"Свидание с Мастером" (урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме

Гапоненко Наталья Владимировна

Урок – обобщение по творчеству М. Булгакова  проводится в форме игры.  Класс заранее делится на 3 команды. За правильные ответы выставляются баллы (для удобства можно приготовить жетоны). Игра состоит из 6 конкурсов - заданий:

I.    «О!.. Жизнь моя полна загадок!» (6 знаний о жизни и творчестве писателя)

II.  «Рукописи не горят» (По принципу телевизионной игры « Своя игра», проверяется  внимательное прочтение текста))

III. Больничная пауза ( Распределить по палатам  4 пациентов.)

IV. «Узнай меня» ( По описанию  узнать героя )

V.  «Да не хотите ли закусить… Без церемоний!» ( «Накрыть» стол героям)

VI. Тест

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_literaturnoy_igry.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc73.5 КБ
PDF icon literaturnaya_igra.pdf2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Гапоненко Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Чановской СОШ№2

2012

Методическое сопровождение к уроку

по роману Михаила Булгакова «МАСТЕР И МАРГАРИТА» в 11 классе.

ТЕМА: Свидание с Мастером

Цель урока: закрепить и систематизировать знания учащихся по творчеству М.А. Булгакова.

Задачи:

 1. Проверить знания текста.

 2. Развить внимание, мышление, речь учащихся; коммуникативные навыки и интерес к    

      предмету; умения работы в группе.

 3. Воспитать любовь к русской литературе,  творчеству М.А. Булгакова.

Тип урока: урок - обобщение

Форма урока: интеллектуальная игра.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Примечание.  Урок – обобщение по творчеству М. Булгакова  проводится в форме игры. Класс заранее делится на 3 команды. За правильные ответы выставляются баллы (для удобства можно приготовить жетоны). Игра состоит из 6 конкурсов - заданий:

  1. «О!.. Жизнь моя полна загадок!»
  2. «Рукописи не горят»
  3. Больничная пауза
  4. «Узнай меня»
  5.  «Да не хотите ли закусить… Без церемоний!»
  6. Тест

Ход  игры

Слайд №1 -2. Организационный момент. Обзор творчества М.А. Булгакова.

Вступительное слово учителя:

     Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе XX века.

Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: “Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы”. Так произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20 – 30-е годы XX века, мы не можем обойтись без “Белой гвардии”, “Собачьего сердца”, “Мастера и Маргариты”.

    Ныне всё булгаковское до последней строчки опубликовано. Однако далеко не всё осмыслено и освоено. Современным читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах.

   Ребята, вы прочитали одну из интереснейших книг мировой литературы  «Мастер и Маргарита».  Я предлагаю  вам вновь вернуться на страницы книги и вместе совершить небольшое путешествие по главам романа, чтобы ещё раз насладиться мастерством Булгакова – рассказчика, погрузиться в художественный мир, придуманный писателем, восхититься его упоительной лирикой, искромётным юмором, едкой иронией и проверить себя. Убедиться, насколько вы были внимательны, наблюдательны, зорки и чутки к Булгаковскому слову.

     Приглашаю вас принять участие в литературной игре, в неё включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием текста.

    «За мной, читатель!» Нас ждут прекрасные мгновения!

Навигация: интерактивная лента: чтобы пошла информация, нужно нажать на стрелку.

КОНКУРСЫ

Слайд № 3.    Музыкальный  настрой на игру.

Слайд № 4.                          I конкурс     «О!.. Жизнь моя полна загадок!» 

(Шесть вопросов о жизни и творчестве писателя). По 2 вопроса каждой команде. 

Навигация: триггеры: нажатие на  цифру:

Первый щелчок – вопрос

Второй щелчок – ответ

Третий щелчок - исчезновение

Слайды № 5 - 26                II  конкурс   « Рукописи не горят»

(По принципу телевизионной игры « Своя игра»). Команды по очереди выбирают тему и «цену» вопроса (для команды это баллы). Если ответ неверный, то эти баллы вычитаются.

Темы:  

  1. Нечистая сила.
  2. Москва
  3. Мастер и Маргарита
  4. Кому принадлежат слова.

Навигация: гиперссылки: нажав на цифру, вы  переходите  к вопросу, а если нужно  тут же проверить, то выполняете щелчок  на пустом месте слайда - появится ответ.  Чтобы вернуться к заданиям - нажмите на вопрос на ( ?).

Слайд № 6                           III конкурс    Больничная пауза.

 Задание: Разместить по больничным палатам пациентов.(Командам раздаются шаблоны, которые они сдают, а потом проверяем на слайде.)

Навигация: Приём перемещения: по щелчку «герои» занимают свои места в «палатах».

Слайд № 27                        IV конкурс    «Узнай меня»  

По характеристикам, взятым из произведения, узнать героя. (Команды пишут ответы на листочках и сдают, а потом проверяем)

Навигация: Эффект листания книги: нажатием на знак ? – появится  рисунок –ответ; чтобы продолжить листание, нужно нажать на лист с текстом.

Слайд № 28 - 31                V конкурс     «Да не хотите ли закусить... Без церемоний!"

Задание: Перед   Вами   стол   с   яствами.   Разнесите представленные здесь блюда трем господам.

  • Никанору Ивановичу Босому на обед
  • Бегемоту на ужин при камельке
  • Степе Лиходееву для «лечения»

Навигация: Триггер: курсор навести на любую картинку на слайде, должна появиться ладошка, если предмет выбран правильно, то он «отправится»  на стол, а если нет – исчезнет.

Слайд № 32 – 41                     VI конкурс     Тест

10 вопросов по содержанию  романа. (Команды на листочках пишут ответы, а потом все вместе проверяем).

Навигация: Триггер: курсор навести на ответ  на слайде, должна появиться ладошка, если ответ выбран правильно, то рядом  высветится  ответ «ВЕРНО», если  нет, то  «НЕВЕРНО».

Слайд 42                                          Подведём  итоги.

Под музыку из кинофильма просматриваем иллюстрации к роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Слайд 43-45                                                Ресурсы.



Предварительный просмотр:

Гапоненко Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы  МБОУ  Чановской СОШ № 2

 

Пояснительная записка

 

  1. Автор:  Гапоненко Наталья Владимировна 
  2. Конкурс: интернет-фестиваль « К вершинам мастерства-2»
  3. Номинация: «Яркий урок года»
  4. Название работы:  «Свидание с Мастером».  Литературная игра по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  5. Предмет: литература
  6. Возрастная  аудитория: 11 класс
  7. Общая  характеристика ресурса: презентация MS PowerPoint,  конспект урока,  аудио файл (МР3).
  8. Объём : 24, 9 МБ
  9. Рекомендации по использованию  ресурса: данный материал может быть использован  на обобщающем уроке литературы  по творчеству М.А. Булгакова в 11 классе.
  10. Интерактивные приёмы: интерактивная лента, триггеры, эффект листания книги, приём перемещения объектов на слайде.
  11. Аннотация:

      Урок – обобщение по творчеству М. Булгакова  проводится в форме игры.  Класс заранее делится на 3 команды. За правильные ответы выставляются баллы (для удобства можно приготовить жетоны). Игра состоит из 6 конкурсов - заданий:

I.        «О!.. Жизнь моя полна загадок!» (6 знаний о жизни и творчестве писателя)

II.        «Рукописи не горят» (По принципу телевизионной игры « Своя игра», проверяется  внимательное прочтение текста))

III.        Больничная пауза ( Распределить по палатам  4 пациентов.)

IV.        «Узнай меня» ( По описанию  узнать героя )

V.         «Да не хотите ли закусить… Без церемоний!» ( «Накрыть» стол героям)

VI.        Тест

   В презентации  использованы  различные  интерактивные приёмы: эффект листания, эффект перемещения, интерактивную  ленту, триггеры,  гиперссылки.

 

Ресурсы:

             Список литературы

  1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман.- Новосибирск: ВО «Наука», 1993г.
  2. Охременко  Н.В.,  Федина О.В. Итоговые работы по литературе. - Москва «Аквариум», 1997г.
  3. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX  века: 11 класс: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2002.

                   Интернет -  ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%EB%E3%E0%EA%EE%E2,_%CC%E8%F5%E0%E8%EB_%C0%F4%E0%ED%E0%F1%FC%E5%E2%E8%F7  ВикипедиЯ

http://www.klich.by/wp-content/uploads/2011/02/11.jpg   Огонь

http://www.kino-teatr.ru/acter/album/922/123509.jpg    И.Бездомный

http://kino.a42.ru/images/79429/4-4f.jpg  Коровьев

http://img11.nnm.ru/imagez/gallery/6/e/a/7/3/6ea734b7d85403940effa3ea4b0bcf60_full.jpg    М.Булгаков

http://filmi-onlain-smotret-besplatno.ru/wp-content/uploads/master-i-margarita-0/4e2ab131b61df.jpg Обложка книги 1

http://media1.fanparty.ru/images/fanclubs/Master%20and%20Margorita/gallery/257965_master_and_margorita_pic.jpg?19   Кот
http://dlm3.meta.ua/pic/0/51/233/YiVjW7RTvN.jpg   Иуда

http://demiart.ru/forum/journal_uploads3/j516471_1280405029.jpg  Обложка книги 2

http://copypast.ru/foto9/0201/kak_sozdavalsja_roman_1.jpg  Обложка книги 3
http://www.onlyfilms.tv/images/films/29/28963/big/14.jpg  р28

http://gdb.rferl.org/0E5D511B-3462-4D87-9061-892BA4C9D64D_mw270_.jpg  М. Булгаков http://www.belousenko.com/books/memoirs/Bulgakov_memuary_htm.files/image074.jpg   М.Булгаков     

http://www.stol-stul.ru/sites/default/files/gracia-stol.jpg   Стол

http://us.cdn3.123rf.com/168nwm/shypitsyn/shypitsyn1006/shypitsyn100600057/7261277-mushrooms-in-plate.jpg  Белые грибы

http://us.cdn3.123rf.com/168nwm/shypitsyn/shypitsyn1006/shypitsyn100600057/7261277-mushrooms-in-plate.jpg  Белые грибы

http://www.myjane.ru/showimage.asp?type=2&id=9051  Чашка с борщом

http://www.kristallikov.net/nashatspirt.jpg  Спирт

http://i1.u-mama.ru/ced/3ea/dcc/small/e737d0b54d11.jpg  Селёдка

http://static.diary.ru/userdir/2/4/9/4/2494489/75580777.jpg    Азазелло  

http://img-fotki.yandex.ru/get/4519/92086157.ef/0_79a83_a872a824_XL    Маргарита    

http://news.datanews.ru/images/news/11_06/194900x0.jpg        Мастер

http://alexgan2007.narod.ru/musicbox.html    Музыка И. Корнелюка   из кинофильма

«Мастер и Маргарита»  режиссёра В. Бортко

http://pitermediaport.narod.ru/soundpages/serial/Master_and_Margarita.htm  Музыка. Финал


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разарботка урока по литературе 9 класса по роману НВ Гоголя "Мертвые души" "Хронотоп сада"

Разарботка урока по литературе в  9 классе "Хронотоп сада" по роману Н.В.Гоголя "Мертвые души". Применение командных технологий работы в группе. Подробный текстовый  языковой  анализ оп...

Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Проверочная работа по литературе.10 класс. По роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

Итоговая проверочная работа по литературе по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....

Разработка конкурсного урока литературы в 11 классе по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Тема открытого урока по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является актуальной, прежде всего потому, что с течением времени сам «вечный роман» не только не устаревает, но молодеет с кажд...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

Урок литературы в 11 классе по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Урок литературы в 11 классе по роману М. Булгакова  "Нравственно-философское звучание "ершалаимских" глав в романе "Мастер и Маргарита".Презентация к уроку....