РП по литературе, 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)

Пелих Мария Анатольевна

РП по литературе (Коровина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5_klass_literatura.docx91.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

I.Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5-ых классах в объёме 102 часа. Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2020-2021 учебный год в МБОУ СОШ №3 на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

II. Учебно-методический комплект

Литература 5 класс: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. / Коровина В.Я. и др. – М.: Просвещение, 2012.

III. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

А) Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

  • Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. (Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения).
  • Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
  • Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. (Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества).
  • Сформированность основ экологической культуры. (Готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы).

Б) Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия.

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  •  формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

 Обучающийся сможет:

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

 Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  •  строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  •  переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  1.  Смысловое чтение.

 Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  •  распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  •  соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

 Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  •  использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

В) Предметные результаты освоения основной образовательной программы.

Ученик научится:

  • понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • сопоставлять духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературного произведения.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

IV.Формы контроля

  •  работа учащихся с карточками-информаторами;
  • индивидуально-групповая работа;
  • задания исследовательского характера;
  • интерпретация текста художественного произведения;
  • тестирование;
  • блиц-опрос;
  • ребус или кроссворд;
  • викторина;
  • контрольная работа.

V.Оценочная деятельность

Устный ответ (развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя, отзыв)

Критерии оценивания устного ответа:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-

эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-

эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Сообщение:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующий критериям:

1.Соответствие содержания заявленной теме

2. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.

3. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.

4. Свободное владение монологической литературной речью.

5. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный)

Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если

1) содержание работы полностью соответствует теме и заданию;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если

I) содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Базовый уровень (Отметка «3»)ставится, если

1) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если

1) работа не соответствует теме и заданию;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

Проект (отметка в журнал ставится по желанию ученика)

Критерии

Предметные результаты (максимальное значение – 3 баллов)

1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

3.Знание источников информации

Метапредметные результаты (максимальное значение –7баллов)

1.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

2.Умение формулировать цель, задачи

3.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

4.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами

5.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

6.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

7.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

Выразительное чтение наизусть

Критерии выразительного чтения Баллы

правильная постановка логического ударения; 1

соблюдение пауз 1

правильный выбор темпа 1

соблюдение нужной интонации 1

безошибочное чтение 1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

Создание иллюстраций, их презентация и защита

Критерии баллы

Красочность. Эстетическое оформление 1

Соответствие рисунка содержанию произведения 1

Можно ли понять сказку по иллюстрациям без предварительного чтения. 1

Самостоятельность выполнения задания. 1

Качество презентации и защиты иллюстрации 1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

Инсценирование

Критерии баллы

Выразительная игра. 1

Четкость произношения слов. 1

Выбор костюмов 1

Музыкальное сопровождение. 1

Самостоятельность выполнения задания. 1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

Составление таблиц

Критерии баллы

Правильность заполнения 1

Полнота раскрытия материала 1

Наличие вывода 1

Эстетичность оформления 1

Самостоятельность выполнения задания. 1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

Сочинение

Объем сочинений должен быть в 5 классе примерно таким: 1 —1,5 тетрадные страницы. Сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Критериями оценивания учащихся по русскому языку».

Высокий уровень (Отметка «5») ставится за сочинение: глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и

обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Тестирование

Высокий уровень (Отметка «5») Выполнено 90-100% заданий теста

Повышенный уровень (Отметка «4») Выполнено 70-89% заданий теста

Базовый уровень (Отметка «3») Выполнено 50-69% заданий теста

Низкий уровень (Отметка «2» Выполнено менее 50% заданий теста

Контрольная работа (состоит из теста и краткого ответа на один из проблемных вопросов (по выбору ученика)

Высокий уровень (Отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и стилистически соответствующий содержанию.

Повышенный уровень (Отметка «4»)ставится за правильное выполнение 90% заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, достаточно полно и убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного материала, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий тестовой части.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий тестовой части.

VI.Содержание учебного предмета курса

Введение – 1 час

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, наборщик. Учебник литературы, и работа с ним.

Устное народное творчество – 10 часов

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного.

Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы – 2 часа

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века – 1 час

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века – 39 часов

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - еѐ истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.

Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. Речевая характеристика персонажей. Речь героев как средство создания комической ситуации.

Поэты XIX века о Родине и родной природе – 2 часа

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века – 23 часа

 Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

«Ради жизни на Земле…» – 3 часа

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе – 3 часа

И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются – 2 часа

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы – 8 часов

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. Теория литературы. Художественная деталь.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Подведение итогов года – 8 часов

Обобщение изученного материала за курс 5 класса. Уроки внеклассного чтения. Рекомендации на лето.

VII.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды деятельности

Вид/форма контроля

1 четверть

Введение – 1 час

1

01.09

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

1

Урок «открытия» нового знания.

Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.

Текущий

Фронтальная

Устное народное творчество – 10 часов

2

04.09

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.

Текущий

Групповая

3

07.09

Детский фольклор.

1

 Урок общеметодической направленности

Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора.

Текущий

Фронтальная

4

08.09

Сказка как особый жанр фольклора.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями.

Текущий

Фронтальная

5

11.09

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

1

Урок «открытия» нового знания

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки.

Текущий

Групповая

6

14.09

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.

1

 Урок общеметодической направленности

Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир»

Текущий

Индивидуальная

7

15.09

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников.

1

 Урок общеметодической направленности

Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций ху-дожников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки

Текущий

Групповая

8

18.09

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок.

1

Урок рефлексии

Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника

Текущий

Фронтальная

9

21.09

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

Урок «открытия» нового знания

Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.

Текущий

Фронтальная

10

22.09

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли.

1

Урок развивающего контроля

Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.

Текущий

Фронтальная

11

25.09

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».

1

Урок «открытия» нового знания

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках»; самостоятельная работа.

Текущий

Индивидуальная

Из древнерусской литературы – 2 часа

12

28.09

Возникновение древнерусской литературы.

 «Повесть временных лет».

1

Урок «открытия» нового знания

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.

Текущий

Фронтальная

13

29.09

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

1

 Урок общеметодической направленности

Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с.51)

Текущий

Индивидуальная

Из литературы XVIII века – 1 час

14

02.10

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…».

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения.

Текущий

Фронтальная

Из литературы XIX века – 39 часов

15

05.10

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.

1

Урок «открытия» нового знания.

Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки

Текущий

Фронтальная

16

06.10

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Текущий

Индивидуальная

17

09.10

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица».

Текущий

Индивидуальная

18

12.10

Конкурс инсценированной басни. Жанр басни. Повествование и мораль в басне.

1

Урок развивающего контроля

Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен.

Инсценирование басни.

Тематический

Групповая

19

13.10

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

1

Урок общеметодической направленности.

Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен

Текущий

Индивидуальная

20

16.10

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1

Урок «открытия» нового знания.

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Текущий

Фронтальная

21

19.10

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт

Текущий

Фронтальная

22

20.10

Баллада В.А.Жуковского «Кубок».

1

Урок «открытия» нового знания

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. Самостоятельная работа

Текущий

Фронтальная

23

23.10

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение

Текущий

Фронтальная

24

26.10

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила».

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование

Тематический

Индивидуальная

25

27.10

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Текущий

Индивидуальная

26

30.10

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

Урок развития речи

Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение.

Текущий

Фронтальная

2 четверть

27

09.11

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.

1

 Урок общеметодической направленности

Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом.

Текущий

Индивидуальная

28

10.11

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки.

1

Урок развития речи

Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы.

Текущий

Индивидуальная

29

13.11

Сказки А.С.Пушкина.

Поэма «Руслан и Людмила». Тестирование.

1

Урок общеметодической направленности.

Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа.

Текущий

Фронтальная

30

16.11

Антоний Погорельский.

Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение

Текущий

Фронтальная

31

17.11

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

1

 Урок общеметодической направленности

Выразительное чтение, анализ содержания, работа со статьей учебника «Поразмышляем над прочитанным».

Текущий

Групповая

32

20.11

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

Текущий

Фронтальная

33

23.11

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

1

 Урок общеметодической направленности

Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников.

Текущий

Индивидуальная

34

24.11

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

1

Урок «открытия» нового знания.

Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям.

Текущий

Фронтальная

35

27.11

Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя.

1

 Урок общеметодической направленности

Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, вырази тельное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести.

Текущий

Групповая

36

30.11

Моя любимая повесть из сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Урок общеметодической направленности.

Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями.

Текущий

Индивидуальная

37

01.12

Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века.

1

Урок развивающего контроля.

Выбор ответа в тестовых заданиях.

Текущий

Индивидуальная

38

04.12

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

1

 Урок общеметодической направленности

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы

Текущий

Фронтальная

39

07.12

Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

1

 Урок общеметодической направленности

Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Текущий

Групповая

40

08.12

Контрольная работа № 2 по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова.

1

Урок развивающего контроля

Самостоятельная работа, оценивающая качество полученных знаний

Итоговый

Индивидуальная

41

11.12

И.С.Тургенев.

Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

1

Урок «открытия» нового знания.

Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Текущий

Фронтальная

42

14.12

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.

1

 Урок общеметодической направленности

Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

Текущий

Фронтальная

43

15.12

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

 Урок общеметодической направленности

Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ;

характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Текущий

Групповая

44

18.12

Духовные и нравственные качества Герасима.

 Подготовка к домашнему сочинению по повести И.С. Тургенева «Муму».

1

Урок развития речи

Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

Тематический

Индивидуальная

45

21.12

Анализ сочинений. Работа над ошибками. А.А.Фет. Слово о поэте.

1

Урок развития речи

Анализ сочинений, работа над ошибками

Текущий

Фронтальная

46

22.12

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями

Текущий

Групповая

47

25.12

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

«Кавказский пленник». Жилин и горцы. Жестокость и бессмысленность

национальной борьбы.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру.

Текущий

Фронтальная

48

28.12

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

1

 Урок общеметодической направленности

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей.

Текущий

Групповая

49

29.12

Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого.

1

 Урок общеметодической направленности

Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Текущий

Фронтальная

3 четверть

50

11.01

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.

1

Урок развития речи

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста.

Текущий

Фронтальная

51

12.01

Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1

Урок развития речи

Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами.

Тематический

Групповая

52

15.01

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

Текущий

Фронтальная

53

18.01

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

1

Урок общеметодической направленности.

Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста

Текущий

Групповая

Поэты XIX века о Родине и родной природе – 2 часа

54

19.01

Русские поэты 19 века. Образы природы в русской поэзии. Образ весны и образ лета в стихотворениях поэтов.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки.

Текущий

Фронтальная

55

22.01

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста.

1

Урок развития речи

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения.

Тематический

Индивидуальная

Из литературы XX века – 23 часа

56

25.01

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста.

Текущий

Фронтальная

57

26.01

В.Г.Короленко.

Слово о писателе. «В дурном обществе»

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Текущий

Фронтальная

58

29.01

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

Жизнь семьи Тыбурция.

1

 Урок общеметодической направленности

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев.

Текущий

Групповая

59

01.02

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Путь Васи к правде и добру. Портрет как средство изображения героев.

1

 Урок общеметодической направленности

Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями.

Текущий

Фронтальная

60

02.02

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

1

 Урок общеметодической направленности

Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов

Текущий

Групповая

61

05.02

Обучение навыкам характеристики литературного персонажа.

1

Урок развития речи

Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание

Тематический

Индивидуальная

62

08.02

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворениях.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

Текущий

Фронтальная

63

09.02

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

1

Урок развития речи

Анализ стихотворения, самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства».

Тематический

Индивидуальная

64

12.02

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки

Текущий

Фронтальная

65

15.02

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

1

 Урок общеметодической направленности

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

Текущий

Индивидуальная

66

16.02

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

1

Урок общеметодической направленности.

Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова.

Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение

Текущий

Фронтальная

67

19.02

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки.

Текущий

Индивидуальная

68

22.02

Роль пейзажа в сказке «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

1

 Урок общеметодической направленности

Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа.

Текущий

Фронтальная

69

26.06

Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского.

1

Урок развития речи

Анализ текста, работа над языком рассказа, над

изобразительно-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа (сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…»).

Текущий

Фронтальная

70

01.03

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

1

 Урок общеметодической направленности

Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста

Текущий

Групповая

71

02.03

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки)

Текущий

Фронтальная

72

05.03

Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. Столкновение добра и зла.

1

 Урок общеметодической направленности

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Текущий

Групповая

73

09.03

Подготовка к домашнему сочинению: «Падчерица и Королева в пьесе- сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», «Добро и зло в сказке».

1

Урок развивающего контроля

Самостоятельная работа, составление плана, работа с опорными словами, беседа по вопросам

Тематический

Групповая

74

12.03

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир героя.

1

Урок «открытия» нового знания.

Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Текущий

Фронтальная

75

15.03

Контрольная работа № 3. Тестирование по творчеству Бунина, Короленко, Куприна, Бажова, Платонова.

1

Урок развивающего контроля

Самостоятельная работа с целью проверки знаний

Текущий

Индивидуальная

76

16.03

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Знакомство с содержанием рассказа «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с про -изведением живописи.

Текущий

Фронтальная

77

19.03

Человек и природа в рассказе.

Основные черты героя, его поведение в лесу.

1

 Урок общеметодической направленности

Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения

Текущий

Групповая

4 четверть

78

29.03

Становление характера через испытание.

1

Урок рефлексии

Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы

Текущий

Групповая

79

30.03

Сочинение

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки.

1

Урок развития речи

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением.

Тематический

Индивидуальная

«Ради жизни на Земле…» – 3 часа

80

02.04

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Патриотический подвиг детей в годы Великой Отечественной войны.

1

 Урок общеметодической направленности

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

Текущий

Групповая

81

05.04

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

1

 Урок общеметодической направленности

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

Текущий

Групповая

82

06.04

Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

1

Урок развития речи

Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет.

Текущий

Индивидуальная

Произведения о Родине и родной природе – 3 часа

83

09.04

И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». Дон-Аминадо.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование.

Текущий

Групповая

84

12.04

Обучение сочинению и анализу лирического стихотворения.

1

Урок развития речи

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи.

Тематический

Групповая

85

13.04

Н.М.Рубцов «Родная деревня».

Дон -Аминадо «Города и годы».

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование.

Текущий

Фронтальная

Писатели улыбаются – 2 часа

86

16.04

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выра- зительному чтению по ролям

Текущий

Фронтальная

87

19.04

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

1

Урок общеметодической направленности

Чтение статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток

Текущий

Фронтальная

88

20.04

Повторение пройденного по курсу литературы 20 века.

1

Урок рефлексии

Повторение основных писателей, их произведений и главных героев.

Повторение терминов и определений.

Текущий

Групповая

89

23.04

Контрольная работа № 4 по курсу литературы 20 века.

1

Урок развивающего контроля

Владение литературными терминами, нахождение правильных ответов, корректировка собственных ошибок, развёрнутый ответ на вопрос.

Тематический

Индивидуальная

Из зарубежной литературы – 8 часов

90

26.04

Работа над ошибками.

Д. Дефо. Слово о писателе.

«Робинзон Крузо.

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений.

Текущий

Фронтальная

91

27.04

Х-К. Андерсен. Слово о писателе.

«Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке.

1

 Урок общеметодической направленности

Рассказ учителя, фронтальный опрос

Текущий

Фронтальная

92

30.04

Кай и Герда.

Друзья и враги Герды. Мужественность Герды. Снежная королева и Герда – противопоставление внутренней красоты.

 Урок общеметодической направленности

Текущий

Фронтальная

93

03.05

Два мира сказки «Снежная королева».

Подготовка к домашнему сочинению:

1

 Урок общеметодической направленности

Работа в парах, чтение по ролям

Текущий

Фронтальная

94

04.05

Писатели-сказочники и их герои.

1

 Урок общеметодической направленности

Рассказ учителя о писателях-сказочниках, работа в парах

Текущий

Групповая

95

07.05

М. Твен. Слово о писателе «Приключение Тома Сойера».

1

 Урок общеметодической направленности

Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); установление ассоциативных связей с произведением живописи.

Текущий

Фронтальная

96

11.05

Том Сойер и его друзья.

Литературная игра.

1

 Урок общеметодической направленности

Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста

Текущий

Индивидуальная

97

14.05

Джек Лондон.

«Сказание о Кише». Нравственное взросление героя. Становление его характера.

1

 Урок общеметодической направленности

Составление рассуждения по теме «Сказание о взрослении подростка» с последующей самопроверкой по образцу выполнения задания, работа в парах.

Текущий

Групповая

Подведение итогов года – 8 часов

98

17.05

Обобщение изученного материала за курс 5 класса.

1

Урок рефлексии

Беседа, опрос, работа в парах

Текущий

Фронтальная

99

18.05

Итоговая контрольная работа за курс литературы 5 класса.

1

Урок развивающего контроля

Самостоятельная работа

Итоговый

Индивидуальная

100

21.05

Уроки внеклассного чтения.

1

Урок общеметодической направленности

Чтение стихотворений и произведений

Текущий

Фронтальная

101

24.05

Уроки внеклассного чтения.

1

Урок общеметодической направленности

Текущий

Групповая

102

25.05

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

1

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...