Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского "Гроза"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Казарцева Ирина Владимировна

Презентация подготовлена к уроку литературы в 10 классе по пьесе А.Н.островского "Гроза". В презентации рассмотрены вопросы положения женщины в России в первой половине 19 века, история "Домостроя", раскрыт образ Катерины в сравнении ее жизни в родительском доме с жизнью в доме Кабановой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katerina.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Катерина – луч света в «темном царстве» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Слайд 2

Проверка домашнего задания: Начертить таблицу: распределение действующих лиц по социальному конфликту. Хозяева жизни. Дикой. Хозяева жизни. Кабаниха. Сходства и различия Дикого и Кабанихи.

Слайд 3

План урока Положение женщины в русском обществе; Домострой – памятник письменности 16 века Катерина

Слайд 4

Положение женщины в русском обществе в начале 19 века

Слайд 5

В I половине 19 века положение женщины в России было зависимым во многих отношениях. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины низших сословий была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль: роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли церковные праздники и церковные службы. «Домострой» памятник русской письменности 16 века, представляющий свод правил семейного быта

Слайд 6

Катерина. Имя – образ - судьба Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого : чистая, благородная, благопристойная: 1.соответствующая принятым в обществе правилам поведения, морали. 2. Соблюдающая правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ –приличный, скромный

Слайд 7

Жизнь в родительском доме Что рассказывает Катерина о жизни в родительском доме?

Слайд 8

Катерина в родительском доме «Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

Слайд 9

А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки?

Слайд 10

«И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…»

Слайд 11

Выводы: Особенности жизни Катерины в родительском доме 1.Сердечное отношение родных. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок.... 3.Относительная свобода. Черты характера Катерины, развившиеся под влиянием жизни у родителей Болезненная впечатлительность, экзальтированность. Романтическое отношение к жизни.

Слайд 12

Катеринао жизни в семье Кабановых «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Слайд 13

В доме Кабановых

Слайд 14

Вечерний моцион

Слайд 15

Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису? - От чего бежала Катерина, решаясь на свидание с Борисом? - К чему стремилась Катерина? Через что пришлось переступить Катерине? На какую любовь рассчитывала Катерина, выходя на свидание к Борису?

Слайд 16

Почему Катерина ищет выход в любви? «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. » Любила ли Катерина мужа?

Слайд 17

Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь? Катерина. Что я сделаю! Варвара. Да, что сделаешь? Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю. Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят. Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова. Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена. Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. - Прокомментируйте диалог

Слайд 19

Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут. Варвара улыбается. Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)

Слайд 20

Покаяние Катерины – проявление силы или слабости героини? Считается, что эта сцена – самое напряженное место в пьесе. Вспомните термин, обозначающий максимальное напряженность в жизни героев. Кульминация

Слайд 21

«Страшный суд» В.М.Васнецов

Слайд 22

"Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"

Слайд 23

- Какова сила любви Катерины? - Почему героиня так безропотно «принимает» решение Бориса оставить её? - Возьми меня с собой отсюда. - Нельзя , Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает. Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?

Слайд 24

Позитивные стороны «Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...» «Запрут — вот и будет тишина, никто мешать не будет...» Негативные стороны «Свекровь заест совсем...» «Никогда не быть мне свободной...» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

Слайд 25

Позитивные стороны «Мою любовь у меня никто не отнимет...» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...» «Сколько радости принесут мне дети...» Негативные стороны «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»

Слайд 26

В детстве В семье Кабановых «Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие Для Катерины главное — жить согласно своей душе Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему

Слайд 27

Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу : все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка ... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется

Слайд 28

Можем ли мы считать самоубийство Катерины протестом против «темного царство» ?

Слайд 29

Н.А.Добролюбов: «Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурнойсиле . В Катерине мы видим протест против кабановскихпонятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»). ________________________________________________________________ Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») Какого мнения вы придерживаетесь и почему? «Гроза» в русской критике

Слайд 30

Домашняя работа 1.Написать эссе на тему: «Самоубийство Катерины – сила или слабость ее характера ?» 2. Ответить на вопрос: - какой смысл вложен в название пьесы?

Слайд 31

Информационные источники Шаблон учителя Морозовой Н.Т 4слайд – женщина в 19 веке 5слайд – «Домострой» 6слайд - Катерина 7слайд – Вид на Волгу 8слайд - Катерина 9слайд - церковь 10слайд – девочка, служба в церкви Свет в церкви 12слад – Кабаниха, Катерина, Борис 13слайд – Дикой и Кабаниха 14слайд – вечерний моцион Калинов 15слайд - Катерина 16 слайд – Катерина и Варвара 17слайд – Катерина 18слайд- под сводами церкви 20слайд – покаяние Катерины 21слайд – картина Васнецова 22слайд – Катерина с Борисом Прощание Катерины с Борисом Катерина и Борис на скамейке у Волги 23слайд – Катерина с Борисом 27слайд - Катерина 28слайд – Катерина и Тихон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза"

Методическая разработка  урока литературыТема: «Не искушай меня любя!» (Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Ник...

"Две Катерины ( по пьесе "Гроза" и очерку "Леди Макбет Мценского уезда"

Разработка урока литературы 10 класс по пьесе А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"....

"Образ Катерины" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза")

Конспект урока по литературе для студентов I курса СПО (10 класса школы)....

Конспект урока по литературе. Образ Катерины. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Деловая игра. Суд над Катериной. "Луч света" или привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза")....

Конспект урока "Образ Катерины " (по пьесе "Гроза")

Конспект урока "Образ Катерины" (по произведению "Гроза")...