"И долго буду тем любезен я народу..." Пушкин и современность
методическая разработка по литературе (10 класс)
Конспект итогового урока литературыв 10 классе по творчеству А.С. Пушкина. Форма проведения урока: ролевая игра - ток-шоу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговый урок литературы в 10 классе по творчеству А.С. Пушкина | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«И долго буду тем любезен я народу…» Пушкин и современность
- Место урока в системе уроков: заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина в 10 классе.
- Тема урока: «И долго буду тем любезен я народу…» Пушкин и современность.
- Тип урока: обобщение.
- Форма проведения урока: ролевая игра – ток-шоу.
- Цель урока: создать условия для осознания и осмысления знаний, полученных при изучении творчества А.С. Пушкина.
- Задачи:
а) образовательные:
- выявление места поэта в развитии русской литературы, становлении духовности русского общества;
- выявление степени актуальности творчества А.С. Пушкина в современном обществе;
б) развивающие:
-развитие устной речи, коммуникативных способностей и умений: развитие у учащихся умения слушать собеседника, высказывать своё мнение и аргументировано его доказывать, уважать и терпимо относиться к иной точке зрения;
- совершенствовать умение работать с разными источниками информации и отбирать необходимые сведения;
в) воспитательные:
- способствовать формированию нравственных качеств;
- способствовать воспитанию интереса к предмету.
- Формы организации познавательной деятельности: дискуссия.
- Методы обучения: частично-поисковый (постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
- Особенности урока: личностно-ориентированный подход.
- Средства обучения:
- фрагмент фильма, посвященного 100-летию С.С.Гейченко
- книги А.С. Пушкина и С.С.Гейченко
- мультимедийная презентация
Технологическая карта урока
Элементы урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Показатель реальных результатов |
1. Оргмомент | Настроить на общение на уроке, на восприятие нового | Приветствие, организация внимания, эмоциональный настрой | Организуют рабочее место, включаются в урок | Кратковременность этапа, доброжелательность, готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм |
2. Целеполагание и мотивация | Формулирование темы урока, постановка проблемного вопроса, заинтересовать темой и проблемой | Представляет участников ролевой игры Организует работу с презентацией, называет тему, предлагает проблемный вопрос | Осмысляют тему урока и проблемный вопрос | Мотивационная готовность к активной учебно-познавательной деятельности |
3. Усвоение новых знаний | Дать представление о С.С. Гейченко | Организует просмотр отрывка из фильма о Гейченко, создает эмоциональный настрой на серьезный разговор о творчестве А.С. Пушкина, конкретизирует цель урока | Смотрят фрагмент видеофильма, знакомятся с биографией С.С. Гейченко. Реализация индивидуального домашнего задания – экскурсия, посвященная С.С. Гейченко | Положительный настрой на серьезный разговор о творчестве Пушкина |
4. Осознание и осмысление учебного материала | Дать ответ на проблемный вопрос урока: «Современен ли Пушкин» | Предоставляет слово участникам ролевой игры, организует дискуссию по теме урока, следит за корректностью выражения позиций героев, показывает презентацию | Участники ролевой игры высказывают развернуто свою точку зрения по проблеме урока, вступают в дискуссию | Интерес к проблеме, уровень активности учащихся, знание текстов произведений, высокий уровень аргументации |
5. Вывод по теме урока | Ответить на вопрос урока | Задаёт вопрос | Отвечают на вопрос | Ответ на проблемный вопрос урока |
6. Рефлексия | Развивать способности учеников к оценочным действиям | Создаёт условия для самооценки учащихся | Делают выводы о степени участия в общем разговоре, заинтересованности в проблеме | Сопричастность каждого общей проблеме |
Ход урока
- Вступление. Сообщение темы
Добрый день. Я рада приветствовать вас в студии программы «Точка зрения». Сегодня мы поговорим о А.С.Пушкине. Все помнят знаменитые строки поэта:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Оправдались ли ожидания поэта? Какую роль он играет в жизни читателей 21 века? Современен ли Пушкин? На эти вопросы мы попробуем ответить в нашей программе.
2. Представляю вам участников:
Музейный работник, экскурсовод
Литературовед, исследователь творчества А.С. Пушкина и С.С. Гейченко
Потомок поэта
Актриса
Домохозяйка
Режиссер
Издатель
Читатель
Рабочий
Современный школьник
В нашем зале присутствуют также представители старшего поколения, наши гости
Главным же гостем программы, нашим экспертом станет знаменитый хранитель Пушкиногорья Семен Степанович Гейченко
3. Просмотр фрагмента фильма о Гейченко ( 2мин, 17 секунд до слов о биографии)
О биографии Семена Степановича расскажет наш экскурсовод
4. Конкретизация темы и цели
Итак, тема нашего разговора: Пушкин и современность. Но прежде чем начать этот серьезный разговор, познакомимся с мнением нашего эксперта
Пушкин и XX век! – есть о чем подумать каждому, чтобы очисться душой. И тут публичное волеизъявление – как исповедальный очищающий шаг, весьма нужный нам сегодня. К тому же он в традициях русской духовной жизни. С.С.Гейченко (слайд 8).
Конечно, разговор о месте Пушкина в русской культуре не нов. Он возникает постоянно в течение почти двух столетий.
Почему встреча с Пушкиным нас всегда волнует?! Почему мы пристрастно неравнодушны к тому, что говорится и пишется о нем? Наконец, почему он занимает так много места в нашей духовной жизни? С.С.Гейченко (слайд 9)
Сегодня мы попробуем дать свой ответ на эти вопросы С.С.Гейченко
5. Выступления героев программы. Дискуссия с залом
1) Начать такой серьезный разговор попросим литературоведа
Позволю себе продолжить гоголевскую цитату о Пушкине: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет»
Прошло как раз двести лет, как вы думаете, доросли ли мы до Пушкина?
Почему и сегодня сотни тысяч читателей приезжают в Михайловское?
А вот как отвечает на этот вопрос Семен Степанович:
Пушкинская поэзия – святая обитель, храм, куда идут люди, чтобы «святое провиденье», как говорил сам Пушкин, осенило душу. И каждый, однажды войдя в храм, должен откликнуться на призыв его: творить добро повсеместно! Тому завету Пушкина я следую всю свою долгую жизни.
А вы следуете этому завету Пушкина?
2) Книги Пушкина в нашей стране всегда издавались огромными тиражами, и сейчас в книжных магазинах мы можем купить прекрасно изданные книги поэта.
Следующий участник нашей программы - современный издатель
Издателю – А в вашей домашней библиотеке есть книги Пушкина?
Залу – Поднимите руки те, в чьей домашней библиотеке есть книги поэта. Какие это книги?
Согласны ли вы с точкой зрения Александры? Подходит ли к издаваемым ею книгам название Литература? Можно ли к Пушкину подходить с такой меркантильной точки зрения?
Произведения Пушкина в советское время были изданы на 76 языках народов СССР тиражом свыше 35 миллионов экземпляров
В наши дни
3) Что же, действительно, интересует современного читателя? Выслушаем мнение одного из них.
Выступление читателя
Вопрос гостю: А вы читаете Пушкина?
Вопросы залу: А вы читаете Пушкина?
Назовите ваши любимые произведения.
За что вы их любите?
Вновь обратимся к мнению эксперта
Ясность, простота, доходчивость, чувства добрые – вот что влечет нас к Пушкину.С.С.Гейченко
4) Вот еще одно мнение о месте Пушкина в современной жизни – мнение модного режиссера, снимающего фильмы для молодежи
Вопрос залу: Вы согласны с мнением читателей?
Пушкина экранизировали многократно (привожу примеры). В 1995 году режиссером Алексеем Сахаровым был снят замечательный фильм «Барышня-крестьянка», который получил несколько наград на различных кинофестивалях. Вам не кажется, что дело не в том, что Пушкин не интересен, а в том, что современным режиссерам не хватает таланта, что в погоне за сиюминутным успехом, деньгами они теряют самое важное – душу поэта. Нельзя о Пушкине говорить, писать, снимать фильмы вскользь, если не чувствуешь к нему искреннего интереса, нельзя спекулировать на его имени. Фильмы, книги о Пушкине, его произведениям будут интересны читателям, зрителям только при соблюдении одного непременного условия
Пушкин – любимый сын Отечества, отец наших душ. Выразить любовь к нему может каждый, и чувством своим сердечным и выношенным наверняка обогатит других… С.С.Гейченко
5) У нас есть еще один герой, связанный с миром кино. Это актриса
Вопрос залу:
А кто ваши любимые пушкинские герои?
6) А как современные школьники относятся к Пушкину, его героям? Послушаем мнение одного из них -
Вопрос залу (школьникам)
А вы согласны с такой точкой зрения?
Да, все мы знакомимся с творчеством поэта в школе. Но не все могут в таком возрасте понять его, прочувствовать. Надеюсь, повзрослев, наш герой сменит свою точку зрения, ведь Пушкин неисчерпаем.
Всем нам кажется, что мы с детства знаем Александра Сергеевича Пушкина. Но чем старше мы делаемся, тем больше начинаем понимать, что он, его душа присутствуют во всем хорошем, красивом, ласковом и добром в нашей жизни… Начинаешь понимать, что Пушкин бесконечен и безграничен… Мы благодарны ему за его «заповеди блаженства», завещанные им. Заповедей много, но особенно громко звучит сегодня его заповедь о главных целях жизни человека: «Трудись и помни вечно, что все на свете быстротечно!» С.С.Гейченко
А каково ваше мнение?
7) Выступление домохозяйки
Как вы думаете, на чьей стороне был бы Гейченко?
Пушкин у каждого из нас в крови с детства. С.С.Гейченко
Все герои, выступившие в нашей программе, были каким-то образом связаны с Пушкиным. Но у нас есть человек, который считает, что в его жизни поэт не играет никакой роли. Но сегодня у нас свободная дискуссия, и каждый имеет право высказать свою точку зрения.
8) Выступление рабочего
Вам есть что возразить герою?
Может быть, представители старшего поколения, присутствующие в этом зале, выскажут свою точку зрения.
Да, жить без Пушкина можно. Но ведь человек живет «не хлебом единым». И человеческая эволюция – это путь от земли к небу, от существования физического к духовному совершенствованию. Пушкин еще в 19 веке стал символом души русского человека, а после революции он заменил веру, которую насильственно отняли у народа.
…без Пушкина жизнь эта была бы мучительнее. Он заменил нам поруганные и разоренные храмы, поруганную веру в добро и благодать, его заповеди блаженства заменили нам Христовы заповеди.
С.С.Гейченко
9) И в заключение – еще один гость – потомок Пушкина
Дорогие друзья! Любите Пушкина! Он научит вас любви к Отечеству, и красоте, дружбе, товариществу научит, может понять непонятное, сделаться лучше, чем вы есть, научит быть сеятелем чувств добрых!» С.С.Гейченко
6. Подведение итогов
Изменили ли вы свою точку зрения?
О чем заставил вас задуматься предложенная тема?
Насколько, на ваш взгляд, ваша позиция убедительнм?
Не знаем, изменили ли свою точку зрения те, кто считает Пушкина несовременным, но я думаю, вам было интересно, как и нам. Но если сегодня хоть один из участников нашего разговора откроет книгу поэта, наш разговор не был напрасным. Позовите Пушкина – и он вам откликнется!
Спасибо всем, кто поддержал нас в обсуждении этого сложного вопроса.
И закончить хотелось бы вновь словами напутствия С.С.Гейченко
А вы, друзья мои, дерзайте! Пушкинская душа и ныне благотворно целительна, в ней сыщется все, что жаждет ваше благородное сердце!
До свидания. До новых встреч.
Технологическая карта урока
Элементы урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Показатель реальных результатов |
1. Оргмомент | Настроить на общение на уроке, на восприятие нового | Приветствие, организация внимания, эмоциональный настрой | Организуют рабочее место, включаются в урок | Кратковременность этапа, доброжелательность, готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм |
2. Целеполагание и мотивация | Формулирование темы урока, постановка проблемного вопроса, заинтересовать темой и проблемой | Представляет участников ролевой игры Организует работу с презентацией, называет тему, предлагает проблемный вопрос | Осмысляют тему урока и проблемный вопрос | Мотивационная готовность к активной учебно-познавательной деятельности |
3. Усвоение новых знаний | Дать представление о С.С.Гейченко | Организует просмотр отрывка из фильма о Гейченко, создает эмоциональный настрой на серьезный разговор о творчестве А.С.Пушкина, конкретизирует цель урока | Смотрят фрагмент видеофильма, знакомятся с биографией С.С.Гейченко. Реализация индивидуального домашнего задания – экскурсия, посвященная С.С.Гейченко | Положительный настрой на серьезный разговор о творчестве Пушкина |
4. Осознание и осмысление учебного материала | Дать ответ на проблемный вопрос урока: «Современен ли Пушкин» | Предоставляет слово участникам ролевой игры, организует дискуссию по теме урока, следит за корректностью выражения позиций героев, показывает презентацию | Участники ролевой игры высказывают развернуто свою точку зрения по проблеме урока, вступают в дискуссию | Интерес к проблеме, уровень активности учащихся, знание текстов произведений, высокий уровень аргументации |
5. Вывод по теме урока | Ответить на вопрос урока | Задаёт вопрос | Отвечают на вопрос | Ответ на проблемный вопрос урока |
6. Рефлексия | Развивать способности учеников к оценочным действиям | Создаёт условия для самооценки учащихся | Делают выводы о степени участия в общем разговоре, заинтересованности в проблеме | Сопричастность каждого общей проблеме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я и мое будующее в современном мире!
Классный час профессиональной направленности, предназначен для студентов ССУЗов, обучающихся по профессиям и специальностям в области ИТ....
Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!
Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...
Презентация к творчеству А.С.Пушкина "И долго буду тем любезен я народу..."
О творчестве А.С.Пушкина...
Долг. Человек долга
помочь осознать социальное и личностное значения понятия "долг"...
Детский сад наш долго будем добрым словом вспоминать.
Статья, рассказывающая о работе сотрудников детского сада "Ромашка"....
« Как соотносятся понятия чести и долга во времена Пушкина и в современное время?» ( Проблемный урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Обобщить и систематизировать материал по роману "Капитанская дочка"...
Метадическая разработка «И долго буду тем любезен я народу…»
Викторина по творчеству А.С.Пушкина...