анализ ЕГЭ по русскому языку

                                                                                            2017/2018 уч. год

Всего в ЕГЭ – 2018 г.  по русскому языку приняли участие 11 учащихся.

Количество учащихся, получивших следующие баллы:

        82 б.  – 2;

59 - 69 б. – 5;

45 – 53 б. – 4.

Средний балл - 62

Учитель: Хан Наталья Петровна

                                                                             

    Анализ выполнения частей

Проверяемые элементы содержания

Допустили ошибки/чел

        %

1

Главная информация текста (макс. 2б)

получили баллы:

2балла-10 уч.

1 балл- 1 уч.

91 %

9 %

2

Средства связи предложений в тексте

1

9 %

3

Лексическое значение многозначного слова

1

9 %

4

Орфоэпические нормы

5

46 %

5

Паронимы

6

55 %

6

Морфологические нормы

3

27 %

7

Синтаксические нормы (макс. 5б)

получили баллы: 5б - 2 уч.

4б - 1 уч.

3б – 1 уч.

2б – 5 уч.

0б – 2 уч.

46 %

9 %

9 %

46 %

18 %

8

Правописание корней

3

27 %

9

Правописание приставок

3

27 %

10

Правописание суффиксов (кроме Н/НН)

3

27 %

11

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий

2

18 %

12

Правописание НЕ с частями речи

3

27 %

13

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

1

9 %

14

Правописание Н/НН

6

55 %

15

Однородные члены предложения. Сложносочиненное предложение (макс. 2б)

получили баллы:

2б – 6 чел.

1б – 4 чел.

0б – 1 чел.

55 %

36 %

9 %

16

Обособленные члены предложения

4

36 %

17

Вводные слова. Обращение

9

82 %

18

Сложноподчиненное предложение

6

55 %

19

Сложноподчиненное предложение с разными видами связи

8

72 %

20

Лексические нормы

1

9 %

21

Смысловая и композиционная целостность текста

3

27 %

22

Типы речи

7

64 %

23

Лексика (антонимы, синонимы, фразеологизмы и др.)

4

36 %

24

Средства связи предложений в тексте

6

55 %

25

Языковые средства выразительности (макс. – 4б)

4б – 2 чел.

3б – 4 чел.

2б – 3 чел.

1б - 1 чел.

0б - 1 чел.

18 %

36 %

27 %

9 %

9 %

 Более подробная информация о выполнении заданий 1,7,15,25

Задание 1 на знание текста максимальный балл – 2 выполнили 10 учащихся, 91 % выполнения, что свидетельствует о высоком уровне знаний по выделению главной информации текста..

Задание 7 на грамматические ошибки. Максимальный балл – 5 баллов получили 5 учащихся, что составляет 46 %, 4 балла – 1 учащийся (9 %),  2 балла – 5 учащихся (46 %), 0б – 2 учащихся (18 %) - это свидетельствует о недостаточном уровне знаний по синтаксической норме.

Задание 15 выполнили на максимальный балл - 2 балла – 6 учащихся (55%), что показывает средний уровень знаний по постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложносочиненном предложении.

Максимальная оценка задания 25 – 4 балла

Кол-во баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

Кол-во уч-ся

2

4

3

1

1

% выполнения

 18 %

36 %

27 %

 9 %

 9 %

Как мы видим, из 11 учащихся, допустивших ошибки при выполнении задания, только 1 получил 0 баллов.  Большая часть сдававших справилась с заданием на 3 - 4 балла, но есть и по 1 и 2 балла, хотя на пробных экзаменационных работах учащиеся справлялись с этим заданием лучше.

Западающими темами стали задания 17 и 19.

Задание 17 проверяет знания на тему «Вводные слова. Обращение». С этим заданием не справились 9 учащихся, что составляет 82 % от числа выполнивших. Стоит заметить, что при подготовке к ЕГЭ это задание никогда не вызывало трудностей.

Задание 19 направлено на нахождение СПП с разными видами связи; с этим заданием не справились 8 учащихся, что составляет 72 %.

Анализ выполнения части 2

Критерии оценивания

Кол-во баллов

Кол-во уч-ся

%

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1б.

10

91 %

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0б.

1

9 %

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привел не менее 2  примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

3 б.

1

9 %

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привел 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

2 б.

5

45  %

Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст,  но

экзаменуемый не привел ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы,

или

в комментарии допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста

1 б.

2

18 %

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

или  прокомментирована без опоры на исходный текст,

или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или в  качестве комментариев цитируется большой фрагмент

0 б.

3

27 %

К3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1 б.

10

91 %

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована

0 б.

1

9 %

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной

литературы)

3 б.

3

27 %

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

или

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2 б.

6

55  %

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт

1 б.

-

-

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов,

или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»),

или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе

0 б.

2

18 %

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2 б.

7

64 %

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1 б.

4

36 %

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0 б.

-

-

К6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2 б.

3

27 %

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли

1 б.

8

73 %

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0 б.

-

-

К7

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3 б.

2

18 %

допущено не более 2-х ошибок

2 б.

5

45 %

допущено 3–4 ошибки

1 б.

1

9 %

допущено более 4-х ошибок

0 б.

3

27 %

К8

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3 б.

1

9 %

допущено 1–3 ошибки

2 б.

3

27 %

допущено 4–5 ошибок

1 б.

2

18 %

допущено более 5-и ошибок

0 б.

5

45 %

К9

Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет

2 б.

1

 9 %

допущено 1–2 ошибки

1 б.

7

 64 %

допущено более 2-х ошибок

0 б.

3

27 %

К10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

2 б.

3

27 %

допущено 2–3 ошибки

1 б.

8

73 %

допущено более 3-х ошибок

0 б.

-

-

К11

Соблюдение этических норм

этические ошибки в работе отсутствуют

1 б.

11

100 %

допущены этические ошибки (1 и более)

0 б.

-

-

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1 б.

11

100 %

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0 б.

-

-

Анализ выполнения содержательной части сочинения (критерии 1 – 4) свидетельствует о том, что большинство учащихся хорошо воспринимают прочитанный текст, умеют определить и сформулировать его проблему, выявить авторскую позицию.

Но большинство экзаменуемых испытывает некоторые затруднения при комментировании проблемы исходного текста: только 1 учащийся смог дать комментарий на 3 максимальных балла, 5 получили по 2 балла, 2 ученика – 1 балл  из 3 возможных, 0 баллов – 3.

Небольшие затруднения у учащихся вызвало аргументирование собственного мнения:  3 учащихся смогли получить максимально 3 балла, 6 учащихся  -  по 2 балла, 2 учащихся -  0 баллов.

При написании сочинения учащиеся продемонстрировали  средний уровень орфографической грамотности: 3 балла – 2 учащихся, 2 балла – 5 учащихся, то есть 2-3 балла по этому критерию получили 7 учеников – 64 %.  По критерию К 8 (пунктуационные навыки) процент выполнения намного ниже – 2-3 балла получили 4 ученика – 36%.  Допустивших более пяти ошибок- 5,  3 балла получил 1 ученик, 2 балла – 3 учащихся, 1 балл- 2 учащихся, 0 баллов – 5 учащихся.    Хорошо справились с критерием К9 на грамматические ошибки: 1 учащийся получил максимальные 2 балла и еще 7 учащихся по 1 баллу, что составляет 73 %.  Фактические ошибки отсутствуют.   По критерию К10 (точность и выразительность речи) все справились, 0 баллов не получил ни один учащийся.

Средний балл выполнения сочинения составляет – 15 баллов из максимально возможных 24 баллов. Из 11 учащихся  высокий балл по сочинению (80-83 % выполнения) получили 3 уч.;  18 баллов – 1 уч., 16 баллов – 1 уч.,  14 баллов – 2 учащихся ; 13 баллов – 1 уч.,  11 б. –1 уч., 10 – 1 уч., наименьший балл – 1..

Можно предположить, что отдельные просчёты в обучении русскому языку связаны с игнорированием ключевой роли планомерной работы по развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи на протяжении всех лет обучению русскому языку. Деятельностный подход должен стать ведущим на уроке. При этом в процессе преподавания русского языка необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся (устную и письменную); формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, умение делать выводы; учить вести любой диалог этически корректно. При подобном подходе в центре внимания оказываются интересы и творческий потенциал ученика, его личный и читательский опыт, что соответствует требованиям реализации личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку.

Следует обратить внимание на западающие темы при подготовке к экзаменам, на речевые ошибки, выразительные средства языка, информационную переработку текста, на типы текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ результатов ЕГЭ-2016 по русскому языку в 11а и 11б классах

Анализ результатов ЕГЭ-2016 по русскому языку в 11а  и  11б  классах...

Анализ результатов пробного ЕГЭ по английскому языку 2014-2015 учебный год

Анализ результатов пробного ЕГЭ по английскому языку 2014-2015 учебный год...

Анализ результатов предварительных работ по русскому языку в формате ЕГЭ

В 2015 г. были пересмотрены содержание и структура экзаменационной работы. Изменилось количество частей и заданий в экзаменационной работе.В части 1 экзаменационной работы содержался отобранный ...

Анализ результатов итоговой аттестации по английскому языку в 11 классе

В помощь учителям английского языка и руководителям МО английского языка...