Мастерская творческого письма.Смешной случай из жизни
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок развития речи по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_tvorcheskogo_pisma.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

Предмет: литература

Тема: Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни.

Тип урока: развитие речи

Цели урока: Обобщение изученного материала, углубление представлений о художественном мастерстве А.П. Чехова, приемах создания комического.

Развитие письменной и устной речи, творческой активности учащихся, формирование исследовательских навыков, расширение читательского кругозора. Формирование нравственно-эстетических представлений в ходе выявления лексического значения слов: ханжество, лицемерие, невежество.

Основные виды деятельности учителя и учащихся: Самостоятельная исследовательская работа с текстом, подготовка к созданию письменных рассказов, лексическая работа.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Воспитание квалифицированного читателя со сформированный эстетическим вкусом.

Предметные: Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Владение литературоведческим термином приемы создания комического. Собственная интерпретация изученных литературных произведений. Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений. Понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Личностные: Формирование представлений об антиценностях. Обличение ханжества, чванливости, невежества, глупости, лицемерия, пошлости в юмористических рассказах.

Технологии: проблемное обучение, педагогика сотрудничества, дифференцированное обучение, ТРКМ, ИКТ, технология мастерских.

Дидактические средства: проектор, интерактивная доска, карточки с отрывками из произведений А.П. Чехова, карточки со словами, карточки для рефлексии.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. (обучающиеся используют тест «Геометрические фигуры», распределяются на команды и садятся по 4 человека в группы)
  2. Проверка дз. Мотивационный момент.

Ответы на вопросы дз.

Как вы думаете, легко ли сочинить рассказ о смешном случае из жизни? А что сложнее? Сочинить рассказ и рассказать его устно или записать его?

  1. Целеполагание.

Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? Наш урок будет связан с творчеством А.П. Чехова. Если связать то, что мы будем делать сегодня на уроке и связать это с творчеством великого русского писателя, то  какая тема урока у нас сегодня? Какие варианты? Какие цели и задачи мы можем поставить?

  1. Организация познавательной деятельности.

Смешной случай из жизни. 1 этап работы.

1 и 5 группы

Что будет смешного в вашем рассказе?  Случаи, фамилии действующих лиц, слова, ситуации…продолжите ряд слов.

2 и 6 группы.

Над чем вы будете смеяться? Продолжите ряд слов:

ханжество, невежество, лицемерие…Найдите в словаре толкование слов  ханжество, невежество, лицемерие.

3 и 7 группы.

Кем будет ваш герой? Крестьянин, помещик, квартальный, провинциальный актер, чиновник, скучающая барышня…продолжите список.

4  и 8 группы.

Каким будет ваше название рассказа? Что будет отражено в нем? «Мелюзга», «Невидимые миру слёзы», Из огня да в полымя», «О том о сем»…продолжите список.

Учащиеся в группах обсуждают записи. Представители групп озвучивают ответы в классе. По ходу сообщений, обучающиеся делают записи в тетрадях, выбирая ответы, представляющие интерес с точки зрения собственного замысла.

2 этап работы.

Прочитайте список имен героев рассказа А.П. Чехова. Придумайте имя героя рассказа, объясните его значение.

Материалы для обучающихся:

В чеховских рассказах часто встречаются смешные фамилии:Зиберев, Удодов, Некричихвостов, Фортунатов, Амфитеатров, Франческо Бутронц, Дубадолла Свист, Фердинанд Лай, Зюмбумбунчиков, Альфонсо Зингаз, Петр Петрученца-Петрурно, Софья Фердрабантеро-Неракруп-Розга, Щелколобов, Подзатыльников, Обтемперанский.

Софья Фердрабантеро-Неракруп-Розга. Фамилия представляет собой соединение иностранных слов с русским словом розга. Щелколобов. В фамилии соединены слова щелк и лоб. Обтемперанский. Фамилия образована от слова темперамент.

Динамическая пауза.

3 этап работы.

Давайте вспомним приемы по созданию комического в творчестве А.П. Чехова.

На доске слайд после ответов детей с некоторыми приемами. Обучающиеся получают карточки с отрывками из произведений Чехова, называют использованный в тексте прием создания комичного.

Слайд на доске:

Некоторые приемы создания комичного:

1.Смешные фамилии.

2. Диалог героев как средство создания картины реальной действительности.

3. Скупые портретные характеристики.

4. Максимально выраженный пейзаж.

5. Оригинальные сравнения и метафоры.

6. Чередование очень длинных и очень коротких предложений.

7. Содержательные детали.

8. Смешение разнородных и явно несочетаемых признаков.

9. Повторение одних и тех же слов и предложений.

10. Противоречие между контекстным и словарным значением слова.

11. Лексический повтор.

12. Стилистически сниженная лексика.

13. Обилие глаголов и глагольных форм для характеристики человека.

1 и 5 группы

Фрагмент из рассказа «Аптекарша».

От слов «Городишко Б., состоящий из двух-трех кривых улиц…» до слов «…ни пушкой, ни ласками».

(примерные ответы №1, 8)

2 и 6 группы.

Фрагмент рассказа «Злоумыщленник» От слов «Перед судебным следователем…» до слов «…паучью суровость. Он босс».

(примерные ответы № 5.7)

3 и 7 группы.

Рассказ «О бренности». От слов «Надворный советник Семен Петрович         Подтыкин …» до слов «…апоплексический удар».

(примерные ответы  № 6, 7, 13)

4  и 8 группы.

Фрагмент рассказа «Дочь Альбиона». От слов «Охота смертная. Да участь горькая!» до слов «Тфайс! Тьфу!».

(примерные ответы № 2, 3,12)

4 этап.

Создать небольшой фрагмент рассказа «Случай из жизни», используя некоторые приемы создания комического.

 После придумывания фрагмента, дети встают, под музыку перемешиваются с другими учениками. Когда музыка останавливается, обучающиеся разбиваются на пары и рассказывают друг другу свой фрагмент рассказа.

      5.Подведение итогов, рефлексия.

Заполните свои индивидуальные карточки:

Раньше я думал, что..

А сейчас я думаю, что…

6.ДЗ

Домашнее задание будет у вас как всегда дифференцированное.

1 группа- сочинить и записать рассказ, используя приемы комического и наработок в классе.

2 группа- нарисовать комикс  или иллюстрацию к сочиненному рассказу.

3 группа- сочинить рассказ, используя приемы комического и рассказать его в классе.

7.Давайте возьмем наши оценочные карточки и поставим отметку нашему сегодняшнему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Мастерская творческого письма"

Этапы проведния мастер-класса, пример на притче С.Амонашвили...

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Образовательная программа "Мастерская творческих дел"

Образовательная программа дополнительного образования  "Мастерская творческих дел" направлена на формирование у активных молодых людей 14-17 лет лидерских качеств, умение проявлять свои личн...

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Беседа "Чтоб ни случилось в жизни - устоять!"

Беседа для старших школьников...