Программа Духовно-нравственного воспитания обучающихся
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Пучнина Юлия Николаевна

Программа Духовно-нравственного воспитания обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 40»

(МБОУ «СШ № 40»)

628615,  Российская Федерация, Тюменская область,                                          Телефоны: (3466) 26-32-50, 26-70-89

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,                                          Тел./факс:  (3466) 26-19-82, 26-75-88

г. Нижневартовск,  ул.  Дзержинского, 29а                                        E-mail: mbousosh40-nv@yandex.ru

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СШ № 40»

        _________Е.Г. Побединская

«ИЗ ТОНКИХ ЛИНИЙ ИДЕАЛА…»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Срок реализации: 7 лет

Возраст детей: 11 – 18 лет

Разработчик:

Пучнина Ю.Н., учитель

русского языка и литературы

Нижневартовск - 2017

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«ИЗ ТОНКИХ ЛИНИЙ ИДЕАЛА…»

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Содержательный раздел
  1. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся
  2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания обучающихся
  3. Принципы, методы и приемы организации содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся
  4. Основное содержание, виды деятельности и планируемые результаты духовно-нравственного воспитания обучающихся
  1. Виды деятельности
  2. Тематическое планирование программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
  3. Планируемые результаты программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
  1. Методологический инструментарий мониторинга духовно-нравственного воспитания обучающихся

Паспорт Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся

Наименование Программы

Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся

«Из тонких линий идеала…»

Данные о разработчике программы

Пучнина Юлия Николаевна, методист МБОУ «СШ №40», учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №40»

Основания для разработки Программы

-  Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

-  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

-  Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Приказ МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897;

-  Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;

-  Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;

-  Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;

-  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы: А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков, 2009г.

Цель Программы

Обеспечение реализации требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

создание условий, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи Программы

- определение требований к духовно-нравственному воспитанию обучающихся, позволяющих достичь высокого уровня духовного развития личности;

- обеспечение преемственности воспитательных задач начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- выявление и развитие способностей обучающихся к самопознанию и нравственному саморазвитию;

- усвоение обучающимися базовых нравственных национальных ценностей, духовных традиций России.

Сроки и этапы реализации Программы

2012 – 2018 уч. гг.

I этап: 2012-2013 учебный год – введение

II этап: 2012 -2018 учебные годы – основной

III этап: 2017-2018 учебный год - заключительный

Структура Программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержательный раздел:

В первом разделе программы определены цель и задачи (по направлениям) духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Во втором разделе определены основные направления воспитания обучающихся. В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.

В третьем разделе формулируются принципы, методы и приемы организации содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Четвертый раздел отражает основное содержание, виды деятельности, тематическое планирование и планируемые результаты программы воспитания обучающихся.

Пятый раздел содержит методологический инструментарий мониторинга духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Сформированность у обучающихся основ социальных и межличностных компетенций:

- усвоение основных воспитательных понятий по всем направлениям воспитательной программы;

- формирование позитивного отношений к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, культура);

- положительная динамика личностного роста обучающихся.

2. Функционирование единого воспитательного пространства для воспитания обучающихся в идентичности к нравственному национальному идеалу – личности, усвоившей духовно-нравственные нормы российского народа, свободной, толерантной, творческой, ответственной и способной к саморазвитию.

3. Создание системы духовно-нравственного воспитания на основе произведений русской классической литературы.

4. Обеспечение качественного улучшения воспитания школьников:

- приобретение обучающимися эффективного опыта интеллектуально-творческой деятельности;

- умение обучающихся прогнозировать последствия своего поведения и способность нести ответственность за собственные решения;

- рост интеллектуально-творческих достижений субъектов воспитательного процесса;

- сохранение и развитие духовного здоровья обучающихся.

Фамилия, имя, отчество руководителя

Побединская Елена Геннадиевна, директор МБОУ «СШ №40»

Юридический адрес образовательной организации, сайт, e-mail, телефон

628615, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск,  ул. Дзержинского, 29а, Телефоны: (3466) 26-32-50. Сайт: 40школа.рф

E-mail: mbousosh40-nv@yandex.ru

Система организации контроля реализации Программы

Оперативное руководство реализацией Программы.

Ежегодный проблемно-ориентированный анализ промежуточных результатов Программы.

Обсуждение, утверждение промежуточных результатов, принятие решений по корректировке направлений работы на педагогическом совете школы и методическом объединении учителей русского языка и литературы МБОУ «СШ №40».

  1. Пояснительная записка

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся «Из тонких линий идеала…» направлена на создание современного национального воспитательного идеала, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, нравственного, творческого и компетентного гражданина России, способного, занимая осознанную патриотическую позицию, брать на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Программа является дополнением к основной образовательной программе школы по предмету «литература»; её универсальность заключается в том, что она может быть представлена и как отдельный курс, и как система уроков, которая интегрирована в основную образовательную программу и является частью рабочей программы по предмету «литература» с 5 по 11 класс.

Литература – единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Влияние литературы на формирование личности школьника является неоспоримым фактом, поскольку читательская культура является существенным показателем духовного потенциала человека.

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся «Из тонких линий идеала…» предусматривает создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, включающей учебную, воспитательную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов и базовых нравственных ценностей, традиционных моральных норм, неисчерпаемым источником которых всегда была и остается русская классическая литература.

Программа обучающихся духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ «СШ №40» «Из тонких линий идеала…» основана на требованиях к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, программы формирования и развития универсальных учебных действий.

Программа учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России.

В программе духовно-нравственного воспитания задачи воспитания обучающихся сформулированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности молодого гражданина России.

 Структура программы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержательный раздел:

В первом разделе Программы определены цель и задачи (по направлениям) духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Во втором разделе определены основные направления воспитания обучающихся. В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.

В третьем разделе формулируются принципы, методы и приемы особенности организации содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Четвертый раздел отражает основное содержание, виды деятельности, тематическое планирование и планируемые результаты программы воспитания обучающихся.

Пятый раздел содержит методологический инструментарий мониторинга духовно-нравственного воспитания обучающихся.

2. Содержательный раздел

  1. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся

     Цель:

Целью духовно-нравственного воспитания обучающихся является создание условий, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование умения давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование морали – осознанной необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
  • усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
  • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы процветании своей страны;
  • развитие патриотизма и гражданской солидарности;
  • формирование правовых основ поведения и правовой культуры;
  • формирование деятельностной социальной и гражданской позиции, развитие социальной активности;
  • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
  • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • укрепление отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
  • укрепление уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь;
  • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

2.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания обучающихся

 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России была сформулирована на государственном уровне в выступлении Президента РФ Медведева Д.А. 19.04.2009, в статье «Учительской газеты» «Гражданин и патриот» (июнь 2009), в работе доктора педагогических наук А. Я. Данилюка, члена-корреспондента РАО А. М. Кондакова, доктора исторических наук В. А. Тишкова в 2009 году.

Так, было сформулировано понятие «современный национальный воспитательный идеал» как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности были выделены ключевые человеческие ценности, которые должны найти отражение в личностных результатах обучения и которые составили основу программы духовно-нравственного воспитания «Из тонких линий идеала…»: родина, гражданин, долг; труд, профессия, компетентность; знания, наука, культура; толерантность, единство, взаимопонимание; закон, долг, правила, управление; ценности, нравственность, мораль, выбор, ответственность; общение, диалог, сотрудничество; здоровье, безопасность, здоровый образ жизни; экологическое системное мышление, экологический императив; семья, семейные ценности, уважение, забота; красота, искусство, эстетика.

Так, программа духовно-нравственного воспитания обучающихся «Из тонких линий идеала…» содержит пять воспитательных направлений:

  1. Патриотизм: воспитание гражданственности и патриотизма (ценности: родина, гражданин, толерантность, единство, взаимопонимание, взаимоуважение).
  2. Нравственность: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: мораль, нравственный выбор, ответственность, ценность и смысл жизни, милосердие, доброта, свобода, честь, достоинство, вера, духовность, нравственность, мировоззрение).
  3. Семья: воспитание семейных ценностей (ценности: семейные ценности, семейные роли, уважение, забота, любовь, верность).
  4. Экология: воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: экологическая грамотность, экологическая безопасность, экологический императив, экологическая культура, экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни, духовное здоровье).
  5. Эстетика: воспитание ценностного отношения к прекрасному (ценности: красота, искусство, эстетика, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие личности).

  1. Принципы, методы и приемы организации содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • нравственного примера образцов классической русской литературы;
  • социально-педагогического партнерства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин, произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь, духовной культуры и фольклора народов России, истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, семьи, жизненного опыта своих родителей и прародителей, общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик, других источников информации и научного знания.

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы актуализированы идеалы, хранящиеся в сокровищницах русской классической литературы.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка другими людьми и с самим собой. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, и воплотить в собственной социально значимой деятельности.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть – нравственную рефлексию личности, мораль – способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность – готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений личности к явлениям жизни.

Среди методов воспитания преобладающими являются методы формирования сознания (упражнение, убеждение, рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут, пример) и проблемно-ситуационный.

Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.

Наиболее часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.

Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Разъяснение применяется: чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые, в свою очередь, выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Диспут представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую обучающихся. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в старших классах. В 5-7 классах его можно использовать как прием, например, в этической беседе.

Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Проблемно-ситуационный метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы.

  1. Основное содержание, виды деятельности и планируемые результаты духовно-нравственного воспитания обучающихся
  1. Виды деятельности:

Основные формы работы, направленные на воспитание нравственного идеала у обучающихся:

  • проблемная этическая беседа;
  • дискуссия (диспут), построенная на решении проблемного вопроса;
  • комплексный анализ текста;
  • различные виды творческих работ (сочинение на морально-нравственную тему, сочинение-эссе, сочинение-рецензия, дневник, письмо, отзыв, аннотация, статья, исследовательский проект и др.)

Особенно значимыми в обучении являются занятия, на которых осуществляется комплексный анализ предложенных ученикам текстов. К таким текстам прилагаются разноуровневые задания, которые удобны для организации работы в группах, по вариантам. Принцип тематического единства, на основе которого происходит организация работы, также очень важен для создания развивающей среды, способствующей приобщению детей к культуре речевого самовыражения и принятию ими категорий нравственности, становящихся внутренними ценностями личности, через создание активной деятельностной социальной среды. Именно поэтому предлагаемые задания второго и особенно третьего уровней требуют от учащихся не только простых мыслительных операций, организации обмена независимыми высказываниями, но и организуют самораскрытие, высокий уровень социальной реализации в создании как индивидуального, так и совместного культурного продукта, в котором отражается личностный опыт, индивидуальные смысло-ценностные установки личности или группы.  

        Примеры практических заданий первого, второго и третьего уровней по формированию нравственного идеала школьников на основе русской классической литературы:

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».

1 уровень 

 Почему, на ваш взгляд, Татьяна отказала Онегину в финале романа? Любила ли она его?

2 уровень  

Почему А.С.Пушкин называет Татьяну «милый идеал»?

3 уровень 

Представьте, что вы пишете сценарий по роману «Евгений Онегин». Каким будет финал? Сохраните ли вы авторский вариант и почему?

 Раскройте психологические понятия, нашедшие отражение в романе «Евгений Онегин»: индивидуализм, эгоизм, честь, честолюбие, идеал, цель жизни; растолкуйте их применительно к содержанию романа с использованием контекста (словосочетаний, строк, двустиший); проиллюстрируйте примерами из романа; подберите и используйте слова и словосочетания в их современном значении, уместных при описании явлений, психологических качеств личности. Используйте высказывания о совести и чести в заметках Д.С. Лихачева «Мелочи поведения».

 И.С Тургенев. «Стихотворения в прозе».

1 уровень

По свидетельству литератора М.М.Стасюлевича, Тургенев признавался, что его «Стихотворения в прозе» - это «нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».

Из любого ли стихотворения И.С.Тургенева можно сделать большую картину?

2 уровень

П.В.Анненков писал И.С.Тургеневу по поводу «Стихотворений в прозе»: «…удивительно симпатичный образ автора – что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое свое существование»

Можете ли вы согласиться с тем, что «Стихотворения в прозе» проникнуты радостью «за человеческое существование», а главное для автора – это гуманность?

3 уровень

Попытайтесь написать собственное стихотворение в прозе на одну из тем

- милосердие и сострадание;

- любовь к Родине;

- смысл человеческой жизни;

- доброта и отзывчивость.

 Л.Н.Толстой. «Война и мир».      

1 уровень

Какие основные семейные ценности находят отражение на страницах романа?

2 уровень

Как отражается «мысль семейная» у Толстого-писателя и Толстого-философа?

3 уровень

Сформулируйте семейный кодекс вашей будущей семьи.

Письменные работы по творчеству Л.Н. Толстого:

- сочинение-эссе: «Пьер Безухов и князь Мышкин», «Наташа Ростова и Татьяна Ларина», «Наташа Ростова и героиня романа Толстого «Семейное счастье» (сопоставительный анализ)

- сочинения-рассуждения: «Взгляды Толстого на смысл жизни», «Поведение человека на войне»

 - рефераты:

- о стремлении к нравственному самосовершенствованию («Я само совершенство?», «Я глазами других», «Другие в моих глазах»);

- об ответственности человека перед своей семьей, обществом, государством («Что бы я сделал, если бы владел миром?»);

-  о смысле и ценности жизни («Смысл жизни…Каков он?»);

- о человеческом счастье («Что нужно человеку для счастья?», «Что значит быть счастливым?»);

- о сущности человека как личности («Человек среди людей», «Человек-оркестр», «Я для мира или мир для меня?», «Что значит быть богатым?», «Богатство и бедность»).

Ф.М.Достоевский. «Братья Карамазовы».

1 уровень

Какова авторская идея, олицетворенная в каждом из наиболее значительных персонажей романа (старике Карамазове, Дмитрии, Иване, Алексее, Смердякове, старце Зосиме)?

2 уровень 

Сопоставьте сюжет романа «Братья Карамазовы» с сюжетами авантюрных романов, а повествование об Алеше – с житиями Святых (Сергия Радонежского, протопопа Аввакума); сделайте заключение о жанровом своеобразии романа, имея ввиду, что он поднимает большие философские вопросы, насыщен глубокими размышлениями о человеке, об обществе.

3 уровень 

Иван Карамазов бросает фразу: «Если Бога нет, то все позволено» Отсюда вытекает вывод, что никакие экономические, социальные, воспитательные факторы не могут устранить преступность и жестокость в обществе. Как отнестись к этому высказыванию Ивана? В чем, на ваш взгляд, спасение человечества от преступлений и насилия?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Ф.М.Достоевский. «Идиот».

1 уровень

В чем, на ваш взгляд, гуманизм романа «Идиот»?

2 уровень

Какова, по-вашему, роль образа Настасьи Филипповны в нравственной проблематике романа?

3 уровень

«В романе Достоевский показал не только искание красоты , но и красоту исканий. Идеал недостижим, но, стремясь к нему, человек становится прекраснее». Согласны ли вы с данным утверждением? Докажите.

Письменные работы по творчеству Ф.М.Достоевского:

- сочинение-эссе «Добро и зло в произведениях Ф.М.Достоевского»;

- сочинение-рассуждение «Жизнь – ценность. Но в чем ценность жизни?»,

 «Идея побуждает к подвигу. А какой должна быть эта идея?»;

        - дневниковые записи «Есть ли у меня в жизни настоящая цель?»

- письмо самому себе: о своих мыслях и чувствах, удачах и неудачах, о формировании самого себя, с анализом результатов собственного развития- достижений и упущений;

- литературоведческая статья «В.Гюго и Ф.М.Достоевский».  

А.Вампилов. «Утиная охота».

1 уровень

Дайте психологический анализ образа Виктора Зилова: его отношения с женою, с друзьями и знакомыми, его воспоминания, финальная сцена пьесы. Определите свое отношение к образу Зилова.

2 уровень

Есть ли черты Зилова в Вас или в ком-то из Ваших знакомых?

3 уровень

Есть ли основание, анализируя содержание пьесы, обратиться к мрачным словам Великого инквизитора в романе Достоевского «Братья Карамазовы» «…тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласиться жить и скорей истребит себя, чем останется на земле…»?

Примерные темы дискуссий:

  1. «Были люди в наше время,//Не то, что нынешнее племя://Богатыри – не вы!» Согласны ли вы с этим утверждением М.Ю.Лермонтова?
  2. Тарас Бульба в повести Н.В.Гоголя убивает своего сына Андрия. Это поступок или преступление?
  3. «Пора вставать! Ты знаешь сам,//Какое время наступило…//В ком дарованье, сила, меткость,//Тому теперь не должно спать…» О каком времени ведет речь Н.А.Некрасов в стихотворении «Поэт и гражданин»? Сопоставьте с событиями, происходящими в современной жизни.
  4. В чем состоит «кодекс чести» Петра Гринева, главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? Существует ли «кодекс чести» современного молодого человека? Из каких нравственных категорий он складывается и чем отличается от образцов прошлого?
  5. Купец Калашников отправляется на поединок. Какие ценности он защищает в этом «кулачном бою»?
  6. «А счастье было так возможно, так близко…» Возможно ли счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина в романе А.С.Пушкина?
  7. «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь…» - писал И.С.Тургенев. О какой любви ведет речь автор?        

8.   «- Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

- Святая! – принеслось откуда-то в ответ». Так заканчивается «Стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Порог». Выразите свое мнение о самопожертвовании и милосердии в наши дни.

 9.  «Далеко Ротшильду до этого мужика…» - писал И.С.Тургенев о бедняке, приютившем «сироту Катьку». Что же есть милосердие – делиться частью своего имущества или отдать последнее?

10.  Л.Н.Толстой изобразил в романе «Война и мир» патриотизм «истинный» и «ложный». Раскройте свое представление о патриотизме.

11.  Болконские – семья, Ростовы – семья, Курагины – тоже семья. Каковы семейные ценности этих героев Л.Н.Толстого? Сопоставьте со своими представлениями о «семейном укладе».

12. Наташа Ростова из «прежней подвижной Наташи» становится «плодовитою самкою», у которой «видно одно лицо и тело, а души вовсе не видно». В чем, по-вашему, должна проявляться «душа» женщины-матери? Какой должна быть женщина-жена, женщина-мать?

  1. Тематическое планирование программы духовно-нравственного воспитания обучающихся

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

  1. Планируемые результаты программы духовно-нравственного воспитания обучающихся

Направление «Патриотизм»:

  • личностное ценностное отношение к культурно-историческому наследию России, культуре коренных малочисленных народов севера;
  • чувство ответственности за свою малую родину и страну;
  • ответственность за поступки, наличие собственной позиции;
  • толерантное отношение к людям другой национальности и вероисповедания;
  • умение противостоять асоциальным проявлениям;
  • знание национальных героев и важнейших событий истории России;
  • понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина;
  • сознательное принятие роли гражданина своего Отечества.

Направление «Нравственность»:

  • нравственное представление о дружбе и любви,
  • понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение их выполнять;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • умение преодолевать конфликты в общении;
  • умение сочетать личные и общественные интересы;
  • понимание значимости чести своей семьи, школы;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
  • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества;
  • готовность к саморазвитию для достижения собственных нравственных идеалов;
  • способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении,
  • способность объективно оценивать себя;
  • умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах;
  • стремление к честности и скромности, благородству во взаимоотношениях;
  • понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического здоровья человека.

Направление «Семья»:

  • ценностное отношение к таким семейным ценностям, как любовь, уважение, верность, забота, взаимопонимание и поддержка;
  • уважение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
  • чувство ответственности за свою семью;
  • умение формулировать личный «кодекс семейных отношений», основанные на духовно-нравственных ценностях и следовать ему в своей семье;

Направление «Экология»:

  • знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
  • знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного;
  • знание принципов ведения здорового образа жизни;
  • ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • умение демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
  • умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
  • отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем.

Направление «Эстетика»:

  • ценностное отношение к прекрасному;
  • понимание искусства, в том числе литературы, как особой формы познания и преобразования мира;
  • способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • представление об искусстве народов России;
  • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России, коренных народов севера;
  • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
  • опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

  1. Методологический инструментарий мониторинга духовно-нравственного воспитания обучающихся

Мониторинг эффективности воспитательной деятельности осуществляется с целью оценки эффективности реализации целей и задач воспитания и социализации обучающихся.

Предмет диагностики – прежде всего личность самого обучающегося. В каком направлении происходит развитие личности? На какие ценности ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях, например, в дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей и т. д.

Каждое из основных направлений воспитания и социализации школьников должно обеспечивать         принятие        ими ценностей,         формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.

Воспитательный результат  это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.

Эффект  это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Выделяют три уровня воспитательных результатов:

Первый уровень результатов  приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов  получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов  получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

Результаты воспитательной деятельности определяются с помощью мониторинговых исследований. В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики. Наряду с педагогическими, используются социологические и психологические методики, что способствует более объективному и обстоятельному изучению эффективности воспитательной работы.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию обучающихся используются такие виды опроса, как анкетирование, интервью и беседа.

Психолого-педагогическое наблюдение—описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

  • включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
  • узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Мониторинг осуществляется на основе пакета методик, используемого в МБОУ «СШ №40»:

КРИТЕРИИ

ПОКАЗАТЕЛИ

МЕТОДИКИ

Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося

Нравственная направленность личности

Сформированность отношений обучающегося к родине, обществу, природе, семье, школе, себе.

Методика Н.П. Капустина «Оценка уровня воспитанности обучающихся»

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Методика С.М.Петровой «Русские пословицы»

Методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора».

Метод ранжирования

Сформированность коммуникативного потенциала личности

Коммуникабельность

Сформированность коммуникативной культуры обучающегося

Методика А.М. Фридмана «Наши отношения»

Методика выявления коммуникативных склонностей

МЭПОиСУ

Сформированность эстетического потенциала

Знание этикета поведения

Развитость чувства прекрасного Сформированность других эстетических чувств

Педагогическое наблюдение

Методика Торренса

МЭПОиСУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...