Педагогическая мастерская по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
статья по литературе (9 класс)

Меньшикова Марина Александровна

Педагогическая мастерская по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Воспитание бережного отношения к чувствам других людей и их духовному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_3.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Мастерство – это то, чего можно добиться,

                       и  как могут быть  известны  мастер-токарь,

 прекрасный мастер-врач, так должен  и

может быть прекрасным мастером педагог…

А .С .Макаренко

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ - это  форма обучения детей, при которой создаются  условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Основу развития личности ребенка составляет умение учиться. Универсальные учебные действия (УУД) можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Цель данной работы: разработать урок по литературе с использованием технологии «Педагогическая мастерская»  (по типу ценностно-смысловых ориентаций).  Необходимо убедительно показать, насколько данная технология эффективна, насколько увеличивается устойчивое восприятие учащегося при работе в мастерской.

Обоснование выбора темы урока по литературе.

Мною было принято решение  о разработке «Педагогической мастерской» по комедии  А. С. Грибоедова «Горе от ума».

 Тема мастерской «Любовь – волшебная страна». 

 Данный урок является заключительным по программе  в изучении произведения. Новая форма обучения должна понравиться  учащимся, дать им возможность задуматься о чувстве любви, изменилось ли понимание любви за прошедшие столетия от времен Грибоедова до наших дней. Педагогическая мастерская позволит учащимся взглянуть на знакомое литературное произведение с новой точки зрения, т.к. основана на личностно-ориентированном обучении. Данная мастерская даст возможность учащимся увидеть за литературными персонажами  проблемы, которые близки и понятны в наше время.

Алгоритм.

1.Организационный  момент.

Учитель Сегодня у нас необычный урок, урок-мастерская, где каждый из вас одновременно является и мастером, и учеником.  Тема мастерской «Любовь - волшебная страна».  Автор этих слов поэтесса Белла  Ахмадулина, наша современница, но мы будем говорить о любви, какой мы видим ее в комедии  А. С. Грибоедова  «Горе от ума».

Послушайте правила (законы) работы в мастерской:

1.Все участники равны между собой.

2.Каждый имеет право высказать и доказывать свое мнение.

3.Каждый имеет право на ошибку.

4.Никаких критических замечаний по отношению друг к другу не существует.

5.Диалог – главный принцип сотрудничества.

6. Мастер на вопросы не отвечает!

С целью эмоционально-психологического погружения учащихся в тему мастерской звучит  музыка из кинофильма «Жестокий романс»  (« Любовь  - волшебная  страна»)

2.Индуктор. (Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников).

Учитель. Что вы представляете, когда слышите слово «любовь»? Попробуем дать определение этому понятию. Напишите, пожалуйста, на листке 10 слов, которые характеризуют любовь в вашем понимании.

А теперь выберите из них самое главное слово, напишите его на доске.

Афиширование.

Зачитаем все получившиеся определения любви.

Учитель. А теперь прослушаем следующий этап нашей мастерской. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне,  и я прикреплю вам  на спину  бейджик, на котором написано имя персонажа комедии. Главное условие: никто не помогает узнать это имя! Вы сами должны узнать, каким литературным героем теперь становитесь. Для этого каждый может задавать соседу по парте вопросы о себе. Но вопросы должны быть так составлены, чтоб ответ был только  «да» или «нет». Например:

 Я молодой? – Нет.

 Я богатый? – Да.

Внимание! Спрашивать по именам героев пьесы нельзя!

 Вопросов можно задавать сколько угодно, пока вы не узнаете точно, чье имя написано у вас. Как только вы узнаете свой персонаж, подходите ко мне.

В результате должно выявиться три группы:  Чацкий, Молчалин, Софья.

Учитель.  А теперь прикрепите  бейджики  на грудь и присоединяйтесь в группу своего персонажа.

Социоконструкция.

Все участники делятся на 3 группы согласно персонажам  комедии.

Учитель. А теперь задание группам.

 Напишите, пожалуйста, как ваш персонаж проявил себя в чувстве любви. В помощь вам на партах находятся книги  с текстом комедии и вопросы на  листках бумаги,  которые вы сейчас получите у меня.

Учащиеся составляют текст, используя следующие  «подсказки» учителя:

Докажите текстом, что означает  любовь  в  жизни вашего литературного героя, как он ее проявляет.

Найдите в тексте проявление любви у героя пьесы, чем  герой готов  пожертвовать ради своей любви.

 Запишите  результат любви для вашего  героя пьесы.

 Учащиеся выполняют творческое задание.

Социализация.

Представители каждой группы зачитывают свою работу.

Афиширование.

Учитель. А теперь свои творческие работы прикрепите на стену.

 Каждая группа вывешивает свою творческую работу на стену.

Дедукция.

Учитель. А теперь сравните ваши записи из первого задания с вашими выводами из второго задания. Подумайте, изменилось ли ваше представление о любви.

Докажите, что именно для Софьи «Любовь - волшебная страна» обернулась глубокой личной трагедией.

 Все участники мастерской обсуждают трагедию любви Софьи.

Учитель. Представьте, что прошло 2-3 месяца после незабываемого дня в доме Фамусова. Как вы знаете, во времена Грибоедова не было ни телефонов, ни интернета, единственным способом сообщить о своих мыслях и чувствах было написание письма.

 Поэтому  следующее задание будет необычным.

Напишите письмо с  описанием своих  мыслей  и чувств.  Мальчики  напишут письмо Софье от имени Чацкого или Молчалина (по выбору), а девочки напишут письмо от имени Софьи Чацкому  или Молчалину (по выбору).    

Внимание! Ваше письмо должно соответствовать замыслу комедии  Грибоедова!

Социализация

Представители каждой группы зачитывают свое письмо.

Афиширование.

А теперь свои творческие работы прикрепите на доску.

Рефлексия. (Отражение чувств, ощущений, мыслей,  возникших у участников во время проведения мастерской).

Учитель.

 В заключение нашей мастерской я прошу  вас  закончить следующие предложения:

Я сегодня понял…

Я узнал…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

Заключительный этап. По окончании рефлексии вновь звучит музыка из кинофильма «Жестокий романс».

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра филологического образования

Курсовая работа

 по программе «Инновационные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла»

Мастерская

ценностно-смысловой ориентации «Любовь - волшебная страна»

(по комедии  А.С. Грибоедова  «Горе от ума»)

Выполнила

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ЦО № 173 Петроградского района

г. Санкт-Петербурга

Меньшикова Марина Александровна

Руководитель

Орлова Ольга Васильевна

г. Санкт – Петербург

2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

«Софизмы в математике» Педагогическая мастерская Сапрыкина М.Ю. ГОУ № 177 Педагогическая мастерская как разновидность проблемного метода обучения

Мастерская – данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобре...