План-конспект урока литературы в 5 классе "К.Г. Паустовский. ТЕплый хлеб"
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Андросова Мария Юрьевна

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе  на тему: «К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»

Цель:

обучающая: выявить идею и основную мысль произведения;

развивающая: развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, уметь ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать выводы;

воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Метапредметные.

Регулятивные УУД: умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать.

Познавательные УУД: уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем.

Личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

Предметные цели:

создать условия для совершенствования навыков анализа художественного текста, с точки зрения проблематики, идейного замысла, использования средств речевой выразительности;

способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения;

создать условия для расширения знаний о реальном и фантастическом в тексте.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, портрет писателя, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

(Цель: настроить учеников на учебную деятельность)

-Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Что вам хочется увидеть в глазах товарищей?

-Давайте подарим друг другу добрый взгляд, и пусть он сопровождает нас на протяжении всего урока.

-Посмотрите, пожалуйста, что вы видите  на столе?(рушник, в котором завернут хлеб)

-Наклонитесь, вы ничего не почувствовали?

-Давайте покушаем его, отломите себе по кусочку! Какой хлеб?

-Почему я принесла именно теплый хлеб? Правильно! Дома вы читали произведение «Теплый хлеб» (название на доску).

Дети, хлеб вкусный, а хотите знать, когда он был самым вкусным?

2. Подготовка к восприятию нового материала

-Дети, какая дата приближается?

 (фото на слайде блокадные дети с хлебом 1941-1945 г.)

 Война. Вспомним блокадный город Ленинград, ныне Санкт-Петербург. Погибло много детей. В музее истории г. Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. 125 граммов в сутки. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить назло врагу, назло бомбежкам и обстрелу.

Поэтому люди относились к хлебу с большим уважением и почтением, для них этот кусок хлеба- цена жизни.

-А как человек в настоящее время относится к хлебу? Видели ли вы когда-нибудь отрицательное отношение к хлебу?

-Почему это происходит? (в жизни всегда идет борьба добра со злом, на доску тема урока)

-так какова же тема нашего урока?

-Я предлагаю взять эпиграфом к нашему уроку эту пословицу: «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души!» Как вы понимаете смысл этой пословицы?  (на доску)

-Как вы думаете, чем мы займемся на уроке?

3. Изучение  (изложение, объяснение)  нового материала.

Правила работы в группе.

-Дома вы читали произведение «Теплый хлеб» и проводили словарную работу! Назовите автора, что вы знаете о нем?  Посмотрите на слайд. (слайд с фото и краткой биографией, портрет на доску)

- В этом произведении есть много непонятных слов,  наверняка, при чтении вы обращались к толковому словарю или родителям, чтобы уточнить их значение. У каждой группы есть таблица с трудными словами, соотнесите слова и картинки к ним!

-Хорошо у всех получилось. (Вывешиваем таблицу на доску)

-Дети, на  следующем уроке   вы выпишите эти слова в свои словари и еще раз уточните значение этих слов, тем самым обогатите свой словарный запас.

-А теперь давайте вспомним содержание произведения. Каждой группе необходимо восстановить последовательность событий. У вас на столах листы и в конвертах разбросаны эпизоды.  (на доску каждая группа вывешивает содержание текста)

Физминутка

Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.

-А прошел ли Филька этот путь. В этом мы разберемся.

-Назовите действующих лиц и главного героя. Как его зовут? А полное имя? Не зря это имя использует автор.

-Скажите,  одинаковый ли  герой в начале и в конце сказки?

-Охарактеризуйте главного героя при помощи эпитетов. Вот вам маркеры: подберите эпитеты-характеристику главного героя. 1 группа в начале-вторая в произведения. (на а3 филька, полоски и маркер+клей).

-Вы знаете, я тоже готовилась к уроку, помогите мне поместить мои характеристики главного героя.

-Почему герой изменился? Что повлияло? (рассказ бабки, образ природы)

-Природе отводится особый образ, потому что за злые поступки природа по-своему сердится и мстит людям.

-Дети, вы бы хотели быть такими как Филька в начале произведения?

Почему? Подходит ли наш эпиграф к характеристике главного героя?

-А что автор хотел показать? Какие уроки он дает своим произведением.

(Сказка «Теплый хлеб» учит нас бороться со злом внутри себя, не совершать плохих поступков, быть внимательнее к окружающим и не бояться просить прощения за причиненное другим зло.)

-Паустовский показал путь от зла к добру.

-А сейчас давайте просмотрим видео.

-Скажите, жили ли в нашем главном герое два таких волка? Какой волк победил?

-Смог ли исправиться герой? Да. Какая пословица напоминает об этом? Если совершили плохой поступок, мы стараемся что…? (Смог ошибиться - умей исправиться)

Итог урока

Какое произведение почитали? Так почему же автор назвал его именно теплый хлеб?

4. Рефлексия

Давайте оценим себя.

  • Я в восторге от произведения и от своей работы
  • Произведение интересное, но у меня небольшие затруднения
  • Произведение для меня трудное и мне было нелегко

На память о нашем уроке я вам подарю потеводитель к доброте. В случае трудной ситуации в жизни, обращайтесь к нему.

Домашнее задание . Напишите отзыв по прочитанному произведению или письменный ответ на вопрос: «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "К.Г.Паустовский "Теплый хлеб"

С темой ответственности человека за свои поступки, которую поднимает писатель, ученики уже встречались в сказках А. С. Пушкина, А. Погорельского,   а также в рассказах Л. Н. Толстого; затем её пр...

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет  учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...

Урок по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб"

урок по произведению К Г Паустовского "Теплый хлеб"...

Презентация открытого урока по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"...

Обобщающий урок по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

Обобщающий урок по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"...