Программа Духовно-нравственного воспитания обучающихся
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Программа Духовно-нравственного воспитания обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_obuchayushchihsya.docx | 57.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 40»
(МБОУ «СШ № 40»)
628615, Российская Федерация, Тюменская область, Телефоны: (3466) 26-32-50, 26-70-89
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тел./факс: (3466) 26-19-82, 26-75-88
г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 29а E-mail: mbousosh40-nv@yandex.ru
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СШ № 40»
_________Е.Г. Побединская
«ИЗ ТОНКИХ ЛИНИЙ ИДЕАЛА…»
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Срок реализации: 7 лет
Возраст детей: 11 – 18 лет
Разработчик:
Пучнина Ю.Н., учитель
русского языка и литературы
Нижневартовск - 2017
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ИЗ ТОНКИХ ЛИНИЙ ИДЕАЛА…»
Содержание:
- Пояснительная записка
- Содержательный раздел
- Цель и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся
- Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания обучающихся
- Принципы, методы и приемы организации содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся
- Основное содержание, виды деятельности и планируемые результаты духовно-нравственного воспитания обучающихся
- Виды деятельности
- Тематическое планирование программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
- Планируемые результаты программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
- Методологический инструментарий мониторинга духовно-нравственного воспитания обучающихся
Паспорт Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
Наименование Программы | Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся «Из тонких линий идеала…» |
Данные о разработчике программы | Пучнина Юлия Николаевна, методист МБОУ «СШ №40», учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №40» |
Основания для разработки Программы | - Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; - Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Приказ МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897; - Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»; - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»; - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы: А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков, 2009г. |
Цель Программы | Обеспечение реализации требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: создание условий, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. |
Задачи Программы | - определение требований к духовно-нравственному воспитанию обучающихся, позволяющих достичь высокого уровня духовного развития личности; - обеспечение преемственности воспитательных задач начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; - выявление и развитие способностей обучающихся к самопознанию и нравственному саморазвитию; - усвоение обучающимися базовых нравственных национальных ценностей, духовных традиций России. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2012 – 2018 уч. гг. I этап: 2012-2013 учебный год – введение II этап: 2012 -2018 учебные годы – основной III этап: 2017-2018 учебный год - заключительный |
Структура Программы |
В первом разделе программы определены цель и задачи (по направлениям) духовно-нравственного воспитания обучающихся. Во втором разделе определены основные направления воспитания обучающихся. В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей. В третьем разделе формулируются принципы, методы и приемы организации содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся. Четвертый раздел отражает основное содержание, виды деятельности, тематическое планирование и планируемые результаты программы воспитания обучающихся. Пятый раздел содержит методологический инструментарий мониторинга духовно-нравственного воспитания обучающихся. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | 1. Сформированность у обучающихся основ социальных и межличностных компетенций: - усвоение основных воспитательных понятий по всем направлениям воспитательной программы; - формирование позитивного отношений к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, культура); - положительная динамика личностного роста обучающихся. 2. Функционирование единого воспитательного пространства для воспитания обучающихся в идентичности к нравственному национальному идеалу – личности, усвоившей духовно-нравственные нормы российского народа, свободной, толерантной, творческой, ответственной и способной к саморазвитию. 3. Создание системы духовно-нравственного воспитания на основе произведений русской классической литературы. 4. Обеспечение качественного улучшения воспитания школьников: - приобретение обучающимися эффективного опыта интеллектуально-творческой деятельности; - умение обучающихся прогнозировать последствия своего поведения и способность нести ответственность за собственные решения; - рост интеллектуально-творческих достижений субъектов воспитательного процесса; - сохранение и развитие духовного здоровья обучающихся. |
Фамилия, имя, отчество руководителя | Побединская Елена Геннадиевна, директор МБОУ «СШ №40» |
Юридический адрес образовательной организации, сайт, e-mail, телефон | 628615, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 29а, Телефоны: (3466) 26-32-50. Сайт: 40школа.рф E-mail: mbousosh40-nv@yandex.ru |
Система организации контроля реализации Программы | Оперативное руководство реализацией Программы. Ежегодный проблемно-ориентированный анализ промежуточных результатов Программы. Обсуждение, утверждение промежуточных результатов, принятие решений по корректировке направлений работы на педагогическом совете школы и методическом объединении учителей русского языка и литературы МБОУ «СШ №40». |
- Пояснительная записка
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся «Из тонких линий идеала…» направлена на создание современного национального воспитательного идеала, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, нравственного, творческого и компетентного гражданина России, способного, занимая осознанную патриотическую позицию, брать на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Программа является дополнением к основной образовательной программе школы по предмету «литература»; её универсальность заключается в том, что она может быть представлена и как отдельный курс, и как система уроков, которая интегрирована в основную образовательную программу и является частью рабочей программы по предмету «литература» с 5 по 11 класс.
Литература – единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Влияние литературы на формирование личности школьника является неоспоримым фактом, поскольку читательская культура является существенным показателем духовного потенциала человека.
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся «Из тонких линий идеала…» предусматривает создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, включающей учебную, воспитательную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов и базовых нравственных ценностей, традиционных моральных норм, неисчерпаемым источником которых всегда была и остается русская классическая литература.
Программа обучающихся духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ «СШ №40» «Из тонких линий идеала…» основана на требованиях к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, программы формирования и развития универсальных учебных действий.
Программа учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России.
В программе духовно-нравственного воспитания задачи воспитания обучающихся сформулированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности молодого гражданина России.
Структура программы:
- Пояснительная записка.
- Содержательный раздел:
В первом разделе Программы определены цель и задачи (по направлениям) духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Во втором разделе определены основные направления воспитания обучающихся. В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.
В третьем разделе формулируются принципы, методы и приемы особенности организации содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Четвертый раздел отражает основное содержание, виды деятельности, тематическое планирование и планируемые результаты программы воспитания обучающихся.
Пятый раздел содержит методологический инструментарий мониторинга духовно-нравственного воспитания обучающихся.
2. Содержательный раздел
- Цель и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся
Цель:
Целью духовно-нравственного воспитания обучающихся является создание условий, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование умения давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование морали – осознанной необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
- формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы процветании своей страны;
- развитие патриотизма и гражданской солидарности;
- формирование правовых основ поведения и правовой культуры;
- формирование деятельностной социальной и гражданской позиции, развитие социальной активности;
- формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- укрепление отношения к семье как основе российского общества;
- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
- укрепление уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;
- усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь;
- знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
2.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания обучающихся
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России была сформулирована на государственном уровне в выступлении Президента РФ Медведева Д.А. 19.04.2009, в статье «Учительской газеты» «Гражданин и патриот» (июнь 2009), в работе доктора педагогических наук А. Я. Данилюка, члена-корреспондента РАО А. М. Кондакова, доктора исторических наук В. А. Тишкова в 2009 году.
Так, было сформулировано понятие «современный национальный воспитательный идеал» как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности были выделены ключевые человеческие ценности, которые должны найти отражение в личностных результатах обучения и которые составили основу программы духовно-нравственного воспитания «Из тонких линий идеала…»: родина, гражданин, долг; труд, профессия, компетентность; знания, наука, культура; толерантность, единство, взаимопонимание; закон, долг, правила, управление; ценности, нравственность, мораль, выбор, ответственность; общение, диалог, сотрудничество; здоровье, безопасность, здоровый образ жизни; экологическое системное мышление, экологический императив; семья, семейные ценности, уважение, забота; красота, искусство, эстетика.
Так, программа духовно-нравственного воспитания обучающихся «Из тонких линий идеала…» содержит пять воспитательных направлений:
- Патриотизм: воспитание гражданственности и патриотизма (ценности: родина, гражданин, толерантность, единство, взаимопонимание, взаимоуважение).
- Нравственность: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: мораль, нравственный выбор, ответственность, ценность и смысл жизни, милосердие, доброта, свобода, честь, достоинство, вера, духовность, нравственность, мировоззрение).
- Семья: воспитание семейных ценностей (ценности: семейные ценности, семейные роли, уважение, забота, любовь, верность).
- Экология: воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: экологическая грамотность, экологическая безопасность, экологический императив, экологическая культура, экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни, духовное здоровье).
- Эстетика: воспитание ценностного отношения к прекрасному (ценности: красота, искусство, эстетика, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие личности).
- Принципы, методы и приемы организации содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- нравственного примера образцов классической русской литературы;
- социально-педагогического партнерства;
- индивидуально-личностного развития;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин, произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь, духовной культуры и фольклора народов России, истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, семьи, жизненного опыта своих родителей и прародителей, общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик, других источников информации и научного знания.
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы актуализированы идеалы, хранящиеся в сокровищницах русской классической литературы.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка другими людьми и с самим собой. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, и воплотить в собственной социально значимой деятельности.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть – нравственную рефлексию личности, мораль – способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность – готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений личности к явлениям жизни.
Среди методов воспитания преобладающими являются методы формирования сознания (упражнение, убеждение, рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут, пример) и проблемно-ситуационный.
Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.
Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.
Наиболее часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.
Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Разъяснение применяется: чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые, в свою очередь, выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
Диспут представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую обучающихся. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в старших классах. В 5-7 классах его можно использовать как прием, например, в этической беседе.
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Проблемно-ситуационный метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы.
- Основное содержание, виды деятельности и планируемые результаты духовно-нравственного воспитания обучающихся
- Виды деятельности:
Основные формы работы, направленные на воспитание нравственного идеала у обучающихся:
- проблемная этическая беседа;
- дискуссия (диспут), построенная на решении проблемного вопроса;
- комплексный анализ текста;
- различные виды творческих работ (сочинение на морально-нравственную тему, сочинение-эссе, сочинение-рецензия, дневник, письмо, отзыв, аннотация, статья, исследовательский проект и др.)
Особенно значимыми в обучении являются занятия, на которых осуществляется комплексный анализ предложенных ученикам текстов. К таким текстам прилагаются разноуровневые задания, которые удобны для организации работы в группах, по вариантам. Принцип тематического единства, на основе которого происходит организация работы, также очень важен для создания развивающей среды, способствующей приобщению детей к культуре речевого самовыражения и принятию ими категорий нравственности, становящихся внутренними ценностями личности, через создание активной деятельностной социальной среды. Именно поэтому предлагаемые задания второго и особенно третьего уровней требуют от учащихся не только простых мыслительных операций, организации обмена независимыми высказываниями, но и организуют самораскрытие, высокий уровень социальной реализации в создании как индивидуального, так и совместного культурного продукта, в котором отражается личностный опыт, индивидуальные смысло-ценностные установки личности или группы.
Примеры практических заданий первого, второго и третьего уровней по формированию нравственного идеала школьников на основе русской классической литературы:
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».
1 уровень
Почему, на ваш взгляд, Татьяна отказала Онегину в финале романа? Любила ли она его?
2 уровень
Почему А.С.Пушкин называет Татьяну «милый идеал»?
3 уровень
Представьте, что вы пишете сценарий по роману «Евгений Онегин». Каким будет финал? Сохраните ли вы авторский вариант и почему?
Раскройте психологические понятия, нашедшие отражение в романе «Евгений Онегин»: индивидуализм, эгоизм, честь, честолюбие, идеал, цель жизни; растолкуйте их применительно к содержанию романа с использованием контекста (словосочетаний, строк, двустиший); проиллюстрируйте примерами из романа; подберите и используйте слова и словосочетания в их современном значении, уместных при описании явлений, психологических качеств личности. Используйте высказывания о совести и чести в заметках Д.С. Лихачева «Мелочи поведения».
И.С Тургенев. «Стихотворения в прозе».
1 уровень
По свидетельству литератора М.М.Стасюлевича, Тургенев признавался, что его «Стихотворения в прозе» - это «нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».
Из любого ли стихотворения И.С.Тургенева можно сделать большую картину?
2 уровень
П.В.Анненков писал И.С.Тургеневу по поводу «Стихотворений в прозе»: «…удивительно симпатичный образ автора – что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое свое существование»
Можете ли вы согласиться с тем, что «Стихотворения в прозе» проникнуты радостью «за человеческое существование», а главное для автора – это гуманность?
3 уровень
Попытайтесь написать собственное стихотворение в прозе на одну из тем
- милосердие и сострадание;
- любовь к Родине;
- смысл человеческой жизни;
- доброта и отзывчивость.
Л.Н.Толстой. «Война и мир».
1 уровень
Какие основные семейные ценности находят отражение на страницах романа?
2 уровень
Как отражается «мысль семейная» у Толстого-писателя и Толстого-философа?
3 уровень
Сформулируйте семейный кодекс вашей будущей семьи.
Письменные работы по творчеству Л.Н. Толстого:
- сочинение-эссе: «Пьер Безухов и князь Мышкин», «Наташа Ростова и Татьяна Ларина», «Наташа Ростова и героиня романа Толстого «Семейное счастье» (сопоставительный анализ)
- сочинения-рассуждения: «Взгляды Толстого на смысл жизни», «Поведение человека на войне»
- рефераты:
- о стремлении к нравственному самосовершенствованию («Я само совершенство?», «Я глазами других», «Другие в моих глазах»);
- об ответственности человека перед своей семьей, обществом, государством («Что бы я сделал, если бы владел миром?»);
- о смысле и ценности жизни («Смысл жизни…Каков он?»);
- о человеческом счастье («Что нужно человеку для счастья?», «Что значит быть счастливым?»);
- о сущности человека как личности («Человек среди людей», «Человек-оркестр», «Я для мира или мир для меня?», «Что значит быть богатым?», «Богатство и бедность»).
Ф.М.Достоевский. «Братья Карамазовы».
1 уровень
Какова авторская идея, олицетворенная в каждом из наиболее значительных персонажей романа (старике Карамазове, Дмитрии, Иване, Алексее, Смердякове, старце Зосиме)?
2 уровень
Сопоставьте сюжет романа «Братья Карамазовы» с сюжетами авантюрных романов, а повествование об Алеше – с житиями Святых (Сергия Радонежского, протопопа Аввакума); сделайте заключение о жанровом своеобразии романа, имея ввиду, что он поднимает большие философские вопросы, насыщен глубокими размышлениями о человеке, об обществе.
3 уровень
Иван Карамазов бросает фразу: «Если Бога нет, то все позволено» Отсюда вытекает вывод, что никакие экономические, социальные, воспитательные факторы не могут устранить преступность и жестокость в обществе. Как отнестись к этому высказыванию Ивана? В чем, на ваш взгляд, спасение человечества от преступлений и насилия?
Ф.М.Достоевский. «Идиот».
1 уровень
В чем, на ваш взгляд, гуманизм романа «Идиот»?
2 уровень
Какова, по-вашему, роль образа Настасьи Филипповны в нравственной проблематике романа?
3 уровень
«В романе Достоевский показал не только искание красоты , но и красоту исканий. Идеал недостижим, но, стремясь к нему, человек становится прекраснее». Согласны ли вы с данным утверждением? Докажите.
Письменные работы по творчеству Ф.М.Достоевского:
- сочинение-эссе «Добро и зло в произведениях Ф.М.Достоевского»;
- сочинение-рассуждение «Жизнь – ценность. Но в чем ценность жизни?»,
«Идея побуждает к подвигу. А какой должна быть эта идея?»;
- дневниковые записи «Есть ли у меня в жизни настоящая цель?»
- письмо самому себе: о своих мыслях и чувствах, удачах и неудачах, о формировании самого себя, с анализом результатов собственного развития- достижений и упущений;
- литературоведческая статья «В.Гюго и Ф.М.Достоевский».
А.Вампилов. «Утиная охота».
1 уровень
Дайте психологический анализ образа Виктора Зилова: его отношения с женою, с друзьями и знакомыми, его воспоминания, финальная сцена пьесы. Определите свое отношение к образу Зилова.
2 уровень
Есть ли черты Зилова в Вас или в ком-то из Ваших знакомых?
3 уровень
Есть ли основание, анализируя содержание пьесы, обратиться к мрачным словам Великого инквизитора в романе Достоевского «Братья Карамазовы» «…тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласиться жить и скорей истребит себя, чем останется на земле…»?
Примерные темы дискуссий:
- «Были люди в наше время,//Не то, что нынешнее племя://Богатыри – не вы!» Согласны ли вы с этим утверждением М.Ю.Лермонтова?
- Тарас Бульба в повести Н.В.Гоголя убивает своего сына Андрия. Это поступок или преступление?
- «Пора вставать! Ты знаешь сам,//Какое время наступило…//В ком дарованье, сила, меткость,//Тому теперь не должно спать…» О каком времени ведет речь Н.А.Некрасов в стихотворении «Поэт и гражданин»? Сопоставьте с событиями, происходящими в современной жизни.
- В чем состоит «кодекс чести» Петра Гринева, главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? Существует ли «кодекс чести» современного молодого человека? Из каких нравственных категорий он складывается и чем отличается от образцов прошлого?
- Купец Калашников отправляется на поединок. Какие ценности он защищает в этом «кулачном бою»?
- «А счастье было так возможно, так близко…» Возможно ли счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина в романе А.С.Пушкина?
- «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь…» - писал И.С.Тургенев. О какой любви ведет речь автор?
8. «- Дура! – проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! – принеслось откуда-то в ответ». Так заканчивается «Стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Порог». Выразите свое мнение о самопожертвовании и милосердии в наши дни.
9. «Далеко Ротшильду до этого мужика…» - писал И.С.Тургенев о бедняке, приютившем «сироту Катьку». Что же есть милосердие – делиться частью своего имущества или отдать последнее?
10. Л.Н.Толстой изобразил в романе «Война и мир» патриотизм «истинный» и «ложный». Раскройте свое представление о патриотизме.
11. Болконские – семья, Ростовы – семья, Курагины – тоже семья. Каковы семейные ценности этих героев Л.Н.Толстого? Сопоставьте со своими представлениями о «семейном укладе».
12. Наташа Ростова из «прежней подвижной Наташи» становится «плодовитою самкою», у которой «видно одно лицо и тело, а души вовсе не видно». В чем, по-вашему, должна проявляться «душа» женщины-матери? Какой должна быть женщина-жена, женщина-мать?
- Тематическое планирование программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
- Планируемые результаты программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
Направление «Патриотизм»:
- личностное ценностное отношение к культурно-историческому наследию России, культуре коренных малочисленных народов севера;
- чувство ответственности за свою малую родину и страну;
- ответственность за поступки, наличие собственной позиции;
- толерантное отношение к людям другой национальности и вероисповедания;
- умение противостоять асоциальным проявлениям;
- знание национальных героев и важнейших событий истории России;
- понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина;
- сознательное принятие роли гражданина своего Отечества.
Направление «Нравственность»:
- нравственное представление о дружбе и любви,
- понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение их выполнять;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- умение преодолевать конфликты в общении;
- умение сочетать личные и общественные интересы;
- понимание значимости чести своей семьи, школы;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
- понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества;
- готовность к саморазвитию для достижения собственных нравственных идеалов;
- способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении,
- способность объективно оценивать себя;
- умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах;
- стремление к честности и скромности, благородству во взаимоотношениях;
- понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического здоровья человека.
Направление «Семья»:
- ценностное отношение к таким семейным ценностям, как любовь, уважение, верность, забота, взаимопонимание и поддержка;
- уважение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
- чувство ответственности за свою семью;
- умение формулировать личный «кодекс семейных отношений», основанные на духовно-нравственных ценностях и следовать ему в своей семье;
Направление «Экология»:
- знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
- знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного;
- знание принципов ведения здорового образа жизни;
- ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- умение демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
- умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
- отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем.
Направление «Эстетика»:
- ценностное отношение к прекрасному;
- понимание искусства, в том числе литературы, как особой формы познания и преобразования мира;
- способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- представление об искусстве народов России;
- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России, коренных народов севера;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
- опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
- Методологический инструментарий мониторинга духовно-нравственного воспитания обучающихся
Мониторинг эффективности воспитательной деятельности осуществляется с целью оценки эффективности реализации целей и задач воспитания и социализации обучающихся.
Предмет диагностики – прежде всего личность самого обучающегося. В каком направлении происходит развитие личности? На какие ценности ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях, например, в дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей и т. д.
Каждое из основных направлений воспитания и социализации школьников должно обеспечивать принятие ими ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.
Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Выделяют три уровня воспитательных результатов:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.
Результаты воспитательной деятельности определяются с помощью мониторинговых исследований. В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики. Наряду с педагогическими, используются социологические и психологические методики, что способствует более объективному и обстоятельному изучению эффективности воспитательной работы.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию обучающихся используются такие виды опроса, как анкетирование, интервью и беседа.
Психолого-педагогическое наблюдение—описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
- включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
- узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Мониторинг осуществляется на основе пакета методик, используемого в МБОУ «СШ №40»:
КРИТЕРИИ | ПОКАЗАТЕЛИ | МЕТОДИКИ |
Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося | Нравственная направленность личности Сформированность отношений обучающегося к родине, обществу, природе, семье, школе, себе. | Методика Н.П. Капустина «Оценка уровня воспитанности обучающихся» Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» Методика С.М.Петровой «Русские пословицы» Методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора». Метод ранжирования |
Сформированность коммуникативного потенциала личности | Коммуникабельность Сформированность коммуникативной культуры обучающегося | Методика А.М. Фридмана «Наши отношения» Методика выявления коммуникативных склонностей МЭПОиСУ |
Сформированность эстетического потенциала | Знание этикета поведения Развитость чувства прекрасного Сформированность других эстетических чувств | Педагогическое наблюдение Методика Торренса МЭПОиСУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...
3.1.Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Справка-подтверждение; сертификат; рейтинговая таблица...
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...