"И долго буду тем любезен я народу..." Пушкин и современность
методическая разработка по литературе (10 класс)

Зыкова Светлана Викторовна

Конспект итогового урока литературыв 10 классе по творчеству А.С. Пушкина. Форма проведения урока: ролевая игра - ток-шоу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

«И долго буду тем любезен я народу…» Пушкин и современность

  1. Место урока в системе уроков: заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина в 10 классе.

  1. Тема урока: «И долго буду тем любезен я народу…» Пушкин и современность.

  1. Тип урока: обобщение.

  1. Форма проведения урока: ролевая игра – ток-шоу.

  1. Цель урока: создать условия для осознания и осмысления знаний, полученных при изучении творчества А.С. Пушкина.

  1. Задачи:

а) образовательные:

- выявление места поэта в развитии русской литературы, становлении духовности русского общества;

- выявление степени актуальности творчества А.С. Пушкина в современном обществе;

б) развивающие:

-развитие устной речи, коммуникативных способностей и умений: развитие у учащихся умения слушать собеседника, высказывать своё мнение и аргументировано его доказывать, уважать и терпимо относиться к иной точке зрения;

- совершенствовать умение работать с разными источниками информации и отбирать необходимые сведения;

в) воспитательные:

- способствовать формированию нравственных качеств;

- способствовать воспитанию интереса к предмету.

  1. Формы организации познавательной деятельности: дискуссия.

  1. Методы обучения: частично-поисковый (постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).

  1. Особенности урока: личностно-ориентированный подход.

  1.  Средства обучения: 
  • фрагмент  фильма, посвященного 100-летию С.С.Гейченко
  • книги А.С. Пушкина и С.С.Гейченко
  • мультимедийная презентация

Технологическая карта урока

Элементы урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Показатель реальных результатов

1. Оргмомент

Настроить на общение на уроке, на восприятие нового

Приветствие, организация внимания, эмоциональный настрой

Организуют рабочее место, включаются в урок

Кратковременность этапа, доброжелательность, готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм

2. Целеполагание и мотивация

Формулирование темы урока, постановка проблемного вопроса, заинтересовать темой и проблемой

Представляет участников ролевой игры

Организует работу с презентацией, называет тему, предлагает проблемный вопрос

Осмысляют тему урока и проблемный вопрос

Мотивационная готовность к активной учебно-познавательной деятельности

3. Усвоение новых знаний

Дать представление о С.С. Гейченко

Организует просмотр отрывка из фильма о Гейченко, создает эмоциональный настрой на серьезный разговор о творчестве А.С. Пушкина, конкретизирует цель урока

Смотрят фрагмент видеофильма, знакомятся с биографией С.С. Гейченко.

Реализация индивидуального домашнего задания – экскурсия, посвященная С.С. Гейченко

Положительный настрой на серьезный разговор о творчестве Пушкина

4. Осознание и осмысление учебного материала

Дать ответ на проблемный вопрос урока: «Современен ли Пушкин»

Предоставляет слово участникам ролевой игры, организует дискуссию по теме урока, следит за корректностью выражения позиций героев,  показывает презентацию

Участники ролевой игры высказывают развернуто свою точку зрения по проблеме урока, вступают в дискуссию

Интерес к проблеме, уровень активности учащихся, знание текстов произведений, высокий уровень аргументации

5. Вывод по теме урока

Ответить на вопрос урока

Задаёт вопрос

Отвечают на вопрос

Ответ на проблемный вопрос урока

6. Рефлексия

Развивать способности учеников к оценочным действиям

Создаёт условия для самооценки учащихся

Делают выводы о степени участия в общем разговоре, заинтересованности в проблеме

Сопричастность каждого общей проблеме

Ход урока

  1. Вступление. Сообщение темы

Добрый день. Я рада приветствовать вас в студии программы «Точка зрения». Сегодня мы поговорим о А.С.Пушкине. Все помнят знаменитые строки поэта:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Оправдались ли ожидания поэта? Какую роль он играет в жизни читателей 21 века? Современен ли Пушкин? На эти вопросы мы попробуем ответить в нашей программе.

2. Представляю вам участников:

Музейный работник, экскурсовод

Литературовед, исследователь творчества А.С. Пушкина и С.С. Гейченко

Потомок поэта

Актриса

Домохозяйка

Режиссер

Издатель

Читатель

Рабочий

Современный школьник

В нашем зале присутствуют также представители старшего поколения, наши гости

Главным же гостем программы, нашим экспертом станет знаменитый хранитель Пушкиногорья Семен Степанович Гейченко

3. Просмотр фрагмента фильма о Гейченко ( 2мин, 17 секунд до слов о биографии)

О биографии Семена Степановича расскажет наш экскурсовод 

4. Конкретизация темы и цели

Итак, тема нашего разговора: Пушкин и современность. Но  прежде чем начать этот серьезный разговор, познакомимся с  мнением нашего эксперта 

Пушкин и XX век! – есть о чем подумать каждому, чтобы очисться душой. И тут публичное волеизъявление – как исповедальный очищающий шаг, весьма нужный нам сегодня. К тому же он в традициях русской духовной жизни. С.С.Гейченко (слайд 8).

Конечно, разговор о месте Пушкина в русской культуре не нов.  Он возникает постоянно в течение почти двух столетий.

Почему встреча с Пушкиным нас всегда волнует?! Почему мы пристрастно неравнодушны к тому, что говорится и пишется о нем? Наконец, почему он занимает так много места в нашей духовной жизни? С.С.Гейченко (слайд 9)

Сегодня мы попробуем дать свой ответ на эти вопросы С.С.Гейченко

5. Выступления героев программы. Дискуссия с залом

1) Начать  такой серьезный разговор попросим литературоведа

Позволю себе продолжить гоголевскую цитату о Пушкине: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет»

Прошло как раз двести лет, как вы думаете, доросли ли мы до Пушкина?

Почему и сегодня сотни тысяч читателей приезжают в Михайловское?

А вот как отвечает на этот вопрос Семен Степанович:

Пушкинская поэзия – святая обитель, храм, куда идут люди, чтобы «святое провиденье», как говорил сам Пушкин, осенило душу. И каждый, однажды войдя в храм, должен откликнуться на призыв его: творить добро повсеместно! Тому завету Пушкина я следую всю свою долгую жизни.

А вы следуете этому завету Пушкина?

2) Книги Пушкина в нашей стране всегда издавались огромными тиражами, и сейчас в книжных магазинах мы можем купить прекрасно изданные книги поэта.

Следующий участник нашей программы - современный издатель

Издателю – А в вашей домашней библиотеке есть книги Пушкина?

Залу – Поднимите руки те, в чьей домашней библиотеке есть книги поэта. Какие это книги?

Согласны ли вы с точкой зрения Александры? Подходит ли к издаваемым ею книгам название Литература? Можно ли к Пушкину подходить с такой меркантильной точки зрения?

Произведения Пушкина в советское время были изданы на 76 языках народов СССР тиражом свыше 35 миллионов экземпляров

В наши дни

3) Что же, действительно, интересует современного читателя? Выслушаем мнение одного из них.

Выступление  читателя

Вопрос гостю: А вы читаете Пушкина?

Вопросы залу: А вы читаете Пушкина?

Назовите ваши любимые произведения.

 За что вы их любите?

Вновь обратимся к мнению эксперта

Ясность, простота, доходчивость, чувства добрые – вот что влечет нас к Пушкину.С.С.Гейченко

4) Вот еще одно мнение о месте Пушкина в современной жизни – мнение модного режиссера, снимающего фильмы для молодежи

Вопрос залу: Вы согласны с мнением читателей?

Пушкина экранизировали многократно (привожу примеры). В 1995 году режиссером Алексеем Сахаровым был снят замечательный фильм «Барышня-крестьянка», который получил несколько наград на различных кинофестивалях. Вам не кажется, что дело не в том, что Пушкин не интересен, а в том, что современным режиссерам не хватает таланта, что в погоне за сиюминутным успехом, деньгами они теряют самое важное – душу поэта. Нельзя о Пушкине говорить, писать, снимать фильмы вскользь, если не чувствуешь к нему искреннего интереса, нельзя спекулировать на его имени. Фильмы, книги о Пушкине, его произведениям будут интересны читателям, зрителям только при соблюдении одного непременного условия

Пушкин – любимый сын Отечества, отец наших душ. Выразить любовь к нему может каждый, и чувством своим сердечным и выношенным наверняка обогатит других… С.С.Гейченко

5) У нас есть еще один герой, связанный с миром кино. Это актриса

Вопрос залу:

А кто ваши любимые пушкинские герои?

6) А как современные школьники относятся к Пушкину, его героям? Послушаем мнение одного из них -

Вопрос залу (школьникам)

А вы согласны с такой точкой зрения?

Да, все мы знакомимся с творчеством поэта в школе. Но не все могут в таком  возрасте понять его, прочувствовать. Надеюсь, повзрослев, наш герой сменит свою точку зрения, ведь Пушкин неисчерпаем.

Всем нам кажется, что мы с детства знаем Александра Сергеевича Пушкина. Но чем старше мы делаемся, тем больше начинаем понимать, что он, его душа присутствуют во всем хорошем, красивом, ласковом и добром в нашей жизни… Начинаешь понимать, что Пушкин бесконечен и безграничен… Мы благодарны ему за его «заповеди блаженства», завещанные им. Заповедей много, но особенно громко звучит сегодня его заповедь о главных целях жизни человека: «Трудись и помни вечно, что все на свете быстротечно!» С.С.Гейченко

А каково ваше мнение?

7) Выступление домохозяйки

Как вы думаете, на чьей стороне был бы Гейченко?

Пушкин у каждого из нас в крови с детства. С.С.Гейченко

Все герои, выступившие в нашей программе, были каким-то образом связаны с Пушкиным. Но у нас есть человек, который считает, что в его жизни поэт не играет никакой роли. Но сегодня у нас свободная дискуссия, и каждый имеет право высказать свою точку зрения. 

8) Выступление рабочего

Вам есть что возразить герою?

Может быть, представители старшего поколения, присутствующие в этом зале, выскажут свою точку зрения.

Да, жить без Пушкина можно. Но ведь человек живет «не хлебом единым». И человеческая эволюция – это путь от земли к небу, от существования физического к духовному совершенствованию. Пушкин еще в 19 веке стал символом души русского человека, а после революции он заменил веру, которую насильственно отняли у народа.

…без Пушкина жизнь  эта была бы мучительнее. Он заменил нам поруганные и разоренные храмы,  поруганную веру в добро и благодать, его заповеди блаженства заменили нам Христовы заповеди.

С.С.Гейченко

9) И в заключение – еще один гость – потомок Пушкина

 

Дорогие друзья! Любите Пушкина! Он научит вас любви к Отечеству, и красоте, дружбе, товариществу научит, может понять непонятное, сделаться лучше, чем вы есть, научит быть сеятелем чувств добрых!» С.С.Гейченко

6. Подведение итогов

Изменили ли вы свою точку зрения?

О чем заставил вас задуматься предложенная тема?

Насколько, на ваш взгляд, ваша позиция убедительнм?

Не знаем, изменили ли свою точку зрения те, кто считает Пушкина несовременным, но я думаю, вам было интересно, как и нам. Но если сегодня хоть один из участников нашего разговора откроет книгу поэта, наш разговор не был напрасным. Позовите Пушкина – и он вам откликнется!

Спасибо всем, кто поддержал нас в обсуждении этого сложного вопроса.

И закончить хотелось бы вновь словами напутствия С.С.Гейченко

А вы, друзья мои, дерзайте! Пушкинская душа и ныне благотворно целительна, в ней сыщется все, что жаждет ваше благородное сердце!

До свидания. До новых встреч.

Технологическая карта урока

Элементы урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Показатель реальных результатов

1. Оргмомент

Настроить на общение на уроке, на восприятие нового

Приветствие, организация внимания, эмоциональный настрой

Организуют рабочее место, включаются в урок

Кратковременность этапа, доброжелательность, готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм

2. Целеполагание и мотивация

Формулирование темы урока, постановка проблемного вопроса, заинтересовать темой и проблемой

Представляет участников ролевой игры

Организует работу с презентацией, называет тему, предлагает проблемный вопрос

Осмысляют тему урока и проблемный вопрос

Мотивационная готовность к активной учебно-познавательной деятельности

3. Усвоение новых знаний

Дать представление о С.С.Гейченко

Организует просмотр отрывка из фильма о Гейченко, создает эмоциональный настрой на серьезный разговор о творчестве А.С.Пушкина, конкретизирует цель урока

Смотрят фрагмент видеофильма, знакомятся с биографией С.С.Гейченко.

Реализация индивидуального домашнего задания – экскурсия, посвященная С.С.Гейченко

Положительный настрой на серьезный разговор о творчестве Пушкина

4. Осознание и осмысление учебного материала

Дать ответ на проблемный вопрос урока: «Современен ли Пушкин»

Предоставляет слово участникам ролевой игры, организует дискуссию по теме урока, следит за корректностью выражения позиций героев,  показывает презентацию

Участники ролевой игры высказывают развернуто свою точку зрения по проблеме урока, вступают в дискуссию

Интерес к проблеме, уровень активности учащихся, знание текстов произведений, высокий уровень аргументации

5. Вывод по теме урока

Ответить на вопрос урока

Задаёт вопрос

Отвечают на вопрос

Ответ на проблемный вопрос урока

6. Рефлексия

Развивать способности учеников к оценочным действиям

Создаёт условия для самооценки учащихся

Делают выводы о степени участия в общем разговоре, заинтересованности в проблеме

Сопричастность каждого общей проблеме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я и мое будующее в современном мире!

Классный час профессиональной направленности, предназначен для студентов ССУЗов, обучающихся по профессиям и специальностям в области ИТ....

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

Долг. Человек долга

помочь осознать социальное и личностное значения понятия "долг"...

Детский сад наш долго будем добрым словом вспоминать.

Статья, рассказывающая о  работе сотрудников детского сада "Ромашка"....