Конспект урока по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".
план-конспект урока по литературе (10 класс)
В разработке представлен конспект урока по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон" и мультимедийное сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
demon.docx | 21.37 КБ |
poema.pptx | 188.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1. Организационный 2. Повторение изученного материала | Метод обучения: репродуктивный Приём обучения: приветственное вводное слово учителя Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами продолжаем изучение творчества М.Ю. Лермонтова. И сегодня мы поговорим о его поэме «Демон», которую вы должны были прочитать. Метод обучения: слово учителя Приём обучения: сообщающее слово учителя В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных уже нам тем поэта и поэзии, любви, страдания, изгнанничества, есть также темы добра и зла, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром. Все эти темы Лермонтов поднимает в поэме «Демон». | Метод учения: слушание Приём учения: глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное Письмо. Запись в тетради Метод учения: слушание Приём учения: глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное | Слайд с датой и темой урока https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-demon-lermontova-1039536.html |
Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная фронтальная учителя – Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Каким вы его себе представляете? Запишите в тетрадь. Прочтите вслух. Что общего мы можем выделить? | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: Устный ответ по предмету | ||
3. Изучение нового материала | Метод обучения: слово учителя Приём обучения: инструктивное слово учителя Работа над образом главного героя – Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Работа в парах. Найдите в тексте описание характера, поступков, мыслей, желаний героя. Как Демон относится к миру, природе? Заполните таблицу цитатами из текста. Выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона, его достоинства и недостатки, плюсы и минусы. Заполните таблицу (слайд) Сделайте вывод о характере персонажа. Какой он? Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя? Вывод учащихся: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах. Персонаж неоднозначный, в нём тесно переплетается добро и зло. | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: Письменный ответ по предмету | |
Метод обучения: слово учителя Приём обучения: инструктивное слово учителя Образ Тамары (работа по группам) – С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? На основе текста вам нужно составить ее портретную характеристику, рассказ о ее судьбе, взаимоотношениях Тамары и Демона. Сначала своими словами, затем подтвердить свои слова цитатами. 1 группа – портретная характеристика Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая. 2 группа – судьба героини Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой. – Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия. 3 группа Чувства Тамары и Демона Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные: Ей часто слышалася речь. Под сводом сумрачного храма Знакомый образ иногда Скользил…Манил и звал он…но – куда?… Тоской и трепетом полна, Тамара часто у окна Сидит в раздумье одиноком… Все чувства в ней кипели вдруг; Душа рвала свои оковы! и др. Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару. Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др. – Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста. Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания. – Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару? Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии: Меня добру и небесам Ты возвратить могла бы словом Твоей любви святым покровом Одетый, я предстал бы там, Как новый ангел в блеске новом…Демон даже дает клятву Тамаре, что: Отныне яд коварной лести. Ничей уж не встревожит ум; | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: Письменный ответ по предмету | ||
4. Итог урока | Метод обучения: слово учителя Приём обучения: инструктивное Сделаем вывод, обобщим всё сказанное. Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора? Можно ли сказать, что образ Демона близок самому автору? Почему? | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: Устный ответ по предмету Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя… Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу: То не был ада дух ужасный,Порочный мученик – о нет!Он был похож на вечер ясный:Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!… Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон. | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите в тексте описание характера, поступков, мыслей, желаний героя. Как Демон относится к миру, природе? Заполните таблицу цитатами из текста. Достоинства героя (+) Недостатки (-)
Работа в группах. Характеристика образа Тамары 1 группа – портретная характеристика 2 группа – судьба героини 3 группа – чувства Тамары и Демона (Как Тамара относится к Демону? Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару . Что в Тамаре привлекает Демона? Есть ли между ними что-то общее?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 10 классе "Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России".
Подробный конспект урока с приложением презентации....
Конспект урока литературы в 7 классе. Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". Историческая основа поэмы.
Разработка урока....
конспект урока по поэме "Мертвые души"
Материал для заключительного урока по образу Чичикова с 4-мя презентациями - исследованиями (3 - учащихся и 1 - учительская). Рассматриваются вопросы, связанные с новым отношением к герою го...
Конспект урока "Философская поэма М.Ю.Лермонтова "Демон"
Конспект урока внеклассного чтения для учащихся 9-10 классов....
Конспект урока Историческая поэма "Дедушка" Н. А. Некрасов
Открытый урок по литературе по теме "Историческая поэма "Дедушка" Н. А. Некрасов 6 класс...
конспект урока по поэме мцыри
конспект мастер- класса для учителей Монголии...
Конспект урока по поэме А.Вознесенского и рок-опере А.Рыбникова "Юнона и Авось"
Урок для учащихся 9 класса. Была проведена большая работа: учащиеся исполняли главные музыкальные композиции на уроке. Родителя цчащихся приняли активное участие в подготовке к уроку: проводили репети...