Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего романа. На уроке у учащихся формируется аналитическое и художественное восприятие образа, они учатся сопоставлять общее и частное, в эпизоде видеть все произведение.
Урок сопровождается презентацией и видеофрагментами из телевизионного сериала «Мастер и Маргарита» режиссера Бортко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gordaya_zhenshchina._obraz_margarity_v_romane_m.a._bulgakova_master_i_margarita.doc | 65.5 КБ |
gordaya_zhenshchina.ppt | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Маер Ирина Александровна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Киргинцевской СОШ
Купинского района Новосибирской области.
Аннотация.
Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего романа. На уроке у учащихся формируется аналитическое и художественное восприятие образа, они учатся сопоставлять общее и частное, в эпизоде видеть все произведение.
Урок сопровождается презентацией и видеофрагментами из телевизионного сериала «Мастер и Маргарита» режиссера Бортко.
Гордая женщина.
Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цели:
- дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего романа;
- развивать аналитическое и художественное восприятие образа, учить сопоставлять общее и частное, в эпизоде видеть все произведение;
- формировать эстетическое восприятие художественного текста; показать духовные основы, которыми руководствуется писатель и, по его мнению, любой нравственный человек.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: сообщения учащихся, анализ эпизодов.
Метод: исследовательский.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(На экране слайд №1)
- Наш сегодняшний урок я хотела бы начать с эпиграфа (слайд №2)
За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?
Пусть отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!
- Это цитата из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Тема нашего урока будет обращена к теме любви и творчества. А вот кто будет главной героиней, мы сейчас узнаем.
- Нагая наездница верхом на щетке, взвизгнув от восторга, вылетела в окно. В каждой частице тела вскипала радость. Исчезли желтые тени у висков: кожа щек налилась розовым цветом, лоб стал бел и чист.
Кто это?
(Маргарита)
(Слайд №3)
(Обращение к ученице)
- Маргарита, какие слова Азазелло заставили вас проникнуться к нему доверием, когда вы собрались уходить из Александровского сквера?
(«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла невидимый прокуратором горд». Это цитата из романа Мастера).
- Почему вы прекратили свой дикий разгром в доме Латунского?
(В крайнем окне 4 этажа увидела мальчика лет 4, который испуганно прислушивался. Я успокоила мальчика).
- Какие три условия должны были дать вам возможность стать королевой бала?
(Имя Маргарита, местная уроженка, счастливая судьба).
- Какой совет — наставление дал вам Коровьев перед балом?
(Никому из гостей никакого преимущества. Нужно полюбить всех).
- После бала, не получив награды, вы собрались уходить, когда Воланд остановил вас словами. Что он вам сказал?
(Никогда и ничего не просите: в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!)
- Спасибо!
- Сегодня мы и поговорим о Маргарите. В конце урока мы должны выяснить, какую роль играет героиня в романе, и каково ее влияние на создание образа романа.
II. Введение в тему.
(Слайд № 4)
Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.
- Так кто же такая Маргарита?
(Слайд № 5)
(Сообщение учащегося)
Из текста романа известны только её имя и отчество — Маргарита Николаевна. Красивая москвичка. Очень сильная и мужественная женщина. По роду занятий домохозяйка, проживает в центре Москвы, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которого вовсе не любит, детей у них нет. Состоятельна, обитает в богатой квартире с прислугой. На момент основных событий романа ей 30 лет. В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет мастером, исполняет роль королевы и хозяйки бала сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с мастером в место его последнего приюта.
Маргарита - она играет в романе очень важную роль. Это красивая Москвичка, возлюбленная Мастера. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. Когда встретила Мастера была замужем, но мужа не любила и была полностью несчастлива. Тогда поняла что нашла свою судьбу. Она способна на глубокую любовь бросает своего мужа, когда понимает что нужна Мастеру, что он пропадает без неё.
Именно Маргарита назвала героя мастером, прочитав его роман. Герои были счастливы вместе пока Мастер не опубликовал отрывок своего романа. Критики отравили им жизнь. Когда оставляет Мастера одного, он сжигает роман и сбегает в психатрическую лечебницу. Долгое время Маргарита корит себя за то, что оставила любимого одного в самую трудную для него минуту. Она плачет и сильно страдает, пока не встречает Азазелло. Он ей говорит, что знает где находится Мастер. За это сведения она соглашается быть коралевой на великом балу у Сатаны. Маргарита становиться ведьмой. Обнажённая принимает гостей Воланда на балу, После бала у Сатаны герония в первую очередь просит за страдающую Фриду забывая о собственным желанин вернуть Мастера.Продав свою душу она получает Мастера. В конце романа она и Мастер заслуживают покоя. Маргарита это сильна и идущая своим собственным путём женщина. Это женский идеал для Булгакова.
Она готова продать свою душу дяволу и это делает. Маргарита остается идеалом вечной, непреходящей любви, у неё сила чувства. В конце она покидает мир и в образе ведьмы и уходит вместе с Мастером в место его покоя.
Многе считают что прототипом образа Маргариты послужила жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.
III. Анализ эпизода.
- В какой главе мы впервые знакомимся с Маргаритой?
(Глава 13).
- Давайте вспомним этот эпизод.
(Видеоролик «Встреча Мастера и Маргариты»).
(Слайд № 6)
- Какие слова подбирает автор для описания возникшего между Мастером и Маргаритой чувства?
- О чем это говорит?
- Дает ли автор портретное описание героини?
(нет)
- Как вы думаете, почему?
IV. Маргарита и потусторонняя сила.
- Потусторонний мир во 2-ой части романа показан как бы глазами Маргариты. Какую роль она играет на бале?
(Маргарита — королева бала, она невеста дьявола).
(Слайд № 7)
- Поговорим о Дьяволе.
Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотой искрой на дне; левый — пустой и черный. Лицо было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу. Кожу на лице будто навеки сжег загар. Чье это описание?
(Воланд)
(Слайд № 8)
- Кто, по мнению Воланда, управляет человеческой жизнью? Как он разъяснил свою точку зрения Бездомному?
(Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план: на 1000 лет, если не может ручаться даже за свой завтрашний день).
- Зачем Воланд явился в Москву и какие выводы сделал?
(Посмотреть, как изменились люди за прошедшее тысячелетие, каковы жители «третьего Рима». Люди как люди. Любят деньги. Ну легкомысленны, и милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди: напоминают прежних. Квартирный вопрос только испортил их).
- Как Воланд объяснил Маргарите, для чего ему нужен глобус?
(События мне нужно знать точно. Ведь факт — самая упрямая вещь).
- Спасибо!
- Почему именно Маргарита подошла на роль хозяйки бала?
- Что вы можете сказать о прототипах этого образа?
(Сообщение учащегося)
Прототипов у Маргариты много. Это и французские королевы, носившие имя Маргариты: Маргарита Наваррская и Маргарита Валуа. И Маргарита из драмы Гёте "Фауст". Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах. Но главный прототип Маргариты - третья жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская. Она тоже трижды была замужем. По первом мужу она Неелова, по второму Шиловская. Второй муж Елены Сергеевны был помощником начальника Академии Генштаба, кадровым офицером. От него у Елены Сергеевны было два сына: Евгений и Сергей. С Еленой Сергеевной Булгаков познакомился в 1929 году у одних знакомых. Знакомство с Булгаковым наполнило жизнь Елены Сергеевны атмосферой игры, веселья, радости. Они начали тайно встречаться. Но вскоре Шиловский узнал об их романе. У него с Булгаковым состоялся серьёзный разговор, и Булгаков с Еленой Сергеевной расстались на время. Потом они случайно встретились на улице, и любовь вспыхнула вновь. Михаил Афанасьевич писал об этом в романе: "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца, и поразила нас сразу обоих!"
(Слайд № 9)
- Как вела себя Маргарита в окружении нечистой силы?
(Видеоролик «Маргарита и Воланд после бала»)
- Так что же дал Воланд Маргарите?
(Любовь).
(Слайд № 10)
V. Основные темы романа.
- На одном из уроков предметом нашего внимания была история Мастера и Маргариты, но тема любви в более широком философском смысле звучит с начала 23-ей главы.
(Слайд № 11)
«Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится... я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице... Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение! Нужно полюбить его, полюбить, королева! Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала. И еще: не пропустите никого! Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют...»
- Кроме темы Любви, с образом Маргариты связана и другая основная тема романа. Сформулируйте ее после предложенных исходных данных.
(Слайд № 12)
Воланд ← Маргарита
↘↙
Мастер
- Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит Мастера.
- Какое чувство она испытывает перед Мастером?
(Чувство вины).
- Что она совершает в нравственном смысле?
(Измену).
- Это преступление, за которое неизбежно что?
(Расплата).
- Какую основную тему можно сформулировать?
(Тема вины и расплаты, преступления и наказания).
- А что нужно Мастеру?
С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый с острым носом, встревоженными глазами. Человек примерно 38. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат. Кто это?
(Мастер).
(Слайд № 13)
- Мастер сказал Ивану: «Роман был дописан. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь». Что сделалось с его жизнью, когда он вышел в жизнь, держа роман в руках?
(«И тогда моя жизнь кончилась»).
- Сколько времени прошло после ухода Маргариты? Где Мастер был все это время?
(С половины октября до половины января Мастер находился под арестом).
- Спасибо!
- Чем жил Мастер все это время? Какие мысли его тревожили?
(его роман о Понтии Пилате)
(Слайд № 14)
- Чем жила Маргарита?
(Мастером и его романом)
- Подведем итоги. Какие основные темы раскрывает Булгаков через образ гордой женщины Маргариты?
(Ответы учеников)
VI. Выводы.
- Так кто ж ты такая, Маргарита? Чем ты отличаешься от других персонажей?
(Учащаяся зачитывает отрывок из романа)
«Невидима и свободна! Невидима и свободна! Ах, как это чудесно! Это мое тело обжигает ветер, и это мое сердце, сладко захолонув, тяжелым камнем падает вниз. Стремительно ушел вниз город, исчезли грязные, кривые улочки, красные покосившиеся фонари, заплатанные дома. Внизу лишь огни, вокруг — небо, огромное, черное, просторное. Свежий воздух до боли распирает легкие — ах, как хорошо! Я свободна! Мелочные ссоры в тесных кухонках, душное бессилье напрасных разговоров, бессонные ночи — наедине с подушкой, мокрой от слез... Это все осталось внизу! Я другая! В две мерцающие полосы слились внизу огни городов, завертелись и исчезли; в ушах свистит ветер, и желтый, мягкий лунный свет заливает мое тело — вот я вся. Слившаяся с этим небом, с этим ветром, живущая в полете. Я вырвалась, вырвалась, черт возьми! Почему нельзя поминать нечистого к вечеру? Как глупо. Со мной, прожившей безразличие и тоску, что можно сделать? Он приснился мне сегодня, и сон был вещий, за это я ручаюсь. Я верила, что-то произойдет непременно, потому что не может быть, чтобы что-то тянулось вечно. И оно случилось, вот оно! Я вся в сегодня, нага и свободна, и если уж любить, то до самозабвенья, если мстить — то без удержу. Мне позволено все — кто посмеет запретить? Я — королева. Сегодня я разорвала колдовской круг своей жизни, сегодня я плачу все долги. Я другая — не знаю, святая или грешница, но только не частично, а сразу, целиком и вся. О, милый, милый Азазелло, я лечу! Этот иностранец — я теперь знаю наверно — совсем не опасен. Я согласна на все — вот так, сразу — головой в омут, ведьмой в ад... Ради него, Мастера. Прощай все — сад, деньги, готический особняк — как смешно! Я знаю, что приду к нему сегодня, где бы он ни был! Все — сегодня, или ничего — никогда».
VII. Рефлексия.
- Давайте составим синквейн на нашу тему.
(Слайд №15)
VIII. Слово учителя.
(Слайд № 16)
Маргарита была и остается воплощением женственности, самопожертвования, ответственности, подвига, верности, любви, чувственности, преданности. Ей посвящаются стихотворения и картины. О ней поют песни. Она остается вечным образом не только в русской культуре, но и в мировой. Искренне любящая и страдающая женщина тоже ассоциируется с Маргаритой.
(Слайд № 17)
IX. Выставление оценок.
X. Домашнее задание.
Эссе «Кто она, Маргарита Мастера?»
Список использованной литературы:
- Булгаков М.А. Мастер и Маргарита, М., 2006
- Русская литература XX века, ред. В.В. Агеносов, часть 1, М. «Дрофа», 1996
- Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе, ред. Ф.Ф. Кузнецов, часть 2, М. «Просвещение», 1994
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс, II полугодие, М., 2006
Интернет-ресурсы:
http://ru.shvoong.com/books/novel-novella/1958768
http://peressa2009.narod2.ru/Eto_interesno/
http://festival.1september.ru/articles/415721/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...
Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тема урока: Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...
Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....
Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...
Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...
Роль образа Воланда в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация к уроку по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....