РП по литературе, 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
I.Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5-ых классах в объёме 102 часа. Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2020-2021 учебный год в МБОУ СОШ №3 на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
II. Учебно-методический комплект
Литература 5 класс: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. / Коровина В.Я. и др. – М.: Просвещение, 2012.
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
А) Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. (Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. (Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества).
- Сформированность основ экологической культуры. (Готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы).
Б) Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия.
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
В) Предметные результаты освоения основной образовательной программы.
Ученик научится:
- понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- сопоставлять духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
IV.Формы контроля
- работа учащихся с карточками-информаторами;
- индивидуально-групповая работа;
- задания исследовательского характера;
- интерпретация текста художественного произведения;
- тестирование;
- блиц-опрос;
- ребус или кроссворд;
- викторина;
- контрольная работа.
V.Оценочная деятельность
Устный ответ (развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя, отзыв)
Критерии оценивания устного ответа:
Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-
эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-
эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Сообщение:
Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующий критериям:
1.Соответствие содержания заявленной теме
2. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.
3. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.
4. Свободное владение монологической литературной речью.
5. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.
Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный)
Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если
1) содержание работы полностью соответствует теме и заданию;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если
I) содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
Базовый уровень (Отметка «3»)ставится, если
1) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если
1) работа не соответствует теме и заданию;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
Проект (отметка в журнал ставится по желанию ученика)
Критерии
Предметные результаты (максимальное значение – 3 баллов)
1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта
2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения
3.Знание источников информации
Метапредметные результаты (максимальное значение –7баллов)
1.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность
2.Умение формулировать цель, задачи
3.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы
4.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами
5.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью
6.Умение находить требуемую информацию в различных источниках
7.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью
Выразительное чтение наизусть
Критерии выразительного чтения Баллы
правильная постановка логического ударения; 1
соблюдение пауз 1
правильный выбор темпа 1
соблюдение нужной интонации 1
безошибочное чтение 1
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);
«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);
«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);
«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
Создание иллюстраций, их презентация и защита
Критерии баллы
Красочность. Эстетическое оформление 1
Соответствие рисунка содержанию произведения 1
Можно ли понять сказку по иллюстрациям без предварительного чтения. 1
Самостоятельность выполнения задания. 1
Качество презентации и защиты иллюстрации 1
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);
«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);
«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);
«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
Инсценирование
Критерии баллы
Выразительная игра. 1
Четкость произношения слов. 1
Выбор костюмов 1
Музыкальное сопровождение. 1
Самостоятельность выполнения задания. 1
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);
«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);
«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);
«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
Составление таблиц
Критерии баллы
Правильность заполнения 1
Полнота раскрытия материала 1
Наличие вывода 1
Эстетичность оформления 1
Самостоятельность выполнения задания. 1
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);
«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);
«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);
«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
Сочинение
Объем сочинений должен быть в 5 классе примерно таким: 1 —1,5 тетрадные страницы. Сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Критериями оценивания учащихся по русскому языку».
Высокий уровень (Отметка «5») ставится за сочинение: глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Тестирование
Высокий уровень (Отметка «5») Выполнено 90-100% заданий теста
Повышенный уровень (Отметка «4») Выполнено 70-89% заданий теста
Базовый уровень (Отметка «3») Выполнено 50-69% заданий теста
Низкий уровень (Отметка «2» Выполнено менее 50% заданий теста
Контрольная работа (состоит из теста и краткого ответа на один из проблемных вопросов (по выбору ученика)
Высокий уровень (Отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и стилистически соответствующий содержанию.
Повышенный уровень (Отметка «4»)ставится за правильное выполнение 90% заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, достаточно полно и убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного материала, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий тестовой части.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий тестовой части.
VI.Содержание учебного предмета курса
Введение – 1 час
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, наборщик. Учебник литературы, и работа с ним.
Устное народное творчество – 10 часов
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного.
Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы – 2 часа
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века – 1 час
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века – 39 часов
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - еѐ истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.
Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. Речевая характеристика персонажей. Речь героев как средство создания комической ситуации.
Поэты XIX века о Родине и родной природе – 2 часа
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века – 23 часа
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
«Ради жизни на Земле…» – 3 часа
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе – 3 часа
И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются – 2 часа
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы – 8 часов
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. Теория литературы. Художественная деталь.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Подведение итогов года – 8 часов
Обобщение изученного материала за курс 5 класса. Уроки внеклассного чтения. Рекомендации на лето.
VII.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды деятельности | Вид/форма контроля |
1 четверть | ||||||
Введение – 1 час | ||||||
1 | 01.09 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами. | Текущий Фронтальная |
Устное народное творчество – 10 часов | ||||||
2 | 04.09 | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. | Текущий Групповая |
3 | 07.09 | Детский фольклор. | 1 | Урок общеметодической направленности | Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора. | Текущий Фронтальная |
4 | 08.09 | Сказка как особый жанр фольклора. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями. | Текущий Фронтальная |
5 | 11.09 | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки. | Текущий Групповая |
6 | 14.09 | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | 1 | Урок общеметодической направленности | Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир» | Текущий Индивидуальная |
7 | 15.09 | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. | 1 | Урок общеметодической направленности | Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций ху-дожников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки | Текущий Групповая |
8 | 18.09 | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок. | 1 | Урок рефлексии | Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника | Текущий Фронтальная |
9 | 21.09 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы. | Текущий Фронтальная |
10 | 22.09 | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | Урок развивающего контроля | Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование. | Текущий Фронтальная |
11 | 25.09 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | 1 | Урок «открытия» нового знания | Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках»; самостоятельная работа. | Текущий Индивидуальная |
Из древнерусской литературы – 2 часа | ||||||
12 | 28.09 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | 1 | Урок «открытия» нового знания | Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. | Текущий Фронтальная |
13 | 29.09 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | Урок общеметодической направленности | Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с.51) | Текущий Индивидуальная |
Из литературы XVIII века – 1 час | ||||||
14 | 02.10 | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения. | Текущий Фронтальная |
Из литературы XIX века – 39 часов | ||||||
15 | 05.10 | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки | Текущий Фронтальная |
16 | 06.10 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | Текущий Индивидуальная |
17 | 09.10 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица». | Текущий Индивидуальная |
18 | 12.10 | Конкурс инсценированной басни. Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | 1 | Урок развивающего контроля | Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен. Инсценирование басни. | Тематический Групповая |
19 | 13.10 | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен | Текущий Индивидуальная |
20 | 16.10 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | Текущий Фронтальная |
21 | 19.10 | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт | Текущий Фронтальная |
22 | 20.10 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | 1 | Урок «открытия» нового знания | Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. Самостоятельная работа | Текущий Фронтальная |
23 | 23.10 | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение | Текущий Фронтальная |
24 | 26.10 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила». | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование | Тематический Индивидуальная |
25 | 27.10 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Текущий Индивидуальная |
26 | 30.10 | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | Урок развития речи | Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение. | Текущий Фронтальная |
2 четверть | ||||||
27 | 09.11 | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. | 1 | Урок общеметодической направленности | Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом. | Текущий Индивидуальная |
28 | 10.11 | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. | 1 | Урок развития речи | Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы. | Текущий Индивидуальная |
29 | 13.11 | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Тестирование. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа. | Текущий Фронтальная |
30 | 16.11 | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение | Текущий Фронтальная |
31 | 17.11 | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание. | 1 | Урок общеметодической направленности | Выразительное чтение, анализ содержания, работа со статьей учебника «Поразмышляем над прочитанным». | Текущий Групповая |
32 | 20.11 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией | Текущий Фронтальная |
33 | 23.11 | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». | 1 | Урок общеметодической направленности | Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников. | Текущий Индивидуальная |
34 | 24.11 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям. | Текущий Фронтальная |
35 | 27.11 | Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя. | 1 | Урок общеметодической направленности | Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, вырази тельное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести. | Текущий Групповая |
36 | 30.11 | Моя любимая повесть из сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Урок общеметодической направленности. | Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями. | Текущий Индивидуальная |
37 | 01.12 | Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века. | 1 | Урок развивающего контроля. | Выбор ответа в тестовых заданиях. | Текущий Индивидуальная |
38 | 04.12 | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | 1 | Урок общеметодической направленности | Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы | Текущий Фронтальная |
39 | 07.12 | Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. | 1 | Урок общеметодической направленности | Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | Текущий Групповая |
40 | 08.12 | Контрольная работа № 2 по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова. | 1 | Урок развивающего контроля | Самостоятельная работа, оценивающая качество полученных знаний | Итоговый Индивидуальная |
41 | 11.12 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Текущий Фронтальная |
42 | 14.12 | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. | 1 | Урок общеметодической направленности | Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами | Текущий Фронтальная |
43 | 15.12 | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | Урок общеметодической направленности | Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | Текущий Групповая |
44 | 18.12 | Духовные и нравственные качества Герасима. Подготовка к домашнему сочинению по повести И.С. Тургенева «Муму». | 1 | Урок развития речи | Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами | Тематический Индивидуальная |
45 | 21.12 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. А.А.Фет. Слово о поэте. | 1 | Урок развития речи | Анализ сочинений, работа над ошибками | Текущий Фронтальная |
46 | 22.12 | Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями | Текущий Групповая |
47 | 25.12 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». Жилин и горцы. Жестокость и бессмысленность национальной борьбы. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру. | Текущий Фронтальная |
48 | 28.12 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 | Урок общеметодической направленности | Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей. | Текущий Групповая |
49 | 29.12 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого. | 1 | Урок общеметодической направленности | Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | Текущий Фронтальная |
3 четверть | ||||||
50 | 11.01 | Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. | 1 | Урок развития речи | Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста. | Текущий Фронтальная |
51 | 12.01 | Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 1 | Урок развития речи | Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами. | Тематический Групповая |
52 | 15.01 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией. | Текущий Фронтальная |
53 | 18.01 | Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста | Текущий Групповая |
Поэты XIX века о Родине и родной природе – 2 часа | ||||||
54 | 19.01 | Русские поэты 19 века. Образы природы в русской поэзии. Образ весны и образ лета в стихотворениях поэтов. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки. | Текущий Фронтальная |
55 | 22.01 | Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста. | 1 | Урок развития речи | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения. | Тематический Индивидуальная |
Из литературы XX века – 23 часа | ||||||
56 | 25.01 | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста. | Текущий Фронтальная |
57 | 26.01 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | Текущий Фронтальная |
58 | 29.01 | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. | 1 | Урок общеметодической направленности | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев. | Текущий Групповая |
59 | 01.02 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Путь Васи к правде и добру. Портрет как средство изображения героев. | 1 | Урок общеметодической направленности | Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями. | Текущий Фронтальная |
60 | 02.02 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 1 | Урок общеметодической направленности | Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов | Текущий Групповая |
61 | 05.02 | Обучение навыкам характеристики литературного персонажа. | 1 | Урок развития речи | Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание | Тематический Индивидуальная |
62 | 08.02 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворениях. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение | Текущий Фронтальная |
63 | 09.02 | Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | 1 | Урок развития речи | Анализ стихотворения, самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства». | Тематический Индивидуальная |
64 | 12.02 | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки | Текущий Фронтальная |
65 | 15.02 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | 1 | Урок общеметодической направленности | Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций | Текущий Индивидуальная |
66 | 16.02 | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова. Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение | Текущий Фронтальная |
67 | 19.02 | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки. | Текущий Индивидуальная |
68 | 22.02 | Роль пейзажа в сказке «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | 1 | Урок общеметодической направленности | Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа. | Текущий Фронтальная |
69 | 26.06 | Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского. | 1 | Урок развития речи | Анализ текста, работа над языком рассказа, над изобразительно-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа (сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…»). | Текущий Фронтальная |
70 | 01.03 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | 1 | Урок общеметодической направленности | Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста | Текущий Групповая |
71 | 02.03 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки) | Текущий Фронтальная |
72 | 05.03 | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. Столкновение добра и зла. | 1 | Урок общеметодической направленности | Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | Текущий Групповая |
73 | 09.03 | Подготовка к домашнему сочинению: «Падчерица и Королева в пьесе- сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», «Добро и зло в сказке». | 1 | Урок развивающего контроля | Самостоятельная работа, составление плана, работа с опорными словами, беседа по вопросам | Тематический Групповая |
74 | 12.03 | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир героя. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | Текущий Фронтальная |
75 | 15.03 | Контрольная работа № 3. Тестирование по творчеству Бунина, Короленко, Куприна, Бажова, Платонова. | 1 | Урок развивающего контроля | Самостоятельная работа с целью проверки знаний | Текущий Индивидуальная |
76 | 16.03 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Знакомство с содержанием рассказа «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с про -изведением живописи. | Текущий Фронтальная |
77 | 19.03 | Человек и природа в рассказе. Основные черты героя, его поведение в лесу. | 1 | Урок общеметодической направленности | Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения | Текущий Групповая |
4 четверть | ||||||
78 | 29.03 | Становление характера через испытание. | 1 | Урок рефлексии | Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы | Текущий Групповая |
79 | 30.03 | Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки. | 1 | Урок развития речи | Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением. | Тематический Индивидуальная |
«Ради жизни на Земле…» – 3 часа | ||||||
80 | 02.04 | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Патриотический подвиг детей в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Урок общеметодической направленности | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. | Текущий Групповая |
81 | 05.04 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». | 1 | Урок общеметодической направленности | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений | Текущий Групповая |
82 | 06.04 | Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | 1 | Урок развития речи | Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет. | Текущий Индивидуальная |
Произведения о Родине и родной природе – 3 часа | ||||||
83 | 09.04 | И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». Дон-Аминадо. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование. | Текущий Групповая |
84 | 12.04 | Обучение сочинению и анализу лирического стихотворения. | 1 | Урок развития речи | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи. | Тематический Групповая |
85 | 13.04 | Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон -Аминадо «Города и годы». | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование. | Текущий Фронтальная |
Писатели улыбаются – 2 часа | ||||||
86 | 16.04 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выра- зительному чтению по ролям | Текущий Фронтальная |
87 | 19.04 | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток | Текущий Фронтальная |
88 | 20.04 | Повторение пройденного по курсу литературы 20 века. | 1 | Урок рефлексии | Повторение основных писателей, их произведений и главных героев. Повторение терминов и определений. | Текущий Групповая |
89 | 23.04 | Контрольная работа № 4 по курсу литературы 20 века. | 1 | Урок развивающего контроля | Владение литературными терминами, нахождение правильных ответов, корректировка собственных ошибок, развёрнутый ответ на вопрос. | Тематический Индивидуальная |
Из зарубежной литературы – 8 часов | ||||||
90 | 26.04 | Работа над ошибками. Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений. | Текущий Фронтальная |
91 | 27.04 | Х-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. | 1 | Урок общеметодической направленности | Рассказ учителя, фронтальный опрос | Текущий Фронтальная |
92 | 30.04 | Кай и Герда. Друзья и враги Герды. Мужественность Герды. Снежная королева и Герда – противопоставление внутренней красоты. | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальная | ||
93 | 03.05 | Два мира сказки «Снежная королева». Подготовка к домашнему сочинению: | 1 | Урок общеметодической направленности | Работа в парах, чтение по ролям | Текущий Фронтальная |
94 | 04.05 | Писатели-сказочники и их герои. | 1 | Урок общеметодической направленности | Рассказ учителя о писателях-сказочниках, работа в парах | Текущий Групповая |
95 | 07.05 | М. Твен. Слово о писателе «Приключение Тома Сойера». | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); установление ассоциативных связей с произведением живописи. | Текущий Фронтальная |
96 | 11.05 | Том Сойер и его друзья. Литературная игра. | 1 | Урок общеметодической направленности | Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста | Текущий Индивидуальная |
97 | 14.05 | Джек Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя. Становление его характера. | 1 | Урок общеметодической направленности | Составление рассуждения по теме «Сказание о взрослении подростка» с последующей самопроверкой по образцу выполнения задания, работа в парах. | Текущий Групповая |
Подведение итогов года – 8 часов | ||||||
98 | 17.05 | Обобщение изученного материала за курс 5 класса. | 1 | Урок рефлексии | Беседа, опрос, работа в парах | Текущий Фронтальная |
99 | 18.05 | Итоговая контрольная работа за курс литературы 5 класса. | 1 | Урок развивающего контроля | Самостоятельная работа | Итоговый Индивидуальная |
100 | 21.05 | Уроки внеклассного чтения. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чтение стихотворений и произведений | Текущий Фронтальная |
101 | 24.05 | Уроки внеклассного чтения. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
102 | 25.05 | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Фронтальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...