Педагогическая мастерская по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
статья по литературе (9 класс)
Педагогическая мастерская по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Воспитание бережного отношения к чувствам других людей и их духовному миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_3.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерство – это то, чего можно добиться,
и как могут быть известны мастер-токарь,
прекрасный мастер-врач, так должен и
может быть прекрасным мастером педагог…
А .С .Макаренко
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ - это форма обучения детей, при которой создаются условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
Основу развития личности ребенка составляет умение учиться. Универсальные учебные действия (УУД) можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.
Цель данной работы: разработать урок по литературе с использованием технологии «Педагогическая мастерская» (по типу ценностно-смысловых ориентаций). Необходимо убедительно показать, насколько данная технология эффективна, насколько увеличивается устойчивое восприятие учащегося при работе в мастерской.
Обоснование выбора темы урока по литературе.
Мною было принято решение о разработке «Педагогической мастерской» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Тема мастерской «Любовь – волшебная страна».
Данный урок является заключительным по программе в изучении произведения. Новая форма обучения должна понравиться учащимся, дать им возможность задуматься о чувстве любви, изменилось ли понимание любви за прошедшие столетия от времен Грибоедова до наших дней. Педагогическая мастерская позволит учащимся взглянуть на знакомое литературное произведение с новой точки зрения, т.к. основана на личностно-ориентированном обучении. Данная мастерская даст возможность учащимся увидеть за литературными персонажами проблемы, которые близки и понятны в наше время.
Алгоритм.
1.Организационный момент.
Учитель Сегодня у нас необычный урок, урок-мастерская, где каждый из вас одновременно является и мастером, и учеником. Тема мастерской «Любовь - волшебная страна». Автор этих слов поэтесса Белла Ахмадулина, наша современница, но мы будем говорить о любви, какой мы видим ее в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Послушайте правила (законы) работы в мастерской:
1.Все участники равны между собой.
2.Каждый имеет право высказать и доказывать свое мнение.
3.Каждый имеет право на ошибку.
4.Никаких критических замечаний по отношению друг к другу не существует.
5.Диалог – главный принцип сотрудничества.
6. Мастер на вопросы не отвечает!
С целью эмоционально-психологического погружения учащихся в тему мастерской звучит музыка из кинофильма «Жестокий романс» (« Любовь - волшебная страна»)
2.Индуктор. (Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников).
Учитель. Что вы представляете, когда слышите слово «любовь»? Попробуем дать определение этому понятию. Напишите, пожалуйста, на листке 10 слов, которые характеризуют любовь в вашем понимании.
А теперь выберите из них самое главное слово, напишите его на доске.
Афиширование.
Зачитаем все получившиеся определения любви.
Учитель. А теперь прослушаем следующий этап нашей мастерской. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне, и я прикреплю вам на спину бейджик, на котором написано имя персонажа комедии. Главное условие: никто не помогает узнать это имя! Вы сами должны узнать, каким литературным героем теперь становитесь. Для этого каждый может задавать соседу по парте вопросы о себе. Но вопросы должны быть так составлены, чтоб ответ был только «да» или «нет». Например:
Я молодой? – Нет.
Я богатый? – Да.
Внимание! Спрашивать по именам героев пьесы нельзя!
Вопросов можно задавать сколько угодно, пока вы не узнаете точно, чье имя написано у вас. Как только вы узнаете свой персонаж, подходите ко мне.
В результате должно выявиться три группы: Чацкий, Молчалин, Софья.
Учитель. А теперь прикрепите бейджики на грудь и присоединяйтесь в группу своего персонажа.
Социоконструкция.
Все участники делятся на 3 группы согласно персонажам комедии.
Учитель. А теперь задание группам.
Напишите, пожалуйста, как ваш персонаж проявил себя в чувстве любви. В помощь вам на партах находятся книги с текстом комедии и вопросы на листках бумаги, которые вы сейчас получите у меня.
Учащиеся составляют текст, используя следующие «подсказки» учителя:
Докажите текстом, что означает любовь в жизни вашего литературного героя, как он ее проявляет.
Найдите в тексте проявление любви у героя пьесы, чем герой готов пожертвовать ради своей любви.
Запишите результат любви для вашего героя пьесы.
Учащиеся выполняют творческое задание.
Социализация.
Представители каждой группы зачитывают свою работу.
Афиширование.
Учитель. А теперь свои творческие работы прикрепите на стену.
Каждая группа вывешивает свою творческую работу на стену.
Дедукция.
Учитель. А теперь сравните ваши записи из первого задания с вашими выводами из второго задания. Подумайте, изменилось ли ваше представление о любви.
Докажите, что именно для Софьи «Любовь - волшебная страна» обернулась глубокой личной трагедией.
Все участники мастерской обсуждают трагедию любви Софьи.
Учитель. Представьте, что прошло 2-3 месяца после незабываемого дня в доме Фамусова. Как вы знаете, во времена Грибоедова не было ни телефонов, ни интернета, единственным способом сообщить о своих мыслях и чувствах было написание письма.
Поэтому следующее задание будет необычным.
Напишите письмо с описанием своих мыслей и чувств. Мальчики напишут письмо Софье от имени Чацкого или Молчалина (по выбору), а девочки напишут письмо от имени Софьи Чацкому или Молчалину (по выбору).
Внимание! Ваше письмо должно соответствовать замыслу комедии Грибоедова!
Социализация
Представители каждой группы зачитывают свое письмо.
Афиширование.
А теперь свои творческие работы прикрепите на доску.
Рефлексия. (Отражение чувств, ощущений, мыслей, возникших у участников во время проведения мастерской).
Учитель.
В заключение нашей мастерской я прошу вас закончить следующие предложения:
Я сегодня понял…
Я узнал…
Мне было трудно…
Мне было интересно…
Заключительный этап. По окончании рефлексии вновь звучит музыка из кинофильма «Жестокий романс».
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования
Институт общего образования
Кафедра филологического образования
Курсовая работа
по программе «Инновационные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла»
Мастерская
ценностно-смысловой ориентации «Любовь - волшебная страна»
(по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Выполнила
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО № 173 Петроградского района
г. Санкт-Петербурга
Меньшикова Марина Александровна
Руководитель
Орлова Ольга Васильевна
г. Санкт – Петербург
2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)
Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...
Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".
Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...
Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет
Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....
Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
Урок- мастерская " По комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума""
Грибоедов "Горе от ума"....
«Софизмы в математике» Педагогическая мастерская Сапрыкина М.Ю. ГОУ № 177 Педагогическая мастерская как разновидность проблемного метода обучения
Мастерская – данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобре...