рабочая программа ВУД "Полёт души " по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Советская средняя общеобразовательная школа»
Бугурусланского района Оренбургской области.
Утверждена приказом от 28.08.2020 № 163
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Полёт души».
(духовно – нравственное направление)
10 класс
срок реализации: 1 год
Рабочую программу составила:
Кияева Альфия Талгатовна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории.
с. Советское, 2020 год
1. Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями от 29.12.2014 г. N 1644, 31.12.2015 г. № 1577);
3.Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-296; Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектой деятельности.( Письмо от 18.08.2017 № 09-1672)
4.СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 «23290).
5.Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Советская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланского района Оренбургской области;
6. План внеурочной деятельности МБОУ «Советская средняя общеобразовательная школа» на учебный год.
7. Учебный план-график МБОУ «Советская СОШ» на учебный год.
2.Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
• в познавательной сфере:
— умение познавать мир через образы художественной литературы.
Предметные результаты
- занятия должны помочь ученикам разобраться в многожанровости литературы, понимать и применять литературоведческие термины, анализировать литературное произведение . (Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь).
- создавать и совершенствовать собственные творческие работы.
Метапредметные результаты
Положительные результаты сформированности УУД на занятиях кружка проявляются:
- в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
- в развитии фантазии, воображения, общего интеллектуального уровня, памяти;
- в формировании критического мышления;
- в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Видами внеурочной деятельности являются:
- исследовательская работа,
проект: групповой и индивидуальный
Формы организации образовательного процесса
- фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока;
- активные и интерактивные методы обучения:
- беседы;
- практические занятия «Творение слова»
- конкурсы;
- викторины;
- игры;
- библиотечные занятия
Перечень упражнений, используемый на занятиях, включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания. Использование технических средств обучения (аудио, видео, компакт-дисков) .
Методы и приёмы:
- активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
- пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- эвристический
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция
3.Содержание программы
Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (3 часа)
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Практическая работа: Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.
Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (3 часа)
Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.
Практическая работа: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).
Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (4 часов)
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
Практическая работа: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.
Игра «Подбери тропы».
Конкурс стихотворений о природе.
Тема 4: Системы стихосложения ( 3 часов)
Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).
Практическая работа: Игра «Угадай».
Тема 5: Размер стиха. (5 часов)
Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).
Практическая работа: Анализ поэтических произведений русских классиков.
Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.
Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (3 часа)
Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Практические работы: Игра «Найди рифму».
Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Тема 7: Поэзия и штампы. (3 часа)
Теория: Понятие «штамп» в литературе.
Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
Тема 8: Стили речи. (4 часа)
Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.
Практические работы: Игра «Составь рассказ».
Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)
Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.
Практическая работа: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.
Тема 10: Музыка в поэзии. (2 часа)
Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.
Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Тема 11: Ярмарка талантов. (1 час)
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практическая работа: Конкурс чтецов, сборник стихов учащихся.
Тема 12: Итоговое занятие по курсу.(1 час)
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практическая работа: Отзыв о работе товарища по кружку.
Ожидаемый результат:
В ходе занятий кружка учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
- уметь находить необходимые сведения в Интернете
- уметь анализировать стихотворения;
- знать о роли музыкальных произведений в стихосложении и роли живописи в поэтическом творчестве
Приложения к рабочей программе курса внеурочной деятельности
Согласовано
Заместитель директора по УР
_________ Н.Н. Назаренко
«___» ________ 20____ г.
Согласовано на заседании
МО гуманитарного гуманитарного цикла
Протокол №_
от «___» ________ 20___ г.
__________Кияева А. Т.
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол №_ от
«___» ________ 20___ г.
_________ О.А. Гранчук
Приложение
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Виды и формы рвботы | УУД |
1-2 | Вводное занятие. Инструктаж учащихся по ТБ. Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах | 2 |
|
| Регулятивные УУД •Проговаривать последовательность действий на занятии. •Учиться работать по предложенному учителем плану. •Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на кружке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД •Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации. •Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на кружке. •Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. •Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД •Уметь пользоваться навыками литературного языка: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной форме. • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. •Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на кружке литературы и следовать им. • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками; в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
3 | «Поэзия - особый взгляд на мир» | 1 |
|
| |
4 | «Что такое поэзия? Поэтические жанры» | 1 | |||
5 | Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой. | 1 | |||
6 | Викторина по творчеству русских поэтов | 1 | |||
7 | «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов). | 1 | |||
8 | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Тропы речи. | 1 |
|
| |
9-10 | Эпитеты. Метафора. Олицетворения. Практическая работа. Игра «Подбери тропы». | 2 |
|
| |
11 | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Гипербола Сравнения. Игра «Найди ИВС». | 1 | |||
12 | Конкурс стихотворений о природе. | 1 |
|
| |
13-14 | Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая). | 2 | |||
15 | Игра «Угадай». | 1 | |||
16 | Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий). | 1 | |||
17-18 | Анализ поэтических произведений русских классиков. Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. | 2 | |||
19 | Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
| 1 | |||
20 | Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
| 1 | |||
21 | Игра «Найди рифму». | 1 | |||
22 | Конкурс стихов, посвящённый временам года. | 1 |
|
| |
23 | Понятие «штамп» в литературе.
| 1 | |||
24-25 | Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность). | 2 |
|
| |
26-27 | Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.
| 2 |
|
| |
28 | Игра «Составь рассказ». | 1 | |||
29 | Поэзия и живопись. Роль живописи в поэтическом творчестве. | 1 |
|
| |
30 | Вдохновение, навеянное созерцанием | 1 | |||
31 | Музыка в поэзии Роль музыкальных произведений в стихосложении | 1 |
|
| |
32 | Наложение стихов на музыку. | 1 | |||
33 |
Обобщение знаний и подведение итогов. Конкурс чтецов, сборник стихов учащихся.
| 1 |
|
| |
34 | Обобщение знаний и подведение итогов. Отзыв о работе товарища по кружку. | 1 |
4.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Список литературы для учителя.
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
2. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. - М.: ДРОФА. 2002.
4. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009. http://www.rvb.ru/philologica/09pdf/09moskvin.pdf
5. Эткинд Е Г. Проза о стихах. http://modernlib.ru/books/etkind_e/proza_o_stihah/read_1/
Список литературы для учащихся.
1. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001.
2. Матвеева Т.В. От звука до текста. М.: Просвещение, 2001.
3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. М.: ДРОФА. 2010.
4.Шульговский Н. Звуки. Рифмы. Формы. - http://www.nkj.ru/archive/articles/5722/
Электронные ресурсы
1. Стихи.ру - http://www.stihi.ru/
2. Рифма.ру - http://rifma.ru/rifma.php
5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.ПК
2. Мультимедиапроектор
3.Экран
4.Доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 6 часов в неделю, 204 часа в год....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс
Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Рабочая программа по литературе 6 класс
Рабочая программа русский язык к учебнику ЛадыженскойРабочая программа литература к учебнику Коровиной...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"
Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....