Презентации к урокам
презентация к уроку по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Кирякина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) «Горе от ума» Кирякина Татьяна Николаевна

Слайд 2

«Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его [Грибоедова] наряду с первыми нашими поэтами» А.С. Пушкин

Слайд 3

«Грибоедов – человек одной книги. Если бы не «Горе от ума», Гри­боедов не имел бы в русской литературе совсем никакого места» В.Ф. Ходасевич

Слайд 4

История создания Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным уже в 1816). Первоначально комедия называлась «Горе уму». К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе от ума». Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1862году.

Слайд 5

Направление и жанр Комедия «Горе от ума» — первая русская реалистическая сатирическая комедия. Черты классицизма Соблюдение принципа трех единств: времени, места и действия (оказалось нарушенным, так как в пьесе существует два конфликта — общественный и личный — и соответственно две сюжетные линии). Наличие говорящих фамилий. Черты романтизма Характер героя и конфликта (один против всех). Мотив одиночества и изгнанничества. Наличии комического, сатирического и трагического пафоса. Черты реализма Изображение типических героев в типических обстоятельствах. Много эпизодических персонажей, позволяющих расширить рамки социального конфликта. Неоднозначное отношение автора к своему герою. Чацкий —не идеальный образ, это реальный человек с присущими ему достоинствами и недостатками.

Слайд 6

Афиша пьесы Комедия в четырех действиях в стихах ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте Софья Павловна, его дочь. Лизанька, служанка. Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме. Александр Андреевич Чацкий. Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич. Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михаилович, муж ее, - Горичи. Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями. Графиня бабушка, Графиня внучка, - Хрюмины. Антон Антонович Загорецкий. Старуха Хлестова, свояченица Фамусова. Г.N. Г.D. Репетилов. Петрушка и несколько говорящих слуг. Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде. Официанты Фамусова. Действие в Москве в доме Фамусова Познакомьтесь с главными действующими лицами пьесы. Укажите их общественное и служебное положение, место, которое они занимают в пьесе. В каком месте разворачиваются события пьесы? В течение какого времени они происходят?

Слайд 7

Анализ I действия Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Почему служанка Лиза провела всю ночь в гостиной, заснув в кресле? 3. Для чего Софья выдумывает сон? 4. Какого жениха желает своей дочери Фамусов? Почему Молчалин и Софья скрывают свои чувства? Какую характеристику дают Софья и Лиза Александру Андреевичу Чацкому? Прочитать. Почему Чацкого удивил приём, который ему оказала Софья? Что раздражает Софью в Чацком? За что Софья называет Чацкого «не человек, змея!» Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье? Почему Фамусов настороженно относится к Чацкому?

Слайд 8

Анализ II действия Прочитайте выразительно монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой» (явление1). О чём философствует Фамусов? Какие события жизни он просит записать? Как эти события свидетельствуют о содержании жизни его круга? Прочитайте выразительно монологи Фамусова и Чацкого (явление 2). Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой, против чего выступает? Кто такой Скалозуб? Как характеризует Скалозуба его речь? Может ли он понравиться Софье? Любит ли Софья Молчалина? А он её? Почему он боится, что об их встречах станет известно? Что нового мы узнаём о характере героя из этого действия? Как ведёт себя «влюблённый» Чацкий?

Слайд 9

Фамусов и Чацкий в комедии "Горе от ума": столкновение и конфликт Чацкого и фамусовского общества Фамусов Чацкий Олицетворяет собой людей плоти, которые только по наружности кажутся образованными, а на самом деле считают целью жизни одни лишь материальные интересы. Чацкий, напротив, человек духа. Это высокая нравственная сила, стремящаяся внести свет в общество людей порочных. Дорожит своим «дворянством», надёжно охраняет крепостнические идеалы. Фамусовское общество пронизывают строгие иерархические отношения. Чацкий является человеком истинно образованным. Он только что вернулся из-за границы, куда ездил не ради простого развлечения, а ... для приобретения тех знаний, которых он не мог бы найти в своем отечестве. По своему общественному положению Фамусов - богатый чиновник, занимающий видное место в Москве. Рассматривает службу как источник личного возвышения и обогащения. Не думает о нравственном долге, об общественном благе. Взгляд на службу совершенно иной, чем у Фамусова: он требует служению не лицам, а делу; ...он... целью службы ставит заботу от общем благе, а не личные материальные интересы. Идеи гуманности и независимости находят в Чацком ярого поборника. Он питает непримиримую вражду к крепостному праву... В службе Фамусова на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными - вот те средства, которые он совершенно искренне рекомендует каждому молодому человек, желающему служить. Чацкий думает, что для образованного русского человека не должно быть чужды и благородные занятия наукой и литературой... Высмеивает поверхностное образование и примитивное воспитание. Ненависть к просвещению и культуре. Бездумное копирование западноевропейских образцов. Чацкий восстает против тех порядков, какие замечает среди соотечественников по возвращении из-за границы, тем не менее он любит свою родину и является патриотом.

Слайд 10

Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» (явление 5) Проанализируйте монолог героя, ответив на следующие вопросы: Чем вызван данный монолог? Какие темы затронуты в нём? Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе? С какой целью введён драматургом этот диалог?

Слайд 11

Анализ III действия Почему Чацкий считает своим соперником Молчалина, а потом отказывается от этой мысли? Чем примечателен диалог Чацкого и Молчалина? Как в этом диалоге представлен Молчалин? Кто приезжает к Фамусову в гости на званый вечер? О чём разговаривают гости, чем интересуются? Почему всех представленных героев принято объединять понятием «фамусовская Москва»? Кого встречает Чацкий на балу? Что поражает Чацкого в старом знакомом? Как начинается сплетня о сумасшествии Чацкого? Кто является её инициатором? Как она распространяется? Какие мнения о Чацком высказывают гости Фамусова? С чем связано такое отношение окружающих к нему? Как ведёт себя на балу Чацкий?

Слайд 12

Герои «Горе от ума» Фамусовское общество Чацкий и его сторонники Фамусов Павел Афанасьевич Фамусова Софья Павловна (его дочь) Молчалин Алексей Степанович Скалозуб Сергей Сергеевич (полковник Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичи Чацкий Александр Андреевич Двоюродный брат Скалозуба Племянник княгини Тугоуховской Главные герои пьесы Второстепенные герои пьесы Внесценические герои пьесы Полная характеристика в пьесе Опосредованные персонажи «Барская Москва» Чацкий Фамусов Молчалин Софья Лиза Скалозуб Хлёстова Горичи Репетилов Загорецкий Тугоуховские Княгиня Марья Алексеевна Татьяна Юрьевна Фома Фомич Кружок Репетилова Единомышленники Чацкого

Слайд 13

Практическая работа ЧАЦКИЙ ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО Отношение к богатству, чинам, карьере: Отношение к службе: Отношение к крепостному праву: Отношение к культуре: национальной и иностранной Отношение к образованию, просвещению Отношение к любви и чувствам Оценка «века нынешнего» и «века минувшего» Сделайте вывод о позициях героев конфликта. Чьё мнение вам ближе и почему?

Слайд 14

Анализ IV действия Какие события составляют содержание IV действия? Кто такой Репетилов? Оправдывает ли он свою фамилию? Как изображается Грибоедовым? При каких обстоятельствах Чацкий узнаёт о распространяемой о нём сплетне? Какое решение он принимает? Почему Софья решила расстаться с Молчалиным? Какие чувства он теперь у неё вызывает и почему? В каком монологе Чацкого развязка личной и общественной драмы героя? Удалось ли Фамусову в финале пьесы разобраться в чувствах и поступках его дочери? Какие меры он собирается принимать? Что больше всего его беспокоит?

Слайд 15

Сюжет и композиция Новаторское произведение, комедия «Горе от ума» оригинально и не­обычно по своему построению. Очень точно об этом сказал в своем кри­тическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседнев­ный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке явля­ется неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел». Объясните смысл высказывания Гончарова? Определите элементы сюжета двух линий пьесы.

Слайд 16

В комедии две линии: любовная и общественная, но по ходу действия они сливаются. Заполните таблицу: Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Общественный конфликт отсутствует Личный конфликт

Слайд 17

Смысл названия комедии «Горе от ума» В письме к Катенину А.С. Грибоедов говорит, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека» Почему А.С.Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума»? В чём разница названий «Горе уму» и «Горе от ума»?

Слайд 18

Поразмышляйте «Ум в комедии Грибоедова – категория не столько интеллектуальная и духовная, сколько социальная и нравственная. Чацкий умён в том смысле, что он отстаивает прогрессивные, гуманные идеалы добра и справедливости. Ум противников Чацкого – это хитрый, изворотливый ум постоянно оглядывающихся людей, для которых выше собственных интересов нет ничего на свете. Им «прислуживающим», неведом смысл служения Отечеству, требующий внутренней свободы и честности» А.П. Валагин Согласны ли вы с тем, что проблема «ума» – главная тема комедии? Прокомментируйте высказывание А.П. Валагина. Приведите примеры из текста. Докажите, что в комедии Грибоедова по-своему (житейски) умны все.

Слайд 19

Напишите сочинение на одну из следующих тем: Фамусовская Москва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий: победитель или побеждённый. Умён ли Чацкий? Письмо к Чацкому.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Пушкин Капитанская дочка (анализ глав романа) Кирякина Татьяна Николаевна

Слайд 2

Глава 1. Сержант гвардии Опишите жизнь семьи Гринёвых. Расскажите о родителях Петруши. Каковы были обычные занятия отца и матери Петруши? Какую роль в жизни Петруши играли Савельич и Бопре ? Почему вместо столицы местом службы Гринёва был избран Оренбург? Как провожали Петрушу родители на службу и какими словами напутствовал его отец? Как характеризует Гринёва и Савельича случай с Зуриным ? Перечитайте эпиграф к 1 главе. Объясните смысл такого эпиграфа.

Слайд 3

Глава 2. Вожатый Почему глава начинается народной песней? При каких обстоятельствах произошла первая встреча Петруши с вожатым? Какое символическое значение имеет буран, разыгравшийся в степи? Прочитайте описание портрета вожатого , его таинственный разговор с хозяином. В чём его иносказательность? Перескажите сон Гринёва. Почему во сне мужик совершает убийство в доме Г ринёвых? Какой обобщённый смысл приобретает место преступления – дом отца? Как отблагодарил Гринёв вожатого?

Слайд 4

Глава 3. Крепость Найдите в тексте детали, воссоздающие облик Белогорской крепости. Какой предстаёт перед героем Белогорская крепость? Расскажите об обитателях крепости – Иване Кузмиче , Василисе Егоровне, Швабрине, Марье Ивановне. Каков смысл эпиграфа «Старинные люди, мой батюшка»? Почему «тоска берёт» Гринёва при виде порядков, царящих в крепости?

Слайд 5

Глава 4. Поединок Как изменилась жизнь Гринёва в Белогорской крепости через несколько недель после его приезда? Что было причиной этого? Кому Гринёв показал своё стихотворение? Почему именно к этому человеку он обратился? Случайна ли дуэль Швабрина и Гринёва? Почему? Как отнеслись к дуэли обитатели Белогорской крепости? На чьей стороне оказались их симпатии? Изменяется ли характер Гринёва с течением времени? Докажите.

Слайд 6

Глава 5. Любовь Как повлияло ранение Гринёва на развитие его взаимоотношений С Машей Мироновой? Какое письмо из дома получил Гринёв. Почему родители отказали Петру Андреевичу в родительском благословлении? Как Маша стала вести себя с Гринёвым после известия о решении его отца? Каков смысл эпиграфа к главе «Любовь»? Что можно сказать о Швабрине?

Слайд 7

Глава 6. Пугачёвщина Опишите положение, в котором находилась Оренбургская губерния в момент описываемых событий? Каким образом в Белогорской крепости готовились к нападению Пугачёва? Какой основной смысл заключён в названии главы 6 – «Пугачёвщина»?

Слайд 8

Глава 7. Приступ 1 . Объясните смысл названия главы. 2. Почему так быстро удалось Пугачёву взять крепость? 3. Как вели себя немногочисленные защитники крепости? Как приняли смерть Иван Кузмич , Иван Игнатьич , Василиса Егоровна? 4. Как ведёт себя Петр Гринёв во время осады пугачёвцами крепости?

Слайд 9

Поразмышляйте Подготовьте на основании прочитанных глав III – VII письменный рассказ о семье капитана Миронова. Используйте в ответе цитаты из текста. Объясните, почему во II главе, где читатель впервые знакомится с этой семьёй помещён эпиграф «Старинные люди, мой батюшка». Какой смысл приобретают они при характеристике семьи капитана Миронова? Можно ли говорить, что семьи Гринёвых и Мироновых во многом схожи? В чём заключается сходство? Что в этих «старинных людях» вам показалось важным и для наших современников?

Слайд 10

Глава 8. Незваный гость В чём смысл эпиграфа к этой главе? Как ведут себя пугачёвцы после взятия Белогорской крепости? Какие настроения пугачёвцев передаёт бурлацкая песня? Перескажите диалог Пугачёва и Гринёва после совета. Как ведут себя герои?

Слайд 11

Глава 9. Разлука Что Пугачёв просит передать губернатору и генералам в Оренбурге? Кто был назначен новым начальником крепости? Какую бумагу подал Савельич Пугачёву? Почему Пугачёв не стал сам её читать? Почему Гринёв перепугался за своего дядьку? Чем завершилась эта ситуация? С кем простился Гринёв перед отъездом из крепости? Что пожаловал Пугачёв Гринёву перед отъездом? С каким эпизодом соотносится эта сцена? Что выражено в таком сопоставлении?

Слайд 12

Глава 10. Осада города 1. Как встретился Гринёв с генералом? Что происходило в городе на военном совете? 2. Какова была обстановка в осаждённом Оренбурге? 3. О чём писала М арья Ивановна в своём письме к Гринёву?

Слайд 13

Глава 11. Мятежная слобода Что решил предпринять Гринёв после отказа генерала помочь ему освободить Машу Миронову? Как встретил Гринёва Пугачёв? Как Гринёв держался в пугачёвском стане и как вели себя пугачёвцы ? Как Пугачёв отнёсся к словам Гринёва о сироте, которую обижают? О чём свидетельствует такое отношение? Какой разговор произошёл у Гринёва с Пугачёвым по дороге в Белогорскую крепость? В чём смысл калмыцкой сказки, которую Пугачёв рассказал Гринёву? Как Гринёв на неё отреагировал?

Слайд 14

Поразмышляйте Прочитайте калмыцкую сказку. Как вы понимаете смысл этой сказки? Как вы понимаете выражение: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью»? Какой смысл вкладывает в эту сказку Пугачёв? А что видит в ней Гринёв? В каких словах выражено его отношение к этой сказке? На чьей стороне автор?

Слайд 15

Глава 12. Сирота Как произошла встреча Гринёва с Машей Мироновой? В каком состоянии он её нашёл? Как вёл себя Швабрин во время этой встречи? Какие чувства он вызвал у Гринёва? Что рассказал Швабрин Пугачёву о Маше? Как отреагировал Пугачёв на это известие? Как расстались Гринёв с Пугачёвым? Какие чувства испытывал Г ринёв в эту минуту к «этому ужасному человеку»? Как вы думаете, почему так изменилось его отношение?

Слайд 16

Глава 13. Арест Почему Гринёва задержали караульные? Кого Гринёв узнал в майоре, к которому его привели? Какое решение о своих дальнейших действиях принял Гринёв? О каких событиях, связанных с окончанием войны с Пугачёвым, рассказывает Гринёв? Как Гринёв отнёсся к известию об аресте Пугачёва? Что случилось в день, когда Гринёв должен был выехать в отпуск?

Слайд 17

Поразмышляйте Прочитайте 4 абзац на странице195, прокомментируйте его. Как вы понимаете фразу Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»

Слайд 18

Глава 14. Суд 1. Почему Гринёв говорит, что не боялся суда? В чём он видел свою вину? 2. Как проходил допрос у следователя в Казани? Почему Гринёв сначала делал попытки оправдаться, а потом перестал это делать? 3. Кто оказался доносчиком? Как проходила их очная ставка? Чего опасался больше всего Гринёв? 4. Как родители Гринёва встретили Марью Ивановну? Как отреагировали на арест сына? 5. Какие действия предприняла Марья Ивановна, чтобы спасти Гринёва? 6. Как вы понимаете слова Марьи Ивановны: «Я приехала просить милости, а не правосудия»?

Слайд 19

Pedsovet.su


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...