Метод проектов в литературном образовании как средство формирования ключевых компетенции
статья по литературе
Технология обучения – это совокупность знаний о способах, средствах осуществления принципов, это своеобразный проект педагогической деятельности, дидактического процесса. Метод проектов – одна из интерактивных технологий, основанная на диалоге, которая помогает детям найти своё «я»
Что такое метод проектов?
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Дидактическая цель достигается через детальную разработку проблемы и завершается реальным, практическим результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия, устанавливать причинно- следственные связи. При выполнении проекта активизируется самостоятельная деятельность обучающихся, в большей мере используются групповые методы работы.
Таким образом, если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kudryavtsevskie_pedchteniya.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
18-ая Региональная научно-практическая конференция
«Кудрявцевские педчтения»
«Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы»
Метод проектов в литературном образовании как средство формирования ключевых компетенции
Автор:
Швец Н.И.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №9 г. Зимы
Г. Иркутск, 2010
Технология обучения – это совокупность знаний о способах, средствах осуществления принципов, это своеобразный проект педагогической деятельности, дидактического процесса. Метод проектов – одна из интерактивных технологий, основанная на диалоге, которая помогает детям найти своё «я»
Что такое метод проектов?
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Дидактическая цель достигается через детальную разработку проблемы и завершается реальным, практическим результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия, устанавливать причинно- следственные связи. При выполнении проекта активизируется самостоятельная деятельность обучающихся, в большей мере используются групповые методы работы.
Таким образом, если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
По типологическим признакам проекты могут носить разнообразный характер:
- По числу участников;
- По продолжительности проекта;
- По характеру контактов;
- По координации проекта;
- По методу, доминирующему в проекте
- Исследовательские проекты имеют структуру, приближённую к подлинным научным исследованиям
- Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в известной логике «дизайн петли». Форма представления может быть различной (изделие, отчёт, праздник, репортаж, сценарий и т.д.)
- Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определённые роли, обусловленные содержанием проекта Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра.
- Информационные проекты. Это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Можно использовать различные методы получения информации, её обработки и презентации.
Практико-ориентированные проекты. Это проекты, чётко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Ориентация может иметь социальный результат, который направлен на решение общественных проблем или затрагивает интересы участников проекта Проект, разработанный на нескольких уроках, называется краткосрочным
В практике моей работы – краткосрочные творческие, информационные и долгосрочные исследовательские проекты.
Алгоритм выполнения проекта выглядит следующим образом
Дизайн- петля алгоритма проектной деятельности
Шаг№1 Определение потребности
Шаг №2 Исследование – анализ существующих объектов
Шаг№3 Обозначение требований к объекту проектирования
Шаг№4 Выработка первоначальных идей
Шаг№5 Анализ идей
Шаг№6 Выбор идей
Шаг№7 Планирование
Шаг №8 Изготовление
Шаг №9 Оценка (рефлексия)
Для выполнения тематических проектов по составлению творческих тетрадей, книжек-малышек, поэтических тетрадей технологическая карта может выглядеть следующим образом:
Технологическая карта проекта
(сборники тематических стихотворений, поэтические тетради, творческие тетради)
Этап проектной деятельности | Алгоритм деятельности учащихся | Алгоритм деятельности учителя |
1.Поисково- исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблем | Обоснование вида проектной деятельности. Знакомство с целями и задачами выбранного вида проекта. Материал: тексты предложенные в учебнике, подбор произведений по теме. | Формулирует цели и задачи, руководит деятельностью. Формирует идею проекта, учитывая потребности и реальные ресурсы. Руководит аналитической работой с образцами, помогает систематизировать, сделать выводы. |
2. Технологический – выполнение запланированных тренировочных упражнений. | Лингвистическая работа: подбор выразительных средств, знакомство с биографией, собственное сочинение. Оформительская работа: выполнение набросков иллюстраций. | Контролирует, корректирует. |
3. Практическая реализация проекта: подбор материалов, инструментов и приспособлений для исполнения работы. | Самостоятельная работа над созданием проекта, создание иллюстративного материала, оформление. | Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей. |
4. Внесение необходимых изменений | Литературная правка: работа с орфографией, пунктуацией, стилистикой и смысловой наполняемостью. | Контролирует, координирует, корректирует. |
5. Заключительный этап (представление проекта) | Представление своего проекта: самооценка и взаимооценка работ участников проекта | Помогает готовить презентацию, помогает сделать выводы о значении проектной деятельности |
Как оценивать?
Самой значимой оценкой является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
При создании проекта важно научить пользоваться творческими методами, эвристические методы направлены на развитие творческого воображения, нахождение нетривиальных путей решения задач проектирования.
Творческие методы проектирования: аналогия, ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, антропотехника, использование передовых технологий.
Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада, бионический метод.
Методы, связанные с пересмотром задачи: наводящая задача – аналог, изменение формулировки задачи, наводящие вопросы, перечень недостатков, свободное выражение функции.
Остановимся на некоторых из них. Аналогия – метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях. Интерпретация творческого источника и превращение его путём трансформации в проектное решение собственной задачи – суть этого метода.
При изучении темы «Малые жанры фольклора» в 5 классе обучающимся был предложен проект по созданию загадок, который выполнялся в течение нескольких уроков, но прежде осмыслился алгоритм создания и проработаны варианты. Варианты создания загадок следующие: описание загаданного предмета, введение элемента сравнения, использование переносного смысла.
По результатам работы видны некоторые аспекты мышления наших детей.
М. О. Колокол, а не звенит Красиво на девочке сидит (Юбка) Голоса нет, а ты поешь Много очков ещё наберешь (Караоке) | Д. Т. На нём валяются, но не диван На нём прыгают, но не пружина (Батут) | Т.А. Летают, а не самолёты Поют, а не певицы (Птицы) Круглая, а не стакан С ручкой, а не дверь (Кружка) |
Л. Г. Рисует круги, а не карандаш Гибкий, а не балерина (Циркуль) Мягкий как пух, Прозрачный, а не стекло (Мыльный пузырь) | П. С. Овощ зелёный длинный, а не огурец (Кабачок) Твердый, прозрачный, а когда растает мокрый (Лёд) | Б. Е. Сшита, а не рубаха Написано в ней, а не тетрадь. (Книга) Мягкая, а не подушка Пушистая, а не шаль (Мягкая игрушка) |
Ассоциация
Метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности, откуда можно черпать продуктивные ассоциации. В современном дизайне яркое образное мышление понимается как принципиально новый способ самого проектирования.
При изучении драматических произведений на литературного героя составляется опорный лист, который может помочь детям понять героя, его жизненную позицию.
Опорный лист на литературного героя
Кто вы? Ф.И.О. Состав вашей семьи. Общественное положение
Что делал сегодня?
Ваше отношение к другим героям.
Ваши взгляды на жизнь современной вам эпохи.
В форме письма, дневниковой записи и т.д.
По драматическим произведениям также составляется самохарактеристика героя.
Самохарактеристика героини пьесы М. Горького Василисы Костылёвой:
Меня зовут Василиса Карповна Костылёва, мне 26 лет. Я и муж держим ночлежку. Привить обитателям ночлежки чистоту так и не удалось. Постоянно орёшь на них: Мне дела нет, кому мести! А вот если санитары придут да штраф наложат! Эх, вы, свиньи! Есть у меня одна привязанность – это Васька Пепел. Раньше жили с ним нормально, а теперь вот влюбился он в сестру мою, Наташку. В разговоре с Пеплом я решила, что если и потеряю его, то только с выгодой для себя. Решила предложить ему убить моего мужа. Хочешь, женись на ней? И я тебе ещё денег дам, целковых триста! Сестры около меня не будет, уедете вы с ней. Злоблюсь я на неё, пугаю девку, бью её так, что сама плачу от жалости, а бью. И буду бить! А муж мой, он в меня как клещ впился, четыре года сосёт! И для всех он яд. Думала, согласится, ведь сидел из-за мужа моего 4 года в тюрьме, из-за его жадности. Но нет!
А. О. 10 Б класс
При изучении творчества Н. А. Некрасова удачен вариант творческой зарисовки «Дорога в жизни Некрасова
Дорога длиною в жизнь
Дорога в жизни поэта имела ведущую роль, С раннего детства дорога ассоциировалась у Некрасова с крестьянами-отходниками, пытающимися прокормить себя и свою семью. Первое стихотворение его называлось «В дороге», поэмой о странствиях по Руси мужиков- правдоискателей заканчивалось. Село, в котором он провёл детство, стояло на Ярославско-Костромской дороге. Именно она, дорога, стала для поэта родной. Когда я узнала о дороге, о её значении в жизни Некрасова, я заметила, что Некрасов теперь всегда будет ассоциироваться с дорогой для меня.
Б. Н. 10 Б класс
Дорога в жизни Некрасова
Дорога в жизни Некрасова играет большую роль:
«Открываю страницу наугад…..
На первый раз сказать позвольте Вам,
Чем пахнут вообще дороги наши –
То запах дегтя с сеном пополам,
Не знаю, какого на нервы ваши
Он действует, но мне приятен он.
Н.А.Некрасов
Слова простые, ничего необычного, да и что необычного в простой проселочной дороге, по бокам которой или густой лес, или поле ржи. А может, она идет по степи или по берегу реки. Не знаю, но эта дорога пахнет «дегтем и сеном», где бы она ни проходила. Ведь это дорога России.
Читаешь и удивляешься: как же надо любить свою Родину, землю, чтобы так зримо показать ее. Любовь эта огромная!
Работа У. Анастасии, ученицы 10 «Б» класса
Виды заданий - проектов, основанных на ассоциации
- Один день из жизни героя
- Творческие зарисовки
- Составление логических схем, опорных конспектов
- Анкета по творчеству писателя
- Составление иллюстраций, обложек книг
- Заочные экскурсии
- В чём современность героя?
Сочинение на тему: «Один день из жизни Обломова»
Я решила описать один день из жизни от лица Ильи Ильича Обломова.
Зовут меня Илья Ильич Обломов. Мне тридцать два года, живу я на Гороховой улице в центре Петербурга.
Утро… Как же не хочется вставать! Еще бы лежать и лежать в своем любимом домашнем халате из персидской материи, в настоящем восточном халате, без кистей, без бархата, без талии, в таком свободном и родном! Он такой мягкий, гибкий, что я даже не чувствую его на себе, такой послушный, как будто бы двигается вместе со мной!.. как же я люблю все просторное и привольное!.. Как мне нравятся мои туфли, такие длинные, мягкие и широкие… Вы только представьте, проснулся утром, опустил ноги и сразу попал в любимые туфли! Все-таки как же хорошо утром проснуться и лежать, никуда не спеша! А моя комната? Это же самая уютная комната, которую я когда-либо видел!.. А где же этот Захар? Захар! Нет, ну вы только посмотрите на него! Не может убрать паутину с картин, а зеркала протирать кто будет, я? Ковры все в пятнах, на столе тарелки всякие со вчерашнего ужина! Захар! А кто это все натащил сюда? Все эти диваны, ширмы, ковры, картины, бронзу, фарфор, стулья эти тяжелые, этажерки, вазы… Чего здесь только нет! Для чего это все? Захар! Сколько там времени? Как восемь часов? Еще рано, можно и полежать немного. Ой, как же я мог забыть, я же вчера получил письмо из деревни, от своего старосты. Понятно, о чем может писать этот староста: о неурожае, недоимках, уменьшении доходов. Придется принимать какие-то меры. Я уже составил план: введу разные новые экономические, полицейские и другие меры. Все, сейчас же встану, умоюсь, выпью чаю, подумаю хорошенько и напишу старосте. Хотя время еще есть, а чай можно и в постели попить, после чаю и напишу, ведь думать и лежа можно.
Вот уже половина десятого. Все, пора вставать. Захар! Что говоришь? Как съехать с квартиры? Куда же я поеду? Ну, это уж слишком! Проблема на проблеме! Ну ладно, иди, а я подумаю.
Захар! Кого там принесло?
День… Сколько же можно меня сегодня посещать? Часов в одиннадцать пришел Волков, молодой такой человек лет двадцати пяти, хорошо одетый, ухоженный. Пришел и давай рассказывать про свою Лидиньку, в которую он влюблен, в Екатерингоф меня звал и к Мусинским каким-то, но я, естественно, отказался.
Затем, только Волков ушел, пришел Судьбинский, старый мой сослуживец, и тоже звал меня в Екатерингоф, про службу рассказывал.
Работает он с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до девяти могу полежать на своем диване, думая о жизни.
Вскоре после ухода Судьбинского навестил меня Пенкин. И тоже решил меня в Екатерингоф позвать! Да что же там такого хорошего, что лучше, чем мой диван?! Рассказывал про свою статью, а я её и не читал.
Только Пенкин ушёл, заявился Алексеев. Что за раут у меня сегодня? Да они точно сговорились все! И Алексеев зовёт меня в Екатерингоф! Ну и что, что первое мая? Чем мой диван хуже? Вот, ещё и Тарантьев пришёл. Я ему рассказывал о своих проблемах, на что он ответил, что поможет с квартирой, поедешь, говорит, к куме моей жить, на Выборгскую сторону. Ну, конечно туда зимой волки бегают! Не поеду я! Скорей бы Штольц, мой лучший друг приехал, приехал, уж он то бы помог мне с проблемами!
Ну всё, пора уже и встать и написать письмо! Да, сейчас встану, только вот что-то поспать хочется…
… Море, горы и пропасти, солнце, река… Весь этот уголок на вёрст пятнадцать-двадцать вокруг… лето, дождь, гроза… все это мне снилось. Снилось мне детство, родители, мама, няня, Обломовка – родная деревня…
Проснулся я в половине пятого. Разбудил меня Захар и давай кричать, ну, а я не вставал и продолжал спать, а он говорит: «Ну и черт с тобой, дрыхни!». И я снова заснул.
Так закончился один из дней из жизни Обломова.
Г. Мария,10 класс
Отдельно хотелось бы остановиться на таком виде проектов, как гипертекст. Это идея построения исследовательского проекта. Научиться проведению исследования станет легче, если попытаться увидеть в этой части работы черты гипертекста: боковые ответвления, отступления, ссылки.
Опыт работы со ссылками чрезвычайно важен, так как учит структурировать материал, определять, где можно ограничиваться простым упоминанием о факте, а где необходимы подробности в контексте выполняемого проекта.
Проект - комментарий к «Реквиему» Ахматовой в своей исследовательской части был увлекательным путешествием «по адресам». В тексте поэмы указаны слова, словосочетания, значение которых нужно объяснить, при этом задействуются знания из разных областей. Например, объяснить реквием, в страшные годы ежовщины, а за ними «каторжные норы», под кровавыми сапогами и под шинами чёрных марусь, как стрелецкие жёнки и т. д.
Заслуживает внимания проект, выполняемый обучающимися 11 класса по творчеству С.А. Есенина « Особенности художественного мира поэта», этот проект помогает понять особенности лирики, воспринять творчество С.А. Есенина.
Проект «Пушкинский» может выглядеть следующим образом:
- Проект «Пушкинский» состоит из серии индивидуальных проектов, каждый из которых является мини - исследованием по проблеме- ответвлению. Вот названия тем индивидуальных проектов:
- «Мода пушкинского времени и её отражение в романе «Евгений Онегин»
- «Что наша жизнь? – Игра! (Карты и карточные игры в произведениях А. С. Пушкина и его современников)
«Театр пушкинской поры» (на материале романа Пушкина «Евгений Онегин»
Проблемным на сегодняшний день остаётся вопрос оценивания, к которому тоже можно подойти творчески и учитывать уровень знаний, умений, сформированность ключевых компетенций.
Что можно оценивать?
- Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов
Метод проектов позволяет развивать не только творческие способности учащихся, но и способствует формированию ключевых компетенций, учащиеся с интересом выполняют проекты, проявляя высокий уровень мотивации, заинтересованности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В статье изложены основные правила организации интерактивного обучения, предложена методика организации и проведения мозгового штурма....
Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...
Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка как средство формирования ключевых компетенций обучающихся. Педагогический проект
Обращение к проектной теме продиктовано необходимостью совершенствования педагогического «инструментария» в условиях модернизации школьного образования, которая предполагает ориентацию образования не ...
Творческий проект как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Проектный метод является одним из приоритетных направлений в работе учителя как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащи...
Интерактивные методы обучения,как средство формирования ключевых компетенций на уроках иностранного языка
Об основных методических инновациях, связанных с применением интерактивных методов обучения....
Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
Статья показывает как метод проектов (на примере реализации социального проекта обучающимися школы) способствует формированию ключевых компетенций обучающихся.....
Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся
В обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения – о более полном, системном переходе от былого «...