«Профориентационная работа на уроках литературы»
презентация к уроку по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Нынешняя ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники общеобразовательной школы в профессиональном самоопределении, побуждают по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Неслучайно высшее руководство нашей страны регулярно подчеркивает важность этой работы: «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Поэтому перед педагогом ставится чрезвычайно важная задача – помочь обучающимся в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями. Образовательный процесс позволяет знакомить школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsionnaya_rabota_na_urokah_literatury.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Рыбковская средняя общеобразовательная школа"
Сафоновского района Смоленской области
Номинация: «Опыт инновационной работы»
Название работы: «Профориентационная работа
на уроках литературы»
Автор: Михайлова Виктория Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Профориентационная работа на уроках литературы.
Нынешняя ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники общеобразовательной школы в профессиональном самоопределении, побуждают по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Неслучайно высшее руководство нашей страны регулярно подчеркивает важность этой работы: «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Поэтому перед педагогом ставится чрезвычайно важная задача – помочь обучающимся в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями. Образовательный процесс позволяет знакомить школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету.
К ключевым компетенциям следует также отнести умение работать на компьютере; знание иностранного языка; умение водить какое-либо автотранспортное средство, быть развитым и информированным человеком. Профориентационная работа на каждом возрастном этапе должна способствовать:
- к окончанию начальной школы – формированию положительного отношения к ценности труда, его общественной значимости;
- к окончанию 8-го класса – развитию учебно-профессиональных интересов и склонностей;
- к окончанию 9-го класса – готовности к выбору профиля обучения, обоснованному формированию профессиональных намерений, вариантов получения общего полного образования;
- к окончанию 11-го класса – к осознанному выбору профессии, формированию индивидуальной траектории профессионального образования.
Какие же возможности предоставляет нам предмет «Литература» в профориентации школьников основного звена (5 – 9 классов)? Именно в возрасте 12-14 лет происходит самоопределение, у подростков возникают профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности, ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе. Поэтому роль учителя на данном этапе профориентации очень важна.
Для достижения высокого результата при планировании и проведении профориентационной работы на уроках необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Систематичность и преемственность.
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3. Связь профориентации с жизнью.
Успех данной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным. Так, уже на первых уроках при знакомстве с учебником в профориентационных целях используются сведения, расположенные на обороте титульного листа: автор-составитель, редактор, художественный редактор, технический редактор, компьютерный верстальщик, корректор, художник. Ученикам предлагается выбрать информацию о профессиях людей, которые участвовали в создании учебника, подготовить ответ о том, чем занимается редактор, корректор и т.д., распределив задания по вариантам. Предлагаю построить ответ от первого лица, т.е. постараться представить себя в роли профессионала и рассказать, что входит в его обязанности.
На уроках, во внеурочное время знакомлю учащихся с рядом профессий филологического профиля. Перед нами открывается целый мир интересных и увлекательных специальностей. Журналист, преподаватель, логопед, гувернер, референт, редактор, лингвист, корректор, артист, режиссёр, переводчик, писатель, экскурсовод, юрист и др.
Материалы учебника позволяют организовать профориентационную работу при выполнении заданий творческого характера. Система уроков по развитию речи, направленная на профессиональное самоопределение учащихся, может быть выстроена следующим образом: в 5-6 классе написание сочинений по картине. Обозначаем профессию Художник (пейзажист, баталист, анималист), публичное выступление о произведении народного промысла (художник росписи по дереву, кружевница, вышивальщица), Журналист и смежные профессии (рассуждение о стилях речи, публицистический стиль), в 7 классе описание действий как вид текста (повар, токарь, швея, слесарь, тренер, учитель, массажист), в 8 классе описание архитектурных памятников (архитектор), ораторская речь, ее особенности (политик), в 9 классе написание рецензий на литературное произведение, спектакль, кинофильм (рецензент, режиссер, оператор).
Обучающиеся 5-6 классов с интересом выполняют творческие задания, связанные с выполнением рисунков, плакатов, изготовлением листовок. «Путешествие в мир профессий», «Моя будущая профессия» - лишь некоторые из многочисленных мероприятий, проводимых в школе.
В 7-8 классах предлагаю диагностический опросник Е.А.Климова, позволяющий определить предрасположенности к какому-либо типу профессий: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знак, человек – художественный образ.
Немаловажную роль в профессиональном самоопределении учащихся играют и уроки литературы, где вопрос «Кем быть?» можно заменить вопросом «Каким быть?». Поиски ответа на него закладывают фундамент личности, без которого невозможно воспитание ни профессионала, ни гражданина. Интересные профессиональные образы встречаются в произведениях Н.В. Гоголя, И.А. Бунина, В.Распутина, Ф.М. Достоевского, И.C. Тургенева, Н.С.Лескова.
Школьники видят, как зарождались те или иные профессии, понимают преимущество одних специальностей над другими, что способствует формированию у них умения самим осуществлять правильный выбор.
Яркими, богатыми образами профессии наполнены произведения А.П.Чехова. Писателю удалось создать тонкие психологические портреты священнослужителя («Кошмар»), извозчика («Тоска»), врача «Ионыч», учителя, адвоката и др. Вместе с тем А.П. Чехов в своих произведениях воссоздает и социальную действительность, в которой формируется профессиональный тип, в рассказах встречаются описания места и условий работы, характера труда. В повести «В Москве» ярко описываются условия жизни фабричного бухгалтера: «Больной жил в маленькой одноэтажной пристройке, лепившейся к длинному, мрачному амбару, на котором чем-то черным, похожим на деготь, было крупно написано: «На дворе и в складе курить строго запрещено». Крылечко у пристройки было грязное, дверь визгливая, с блоком, обитая рваной клеенкой, передняя темная, тесная, а сам больной, бухгалтер Михаил Платонович, показался мне необыкновенно кислым и таким же мрачным, как весь фабричный двор».
Внутренние и внешние характеристики позволяют создать определенный «имидж» профессии. В рассказе «Месть женщины» встречается художественный образ представителя профессии врача: «Перед ней стоял высокий, красивый мужчина в дорогой медвежьей шубе и золотых очках. Лоб его был нахмурен и сонные глаза глядели на мир божий равнодушно-лениво». Акцент, безусловно, ставится на субъективные характеристики, дается психологический анализ профессионального типа.
Образ профессии врача — один из наиболее часто встречаемых в русской литературе, при этом показаны разные типы этой профессии, что отражало социальную действительность и показывало значимость данной профессии. Если в рассказе А.П. Чехова «Месть женщины» врач — это обеспеченный, самодостаточный человек, имеющий частную практику, то в повести М.А. Булгакова «Записки юного врача» описывается жизнь сельского доктора, не располагающего достаточными лекарственными средствами и оборудованием: «Ко мне на прием по накатанному санному пути стали ездить сто человек крестьян в день. Я перестал обедать, — описывает свой рабочий день молодой сельский врач. — Арифметика — жестокая наука. Предположим, что на каждого из ста моих пациентов я тратил только по пять минут… пять! Пятьсот минут — восемь часов двадцать минут. Подряд, заметьте. И кроме того, у меня было стационарное отделение на тридцать человек. И кроме того, я ведь делал операции. Одним словом, возвращаясь из больницы в девять часов вечера, я не хотел ни есть, ни пить, ни спать».
Так, например, при изучении раздела « Русская природа в творчестве поэтов и писателей ХХ века. «Мир братьев наших меньших в лирике С. Есенина и В. Маяковского» ребята знакомятся с миром профессий в области «Человек-природа»: эколог, кинолог, дрессировщик, орнитолог, ветеринар, грумер, ихтиолог, геолог и др.
Просмотр и анализ отрывков из художественных фильмов, составление киносценария к фрагменту произведения, инсценировка, съёмка видеофрагмента готовят знакомство с такими профессиями, как режиссер, актер, оператор, художник по костюмам, звукооператор, гример, монтажер. А изучение романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» дает возможность сделать вывод, что человек способен освоить множество профессий, если он хочет и умеет учиться.
Отдельного внимания заслуживает изучение устаревших профессий в литературе. Профессии, которые еще сто лет назад были популярны, сегодня уже не на слуху.
«Вы, плугари, гречкосеи, овцепасы! Полно вам за плугом ходить, да пачкать в земле свои желтые чеботы, да подбираться к жинкам и губить силу рыцарскую! Пора доставать козацкой славы!». (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)
— «Большинство стариков охотой пошли в бригады садильщиками, плугатарями, бороновальщиками». (М. В. Шолохов, «Поднятая целина»)
Плугарь — пахарь за плугом, работающим живой тяговой силой.
— «Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали встречаться и пешеходы, и ломовые с дровами на санях, достававших полозьями до мостовой». (Л. Н. Толстой. «После бала»)
Ломовой — кучер наемного экипажа, предназначенного для перевозки тяжестей.
— «С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля», — рассказывает о своем детстве главный герой «Капитанской дочки» Петр Гринев. (А. С. Пушкин. «Капитанская дочка») Стремянный — конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью, а также придворный, находившийся у царского стремени при торжественных выездах царя.
— «Я конэсер. — Что-о-о тако-о-е? — Я конэсер-с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования». (Н. С. Лесков. «Очарованный странник»)
Ремонтер — должностное лицо военного ведомства, производящее ремонт (замену) лошадей для войск. Иллюстрация: Фрагмент картины И.Репина, «Пахарь. Л.Н.Толстой на пашне», 1887
Автоматизация производства — реальность, которая вытеснила или модернизировала как профессии, так и их названия.
— «Зашел наш бочар Вавила». (И. С. Тургенев. «Записки охотника»).
Бочар — мастер по изготовлению бочек и другой деревянной посуды.
— «Сысой Сысоич, туз-лабазник, Бояся упустить из рук барыш большой, Перед иконою престольной в светлый праздник Скорбел душой...» (Д. Бедный. «В церкви»)
Лабазник — купец, владелец лабаза, а также продавец в лабазе.
— «Я ведь тоже сиротой росла, матушка моя бобылка была, увечный человек; еще в девушках ее барин напугал. Она ночью со страха выкинулась из окна, да бок себе и перебила, плечо ушибла тоже, с того у нее рука правая, самонужная, отсохла, а была она, матушка, знатная кружевница», — рассказывает о своем детстве бабушка главного героя трилогии М. Горького (М. Горький. «Детство»).
Кружевница — квалифицированная работница в ткацком производстве, плетет кружева в соответствии с заданным рисунком с применением различных материалов: золотых и серебряных нитей, бисера, блесток.
— «Из русских чиновников был один будочник, чухонец Фурко...». (А. С. Пушкин. «Повести Белкина»).
— «За ужином они угощают её водкой, меня — арбузами, дыней; это делается скрытно: на пароходе едет человек, который запрещает есть фрукты, отнимает их и выбрасывает в реку. Он одет похоже на будочника — с медными пуговицами — и всегда пьяный; люди прячутся от него». (М. Горький. «Детство»)
Будочник — полицейский, городовой, который нес сторожевую контрольную службу в будке.
— Ты что при немцах делал?
— Стенбухарем, — отвечает, — был. — Это по-нашему что же будет? — По-нашему, около пестов ходил, — руду толчи да сеять. — Это, — говорит мастер, — дело малое — в сетенку бухать. (П. П. Бажов. «Две ящерки»)
Стенбухарь — рабочий у толчеи, где дробилась пестами руда. — «Я вот — скорняк был... свое заведение имел... Руки у меня были такие желтые — от краски: меха подкрашивал я, — такие, брат, руки были желтые —по локоть!», — рассказывает о своей прошлой жизни житель ночлежки Бубнов. (М. Горький. «На дне»).
Скорняк — мастер по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий. Иллюстрация: Фрагмент картины Б.Кустодиева «Купец в шубе», 1920. Одни машины сменяют другие, вслед за новыми профессиями появляются новейшие.
Практически устаревшее сегодня средство передачи связи на дальние расстояния — телеграф — было довольно популярно в XIX и первой половине XX века. Русские классики описывают телеграфистов как небогатых, но довольно образованных людей.
— «После истории девицы Лимы следовала новая повесть: "Княгиня Вера и влюбленный телеграфист". Эта трогательная поэма только лишь иллюстрирована пером и цветными карандашами, — объяснял серьезно Василий Львович. — Текст еще изготовляется». (А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»). «Телеграфист Вася поместился за пианино, и под звуки "Тоски по родине" перед публикой предстал ковбой и маг Джон Пирс». (М. А. Булгаков. «Роковые яйца»). С развитием общества меняется общественное устройство. История России пережила несколько крупных смен власти, которые привели к смене должностей. Интересно, что некоторые из них сначала упразднялись, а потом восстанавливались.
Например, должность губернатора существовала в царской России до 1917 года, и затем снова была введена Борисом Ельциным в 1991 году.
— «Староста обратился к толпе, спрашивая, кто говорил? Но все молчали; вскоре в задних рядах поднялся ропот, стал усиливаться и в одну минуту превратился в ужаснейшие вопли. Исправник понизил голос и хотел было их уговаривать. "Да что на него смотреть,— закричали дворовые,— ребята! долой их!" — и вся толпа двинулась. Шабашкин и другие члены поспешно бросились в сени и заперли за собою дверь». (А. С. Пушкин. «Дубровский»). Староста — в дореволюционной России – выборное или назначаемое должностное лицо, выполнявшее административно-полицейские обязанности в сельской общине.
— «Иди сдай оружие начхозу, — сказал он с убийственным спокойствием, — и можешь убираться на все четыре стороны. Мне баламутов не надо...». (А. А. Фадеев. «Разгром»).
Начхоз — начальник хозяйственной части.
Работа по профессиональной ориентации учащихся осуществляется и через такие формы, как составление словарных статей, загадок, ребусов, кроссвордов, через проведение игр, викторин, конкурсов, путешествий, через защиту проектов и написание творческих работ (сказок, стихотворений, сочинений различных жанров), в процессе использования разнообразных методов и средств: проектной деятельности, деловых игр, семинаров, круглых столов, конференций, предметных недель и дней, олимпиад, конкурсов газет, домашних сочинений, театрализованных представлений, игровых ситуаций «Я – учитель», литературных вечеров, конкурсов знатоков русского языка и литературы и др.
В качестве реализации групповых проектов по литературе неоднократно проводились конкурсы чтецов, которые показали, что ученики ответственно подходят к столь серьёзной теме. Проводилась большая предварительная работа (составляли программу, определяли участников, членов жюри, критиков, музыкальное сопровождение, оформление и т.д.). Ежегодно ребята становятся участниками и победителями конкурсов чтецов и творческих работ разного уровня. Сотрудничаем с СДК, сельской библиотекой, где ученики становятся ведущими праздников, участниками театральных постановок, конкурсов.
Все вышеназванные формы работы имеют следующий ожидаемый результат: активизируется процесс профессионального самоопределения, развиваются умения планировать профессиональную карьеру, расширяется представление о профессиях, подчёркивается роль русского языка и литературы в получении образования и овладении определённой профессией.
Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы позволяет формировать у учащихся профессиональное самосознание и помогает им в самоопределении. А правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Недаром К.Д. Ушинский говорил: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Спасибо за внимание!
Литература:
- Жижова О. «Перспектива успеха», Изд. Дом «Первое сентября», Москва 2006
- Романова Е.С. «99 популярных профессий», Петербург, 2006 г.
- Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения», Москва 2009 г
- Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии», Москва 2012 г.
- Блинов В.И. Теория и практика педагогической профориентации старшеклассников после Великой Отечественной войны: автореф. … канд. пед. наук. — М., 1993. — 22 с.
- Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С.Н. Чистякова, М.С. Гуткин, Е.А. Рыкова и др. — Кемерово: ОблИУУ, 1995. — 143 с.
- Пакалина Е.Н. Отраслевая профориентация: профессиональные пробы. Методические рекомендации. — Екатеринбург: изд-во ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2013. — 82 с.
- Парнов Д.А. Профессиональная подготовка в школе — эффективная профориентация // Профессиональное образование. Столица, 2010. – № 5. — С. 19–20.
- «Обобщение педагогического опыта "Профориентационная работа на уроках литературы как составляющая современного урока"» Г.В.Косникова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся
Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, восп...
Профориентационная работа на уроках технологии.
Из опыта организации Центра профориентационной работы в школе....
Профориентационная работа на уроках технологии.
Из опыта организации Центра профориентационной работы в школе....
Профориентационная работа на уроках технологии.
Из опыта организации Центра профориентационной работы в школе....
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.
"Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")...
Мастер-класс "Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы"
Предлагаемый мастер-класс знакомит с методами и приемами работы на уроках русского языка и литературы с целью профориентации учащихся...
Система организации профориентационного обучения.Профориентационное содержание уроков химии
Данный материал предназначен для педагогов, знакомит педагогов с организацией профориентационной работы на уроках химии в школе....