Конспект УЗ по литературе: "Изображение "трех миров" в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" через замысел автора и систему художественных образов"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме
Можно использовать при изучении романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra_bulgakov.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисциплина: Литература
Тема: Изображение «трех миров» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через замысел автора и систему художественных образов
Тип занятия - Урок-эпилог
Цель занятия:
Методическая - показать возможности активизации мыслительной деятельности студентов через организацию их самостоятельной работы на занятии (работа в мини-группах) и использование материалов, наработанных ими во внеурочное время
- обучающая — показать замысел писателя посредством системы образов и композиционные особенности произведения
- развивающая — формировать навыки исследовательской деятельности, развивать креативность мышления посредством творческих заданий
- воспитывающая — воспитывать у студентов понимание, что честь, долг, любовь — основные человеческие ценности
Оборудование: справочные материалы, текст романа «Мастер и Маргарита», мини-плакаты, индивидуальные задания каждой группы, доска, рукописные газеты, раздаточный материал в виде карточек и таблиц
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский (при анализе художественного текста)
Уровни усвоения знаний, учебной информации:
- восприятие, осознание, фиксация информации
- творческое применение знаний при анализе текста
Содержание учебного материала - практическая направленность и дифференциация контрольных заданий (тестов) оценивается по трём уровням сложности.
Горожане сильно изменились – внешне, я говорю,
как и сам город, впрочем. Но меня, конечно,
не столько интересуют автобусы, телефоны –
сколько более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Ход учебного занятия
1. Слово преподавателя:
На предыдущих занятиях мы познакомились с жизнью, творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова, сложной судьбой его замечательных произведений. А также узнали историю создания самого популярного его романа «Мастер и Маргарита».
Сегодня мы с вами продолжим разговор о романе «Мастер и Маргарита».
Тема нашего сегодняшнего занятия - «Изображение «трех миров» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через замысел автора и систему художественных образов».
Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8 редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора.
М.А.Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддерживала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».
Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967-1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80-90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.
… Из письма сестры Е.С. Булгаковой Ольги Бокшанской матери незадолго до смерти Булгакова…
Люся [Е.С.Булгакова. - Е.Н.] страшно изменилась. В глазах её такой трепет, такая грусть, она всё время находится в напряженном желании бороться за его жизнь. Она любит его так сильно… Это не похоже на обычное понятие любви.
…10 марта. 16.39. Миша умер…
(Последняя запись в дневнике Елены Сергеевны Булгаковой):
Я помню тот день. В булгаковский дом
Проникла печаль. Елена
Осталась одна. Мороз за окном,
В квартире - лишь запах тлена.
И не было сил, и не было слёз
Оплакать свою потерю.
И, глядя на гроб, Елена всерьёз
Шептала: «Нет, я не верю!».
Ведь только вчера, казалось, она
Упрямо врачам твердила:
«Его не отдам!». И ночи без сна,
Как ангел, над ним парила.
Больного терзал то холод, то жар.
Но он разомкнуть смог веки:
«Знай, ты заменила весь земной шар
Ты всё для меня!». Навеки…
Теперь его нет на этой земле.
Елена одна. Впервые.
Царит полумрак. Но здесь, на столе -
Все рукописи. Живые!
«О, будут тебя печатать!» - И вновь
Тетради его раскрыты.
«Окончен роман. Но вечна любовь
В душе твоей Маргариты!»
И завтра опять наступит рассвет!
И снова борьбу начну я!..
Не смоет вода с рук памятный след
Прощального поцелуя.
Я помню тот день, как будто тогда
Была в той святой квартире.
Пусть эта любовь сияет всегда
В жестоком подлунном мире.
2. Актуализация знаний:
- Определите жанр романа
(Можно назвать его и бытовым (воспроизведены картины московского быта двадцатых-тридцатых годов), и фантастическим, и философским, и сатирическим, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Роман многожанров и многопланов. Все тесно переплетено, как в жизни).
Необычна и композиция романа.
- Как бы вы определили композицию романа?
(Это «роман в романе». Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создает впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность).
Обращение к эпиграфу…
- Цель занятия - понять замысел писателя посредством системы образов и композиционные особенности произведения. Проанализировать сходства и контраст «трех миров» как основные идейно-художественные принципы повествования. И первый вопрос:
- Какое время охватывают события романа?
Действие романа длится всего 4 дня (начинается в среду и в ночь на воскресенье заканчивается, в праздник Пасхи.) Но за этот короткий промежуток времени писатель охватывает события, которые происходят в трёх временных рамках.
1). Москва 30-х годов (Земной мир).
2) «Библейский мир».
3) Вечность (потусторонний мир).
Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, то пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны.
3. Работа в малых группах и защита проектов:
(Студенты распределены на три группы. Каждая группа подготовила сообщения по «трем мирам» в романе – использование исследовательских, творческих работ, наработанных учащимися во внеурочное время.
В каждой группе назначен координатор, который отслеживает работу каждого студента и оценивает)
Итак, литературоведы находят в романе 3 основных мира:
- Современный московский
- Вечный потусторонний
- Древний ершалаимский
Перед нами ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
- Для чего Булгаков использует такой прием, как воссоздание портрета каждого героя
(Иешуа Га-Ноцри, Мастер, Понтий Пилат, Воланд, Маргарита)?
- Какова система прототипов, если рассматривать их эволюции во взаимодействии с другими персонажами. Какова их роль в романе?
(Студенты работают с поставленными перед ними вопросами, заполняют таблицы)
Первый мир – Московский (1 группа)
Второй мир – Вечный потусторонний (2 группа)
Третий мир – Древний ершалаимский (3 группа)
Обсуждение:
(Ребята рассказывают о представителях каждого мира, представленного в романе, защищают проекты, комментируют)
4. Обобщение и выводы по теме:
Центральная проблема романа «Мастер и Маргарита» - это проблема взаимодействия Света и Тьмы, Добра и Зла.
- Почему в мире существует Зло, почему оно часто торжествует над Добром?
- Как победить Тьму и возможно ли это вообще?
- Что есть Свет для человека и что есть Тьма для него?
Эти вопросы волнуют каждого из нас, а для Булгакова они приобрели особую остроту оттого, что вся его жизнь была искалечена, смята торжествовавшей в его время и в его стране тьмой.
Страницы романа М.Булгакова помогают нам выяснить главную идею романа – Человеческую судьбу определяет непрерывный поиск истины. Именно человек ответственен за все добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей.
- Так какими же средствами писатель пользуется, чтобы донести все это до читателя? (путем раскрытия художественных образов)
(Студенты делают выводы с опорой на таблички, координаторы выставляют оценки и сдают групповые листы-задания).
- Давайте еще раз обратимся к эпиграфу занятия:
….
- Ответ на этот вопрос найдем в тексте романа «Мастер и Маргарита» в главе «Черная магия и ее разоблачение»
[… Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь, это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну легкомысленны… Ну, что ж… И мелосердие иногда стучится в их сердца… Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…].
Так Воланд сам и ответил на свой вопрос.
- А вы как думаете?
- Какие впечатления у вас остались о романе, о чем вы рассуждали, думали?
-Зачем все таки Булгакову потребовалось изображать в своем романе «три мира», и можно ли провести параллель между ними?
-Ну и, наконец, является ли сатана представителем Зла в романе? Или же он выступает Справедливым Наблюдателем?...
(Студентка читает стихотворение…)
Изучая московские хмурые лица,
На вопрос сатаны я искала ответ.
Изменилась, бесспорно, родная столица,
Ну а внутренне люди - пожалуй, что нет.
И всё так же мы жадны до денежных знаков,
И всё так же нас мучит квартирный вопрос.
И я слышу порой, как смеётся Булгаков
Над Россией своей, задыхаясь от слёз.
5. Задание на дом:
- Написать мини-сочинение «Добро и зло в романе»
- Ответить на вопросы теста (письменно в тетради)
- Выставление оценок
Использованная литература:
1. Литература /Под ред. Обернихиной Г.А. Учебник. – М.: «Академия», 2009.
2. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч. 1,2. 10 кл. - М.: «Просвещение», 2006.
3. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
КООРДИНАТОР: ________________________________________
№ | Ф.И.О. студента | Работа с текстом | Работа с таблицей | Оформление рукописных газет | Выводы | Итог |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 |
Ф. И. О. | |
Группа _______ | |
Вопросы | Ответы |
1. В чем своеобразие композиции романа? | А) кольцевая композиция Б) роман в романе В) хронологический порядок развития событий |
2. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга? | А) соответствие библейскому сюжету Б) противопоставление библейскому образу В) автор старается подчеркнуть внутреннюю свободу героя |
3. Почему для Иешуа самый страшный грех - трусость? | А) трусость – порок, заставляющий жить по законам, диктуемым сверху Б) трусость ведёт к предательству В) трусость – сознательный выбор колеблющегося человека |
4. Какой из "миров" романа наиболее населен? | А) московский Б) потусторонний В) библейский |
5. Чей это портрет: "…человек лет 27-ми, одет в старенький голубой хитон, руки связаны, синяк под левым газом, у рта ссадина.» | А) Крысобой Б) Понтий Пилат В) Иешуа |
6. Как наказан Пилат? | А) сожжен Б) обречён на бессмертие В) повешен |
7. Какой промежуток времени охватывают события романа? | А) 4 дня Б) 4 месяца В) 4 года |
8. Кто является повествователем истории о Понтии Пилате и Иешуа? | А) Бездомный, Б) Берлиоз, В) Воланд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"
План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...
Конспект мастер-класса по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»
Мастер-класс проводился по предмету общее фортепиано для учащихся 7-11 лет....
конспект урока "Роман А.С. Пушкина в стихах "Евгений Онегин". Творческая лаборатория. Система образов. Онегинская строфа"
конспект урока литературы...
Конспект оркрытого урока «Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова»
Конспект открытого урока "Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова", целью которого является создание условий для творческого применения специальных знаний, умений. навыков в процессе работ...
План-конспект открытого занятия "Составление сценария на заданную тему. Тема, идея и режиссерский замысел"
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «СОСТАВЛЕНИЕ СЦЕНАРИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ. ТЕМА, ИДЕЯ И РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ»...
План-конспект урока «Художественный образ,стиль,язык» 9 класс
План-конспект урока «Художественный образ,стиль,язык» 9 класс...