Разработка урока по теме "К.Г.Паустовский "Теплый хлеб"
презентация к уроку (9 класс) по теме

пиянзина любовь валентиновна

С темой ответственности человека за свои поступки, которую поднимает писатель, ученики уже встречались в сказках А. С. Пушкина, А. Погорельского,   а также в рассказах Л. Н. Толстого; затем её продолжит  С. Я Маршак в «Двенадцати месяцах». Организационный момент урока начинается с метода «коммуникативной атаки», смысл которого состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учеников, заставить их включиться в работу. Один из основополагающих методов на уроке чтения – это работа с книгой. Он даёт возможность ученику обработать учебную информацию, что способствует активизации внимания и мышления. Для развития познавательного мотива использованы методы подводящего и побуждающего диалогов на протяжении всех этапов урока. В целом урок представлен в виде логически замкнутой целостной системы, в которой отдельные элементы увязаны и структуированы (так называемая композиция кольца) с учётом познавательной деятельности учащихся. Содержание учебного материала и виды работ, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Материал урока способствует формированию «ценностей, которым нет цены» 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Обучающие: Проанализировать произведение К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»; донести до учащихся главную мысль произведения.Развивающие: Развитие эмоционального мира, обогащение словарного запаса, развитие выразительности речи.Воспитывающие: Воспитание чувства доброты и сострадания, любви к творческому наследию писателя. Оргмомент.Работа по теме. Вводная беседа.Словарная работа.Комбинированное чтение.Физминутка.Актуализация полученных знаний. Анализ прочитанного.Сценка «Добро и зло»Итог урока.Домашнее задание.Оценки. 1.Оргмомент. Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас гости. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас все получится. А сейчас закройте глаза и представьте спокойную обстановку. Откройте глаза, улыбнитесь. Я рада видеть ваши счастливые лица. Вчера, во время путешествия на машине времени в мир русской литературы, мы оказались в гостях у какого писателя? К.Г.Паустовский, как мы знаем, все свое творчество посвятил изображению действительности. Он восхищает меня своей любовью не только к жизни,- но и ко всему, что его окружало: к людям, к животным, природе. Его наблюдательность и стремление все знать, желание понять суть происходящего давали ему право поделиться своими мыслями, чувствами с нами при помощи своих рассказов. Сегодня мы побываем в его сказке «Теплый хлеб», написанным более 60 лет тому назад. Но эта сказка необычная: не о богатырях, не о дворце. - Я хотела бы услышать отличительные черты жанра сказки.(Происходит что-то волшебное, добро побеждает зло, всегда чему-то учит) - Да «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Как вы думаете, трудно ли быть добрым?Что для этого нужно иметь? ( Добрую душу, доброе сердце) Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, и даже животным. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше : добра или зла? Вот это понять поможет нам сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Понравилось вам произведение?Кто главный персонаж сказки? (выборочное чтение, стр.170)Обсудим поведение Фильки. Правильно ли его недовольство? - Писатель как раз размышляет о том и дает нам понять, что жизнь человека- величайшая ценность, а это, к сожалению, не всегда и не все осознают. Просыпаясь утром человек должен испытывать ощущение радости и счастья при наступлении нового дня- именно в этом источник жизненной силы.Какой необдуманный поступок совершил Филька? (выборочное чтение, стр. 170-171)Случайно ли это сделал?Что случилось в деревне от недоброго отношения Фильки к коню?Понял ли свою ошибку Филька?(чтение старого предания о людской злобе, стр.172) Что общего в отношении Фильки к коню и отношении мужика к старому солдату? –Автор показывает нам, что шаг человека к добру или злу оказывает влияние на все окружающее. Здесь К.Г.Паустовский сосредотачивает наше внимание на том, что с человеком живут животные. Они, как люди, могут думать, страдать, только не умеют говорить.Найдем строчки из произведения, где автор показывает обиду коня.( стр.171,175-176)Как Филька исправил свою ошибку?(пересказ эпизода)Для чего автор вводит в сказку эпизод с хлебом-солью? Для чего автор вводит в сказку эпизод с хлебом-солью? -Хлеб. В нашем языке это одно из самых емких слов. С хлебом связаны прекрасные традиции и обычаи, издавна существовавшие в нашей стране. Один из самых славных обычаев сохранился до наших дней. Он пришел к нам из глубины веков и обрел сегодня великий смысл, особую торжественность: дорогим, почетным гостям подносится каравай хлеба с солью. Хлеб- символ благополучия и мира. Поэтому автор и ввел эпизод с хлебом-солью и озаглавил свою сказку «Теплый хлеб». Чтобы еще глубже понять смысл прочитанного и характеры героев автор вводит в произведение картины природы.Найдите строчки, в которых описывается зимняя стужа. С кем автор сравнивает метель, лютый мороз?( Со злым человеком)Какой у метели характер? (свирепый, беспощадный)Как прочитаем о морозе? ( со злостью в голосе, громко) То, что звучит в этих строках, касается всех нас. Эти слова пусть будут напутствием вам, будущим выпускникам. Есть солнце большое, оно на небе. А есть маленькое солнце, оно светит в каждом из нас. И это наша доброта. Добрый человек тот, кто любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Добро означает все положительное, хорошее, полезное. Добреть- значит светлеть лицом. (звучит музыка) Вот и закончился наш урок. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам произведения К.Г.Паустовского. Сказки… Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир солнца и добра.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению, обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №2

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №3

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Разработка уроков литературы (4 часа) 5 класс по творчеству К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школ...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...