РП по литературе, 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
I.Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 8-ых классах в объёме 70 часов. Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2020-2021 учебный год в МБОУ СОШ №3 на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
II. Учебно-методический комплект
Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2014г.
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
А. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Ученик научится:
понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать эстетическую ценность русской литературы;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Б. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
умению контроля;
принятию решений в проблемных ситуациях;
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно).
Ученик получит возможность научиться:
основам саморегуляции;
осуществлению познавательной рефлексии.
Познавательные УУД
Ученик научится:
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек,
поисковых систем, медиаресурсов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
организовывать деловое сотрудничество;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
вступать в диалог;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
В. Предметные результаты
Устное народное творчество
Ученик научится:
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского и других народов, формирования представлений о русском национальном характере;
видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература
Ученик научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
Ученик получит возможность научиться:
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Г.Формы контроля
- работа учащихся с карточками-информаторами;
- индивидуально-групповая работа;
- задания исследовательского характера;
- интерпретация текста художественного произведения;
- тестирование;
- блиц-опрос;
- ребус или кроссворд;
- викторина;
- контрольная работа.
Д. Оценочная деятельность
Устный ответ (развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя, отзыв)
Критерии оценивания устного ответа:
Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-
эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять
взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-
эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Сообщение:
Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующий критериям:
1.Соответствие содержания заявленной теме
2. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.
3. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.
4. Свободное владение монологической литературной речью.
5. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.
Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный)
Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если
1) содержание работы полностью соответствует теме и заданию;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если
I) содержание работы в основном соответствует теме и заданию (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
Базовый уровень (Отметка «3»)ставится, если
1) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если
1) работа не соответствует теме и заданию;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
Проект (отметка в журнал ставится по желанию ученика)
Критерии
Предметные результаты (максимальное значение – 3 баллов)
1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта
2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения
3.Знание источников информации
Метапредметные результаты (максимальное значение –7баллов)
1.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность
2.Умение формулировать цель, задачи
3.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы
4.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами
5.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью
6.Умение находить требуемую информацию в различных источниках
7.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью
Выразительное чтение наизусть
Критерии выразительного чтения Баллы
правильная постановка логического ударения; 1
соблюдение пауз 1
правильный выбор темпа 1
соблюдение нужной интонации 1
безошибочное чтение 1
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);
«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);
«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);
«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
Создание иллюстраций, их презентация и защита
Критерии баллы
Красочность. Эстетическое оформление 1
Соответствие рисунка содержанию произведения 1
Можно ли понять сказку по иллюстрациям без предварительного чтения. 1
Самостоятельность выполнения задания. 1
Качество презентации и защиты иллюстрации 1
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);
«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);
«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);
«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
Инсценирование
Критерии баллы
Выразительная игра. 1
Четкость произношения слов. 1
Выбор костюмов 1
Музыкальное сопровождение. 1
Самостоятельность выполнения задания 1
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);
«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);
«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);
«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
Составление таблиц
Критерии баллы
Правильность заполнения 1
Полнота раскрытия материала 1
Наличие вывода 1
Эстетичность оформления 1
Самостоятельность выполнения задания 1
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);
«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);
«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);
«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
Сочинение
Объем сочинений должен быть примерно таким в 8 классе — 2,5—3. Сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;
соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Критериями оценивания учащихся по русскому языку».
Высокий уровень (Отметка «5») ставится за сочинение: глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Тестирование
Высокий уровень (Отметка «5») Выполнено 90-100% заданий теста
Повышенный уровень (Отметка «4») Выполнено 70-89% заданий теста
Базовый уровень (Отметка «3») Выполнено 50-69% заданий теста
Низкий уровень (Отметка «2» Выполнено менее 50% заданий теста
Контрольная работа (состоит из теста и краткого ответа на один из проблемных вопросов (по выбору ученика)
Высокий уровень (Отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий тестовой части
и ответ на один из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и стилистически соответствующий содержанию.
Повышенный уровень (Отметка «4»)ставится за правильное выполнение 90%
заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, достаточно полно и убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного материала, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий тестовой части.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий тестовой части.
IV.Содержание учебного предмета курса
I.Введение Литература и время
II. Фольклор
Народная историческая песня. «Праверж», «Петра I узнают в шведском городе», Народный театр. «Как француз Москву брал»
III Литература эпохи Возрождения
IV.Древнерусская литература
Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. «Повесть временных лет», «Повесть временных лет», «Смерть Олега от своего коня», Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем», Житие. «Сказание о житии Александра Невского», Б.К.Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский»
V. Литература эпохи Просвещения
VI.Русская литература XVIII века
События истории в произведениях XVIII века, Н.М.Карамзин. «Марфа-посадница, или покорение Новагорода»
VII. Литература XIX века
Проблема человека и времени в произведениях XIX века. Былины и их герои в произведениях XIX века, Г.У.Лонгфелло «Песнь о Гайавате», И.А.Крылов. «Волк на псарне», А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», А.С.Пушкин. «Полтава», А.С.Пушкин. «Борис Годунов», А.С.Пушкин – историк. «Капитанская дочка», М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.В.Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба», А.К.Толстой. «Василий Шибанов», А.К.Толстой «Князь Серебряный», Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала», Вымысел и реальность в художественном произведении, Народная речь в литературном тексте
VIII.Русская литература ХХ века
Ю.Н.Тынянов. «Восковая персона», Б.Л.Васильев. «Утоли моя печали…», Л.М.Леонов. «Золотая карета», Великая Отечественная война в лирике ХХ века, Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
V. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема раздела/урока | Кол-во часов | Тип/форма урока | Виды деятельности | Вид/форма контроля |
I. Введение (1 час) | ||||||
1 | 02.09 | Литература и время. Х.К.Андерсен. «Калоши счастья | 1 | Урок общеметодической направленности | Работа со статьёй учебника. | Текущий Фронтальный |
II. Фольклор (2 часа) | ||||||
2 | 04.09 | Фольклор и его жанры. Историческая песня. | 1 | Урок «открытия» нового материала | Различать былины и исторические песни. Различать виды народных песен. Выявлять характерные для народных песен художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы). Пересказывать сюжет песен, драмы. Читать выразительно фрагменты произведений. Характеризовать героя исторической песни как воплощение национального характера | Текущий Фронтальный |
3 | 09.09 | Народный театр. Народная драма. «Как француз Москву брал». | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповой | |
III. Литература эпохи Возрождения (1 час) | ||||||
4 | 11.09 | Вн.чтение. М.де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» | 1 | Урок общеметодической направленности | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы. Характеризовать героя зарубежной литературы. Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. | Текущий Фронтальный |
IV. Древнерусская литература (5 часов) | ||||||
5 | 16.09 | Летопись. «Повесть временных лет». | 1 | Урок «открытия» нового материала | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание жития с требованиями житийного канона. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения | Текущий Фронтальный |
6 | 18.09 | Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
7 | 23.09 | Житие. «Сказание о житии Александра Невского». | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповой | |
8 | 25.09 | Б. К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский». | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
9 | 30.09 | Древнерусская литература. Проверочная работа | 1 | Урок развивающего контроля | Тематический Индивидуальный | |
V. Литература эпохи Просвещения (1 час) | ||||||
10 | 02.10 | Вн. Чтение. Мольер «Мещанин во дворянстве» | 1 | Урок общеметодической направленности | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы. Характеризовать героя зарубежной литературы. Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведении зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. | Текущий Фронтальный |
VI. Литература 18 века (2 часа + 1 час) | ||||||
11 | 07.10 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» | 1 | Урок «открытия» нового материала | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы XVIII в. Характеризовать героя русской литературы XVIII в. Выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина | Текущий Фронтальный |
12 | 09.10 | Фонвизин. «Недоросль» | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповой | |
13 | 14.10 | Д.И.Фонвизин. Сочинение | 1 | Урок развивающего контроля | Тематический Индивидуальный | |
VII. Литература 19 века (33 час + 3 часа) | ||||||
14 | 16.10 | Проблема человека и времени в произведениях 19 в. Былины и их герои в произведениях XIX века. А. К. Толстой «Илья Муромец», «Правда». | 1 | Урок общеметодической направленности | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Конспектировать литературно-критическую статью. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя | Текущий Групповой |
15 | 21.10 | Г. У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
16 | 23.10 | Вн.чтение. В. Скотт. «Айвенго». | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
17 | 28.10 | И. А. Крылов. «Волк на псарне». | 1 | Урок «открытия» нового материала | Текущий Индивидуальный | |
18 | 30.10 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | 1 | Урок «открытия» нового материала | Текущий Групповой | |
19 | 11.11 | А. С. Пушкин. «Полтава» (фрагменты). | 1 | Урок «открытия» нового материала | Текущий Фронтальный | |
20 | 13.11 | А. С. Пушкин. «Полтава» (фрагменты). | 1 | Урок «открытия» нового материала | Текущий Индивидуальный | |
21 | 18.11 | А.С.Пушкин «Полтава». Проверочная работа. | 1 | Урок развивающего контроля | Тематический Индивидуальный | |
22 | 20.11 | А. С. Пушкин. «Борис Годунов» (отрывок). | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
23 | 25.11 | А. С. Пушкин- историк. «Капитанская дочка». История создания повести. Сюжет и его важнейшие события. | 1 | Урок «открытия» нового материала | Текущий Фронтальный | |
24 | 27.11 | Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева (анализ 1-2 глав) | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальный | |
25 | 02.12 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбор в повести. Гринев и Швабрин (разбор 3-5 глав) | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальный | |
26 | 04.12 | Пугачёв и народ в повести. Разбор 6,7 глав. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальный | |
27 | 09.12 | Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповой | |
28 | 11.12 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Фронтальный | |
29 | 16.12 | Подведение итогов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Урок развивающего контроля | Тематический Индивидуальный | |
30 | 18.12 | М. Ю. Лермонтов. Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | Урок «открытия» нового материала | Текущий Фронтальный | |
31 | 23.12 | Опричник Кирибеевич. Неправый суд Ивана Грозного. Благородство и стойкость Калашникова. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
32 | 25.12 | М.Ю. Лермонтов. Проверочнаяая работа. | 1 | Урок развивающего контроля | Тематический Индивидуальный | |
33 | 13.01 | Н. В. Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Проблема национального самосознания, веры и гуманизма. | 1 | Урок «открытия» нового материала | Текущий Групповой | |
34 | 15.01 | Система образов повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальный | |
35 | 20.01 | Приёмы создания характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповой | |
36 | 22.01 | Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповой | |
37 | 27.01 | Художественные особенности повести «Тарас Бульба». Роль пейзажа в повести. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальный | |
38 | 29.01 | Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Урок развивающего контроля | Тематический Индивидуальный | |
39 | 03.02 | Лирика 19 века. В.А. Жуковский, А.С.Пушкин, Д.В.Давыдов | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальный | |
40 | 05.02 | Лирика 19 века. Д.В.Давыдов, И.И.Козлов, Ф.Н.Глинка, А.Н.Апухтин | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальный | |
41 | 10.02 | А. К Толстой. «Василий Шибанов». | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
42 | 12.02 | Исторические лица на страницах романа «Князь Серебряный». | 1 | Урок «открытия» нового материала | Текущий Фронтальный | |
43 | 17.02 | Вымышленные герои и их роль в романе «Князь Серебряный». | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
44 | 19.02 | Вымысел и реальность в художественном произведении. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальный | |
45 | 24.02 | Народная речь в литературном тексте. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальный | |
46 | 26.02 | Внеклассное чтение. А.Дюма «Три мушкетёра» | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
47 | 03.03 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «После бала». История создания рассказа. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповой | |
48 | 05.03 | «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основа композиции рассказа. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Групповой | |
49 | 10.03 | Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее. Сочинение. | 1 | Урок развивающего контроля | Тематический Индивидуальный | |
VIII. Литература 20 века (19 часов) | ||||||
50 | 12.03 | Былины и их герои в произведениях XX века. И. А. Бунин «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья». | 1 | Урок общеметодической направленности | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Конспектировать литературно-критическую статью. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей и поэтов | Текущий Фронтальный |
51 | 17.03 | К. Д Бальмонт. «Живая вода». Е. М. Винокуров. «Богатырь». | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальный | |
52 | 19.03 | Ю. Н. Тынянов. «Восковая персона». | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
53 | 31.03 | Герои и сюжет рассказа «Восковая персона». | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | |
54 | 02.04 | М. Алданов и его исторические романы и повести. Тетралогия «Мыслитель». | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
55 | 07.04 | М. Алданов. А. В. Суворов в романе «Чертов мост». | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
56 | 09.04 | Б. Л. Васильев. «Утоли моя печали...». Смысл заглавия романа. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
57 | 14.04 | Исторические лица на страницах романа Б. Л. Васильева «Утоли моя печали...» | 1 | Урок рефлексии | Текущий Фронтальный | |
58 | 16.04 | Великая Отечественная война в лирике 20 века. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальный | |
59 | 21.04 | Великая Отечественная война в лирике 20 века. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | |
60 | 23.04 | Л. М. Леонов. «Золотая карета». Судьбы героев и их идеалы. | 1 | Урок «открытия» нового материала | Текущий Фронтальный | |
61 | 28.04 | Л. М. Леонов. «Золотая карета». Драматический сюжет и драматические судьбы. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповой | |
62 | 30.04 | Л.М.Леонов «Золотая карета» | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповой | |
63 | 05.05 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Фронтальный | |
64 | 07.05 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок развивающего контроля | Итоговый Индивидуальный | |
65 | 12.05 | Мотивы былого в лирике поэтов 20 века. В.Брюсов, З.Гиппиус, Н.Гумилёв. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальный | |
66 | 14.05 | Мотивы былого в лирике поэтов 20 века. М.Цветаева, Е.Евтушенко, В.Высоцкий | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповой | |
67 | 19.05 | История на страницах художественных произведений. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Фронтальный | |
68 | 21.05 | Подведение итогов года. Список литературы на лето | 1 | Урок рефлексии | Текущий Фронтальный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...