Конспект урока дистанционной формы обучения
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Владимирова Анна Александровна

Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_8_kl_dlya_dist.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока дистанционной  формы обучения

Тема урока:

Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество».

Урок предназначен для проведения электронным способом (онлайн-конференции, онлайн-семинар), либо для изучения детьми самостоятельно

Красным выделено то, что учащиеся должны себе фиксировать письменно.

Ход урока.

Повторение ранее изученного

  1. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» - история создания.

Большую часть жизни Толстой прожил в Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано осиротел: сначала умерла мать, потом отец. С сестрой и тремя братьями он переезжает в Казань к тётушке, ставшей их опекуншей. Поступив в университет, самостоятельно повышает свой уровень знаний. Лев Николаевич был удивительным человеком! Он свободно владел английским, французским и немецким языками, читал на итальянском, чешском, сербском, знал греческий, латинский, украинский, татарский. Изучал голландский, древнееврейский, турецкий и другие языки. Толстому шёл девятнадцатый год, когда он начал вести дневник и продолжал его до последних дней.

Для творчества Льва Николаевича характерны неизменный интерес к человеку, его нравственному миру. Над автобиографической трилогией Толстой работал в течение шести лет – с 1851 по 1856 год. Первоначально произведение называлось «Четыре эпохи развития»: произведение должно было состоять из четырёх частей: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Молодость». От последнего он вскоре отказался, а трилогия вышла в 1856 году.

Главной целью Л.Н.Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, анализ того, что же составляет сущность каждого человека. В этом замысле Толстой совмещал интерес к проблеме становления духа, внутреннего мира человека вообще с интересом к формированию неповторимой личности.

«О́трочество» — вторая повесть в полуавтобиографической  трилогии Толстого (1854г)

Сюжет повести построен на описании отрочества обыкновенного российского ребёнка XIX века — «Николеньки», как его часто называют. В повести рассказывается о его переезде в Москву, тяготению к книгам и философии, и, наконец, о его родных. Читатель увидит медленное изменение системы ценностей главного героя, его характер, а также продолжение сюжетной линии первой части трилогии — «Детство» 

Эта книга описывает события, происходящие в жизни подростка во время отрочества: первое предательство, смена моральных ценностей и т. п.

  1. Вспоминаем повесть «Детство».

Главной темой первой части трилогии стала тема детства. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Впервые в русской художественной литературе картины детства даны глазами ребенка. Автобиографический герой сам действует, совершая определенные поступки, сам дает им оценку, сам делает выводы. Круг общения ограничен (родители, учитель немецкого Карл Иванович, няня и ключница).

В главе «Детство» писатель пишет о том, что детство – счастливейшая пора в жизни любого человека, и именно детские воспоминания «освежают, возвышают… душу и служат… источником лучших наслаждений». Закономерен вопрос автора о том: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть.

Со смертью матери рушится привычная жизнь мальчика. Со смертью Натальи Савишны на какое-то мгновенье детство остановилось, а потом неукротимо приблизилась совсем другая пора - отрочество.

Работа по теме урока:

  1. Уточнение понятий.

В жизни каждого человека есть короткое и дивное время, которое называется отрочеством. Это пора нравственного взросления, когда начинаешь интересоваться окружающим миром, критически пересматривать свои прежние поступки, когда задумываешься над тем, чтобы тебя любили, чтобы ты был нужен. Когда всё кажется прекрасным!

Отрочество - период жизни человека между детством и юностью, период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11—13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года.

  1. Анализ повести «Отрочество».

В повести «Отрочество» продолжается анализ души взрослеющего человека. Период отрочества начинается у Николая после смерти матери.

Сюжет повести:

  1. ЗАВЯЗКА Переезд в Москву.
  2. Вхождение в мир героя новых ощущений.
  3. Дробь. История Карла Ивановича.
  4. Ключ от портфеля. Наказание.
  5. Скептицизм.
  6. КУЛЬМИНАЦИЯ Смерть бабушки.
  7. РАЗВЯЗКА Подготовка к поступлению в университет.

Первая моральная перемена произошла в Николеньке во время данного путешествия. Найдите в главе 3 доказательство этому.

Тема одиночества возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти через все произведение. В Москве все стало не таким, каким было раньше. Здесь он испытал чувство первой влюбленности.

Применение знаний на практике

УЧИМСЯ АНАЛИЗУ ЭПИЗОДА.

Письменно произвести анализ одной главы  из повести «Отрочество», ответив на поставленный вопрос. (1 глава=1 вопрос на выбор!!!). Главы для примера вопросы к главе даны.

  • Глава «Маша»

Среди доминирующих черт Николеньки — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Николенька очень комплексует по поводу своей внешности.

ВОПРОС: Застенчивость как качество личности – это достоинство или недостаток?

  • Глава «Изменница».

Пустяки больно ранят подростка, ощущающего свое одиночество, превращаются в трагедию, доводящую до отчаяния.

ВОПРОС: Чем страшно одиночество?

  • Глава «Отрочество»

Философская глава.

ВОПРОС: О чем же думал Николай в течение года, пока вел свою уединенную жизнь?

Найдите ответ в тексте главы «Отрочество».

Какое философское направление становится любимым? (Скептицизм)

Записать понятие:

Скептицизм (греч.)– философское направление, выдвигающее сомнение в надежности истины.

  • Глава «Смерть бабушки»

В этой главе появляется контраст в изображении событий. Смерть и отсутствие сожаления (последний абзац главы).

Толстой использует контраст, чтобы показать дисгармонию окружающего мира.

Николеньке тяжело от душевных страданий. Но он уверен, что это временно и сравнивает отрочество с пустыней, через которую хотел бы поскорее пройти. Он уверен, что лишь в редкие минуты человек не верит ни в то, что будет будущее, ни даже в то, что было прошлое.

ВОПРОС: Смерть в жизни главного героя – забвение или повод задуматься о своей жизни?

Подведение итогов:

Какие изменения произошли в главном герое?

Меняется его восприятие окружающего мира — приходит понимание того, что мир не вращается вокруг него одного, что вокруг много людей. Он воспринимал мир через чувство одиночества, с появлением друга Нехлюдова его взгляды на жизнь меняются. Происходит переоценка смысла жизни. Для автора очень важен процесс постепенного избавления от замкнутости, как с нравственной, так и с психологической стороны.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. ПРОЧИТАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ! (см. следующую стр.)
  2. Написать небольшое рассуждение на тему: «Подросток 19 века и подросток 21 века: разные эпохи, но схожие проблемы».

(описать, в чем ваше сходство и в чем разница ваших мыслей)

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Трилогия Л.Н. Толстого — удивительное произведение. Здесь взрослый мудрый человек писал о своем детстве, поэтому часто мысли главного героя нехарактерны для ребенка. Здесь мы слышим голос самого автора.

Эту трилогию Толстой очень тщательно продумывал. Ему было важно высказать свои мысли о русской жизни, о русском обществе, о литературе. Поэтому в этих произведениях все очень важно, нет ничего ненужного — Толстой продумал каждую деталь, каждую сцену, каждое слово.

Его задача — показать развитие личности человека, становление его характера, убеждений. Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность. Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека.

В детстве ребенок осознает свою связь с семьей и миром, он очень искренен и наивен; в отрочестве мир расширяется, происходят новые знакомства, человек учится взаимодействовать с другими людьми; в юности происходит осознание себя уникальной личностью, выделение из окружающего мира. Все эти этапы проходит и Николенька.

Место действия писатель построил так, чтобы оно совпадало с его основной идеей. Действие первой книги происходит в усадьбе Иртеньевых — родном доме мальчика; во второй книге герой посещает много других мест; наконец, в третьей книге на первый план выходят взаимоотношения героя с внешним миром. И здесь очень важна тема семьи.

Тема семьи — это ведущая тема трилогии. Именно связь с семьей, с домом сильно влияет на главного героя. Толстой намеренно показывает в каждой части какое-нибудь печальное событие в семье Иртеньевых: в первой части умирает мать Николеньки, и это разрушает гармонию; во второй части умирает бабушка, которая была для Николеньки опорой; в третьей части появляется мачеха, новая жена отца. Так постепенно, но неминуемо Николенька входит в мир взрослых отношений.

Рассказ в трилогии идет от первого лица. Но это пишет не сам Николенька, а уже взрослый Николай Иртеньев, который вспоминает свое детство. Во времена Толстого все воспоминания писались от первого лица. К тому же рассказ от первого лица сближает автора и героя, поэтому трилогию можно назвать автобиографической.

Во многом в этой книге Толстой пишет о себе самом, о взрослении своей души. После выхода всей трилогии писатель признавался, что он отошел от своего начального замысла.

В трилогии перед нами проходят шесть лет из жизни Иртеньева, но они не описаны день за днем. Толстой показывает самые важные моменты судьбы мальчика. Каждая глава несет какую-то идею. Они следуют друг за другом так, чтобы передать развитие героя, его эмоции и чувства. Толстой так подбирает обстоятельства, чтобы они показывали характер героя ярко и сильно.

Толстой характеризует своих героев через описание внешности, манер, поведения, потому что так проявляется внутренний мир героев.

Все это позволило Л.H. Толстому осуществить анализ психологии ребенка и подростка. В трилогии постоянно сопоставляются внутренний мир человека и внешняя среда.

Толстой блестяще раскрывает перед нами душу своего героя. Многие мысли Николеньки схожи с мыслями сегодняшних ребят.

И эта трилогия может помочь им разобраться в себе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока трудового обучения в 4 классе на тему "Экскурсия с целью сбора природного материала"

Структурными компонентами данной экскурсии являются: разнообразные наблюдения, дидактические задания, трудовые действия самих учащихся, подвижные игры и игровые упражнения....

План-конспект урока производственного обучения по теме "Приготовление шницеля из капусты"

Изучение новых приемов и операций по теме "Приготовление шницеля из капусты"....

Конспект урока производственного обучения "Изготовление царги по шаблону"

Конспект урока производственного обучения. Профессия  "Мастер столярного и мебельного производства. Место проведения столярная мастерская ПЛ "Краснодеревец"СПбТема: " Изготовление и ремонт столяр...

конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Изучение звука и буквы Х"

Тема: Изучение звука и буквы Хх. Выделение звука в слове, с опорой на картинки. Образование и чтение открытых и закрытых слогов. Соотнесение звука и буквы.Задачи: Познакомить со звуком и буквой ...

Серия конспектов уроков по обучению грамоте в 1 классе школы VIII вида

  Уроки составлены по образовательной программе для учащихся 0 (подготовительного) и 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушени...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо) в 1 классе С(К)ОШ VIII вида "Звук В"

конспект урока по обучению грамоте в 1 классе (письмо)...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе С(К)ОШ VIII вида

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе(чтение) С(К)ОШ VIII вида "Звук и буква В"...