Рассказ М. А. Шолохова «Нахаленок». Сила духа и характера героя
план-конспект урока по литературе (6 класс)
На основе произведения Шолохова «Нахаленок» сформировать нравственные нормы, толерантность, целеустремлённость, стремление к самореализации, патриотизм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nahaoenok.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №3"
Урок литературы на тему:
Рассказ М. А. Шолохова «Нахаленок».
Сила духа и характера героя.
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Грачева Юлия Сергеевна.
Кашира 2020г.
Конспект урока
Тема: Рассказ М. А. Шолохова «Нахаленок». Сила духа и характера героя.
Цель:
- На основе произведения Шолохова «Нахаленок» сформировать нравственные нормы, толерантность, целеустремлённость, стремление к самореализации, патриотизм.
Задачи:
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: формирование гражданской позиции, ответственного отношения к семье, уважительного отношения к родине, формирование нравственных чувств.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность с учителем, строит диалоги, учится доказывать свое мнение.
Оборудование: тексты с рассказом «Нахаленок», презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
- Организационный этап.
- Доброе утро, дорогие ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. Но главное, помните - вас в классе окружают только друзья. Давайте же пожелаем удачи соседу по парте!
Обратите внимание на ваши парты, на них лежат листы бумаги со схемой. В течение урока мы постепенно вместе заполним овалы недостающими характеристиками. Как вы думаете, что из этого выйдет?
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя: В своих произведениях Шолохов говорит от имени народа, его устами. Отсюда – могучая сила слова и эстетическая многомерность образов его лучших произведений.
Только по таким признакам можно уверенно судить о принадлежности писателя к культуре того или иного народа. Только это дает ему титул национального художника. Взглянем на доску, на ней вы можете прочитать эпиграф к нашему сегодняшнему уроку.
Эти слова тоже принадлежат Шолохову. Но хоть и написаны они в другом произведении, которое мы свами прочитаем в старших классах, смысл этих слов как нельзя лучше подходит к сегодняшнему уроку.
«Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли!»
Давайте с вами обсудим проблемы, навалившиеся на плечи главного героя.
Начнем мы наше рассуждение со сна главного героя. Что снилось Мишке в его первом сне? О чем он? Как вы понимаете смысл этого сна? Почему автор начал свое произведение с описания сна Мишки?
- Какой момент душевного состояния мальчика передается во сне?
(В первом сне говорится о том, как Мишка боится и переживает, о том, что не понятно на что взъелся на него попович, и за что мальчишки обвиняют Мишку в том, чего он не совершал. От этой неразберихи Мишка просыпается с криком.
Произведение начинается с Мишкиных переживаний и кошмара, который ему приснился.)
- С чем же связаны его кошмары? Кто становится их главным действующим лицом? (Дедушка, наказавший мальчика за то, чего он не делал. Мишка боится, но уважает деда, он не злится на него)
- Как вёл себя дедушка с внуком, чем вы можете мотивировать его поступки?
- Давайте запишем наши выводы в соответствующую часть схемы.
- Актуализация знаний.
- Почему жизненные испытания не сломали Мишку? (Он обладает сильным характером)
- Что помогает ему вынести травлю друзей, унижения? (Умение бороться с обстоятельствами и в то же время сохранять энергию и жизнелюбие.)
- Вспомните, мы совсем недавно на классном часу обсуждал такую тему как «буллинг», вспомнили?
- Какие признаки его вы сможете распознать в поведении товарищей главного героя?
(Слайд №2)
Все правильно, ребята оскорбляли главного героя и его отца, придумывали обидные прозвища, унижали физически, били и пинали.
- Обобщение и систематизация знаний.
Прочитать фрагмент схватки Нахаленка со сверстниками.
(После прочтения ответ на вопросы.)
- Почему они так относились к своему товарищу?
- В каком душевном состоянии прибывал Нахаленок после схватки с друзьями? Какие это друзья по вашему мнению?
- Как автор охарактеризовал друзей Мишки? (Запись в схему)
- Какие слова использовал автор в описании этой ситуации?
- Где Нахаленок любил прятаться и почему?
В данном произведении автор использует просторечие с яркими смысловыми нюансами, с его веселыми интонациями, придающими и отдельному слову, и целой фразе неповторимую прелесть. Это язык тех, кто всю свою жизнь говорил и мыслил по-русски, чей слог и склад обогащал и обогащает живую речь, которая иными сопровождается пренебрежительно – высокомерным примечанием: «просторечие», «областничество».
(Слайд№3)
- Как родители относились к Мишке?
Давайте с вами вспомним сюжет и рассмотрим иллюстрации к книге, сделанные Мосиным Анатолием Герасимовичем, известным ростовским графиком и книжный иллюстратором. Какие чувства проявляли к Мишке мать и отец по вашему мнению? А как он относился к родителям? Давайте заполним еще одну часть таблицы.
- Как вы считаете, есть ли такие взаимоотношения в современной семье XXI века?
В произведении показано умение Мишки прощать. Он обижен на своих товарищей, обижается он и на своего дедушку, но обида не ожесточает его, а наоборот придает сил и уверенности в собственной правоте. Почему Шолохов изображает Нахаленка именно таким?
(Слайд №4)
Дальнейшие события произведения складываются трагически для героя и его семьи, погибает отец Мишки. Как он переживает это ужасное событие? Не каждый взрослый так стойко сможет пережить такой жестокий удар судьбы. Жизнь добавляет ему еще одно испытание на мужество и стойкость. После ужасной смерти отца и появления в станице бандитов лишь от Мишки зависит то, как сложится дальнейшая судьба его родного дома и родственников. Бандиты грабят и убивают жителей станицы, обвиняя их в пособничестве коммунистам, они не брезгуют ничем, отбирая у беззащитной женщины даже её платок.
- Как вы думаете, легко ли далось дедушке героя решение отправить Мишку за помощью? (Дополнить записи о дедушке) Теперь лишь от маленького мальчишки зависит судьба родного дома.
- Применение знаний и умений в новой ситуации
Мишка героически добирается до стана красноармейцев, проходивших ранее по станице. Он не справляется с лошадью и оказывается прижат ею к земле. Уже теряя сознание от боли, он сообщает солдатам о смерти отца и нападении разбойников на станицу.
Шолохов намеренно не показывает нам дальнейшие события делая акцент именно на героическом поведении простого мальчишки.
- Давайте же с вами немного побудем авторами и писателями. Подумайте, чем по-вашему закончилась история? (Ученики устно придумывают продолжение и финал рассказа).
- Итог урока: Слово учителя.
Давайте вместе посмотрим на результат нашей сегодняшней работы в классе. Мы выписали факторы, повлиявшие на судьбу героя.
- Но больше всего они повлияли конечно же на что? (Характер Мишки)
- Каким вырос мальчик? Каким мог бы вырасти. Какие качества сформировала среда, в которой он рос? Как же на него повлияло окружение?
- Теперь мы с вами можем сделать вывод о характере Миши. Каким же он стал? Что для него и для его семьи было превыше всего, превыше собственного личного счастья? (Сильный духом, храбрый, честный. Важен долг, чувство справедливости.)
- Рефлексия:
(Слайд №5)
- Чему научило вас сегодняшнее занятие? Какие выводы вы смогли сделать для себя?
- Может ли образ Мишки служить примером для подрастающего поколения, ведь он простой сельский мальчишка, далеко не идеальный в своем поведении?
Наш сегодняшний урок подходит к концу, давайте постараемся оценить, как вы сегодня поработали:
Закончите одним словом:
Сегодняшний урок – это…
Сегодня на уроке я запомнил…
Объявление оценок.
- Домашнее задание:
Выставка картин. Вспоминая иллюстрации, рассмотренные на сегодняшнем уроке, попробуйте нарисовать свои, проявите свои творческие способности. Говоря о силе духа, нужно выбрать моменты, которые ярче всего иллюстрируют характер мальчика. Каждый ученик самостоятельно выберет эпизод, который захочет отобразить на рисунке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песня как художественный приём раскрытия характеров героев в рассказе И.С. Тургенева "Певцы"
Опыт анализирующего чтенияТема: И. С. Тургенев. Рассказ «Певцы».Светлые темные черты русского национального характера.Песня как художественный прием раскрытия характеров героев.СодержаниеАннотацияЦели...
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
В данном материале представлена технологическая карта урока по литературе на тему ""В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу". Целевая аудитория- 5...
Презентация к уроку по теме:"Русский характер в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека"
Презентация к уроку по теме:" Русский характер в рассказе М. А. Шолохова " Судьба человека"...
Урок по литературе на тему:"Русский характер в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".
Урок по литературе в 9 классе....
Урок-презентация - Раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"
раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....
Статья " Сила духа по рассказу В. Астафьев "Васюткино озеро"".
История о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П...