Мастерская творческого письма.Смешной случай из жизни
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок развития речи по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_tvorcheskogo_pisma.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6
Предмет: литература
Тема: Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни.
Тип урока: развитие речи
Цели урока: Обобщение изученного материала, углубление представлений о художественном мастерстве А.П. Чехова, приемах создания комического.
Развитие письменной и устной речи, творческой активности учащихся, формирование исследовательских навыков, расширение читательского кругозора. Формирование нравственно-эстетических представлений в ходе выявления лексического значения слов: ханжество, лицемерие, невежество.
Основные виды деятельности учителя и учащихся: Самостоятельная исследовательская работа с текстом, подготовка к созданию письменных рассказов, лексическая работа.
Планируемые результаты:
Метапредметные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Воспитание квалифицированного читателя со сформированный эстетическим вкусом.
Предметные: Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Владение литературоведческим термином приемы создания комического. Собственная интерпретация изученных литературных произведений. Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений. Понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Личностные: Формирование представлений об антиценностях. Обличение ханжества, чванливости, невежества, глупости, лицемерия, пошлости в юмористических рассказах.
Технологии: проблемное обучение, педагогика сотрудничества, дифференцированное обучение, ТРКМ, ИКТ, технология мастерских.
Дидактические средства: проектор, интерактивная доска, карточки с отрывками из произведений А.П. Чехова, карточки со словами, карточки для рефлексии.
Ход урока.
- Организационный момент. (обучающиеся используют тест «Геометрические фигуры», распределяются на команды и садятся по 4 человека в группы)
- Проверка дз. Мотивационный момент.
Ответы на вопросы дз.
Как вы думаете, легко ли сочинить рассказ о смешном случае из жизни? А что сложнее? Сочинить рассказ и рассказать его устно или записать его?
- Целеполагание.
Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? Наш урок будет связан с творчеством А.П. Чехова. Если связать то, что мы будем делать сегодня на уроке и связать это с творчеством великого русского писателя, то какая тема урока у нас сегодня? Какие варианты? Какие цели и задачи мы можем поставить?
- Организация познавательной деятельности.
Смешной случай из жизни. 1 этап работы.
1 и 5 группы
Что будет смешного в вашем рассказе? Случаи, фамилии действующих лиц, слова, ситуации…продолжите ряд слов.
2 и 6 группы.
Над чем вы будете смеяться? Продолжите ряд слов:
ханжество, невежество, лицемерие…Найдите в словаре толкование слов ханжество, невежество, лицемерие.
3 и 7 группы.
Кем будет ваш герой? Крестьянин, помещик, квартальный, провинциальный актер, чиновник, скучающая барышня…продолжите список.
4 и 8 группы.
Каким будет ваше название рассказа? Что будет отражено в нем? «Мелюзга», «Невидимые миру слёзы», Из огня да в полымя», «О том о сем»…продолжите список.
Учащиеся в группах обсуждают записи. Представители групп озвучивают ответы в классе. По ходу сообщений, обучающиеся делают записи в тетрадях, выбирая ответы, представляющие интерес с точки зрения собственного замысла.
2 этап работы.
Прочитайте список имен героев рассказа А.П. Чехова. Придумайте имя героя рассказа, объясните его значение.
Материалы для обучающихся:
В чеховских рассказах часто встречаются смешные фамилии:Зиберев, Удодов, Некричихвостов, Фортунатов, Амфитеатров, Франческо Бутронц, Дубадолла Свист, Фердинанд Лай, Зюмбумбунчиков, Альфонсо Зингаз, Петр Петрученца-Петрурно, Софья Фердрабантеро-Неракруп-Розга, Щелколобов, Подзатыльников, Обтемперанский.
Софья Фердрабантеро-Неракруп-Розга. Фамилия представляет собой соединение иностранных слов с русским словом розга. Щелколобов. В фамилии соединены слова щелк и лоб. Обтемперанский. Фамилия образована от слова темперамент.
Динамическая пауза.
3 этап работы.
Давайте вспомним приемы по созданию комического в творчестве А.П. Чехова.
На доске слайд после ответов детей с некоторыми приемами. Обучающиеся получают карточки с отрывками из произведений Чехова, называют использованный в тексте прием создания комичного.
Слайд на доске:
Некоторые приемы создания комичного:
1.Смешные фамилии.
2. Диалог героев как средство создания картины реальной действительности.
3. Скупые портретные характеристики.
4. Максимально выраженный пейзаж.
5. Оригинальные сравнения и метафоры.
6. Чередование очень длинных и очень коротких предложений.
7. Содержательные детали.
8. Смешение разнородных и явно несочетаемых признаков.
9. Повторение одних и тех же слов и предложений.
10. Противоречие между контекстным и словарным значением слова.
11. Лексический повтор.
12. Стилистически сниженная лексика.
13. Обилие глаголов и глагольных форм для характеристики человека.
1 и 5 группы
Фрагмент из рассказа «Аптекарша».
От слов «Городишко Б., состоящий из двух-трех кривых улиц…» до слов «…ни пушкой, ни ласками».
(примерные ответы №1, 8)
2 и 6 группы.
Фрагмент рассказа «Злоумыщленник» От слов «Перед судебным следователем…» до слов «…паучью суровость. Он босс».
(примерные ответы № 5.7)
3 и 7 группы.
Рассказ «О бренности». От слов «Надворный советник Семен Петрович Подтыкин …» до слов «…апоплексический удар».
(примерные ответы № 6, 7, 13)
4 и 8 группы.
Фрагмент рассказа «Дочь Альбиона». От слов «Охота смертная. Да участь горькая!» до слов «Тфайс! Тьфу!».
(примерные ответы № 2, 3,12)
4 этап.
Создать небольшой фрагмент рассказа «Случай из жизни», используя некоторые приемы создания комического.
После придумывания фрагмента, дети встают, под музыку перемешиваются с другими учениками. Когда музыка останавливается, обучающиеся разбиваются на пары и рассказывают друг другу свой фрагмент рассказа.
5.Подведение итогов, рефлексия.
Заполните свои индивидуальные карточки:
Раньше я думал, что..
А сейчас я думаю, что…
6.ДЗ
Домашнее задание будет у вас как всегда дифференцированное.
1 группа- сочинить и записать рассказ, используя приемы комического и наработок в классе.
2 группа- нарисовать комикс или иллюстрацию к сочиненному рассказу.
3 группа- сочинить рассказ, используя приемы комического и рассказать его в классе.
7.Давайте возьмем наши оценочные карточки и поставим отметку нашему сегодняшнему уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Мастерская творческого письма"
Этапы проведния мастер-класса, пример на притче С.Амонашвили...
Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...
Образовательная программа "Мастерская творческих дел"
Образовательная программа дополнительного образования "Мастерская творческих дел" направлена на формирование у активных молодых людей 14-17 лет лидерских качеств, умение проявлять свои личн...
Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».
Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский язык....
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...
Беседа "Чтоб ни случилось в жизни - устоять!"
Беседа для старших школьников...