Конспект урока с использованием электронной презентации "Жизнь и творчество А. А. Ахматовой"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Урок с использованием электронной презентации по теме "Жизнь и творчество А. А. Ахматовой" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ahmatova_urok.doc33 КБ
Office presentation icon a.a.ahmatova.ppt2.99 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

Тема: «Я научилась просто, мудро жить» (Жизнь и творчество А.А.Ахматовой)

Курс: 2 курс НПО

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: лекция с элементами эвристической беседы с применением мультимедиа-технологии

Формы деятельности учащихся: коллективная работа учащихся под руководством учителя; самостоятельный поиск

Стратегическая цель: развитие литературно-критического мышления, нравственных качеств личности

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с судьбой А.А.Ахматовой, сформировать представление о личности поэта
  • дать первоначальное представление о творчестве А.А.Ахматовой, отметить особенности ее поэтической манеры
  • углубить знания об акмеизме на примере раннего творчества А.А.Ахматовой

развивающие:

  • закрепить умение творчески мыслить, анализировать, рассуждать, делать выводы, формулировать и доказывать свою точку зрения
  • развивать художественный вкус

воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма
  • содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как сила человеческого духа, нравственная и гражданская позиция личности

Этапы урока:

  1. Организационный
  2. Подготовка к усвоению новых знаний, создание эмоционально-интеллектуального настроя

Учитель:  - Перед вами две даты. Какие исторические события произошли в России за этот период?

Все эти события пришлись на жизнь одного человека, одной женщины, одного поэта – А.А.Ахматовой (слайд 1)

  1. Изучение нового материала

Лекция учителя с использованием презентации (слайды 2-6)

Стихотворение А.А.Ахматовой «Сероглазый король»: выразительное чтение наизусть, аналитическая работа учащихся по предложенным вопросам (слайд 7)

Конспектирование лекции

  1. Закрепление нового материала

Лекция с элементами беседы с использованием презентации (слайды 8,9)

Конспектирование лекции

  1. Применение полученных знаний

Самостоятельный поиск учащимися в предложенных стихотворениях особенностей поэтической манеры А.А.Ахматовой, оформление результатов поиска в формате полного устного высказывания (слайды 10,11)

  1. Изучение нового материала (продолжение)

Лекция с элементами беседы с использованием презентации (слайды12-19)

  1. Рефлексия

Синквейн «Ахматова»

Прослушивание аудиозаписи «Композиция Л.Кононовой по стихотворению А.А.Ахматовой «Мужество»»

  1. Информация о домашнем задании
  1. Миниатюра «Анна Ахматова: человек и поэт»

2.  «Мое восприятие композиции Л.Кононовой по стихотворению А.А.Ахматовой «Мужество»»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анна Андреевна Ахматова 1889-1966 … Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных…

Слайд 2

« Я родилась 11 июня 1889г., в один год с Чаплиным, « Крейцеровой сонатой " Л.Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила 16 лет. Читать научилась по азбуке Л.Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет… "

Слайд 3

Царское Село В то время я гостила на земле. Мне дали имя при крещенье – Анна, Сладчайшее для губ людских и слуха. Так дивно знала я земную радость И праздников считала не двенадцать, А столько, сколько было дней в году. Я, тайному велению покорна, Товарища свободного избрав, Любила только солнце и деревья. «Эпические мотивы» 1913

Слайд 5

То пятое время года, Только его славословь. Дыши последней свободой, Оттого, что это – любовь. 1913

Слайд 6

Сероглазый король Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: «Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой». Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел. Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу. А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля...» 11 декабря 1910 Царское Село Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: «Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой». Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел. Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу. А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля...» 11 декабря 1910 1. О чем это стихотворение? Какой момент истории любви показан? 2. В чем его необычность для лирического стихотворения? 3. В чем необычность начала? 4. Каким настроением проникнуто стихотворение? 5. В чем особенности языка? 6. От какого лица ведется повествование? Сопоставьте с биографией А.А.Ахматовой.

Слайд 7

Особенности поэтической манеры А.А.Ахматовой 1. « Несчастной любви и ее страданиям принадлежит очень видное место в содержании ахматовской лирики…» (Н.В.Недоброво) 2. «Генезис (происхождение) Ахматовой весь лежит в русской прозе, а не в поэзии. Свою поэтическую форму… она развивала с оглядкой на психологическую прозу .» (О.Э.Мандельштам) 3. Эмоциональная сдержанность стихотворений. 4. «…Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами.» (М.Кузмин) «Она почти никогда не объясняет: она показывает .» (Н.С.Гумилев) 5. «…шепот Ахматовой», «ораторское слово Маяковского – и разговорное у Ахматовой» (Б.М.Эйхенбаум)

Слайд 8

Особенности поэтической манеры А.А.Ахматовой 1. Изображение драматических моментов любви: разрыва, разлуки, утраты чувства, первого бурного ослепления страстью 2. Сюжетность, повествовательность стихотворений. «Маленькие повести» , «новеллы» 3. Внешняя сдержанность интонаций при внутренней напряженности 4. Важная роль художественных деталей, вещных подробностей, предметов быта 5. Разговорность речи, сдержанность в выборе средств художественной выразительности 6. Прием «маски»

Слайд 9

Выбери и докажи Сжала руки под тёмной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру." Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру". АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле. Во мгле, что со мною всегда на земле. За то, что ты светлой невестой была, За то, что ты тайну мою отняла. За то, что связала нас тайна и ночь, Что ты мне сестра, и невеста, и дочь. За то, что нам долгая жизнь суждена, О, даже за то, что мы - муж и жена!

Слайд 10

Выбери и докажи ДИКАЯ ВОЛЯ Я люблю такие игры, Где надменны все и злы. Чтоб врагами были тигры И орлы! Чтобы пел надменный голос: "Гибель здесь, а там тюрьма!" Чтобы ночь со мной боролась, Ночь сама! Я несусь,- за мною пасти, Я смеюсь - в руках аркан... Чтобы рвал меня на части Ураган! Чтобы все враги - герои! Чтоб войной кончался пир! Чтобы в мире было двое: Я и мир! ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой". Я ответила: "Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!" Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.

Слайд 11

1914-1918 Молитва Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. 1915 I Пахнет гарью. Четыре недели Торф сухой по болотам горит. Даже птицы сегодня не пели, И осина уже не дрожит. Стало солнце немилостью Божьей, Дождик с Пасхи полей не кропил. Приходил одноногий прохожий И один на дворе говорил: "Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил. Только нашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет Над скорбями великими плат". II Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит. Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит. Не напрасно молебны служились, О дожде тосковала земля: Красной влагой тепло окропились Затоптанные поля. Низко, низко небо пустое, И голос молящего тих: "Ранят тело твое пресвятое, Мечут жребий о ризах твоих". 1914

Слайд 12

После революции… Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: "Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид". Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Осень 1917 Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час; Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. 1922

Слайд 13

Творчество 1912 – сборник «Вечер» 1914 – сборник «Четки» 1917 – сборник «Белая стая» 1921 – сборники «Подорожник», « Anno Domini » 1924-1940 – литературные переводы, изучение творчества А.С.Пушкина 1940 – сборник «Из шести книг»

Слайд 14

И та, что сегодня прощается с милым,- Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться ничто не заставит! Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова. И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем - Навеки! 23 февраля 1942 Ташкент 1941-1945

Слайд 15

Журнал "Звезда" всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, "искусстве для искусства", не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе. 1946

Слайд 16

Комарово

Слайд 17

Италия. 1964 Международная литературная премия “Этна – Таормина” " Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. И я двинулась храбро вперед. Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя. "

Слайд 18

«…А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с использованием ЭОР (электронных образовательных ресурсов) по теме "Функция y=ax^2, её график и свойства" (алгебра, 9 класс)

Цели урока: образовательныеввести понятие квадратичной функции;изучить свойства функции  y=ax 2(частного случая квадратичной функции);изучить вопрос об особенностях графика функции...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА "ДЕРЕВЕНЬКА СКОРОГОВОРКИНО"

Надеюсь, что данный материал пригодится не только театральным преподавателям, но также школьным логопедам, воспитателям, классным руководителям и учителям....

Конспект урока по литературе для 11 класса "Два портрета. А.Ахматова и М. Цветаева"

Конспект урока расчитан для учитей, работающих в 11 классах...

План-конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов (обязательное условие-интернет в кабинете). Понятие о деепричастии.

            Понятие о деепричастии  -  урок № 1Учебно-методический комплект под редакцией В. В. БабайцевойЦель урока  - дать понятие деепричастия ка...

Конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Конспект урока в 5 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...