"Образ Катерины" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза")
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Конспект урока по литературе для студентов I курса СПО (10 класса школы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЖОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

Конспект урока по литературе
для I курса

«Образ Катерины»

(по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Преподаватель:

Преловская Светлана Владимировна

Санкт-Петербург, 2015

Цель: 

  • проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
  • выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».

Задачи:

  • создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия;
  • формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.
  • вызвать у обучающихся глубокое сочувствие к трагической судьбе женщины в условиях “темного царства”; восхищение вольнолюбием, непокорностью и душевной отвагой Катерины; сопереживания благородным мотивам ее поступков; ненависть к самодурству

Технология: личностно-ориентированного развивающего обучения.

Форма урока: урок-диспут

Оборудование:

  1. Эпиграф к уроку,
  2. Компьютер, слайды по теме урока,
  3. Текст пьесы.

Мы знаем, что характер Катерины выдержит себя, 
несмотря ни на какие препятствия, 
а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Н.А. Добролюбов

Только сознательное уважение человека к самому себе 
даёт ему возможность спокойно 
и весело переносить все мелкие и крупные неприятности, 
которые не сопровождаются сильной физической болью.

Д.И. Писарев

Ход урока

1.Постановка задач и актуализация знаний.

Сегодня мы с вами продолжим изучение пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Тема урока – “Образ Катерины. ” Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной. Мы должны разобраться , почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины. Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое мнение  - любовь Катерины -  слабость это или сила? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»? В течении урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута.

2. Изучение нового материала.

Слово подготовленному ученику. Положение женщин в России в 1 половине 19 века.

В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.

Словарная работа

«Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта.

Слово преподавателя. Эпоха перемен.

Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.

В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. Между тем назревала потребность в герое, в соотносимом с привычным положительным героем предшествующей литературы,- дворянским интеллигентом. Существовали сомнения: может ли простонародный быт дать почву для героического характера? Ответом на этот вопрос стала пьеса «Гроза» А.Н.Островского.

3. Беседa по тексту.

Мечта Катерины.

(I действие. Монолог Катерины).

- Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?

- Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

- В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?

Слово преподавателя. Уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателя. Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она не только благодарит ее за хорошие отношения, но и делится с ней своей мечтой: «Отчего люди не летают!...Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы...».

Из дальнейшего разговора становится понятно, почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному. Когда -то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла....»

Искренность и честность.

Катерина - по-гречески «всегда чистая».

- Почему Островский дал это имя героине?

- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Докажите примерами из текста.

Слово преподавателя. По мнению Варвары, настоящая жизнь Катерины не отличается от прошлой. Однако Катерина не согласна: прежней она осталась только внешне. Жизнь в доме Кабановых лишена живого, искреннего чувства: «Да здесь все как будто из-под неволи»

- Охарактеризуйте образы Варвары и Тихона.

- Как они относятся к домостроевским правилам?

Слово преподавателя И Варвара и Тихон только делают вид, что верят в незыблемость правил Домостроя. Очень многое в их поведении основано на притворстве и обмане. Варвара прямо говорит об этом: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

-  Как Катерина относится к обману?

Слово преподавателя Катерина, наоборот, не умеет обманывать:

« Обманывать -то я не умею, скрыть - то ничего не могу».

Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину - то терпеть кому же

приятно!»

Образное восприятие действительности.

Слово преподавателя Для Катерины характерно поэтическое, образное восприятие действительности. Докажем это примерами из текста.

- Какое значение в ее жизни имеют сны? (Действие 1, явл.7)

- О какой любви мечтает Катерина?

- Осуждает ли Варвара Катерину?

«Горячее сердце».

Слово преподавателя Катерина обладает не только развитым воображением, но и «горячим сердцем». Она сама говорит об этом еще в начале пьесы (Действие 2, явл.2). Диалог между Варварой и Катериной.

-   Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера
Катерины раскрываются в разговоре с Варварой? (Действие 2, явл.2).

Внутренний конфликт.

Слово преподавателя Слова Катерины о Волге оказываются пророческими. Она отказывается притворяться перед собой - отсюда знаменитый монолог с

ключом (Действие 4, явл.6)

А затем, не побоявшись людского суда, признается в этом другим - отсюда

знаменитая сцена признания (Действие 4,явл.6)

- Почему Катерина полюбила Бориса?

- Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи?

- Каково значение сцены?

Интересно, что о своей гибели Катерина говорит на протяжении всей пьесы.

- Как вы думаете, в чем причина?

Слово преподавателя Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех.

Внешний конфликт(Катерина и Кабаниха,Катерина и Варвара,Катерина и Борис, Катерина и Кулигин).

Слово преподавателя. Как и другие герои пьесы, Катерина по своему происхождению принадлежит патриархальному миру. Тем не менее по своему характеру и поведению она им противостоит.

- Что сближает Катерину с Кабановой, Варварой и в чем отличие этих
образов?

Слово преподавателя. Вывод. С Кабановой Катерину сближает бескомпромиссность, нравственный и религиозный максимализм. Однако Кабанова - блюститель окостеневших форм старого уклада; ее поведение в семье и обществе лицемерно. Катерина, напротив, действует вопреки установленным в обществе правилам, ложь для нее неприемлема. Неумение и нежелание обманывать отличает Катерину и от Варвары. Дочь Кабановой не хочет жить так, как ее мать, но, в отличие от Катерины, не считает нужным открыто посягать на устои «темного царства» и приспосабливается к ним.

- Способен ли Борис на глубокие чувства?

- Защищает ли он свою любовь?

- Похож ли образ Кулигина на образ Катерины? Докажите.

Слово преподавателя Вывод. Борис, как и Катерина, способен на глубокое, сильное чувство. Однако он не может защитить свою любовь, пойти против воли Дикого, от которого зависит его материальное благополучие. Борису не хватает смелости и решительности,- качеств, которые, Безусловно, есть у его возлюбленной.

Похож на Катерину и механик - самоучка Кулигин. Как и Катерина, это натура поэтическая, творческая. Он чувствует и понимает красоту природы, знает старинную поэзию. В то же время Кулигин - мечтатель, проекты которого обречены на неудачу. В его сознании, как и в сознании других жителей города, большую роль играют старые «домостроевские» представления о жизни.

Проблема христианской этики.

- Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»?

- Кто любуется природой? Случайно ли это?

- Каково отношение героини к природе?

- Какое значение имеют религиозные обряды в жизни Катерины?(Действие 4, явл.4)

- Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины? (Действие 4, явл.4,5)

- Какие чувства теперь испытывает Катерина? (Действие 4, явл.6)

4.    Итог урока.

- Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе?

- Почему?

Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе Катерины Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность - таковы основные черты ее нравственно -психологического облика. Катерина искренне верит в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому что чувство личной свободы оказывается для нее важнее религиозных законов.

По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга.

5. Оценки.

6.Домашнее задание.

Написать эссе на тему: «Как А.Н.Островский относится к своей героине?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза"

Методическая разработка  урока литературыТема: «Не искушай меня любя!» (Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Ник...

"Две Катерины ( по пьесе "Гроза" и очерку "Леди Макбет Мценского уезда"

Разработка урока литературы 10 класс по пьесе А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"....

Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Презентация подготовлена к уроку литературы в 10 классе по пьесе А.Н.островского "Гроза". В презентации рассмотрены вопросы положения женщины в России в первой половине 19 века, история "Домостроя", р...

Конспект урока по литературе. Образ Катерины. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Деловая игра. Суд над Катериной. "Луч света" или привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза")....

Конспект урока "Образ Катерины " (по пьесе "Гроза")

Конспект урока "Образ Катерины" (по произведению "Гроза")...