рабочая программа ВУД "Полёт души " по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)

Кияева Альфия Талгатовна

курс любителей литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_polyot_dushi_10_kl.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Советская средняя общеобразовательная школа»

Бугурусланского района Оренбургской области.

Утверждена приказом от 28.08.2020 № 163

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Полёт души».

 (духовно – нравственное   направление)

10  класс

срок реализации: 1 год

Рабочую программу составила:

Кияева   Альфия Талгатовна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории.

с. Советское, 2020 год

 1. Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации»;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями от 29.12.2014 г. N 1644, 31.12.2015 г. № 1577);

3.Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-296;  Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части  проектой деятельности.( Письмо от 18.08.2017 № 09-1672)

4.СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №02-600  (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 «23290).

5.Основная образовательная программа среднего  общего образования МБОУ «Советская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланского района Оренбургской области;

6. План внеурочной деятельности МБОУ «Советская средняя общеобразовательная школа» на  учебный год.

7. Учебный план-график МБОУ «Советская  СОШ» на  учебный год.

2.Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

 • в ценностно-ориентационной сфере:

 —     формирование художественного вкуса;

  • в трудовой сфере:

 —     формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

  • в познавательной сфере:

 —     умение познавать мир через образы художественной литературы.

   Предметные результаты

  • занятия  должны помочь ученикам разобраться в многожанровости литературы, понимать и применять литературоведческие  термины,   анализировать  литературное произведение .  (Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь).
  • создавать и совершенствовать собственные творческие работы.

Метапредметные результаты

      Положительные результаты сформированности УУД  на занятиях кружка проявляются:

  • в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
  • в развитии фантазии, воображения, общего интеллектуального уровня, памяти;
  • в формировании критического мышления;
  • в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

Видами внеурочной деятельности являются:

  • исследовательская работа,

проект: групповой и индивидуальный

Формы организации образовательного процесса

  • фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока;
  • активные и интерактивные методы обучения:
  • беседы;
  • практические занятия «Творение слова»
  • конкурсы;
  • викторины;
  • игры;

-   библиотечные занятия

Перечень упражнений, используемый на занятиях, включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.  Использование технических средств обучения (аудио, видео, компакт-дисков) .

Методы и приёмы:

  • активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
  • пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • эвристический

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция

                                                                               3.Содержание        программы

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия?  Поэтические жанры. (3 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими  жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практическая работа:  Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

 

  Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (3 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практическая работа: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

 

  Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (4 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практическая работа: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

 

  Тема 4: Системы стихосложения ( 3 часов)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практическая работа: Игра «Угадай».

 

 Тема 5: Размер стиха. (5 часов)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практическая работа: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

 

  Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (3 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

 

Тема 7: Поэзия и штампы. (3 часа)

Теория: Понятие «штамп» в литературе.

Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

 

Тема 8: Стили речи. (4 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения.  Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

 

Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практическая работа: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

 

Тема 10: Музыка в поэзии.  (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.


 
Тема 11: Ярмарка талантов. (1 час)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практическая работа:  Конкурс чтецов, сборник стихов учащихся.

 

Тема 12: Итоговое занятие  по курсу.(1 час)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практическая работа:   Отзыв о  работе товарища по кружку.

 

 Ожидаемый результат:

 В ходе занятий кружка  учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
  • уметь находить необходимые сведения в Интернете
  • уметь анализировать стихотворения;
  • знать о роли музыкальных произведений в стихосложении  и роли живописи в поэтическом творчестве        

Приложения к рабочей программе курса внеурочной деятельности

Согласовано  

Заместитель  директора по УР                                            

_________ Н.Н. Назаренко

  «___» ________ 20____ г.  

Согласовано  на заседании

МО гуманитарного  гуманитарного цикла

 Протокол №_                                        

  от  «___» ________ 20___ г.    

 __________Кияева А. Т.  

Принята на заседании

педагогического совета    

     Протокол №_ от

   «___» ________ 20___ г.

 _________ О.А. Гранчук

Приложение

Учебно-тематический план

 

  № п/п

Тема

Дата план

 Дата факт

Виды и формы рвботы

УУД

1-2

Вводное занятие. Инструктаж учащихся по ТБ. Знакомство с лирическими  жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах

2

 

 

Регулятивные УУД

•Проговаривать последовательность действий на занятии.

•Учиться работать по предложенному учителем плану.

•Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на кружке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации.

•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на кружке.

•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

•Уметь пользоваться навыками литературного  языка:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме.

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

•Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на кружке литературы и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками;

в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3

«Поэзия - особый взгляд на мир»

1

 

 

4

«Что такое поэзия?  Поэтические жанры»

1

5

Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

1

6

Викторина по творчеству русских поэтов

1

7

«Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

1

8

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Тропы речи.

1

 

 

9-10

Эпитеты. Метафора. Олицетворения.

Практическая работа. Игра «Подбери тропы».

2

 

 

11

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.    Гипербола Сравнения. Игра «Найди ИВС».

1

12

Конкурс стихотворений о природе.

1

 

 

13-14

Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

2

15

Игра «Угадай».

1

16

Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

1

17-18

Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

2

19

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

 

1

20

Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

 

1

21

Игра «Найди рифму».

1

22

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

1

 

 

23

 Понятие «штамп» в литературе.

 

1

24-25

Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

2

 

 

26-27

Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения.  Типы речевых ошибок и способы их исправления.

 

2

 

 

28

Игра «Составь рассказ».

1

29

Поэзия и живопись. Роль живописи в поэтическом творчестве.

1

 

 

30

Вдохновение, навеянное созерцанием

1

31

Музыка в поэзии Роль музыкальных произведений в стихосложении

1

 

 

32

Наложение стихов на музыку.

1

33


Ярмарка талантов.  

  Обобщение знаний и подведение итогов.

   Конкурс чтецов, сборник стихов учащихся.

 

1

 

 

34

Обобщение знаний и подведение итогов.

    Отзыв о  работе товарища по кружку.

1

 

 

  

        4.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

                                       Список  литературы для учителя.

1.  Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.  

2.  Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3.  Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. -  М.: ДРОФА. 2002.
4. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009. 
http://www.rvb.ru/philologica/09pdf/09moskvin.pdf

5. Эткинд Е Г. Проза о стихах. http://modernlib.ru/books/etkind_e/proza_o_stihah/read_1/


Список  литературы для учащихся.

1. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001.

2. Матвеева Т.В. От звука до текста. М.: Просвещение, 2001.

3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. М.:  ДРОФА. 2010.

4.Шульговский Н. Звуки. Рифмы. Формы. - http://www.nkj.ru/archive/articles/5722/

 

Электронные ресурсы

1.  Стихи.ру - http://www.stihi.ru/

2.  Рифма.ру - http://rifma.ru/rifma.php

5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.ПК

2. Мультимедиапроектор

3.Экран

4.Доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса  предназначена  для изучения  русского языка на базовом уровне и составлена из расчета  6 часов в неделю, 204 часа в год....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс

Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа русский язык к учебнику ЛадыженскойРабочая программа литература к учебнику Коровиной...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"

Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....