Конспект урока по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Афанасьева Ирина Сергеевна

В разработке представлен конспект урока по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон" и мультимедийное сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demon.docx21.37 КБ
Файл poema.pptx188.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                    Ход урока

       Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Организационный

2. Повторение изученного материала

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: приветственное вводное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Садитесь,  пожалуйста.  Сегодня мы с вами продолжаем изучение творчества М.Ю. Лермонтова. И сегодня мы поговорим о его поэме «Демон», которую вы должны были прочитать.

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: сообщающее слово учителя

В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных уже нам тем поэта и поэзии, любви, страдания, изгнанничества, есть также темы добра и зла, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром. Все эти темы Лермонтов поднимает в поэме «Демон».

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо. Запись в тетради

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Слайд с датой и темой урока https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-demon-lermontova-1039536.html

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная учителя

Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Каким вы его себе представляете?

Запишите в тетрадь. Прочтите вслух. Что общего мы можем выделить?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: 

Устный ответ по предмету

3. Изучение нового материала

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктивное слово учителя

Работа над образом главного героя

– Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»?

Работа в парах.

Найдите в тексте описание характера, поступков, мыслей, желаний  героя. Как Демон относится к миру, природе? Заполните таблицу цитатами из текста. Выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона, его достоинства и недостатки, плюсы и минусы. Заполните таблицу (слайд) Сделайте вывод о характере персонажа. Какой он?

 Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Вывод учащихся: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах. Персонаж неоднозначный, в нём тесно переплетается добро и зло.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: 

Письменный ответ по предмету

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктивное слово учителя

Образ Тамары (работа по группам)

– С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары?   На  основе текста вам нужно составить ее портретную характеристику, рассказ о ее судьбе, взаимоотношениях Тамары и Демона. Сначала своими словами, затем подтвердить свои слова цитатами.

1 группа – портретная характеристика

Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.

2 группа – судьба героини 

Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой.

– Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия.

3 группа

Чувства Тамары и Демона

 Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные:

Ей часто слышалася речь. Под сводом сумрачного храма Знакомый образ иногда Скользил…Манил и звал он…но – куда?…

Тоской и трепетом полна, Тамара часто у окна Сидит в раздумье одиноком…

Все чувства в ней кипели вдруг; Душа рвала свои оковы! и др.

Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

– Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам Ты возвратить могла бы словом

Твоей любви святым покровом Одетый, я предстал бы там, Как новый ангел в блеске новом…Демон даже дает клятву Тамаре, что: Отныне яд коварной лести. Ничей уж не встревожит ум;

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: 

Письменный ответ по предмету

4. Итог урока

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктивное

Сделаем вывод, обобщим всё сказанное. Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Можно ли сказать, что образ Демона близок самому автору? Почему?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: 

Устный ответ по предмету

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,Порочный мученик – о нет!Он был похож на вечер ясный:Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!…

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать девятое сентября Классная работа Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»

Слайд 2

Найдите в тексте описание характера, поступков, мыслей, желаний героя. Как Демон относится к миру, природе? Заполните таблицу цитатами из текста. Достоинства героя (+) Недостатки (-)

Слайд 3

Работа в группах. Характеристика образа Тамары 1 группа – портретная характеристика 2 группа – судьба героини 3 группа – чувства Тамары и Демона (Как Тамара относится к Демону? Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару . Что в Тамаре привлекает Демона? Есть ли между ними что-то общее?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по поэме "Мертвые души"

Материал для заключительного урока по образу Чичикова с 4-мя презентациями - исследованиями (3 - учащихся и 1 - учительская). Рассматриваются вопросы, связанные с новым отношением к герою го...

Конспект урока "Философская поэма М.Ю.Лермонтова "Демон"

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся 9-10 классов....

Конспект урока Историческая поэма "Дедушка" Н. А. Некрасов

Открытый урок по литературе по теме "Историческая поэма "Дедушка" Н. А. Некрасов 6 класс...

конспект урока по поэме мцыри

конспект  мастер- класса для учителей Монголии...

Конспект урока по поэме А.Вознесенского и рок-опере А.Рыбникова "Юнона и Авось"

Урок для учащихся 9 класса. Была проведена большая работа: учащиеся исполняли главные музыкальные композиции на уроке. Родителя цчащихся приняли активное участие в подготовке к уроку: проводили репети...