Рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс)

Манзык Мария Васильевна

Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения) и в соответствии с основной образовательной программой МБОУ СОШ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature_9_klass.docx61.25 КБ

Предварительный просмотр:

           Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения) и в соответствии с основной образовательной программой МБОУ СОШ

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

  • Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2016.
  • Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… Дидакт.  материалы по лит. : 9 кл. / В.П.Полухина.– М.: Просвещение, 2015.
  • В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия  к учебнику «Литература. 9 класс» (1СDMP3).

Изучение литературы в 9 классе, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоение программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 105 ч. в год (3 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ – 8;
  • внеклассного чтения -6;
  • проектная деятельность – 25;  
  • элементы развития речи предусмотрены в ходе уроков.

         При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: организация самостоятельной работы и творческойдеятельности, развития критического мышления через чтение и письмо, организация группового взаимодействия, самоконтроля, самообразовательной деятельности.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 

Личностные УУД:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

умение организовывать свою учебную деятельность

Познавательные УУД:

включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД:

умение общаться, взаимодействовать с людьми.

  1. выполнять законы, принимать Конституцию как основной закон государства;
  2. приводить примеры общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия,  народов ЯНАО;
  3. демонстрировать нравственное поведение при любых изменениях внешней среды, при любых условиях и обстоятельствах, принимать решения в ответ на любую изменившуюся ситуацию, давать дельные советы в случае необходимости;
  4. проявлять высокий уровень эстетического вкуса;
  5. высказывать аргументированные суждения в различных областях литературы и искусства, проявлять стремление к самовыражению через различные средства эстетической деятельности.
  1. ставить перспективные цели, осознанно формулировать и реализовывать задачи, способствующие достижению перспективных целей;
  2. полностью самостоятельно и осознанно организовывать свою деятельность в любых условиях, уделяя внимание всем элементам самоорганизации: постановке целей, формулировке задач, организации деятельности, самооценки, самоконтроля, проведению коррекции своей деятельности;
  3. адекватно и прогностически оценивать  собственные организаторские способности, вырабатывать систему постоянной работы над собой (этап зрелого самовоспитания);
  4. проявлять творческое отношение к общему способу решения учебной задачи, проявлять мотивированную избирательность интересов;
  5. выдвигать содержательные гипотезы, проявлять активность в определении содержания способов деятельности и их применении в различных условиях;
  6. самостоятельно строить новый способ действия, модифицируя известный способ,  критически оценивать свои учебные действия;
  7. успешно контролировать соответствие выполняемых действий  соответствующей схеме, вносить коррекцию в схему действий ещё до начала их фактического выполнения;
  8. самостоятельно оценивать свои возможности в решении новой задачи, учитывая возможное изменение известных ему способов действия, исходя из чёткого осознания специфики усвоенных им способов и их вариаций, а также границ их применения;
  9. планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе через проект);
  10. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
  11. составлять план и последовательность действий;
  12. ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; принимать решение в проблемной ситуации;
  13. прогнозировать результат собственной деятельности;
  14. вести самоконтроль учебной деятельности;
  15. вносить необходимые дополнения и коррективы в план собственной деятельности;
  16. уметь самостоятельно контролировать своё время;
  17. выделять и осознать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  1. проявлять потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
  2. использовать приемы анализа и синтеза, применять их к материалу межпредметного характера;
  3. уметь выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа;
  4. владеть приемами доказательства;
  5. уметь определять структуру текста (соответствие литературной формы содержанию текста);
  6. использовать различные формы фиксирования звучащего текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики);
  7. писать рецензии на книгу, фильм, спектакль;
  8. писать сочинения разных видов; тексты докладов, рефератов, рецензий, аннотации к книгам, фильмам, теле- и радиопередачам;
  9. делать выписки из книг в связи с изучаемым материалом;
  10. вести записи за докладчиком, учителем, лектором;
  11.  пользоваться сокращенными видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица, диаграмма);
  12. редактировать свой и чужой текст; составлять заявление, расписку, автобиографию;
  13. самостоятельно проводить исследования, используя различные источники информации;
  14. писать рецензию на проектно-исследовательскую работу;
  15. владеть менеджерскими умениями (умение самостоятельно проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умения принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности, её хода и промежуточных результатов);
  16.  самостоятельно выполнять учебные задания, находить проблему и способы ее решения, активно участвовать в овладении знаниями, в проблемных упражнениях, дополнять и уточнять ответы товарищей, вносить элементы самостоятельности в сочинения, в решения задач, проявлять оригинальность в решениях.
  • Обладать всеми манерами приятного общения, уверенно чувствовать себя и ориентироваться в любом обществе, занимая гуманистическую позицию;
  • корректировать свое мнение под воздействием контраргументов другого, достойно признавать ошибочность своего мнения.

Предметные результаты

Девятиклассник научится

Девятиклассник сможет научиться

  1. работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
  1. выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками.

Древнерусская литература

Литература XVIII века

Литература XIX века

Литература XX века

Зарубежная литература

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

По итогам государственной итоговой аттестации-2017 в формате ОГЭ  по литературе определены содержательные элементы, вызвавшие затруднения у выпускников.

По западающим элементам запланирована работа по их коррекции, оптимизированы формы и методы организации учебной и внеучебной деятельности в контексте системно-деятельностного подхода (индивидуальная работа, консультации в соответствии с графиком, моделирование содержания учебного материала в таблицах, схемах, опорных конспектах).

  1. Содержание учебного предмета, курса

ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребностей общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ТЕМА 2: Древнерусская литература

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова…». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…». Проект №1.

Теория литературы. Метафорическая природа художественного образа. Исторический процесс.

Контрольная работа. Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература».

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев древнерусской литературы и их нравственная оценка.

ТЕМА 3: ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (8 ч.)

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов (3ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.

Гавриил Романович Державин (2ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

«Властителям и судьям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. Проект №2.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (развитие представлений). Черты «высокого» стиля в лирике.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.

Николай Михайлович Карамзин (3ч)

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Контрольная работа. Контрольная работа №2 по теме «Русская литература XVIII века» (ответ на проблемный вопрос).

ТЕМА 4: ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (58ч)

Василий Андреевич Жуковский (4ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и предметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Проект №3.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение баллады. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана баллады (в том числе цитатного). Характеристика героев русской романтической баллады.

Александр Сергеевич Грибоедов (8ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Горе от ума». История создания, публикации, первые постановки комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная роль внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова. Проект №4, 5, 6.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений).

Контрольная работа. Контрольная работа № 3 по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы. Устная и письменная характеристика героев. Анализ эпизодов.

Александр Сергеевич Пушкин (16ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах грузи лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть не может», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Два чувства дивно близки нам…». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С. Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Проект №7, 8, 9.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал А.С. Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика – А.А. Григорьев; «почвенники» - Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). Проект №10.

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенных в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проект.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Психологизм изображения (начальные представления).

Контрольная работа. Контрольная работа №4 по произведениям А.С.Пушкина.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная письменная характеристика героя или групповая характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализов эпизода. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (15ч)

Жизнь и творчество (обзор). Проект №11.

Основные мотивы лирики. «Смерть поэма», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Есть речи – значение…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные мотивы, образы и настроения поэзии М.Ю. Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. Проект №12, 13, 14.

 «Герои нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мари. Печорин и «ундина». Проект №15.

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа.

Поэзия М.Ю. Лермонтова и «Герои нашего времени» в критике В.Г.Белинского.

Теория литературы. Психологический роман (развитие представлений). Романтический герой  (развитие представлений), романтизм, реализм (развитие представлений).

Контрольная работа. Контрольная работа №5 по произведениям М.Ю.Лермонтова.

Развитие речи. Составление плана анализа лирического стихотворения, письменный анализ Эпизода романа по плану (с использованием цитирования). Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа с последующим рецензированием выразительного чтения. Написание сочинений на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный  ответы на проблемные вопросы. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, индейно- эмоционального содержания.

Николай Васильевич Гоголь (7ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В.Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом- путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Н.В.Гоголя на критику В.Г.Белинского. Проект №16.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии и сарказме. Характер комического изображения в соответствии и с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Проект

Контрольная работа. Контрольная работа №6 по произведению Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента поэмы. Устный и письменный анализ эпизодов поэмы по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения. Характеристика сюжета поэмы, ее тематики, проблематики, идейно-композиционного содержания.

Федор Михайлович Достоевский (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл « сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского. Проект №17.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Психологизм литературы (развитие представление).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывка романа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы. Анализ отрывков произведения по алгоритму выполнения задания.

Антон Павлович Чехов (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Рассказ «Смерть чиновника» - эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX в. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. Рассказ «Тоска» - тема одиночества в многолюдном городе. Проект №18.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания. Написание творческой работы с последующим редактирование текста. Проект.

ТЕМА: «ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА» (28ч)

Русская литература XX в. (обзор) (1ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы ХХ в. Из русской прозы ХХ в. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений ХХ в., о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Проект №19.

Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представление). Роль художественной детали в характеристиках героя.

Развитие речи. Выразительное  чтение фрагментов рассказа. Устное  и письменное рецензирование выразительного чтения.  Различные виды пересказов.  Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания, составление плана характеристики героя по плану (в том числе сравнительная).

Михаил Афанасьевич Булгаков (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова – сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Михаил Александрович Шолохов (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиции  рассказа. Образ Андрея Соколова, простого  человека, воина, труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Проект №20.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Александр Исаевич Солженицын (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Контрольная работа. Контрольная работа № 7 по творчеству М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, А.И. Солженицына.

Развитие речи. Выразительное чтение рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков рассказа.

Из русской поэзии XX века (обзор)

Общий обзор и изучение трех монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные направления русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Проект №21.

«Ветер принес издалёка…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие  перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций А.А.Блока. Образы и ритмы поэзии. Образ Родины в поэзии А.А.Блока.

Теория литературы. Лирический герой. Тематика и проблематика лирических произведений (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение стихотворений, устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализ стихотворного текста по алгоритму выполнения задания.

Сергей Александрович Есенин (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Вот уж вечер…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…».

Народно- песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике С.А.Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений. Проект №22.

Теория литературы. Образность языка лирики С.А.Есенина (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.

Владимир Владимирович Маяковский (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского – поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. В.В.Маяковский о труде поэта.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Система стихосложения (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.

Марина Ивановна Цветаева (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи Блоку», «Откуда такая нежность?...», «Родина», «Стихи о Мосте». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики М.И.Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Проект №23.

Теория литературы. Литературные традиции. Лирический герой. Экспрессия чувства (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.

Анна Андреевна Ахматова (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике А.А.Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений А.А.Ахматовой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Алексеевич Заболоцкий (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Я не ищу гармонии в природе…»,  «Где – то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте  человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщения поэта – мыслителя.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Борис Леонидович Пастернак (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики  Б.Л.Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии Б.Л.Пастернака. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Теория литературы. Лирическое стихотворение (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Александр Трифонович Твардовский (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Проект №24.

Теория литературы. Силлабо- тоническая и тоническая система стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX в.в (обзор) (2ч)

А.С. Пушкин «Певец»;М.Ю.Лермонтов «Отчего»; В.А.Соллогуб «Серенада»; Н.А.Некрасов «Тройка»; Е.А.Баратынский «Разуверение»; Ф.И.Тютчев «К.Б.»; А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…»; А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу…»; А.А.Сурков «Бьется в тесной печурки огонь…»; К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Н.А.Заболоцкий «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Проект №25.

Теория литературы. Силлабо- тоническая и тоническая система стихосложения. Виды рифм, Способы рифмовки (углубление понятий).

  Развитие речи. Выразительное чтение романсов. Устный и письменный анализ романсов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ТЕМА: «ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» (6ч)

Античная лирика (1ч)

Гораций. Жизнь и творчество (обзор).

«Я воздвиг памятник…» Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах- знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Г.Р.Державина и А.С.Пушкина.

Теория литературы. Античная ода (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответ на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Данте Алигьери (1ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие понятий).

Развитие речи. Устный анализ фрагментов поэмы. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования по плану.

Уильям Шекспир (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет»  (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. У. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Иоганн Вольфганг Гёте (2 ч)

Жизнь  и творчество (обзор). Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Грехтен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамика бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Грехтен. Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература. Проект.

Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч)

Контрольная работа. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (Приложение)

План

Кол- во

часов

В том числе

уроков внеклассного чтения

проекты

контрольных

работ

1

Введение

1

2

Из древнерусской литературы

3

1

1

4

Из русской литературы XVIII века

8

1

1

5

Из русской литературы Х1Х века

55

3

16

4

6

Из русской литературы XX века

28

2

7

3

7

Из зарубежной литературы

6

1

8

 Урок итогового контроля

1

1

Итого

102

6

25

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...