Мои уроки
план-конспект урока по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шистерова Наталья Сергеевна

Использую развивающие технологии на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ.

                                                          Шистерова Наталья Сергеевна,

                                                                     учитель русского языка и литературы,

                                                                 МБОУ СОШ№1, г. Советский, ХМАО.

 Знакомство с повестью М. Самарского «Радуга для друга».

Цель урока: продолжить работу над формированием умения учащихся анализировать произведение в единстве формы и содержания, донести до учащихся гуманистическую идею книги, развивать умение учащихся давать оценку поступкам героев на примере повести М. самарскго «Радуга для друга». Анализируя содержание повести, выявить нравственную позицию учеников по отношению к таким понятиям, как добро и зло, справедливости и милосердия, ответственности за свои поступки.

Дать опережающее задание:

а) прочитать повесть М. Самарского «Радуга для друга»

б) найти в толковых словарях значение слов: РОДОСЛОВНАЯ, ПОВОДЫРЬ.

Ход урока

1.Сообщение учителя   о М. Самарском.

          Мы с вами прочитали повесть Михаила Самарского «Радуга для  друга», познакомились с удивительным автором. Михаил Самарский – обычный подросток… ну почти обычный. Если не считать того, что он пишет книги, которыми зачитываются не только его сверстники, но и взрослые.

Первую свою книгу, повесть «На качелях между холмами» Михаил написал в двенадцать лет.  Вторая повесть писателя «Радуга для друга» написана им в тринадцать лет!

Выход этой книги не остался незамеченным СМИ. Повесть Михаила Самарского произвела фурор. На сегодняшний момент книга переиздавалась уже более 10 раз. В том числе в США  и во Вьетнаме. Готовятся переводы на болгарский и шведский языки. 

За книгу Михаил Самарский был удостоен престижных наград:
• Диплом Лауреата Ломоносовского конкурса «Таланты и дарования — 2009»;
• Золотой Диплом имени Иосифа Александровича Бродского;
• Главный приз многожанрового литературного конкурса «Слон» в 2009 году.

Свою благотворительную деятельность Михаил Самарский начал в 2010 году, основав неформальную программу «Живые сердца», в рамках которой с помощью своих друзей и знакомых он помогал слепым детям: выпускал аудиокниги, опубликовывал книги шрифтом Брайля и т. д., закупал различные приборы для незрячих и слабовидящих детей. Помощь в работе программы оказывали российские предприниматели, политики, спортсмены, актёры.

 

        2. Проверка восприятия. Удивительный, интересный молодой писатель. И герой его книги необычен. Чем произведение непохоже на другие?

Повествование ведется от лица собаки. Тринадцатилетний мальчик смог показать мир глазами лучшего друга человека лабрадора.

Чем удивителен герой повести?

  1. Во-первых, имя!
  2.  «Так вот, я – Трисон. Вы хоть знаете, что это за имя? О-о! Это вам не Тузик какой-нибудь пятнистый и не Рекс косолапый. Иван Савельевич мне подробно рассказывал о моем имени. Мало того что я и сам породистый пес, так вдобавок ко всему и имя у меня не простое. Так звали когда-то тибетского царя. Трисон Дэцэн, который много-много лет назад пришел к выводу, что просветление может быть достигнуто только в результате морального и духовного совершенствования под руководством мастера. Без всякого бахвальства заявляю: мастер у меня в школе был безупречным. Вы поняли, к чему я клоню? Нешуточное дело – просветлённый лабрадор!»
  3. Во-вторых, родословная «Моими предками являются собаки викингов и басков, которые обитали на острове Ньюфаундленд. До XVIII века европейцы в глаза не видели никаких лабрадоров. Мы, между прочим, по мнению мореплавателей, всегда считались и считаемся до сих пор залогом счастливого плавания. И если вы думаете, что это заурядное суеверие, то глубоко заблуждаетесь. Мои предки всегда помогали людям. Если корабль терпел крушение, лабрадоры вытягивали на берег канат, по которому перебирались все люди. А нерасторопных моряков мои предки просто перевозили на себе на сушу».
  4. Название породы «Если вам интересно, поясню вкратце, откуда появилось название нашей породы. Иван Савельевич рассказывал, что на сегодняшний день существует три версии. Первая: название произошло от острова Лабрадор, который находился недалеко от нашей прародины. Вторая (мне эта больше всех нравится): от португальского слова «Labrador», что переводится как «труженик». Третья версия какая-то несуразная, но раз уж решил рассказать, то озвучу и ее: есть такой минерал черного цвета с синеватым отливом, так и называется «лабрадор». Почему мне не нравится эта версия? Потому что только мои предки имели черный окрас. А сейчас среди моих собратьев есть и палевые, как я, и даже шоколадные лабрадоры. Нет, никаких минералов, островов. Конечно, наша порода произошла от португальского слова. Труженик – он и в Африке труженик, как говорит мой Сашка».

«работа» - поводырь

Что означает слово поводырь?

Поводырь — человек, животное или специальное устройство, функцией которого является оказание помощи слепому во время передвижения. Устаревшие значения слова — провожатый, проводник, ведущий.

Собаки поводыри специально обучены для помощи слепым людям в передвижении на улице. Они не только являются незаменимыми спутниками, помогающими избегать препятствия на дороге, но и жизненные поводыри, открывающие новые возможности, пробуждающие интерес к окружающему миру.

 «Серьезно говорю: я не просто иду со слепым человеком, я тружусь. И поверьте, работа у меня не такая уж и легкая. Моя задача довести подопечного туда, куда он запланировал, и чтобы он во время пути не разбил себе голову, не споткнулся, не упал, в конце концов, не промочил в луже ноги. Я обязан предупредить обо всех преградах, должен всегда успеть остановиться перед любым препятствием и дать возможность человеку проверить тростью, что перед ним. Если преграда перекрывает часть дороги, я отклоняюсь вправо или влево и обвожу подопечного, при этом еще наблюдаю, чтобы он не прошел под низко склонившимися ветками или еще какой другой штуковиной на уровне его роста. В мою задачу также входит, чтобы подопечный не столкнулся с другими людьми. Если мы передвигаемся на автобусе или трамвае, я указываю вход, а потом – выход. В общем, забот хватает».

« Вы думаете, мне легко ходить с этой шлейкой? Вечером, когда я от нее избавляюсь, так хочется на спинке поваляться, лапы задрать к потолку, вытянуться во весь рост, потом попрыгать, мячик погонять».

Что умеет собака поводырь? 

Обученная собака поводырь справляется со следующими основными задачами:

  •  быть сосредоточенной и подавлять инстинкты;
  •  преодолевать препятствия на дороге (лужи, камни, бордюры, ступени) и давать знаки о них хозяину;
  •  сопровождать незрячего по улицам и перекресткам;
  •  направлять человека в движении на подъемах, лестницах, поворотах, через неширокие проходы;
  •  освоить привычные маршруты, в среднем до 35-40, из места проживания и обратно.

Настоящий поводырь не боится людей и транспорта, внимателен к действиям и самочувствию хозяина при условии его грамотного поведения. 

  1. Главный герой Трисон удивителен еще и своим отношением к подопечным.

«Те, кого я сопровождаю, не хозяева мне. Это мои друзья. И поверьте, даже из вас, людей, у них никогда не будет друга преданнее и беззаветнее, чем я».

Саша - новый подопечный лабрадора Трисона.

Именно так называют собаки людей, которым они помогают.

 «…просто меня столкнули с платформы, и я оказался между вагоном и перроном. Вишу на поводке и думаю: бедный ты мой Иван Савельевич, вот и конец мой настал, как же ты, мой родной человек, без меня домой поедешь, как же ты с вокзала до квартиры будешь добираться?» - не о себе думает Трисон в тяжелую для себя минуту, а о своем подопечном.

Учитель: А какие примеры отношения к подопечным можете привести вы, ребята?

«Мы любили друг друга и все прощали», - вспоминает Трисон о своем первом подопечном Иване Савельевиче. 

  •  Трисон в плену: «…Как там мои бедняги поживают? Наверное, все в слезах, особенно Шурка. Жалко парнишку. Мы уже привыкли друг к дружке, стали понимать друг друга. А тут такое несчастье. Не плачь, Санек, не тужи. Все равно я выберусь из этого подземелья».
  •  «Наше собачье счастье – делать человека счастливым». 
  •  «…мой Санька – слышали, он меня даже братом теперь называет. Братиком. Если понадобится, я за него и за его радугу жизнь отдам…»
  1. Удивительные истории

На протяжении всей повести Трисон вспоминает разные истории, которые происходили с ним и его подопечными. Разные люди встречаются на его пути: и хорошие, и плохие, те, кого собака считает «своими» и «чужими».

Повесть Михаила Самарского написана как откровение собаки — лабрадора, ведущего захватывающую беседу с читателем. Глазами собаки мы видим человеческие поступки, и за некоторые из них нам, читателям, становится стыдно.

  • однажды Трисон чуть не погиб на рельсах: «Подходит электричка, толпа как ринется к дверям, я думал, они нас раздавят. … меня столкнули с платформы, и я оказался между вагоном и перроном».
  • у Ивана Савельевича в трамвае какой-то проходимец вытащил из кармана бумажник,

в лифте украли телефон: «Эх, Трисон-Трисон, ты видишь, как … позорят нашу человеческую породу? Ну, скажи ты мне, пёсик мой родной, как же после этого верить людям? — Только ты смотри, собака, не подумай, что я за телефоном плачу. Нет, Трисон, пропади он пропадом этот телефон, я плачу оттого, что приходится жить среди вот таких двуногих животных… Разве они люди?»

Очень часто нечестные люди обманывают слепых людей и т.д.

3. Постановка  проблемы.

Сегодня мы попробуем разобраться в повести «Радуга для друга», используя метод шести шляп.

4. Задания группам.  

Белая шляпа. Вы реалисты. Ваше задание - изложить факты. Расскажите о событиях, которые описаны в повести.

Чёрная шляпа. Вы пессимисты. Какие события повести показывают, что в мире много злых людей.

Жёлтая шляпа. Оптимисты.  Какие события повести вселяют надежду, что хороших людей в мире больше.

Красная шляпа. Эмоции. Расскажите о чувствах и переживаниях , которые вы испытывали  во время прочтения рассказа и после прочтения.

Зелёная шляпа. Творчество. В чём смысл названия повести? А что вы могли бы пожелать своему другу? У вас на столах лежат цветные стикеры. Напишите на них свои самые заветные пожелания близким людям, своему другу. Составим из них свою радугу добра!

Синяя шляпа. Прагматики. Поделитесь вашим жизненным опытом. Чему учит  повесть?

Работа групп 5-7 минут.

5. Обсуждение

белая шляпа

красная шляпа

чёрная шляпа

жёлтая шляпа

зелёная шляпа

синяя шляпа

6. Подведение итогов.

Эта книга – не просто повествование о дружбе лабрадора и слепого мальчика, это повесть о каждом из нас. Это напоминание, что мы должны ценить тех, кто вместе с нами проходит через все жизненные испытания, кто никогда нас не бросит.  Ценить настоящих друзей и просто всех, чье сердце наполнено добротой.

Я хочу посоветовать вам, ребята, читать и другие книги Михаила Самарского: «Фукусима, или история собачьей дружбы», «Формула добра», «Двенадцать прикосновений к горизонту» и др.

Лабрадор Трисон дарит своему другу Саше радугу, яркую жизнь, веру в добро.

Заканчивая урок, хочется пожелать вам: берегите себя, своих близких и родных, уважительно относитесь ко всем и ко всему, что вас окружает.

Спасибо за работу!

 



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.

                                                          Шистерова Наталья Сергеевна,

                                                                     учитель русского языка и литературы,

                                                                 МБОУ СОШ№1, г. Советский, ХМАО.

 «Тема нравственного выбора в  рассказе В.М. Гаршина "Сигнал"

Цель урока: продолжить работу над формированием умения учащихся анализировать произведение в единстве формы и содержания, донести до учащихся гуманистическую идею книги, развивать умение учащихся давать сравнительную характеристику литературным героям на примере рассказа В.М.Гаршина «Сигнал».

Анализируя содержание рассказа, выявить нравственную позицию учеников по отношению к таким понятиям, как чувство обиды и мести, собственного достоинства и гордыни, справедливости и милосердия, ответственности за свои поступки.

Дать опережающее задание:

а) прочитать рассказ В.М. Гаршина "Сигнал"

б) Найти в толковых словарях значение слов: нравственность,  нравственный выбор

Ход урока

1.Сообщение учителя  о В. М. Гаршине (Слайд 1,2,3,4,)

          Всеволод Гаршин - российский писатель. Очень рано стал интересоваться взрослыми вопросами о смысле жизни. Это был вдумчивый, любознательный и живой человек, очень добрый и справедливый к людям (по воспоминаниям его современников). Всеволод Гаршин - человек нелегкой судьбы: участвовал в русско-турецкой войне (1877г.) рядовым в пехотном полку. По окончании войны был произведен в офицеры. Все его произведения пронизаны идеей борьбы за свободу личности, уничтожение неравенства между людьми. Страстно любил Родину На весь литературный путь В.Гаршину судьбой было отпущено коротких 11 лет, за которые он успел создать произведения, навсегда вписавшие его имя в русскую классическую литературу.

2. Проверка домашнего чтения  (Работа в группах  «Найдите соответствие»

Семён

служил в денщиках у офицера и целый поход с ним сделал.

Голодал  он,  и  мерз,  и  на  солнце  жарился, и переходы делал по сорока и

пятидесяти  верст в жару и в мороз; случалось и под пулями бывать, да, слава богу, ни  одна не задела.

Немало горя пришлось ему с тех пор отведать.

Помогал  у начальника на кухне, дрова рубил, двор, платформу мел... стал думать, как свое хозяйство заведет, корову, лошадь купит.

Немало, - говорит,  - я горя на своем веку принял, а веку моего не бог  весть  сколько.  Не дал бог счастья. Уж кому какую талан-судьбу господь даст, так уж и есть.

От добра добра не ищут. Тут тебе и дом, тепло, и землицы маленько.

Василий

был человек молодой, из себя худой и жилистый.

Не талан-судьба нас с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее  и  злее  человека.  Волк  волка  не  ест,  а человек человека живьем съедает.

Все-таки нету твари жесточе. Не людская бы  злость  да  жадность - жить бы можно было. Всякий тебя за живое ухватить норовит, да кус откусить, да слопать.

Коли  всякую  скверность на бога взваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком быть, а скотом. Бедному  человеку,  в  будке  там или где, какое уж житье!  Едят  тебя  живодеры  эти.  Весь  сок  выжимают,  а  стар  станешь - выбросят, как жмыху какую, свиньям на корм.

Пока жив, не забуду, не оставлю так.

Учить их надо, кровопийцев...

Жена за него работала,  день и ночь не спала; извелась совсем, поджидаючи мужа…. лицо от слез пухлое, глаза красные.

Проверка по слайду 5.

3. Постановка  проблемы.

-  Вам уже приходилось слышать выражение "проблема нравственного выбора"

Как вы понимаете это выражение?  ( слайды 6,7,8) Какого человека можно считать нравственным?  О каком выборе  идёт речь в рассказе? Два героя: Василий и Степан.

 Сформулировать  позиции  Василия  и  Степана. Зафиксировать на доску.

Сегодня мы попробуем разобраться в  рассказе Гаршина, используя метод шести шляп.

4. Задания группам.  (слайд 9)

Белая шляпа. Вы реалисты. Ваше задание - изложить факты. Опираясь на схему развития сюжета расскажите о событиях, которые описаны в рассказе.

Чёрная шляпа. Вы пессимисты. Встаньте на позицию Василия. Оправдайте его поступок.

Жёлтая шляпа. Оптимисты. Охарактеризуйте поступок Семёна.

Красная шляпа. Эмоции. Расскажите о чувствах и переживаниях , которые вы испытывали  во время прочтения рассказа и после прочтения.

Зелёная шляпа. Творчество. У рассказа открытый финал. Пофантазируйте, что могло произойти за страницами рассказа.

Синяя шляпа. Прагматики. Нужно ли «проглатывать» обиду или терпеть, ведь есть же чувство собственного достоинства. Поделитесь вашим жизненным опытом. Чему учит  рассказ?

Работа групп 5-7 минут.

5. Обсуждение (слайды11-15)

белая шляпа

красная шляпа

чёрная шляпа

жёлтая шляпа

зелёная шляпа

синяя шляпа

6. Подведение итогов. Итак вернёмся к теме урока.  Так  в чём же проблема нравственного выбора в рассказе? (слайд 16.) Как найти гармонию, любовь к миру, к людям? Какой путь предлагает Гаршин?  На чьей стороне ваши симпатии? (Голосование, объяснение своей позиции)

Как вы понимаете название рассказа « Сигнал»?

(Прямое и переносное значение слова «сигнал»

1. Условный знак для передачи на расстояние каких-либо сведений, сообщений.

2. Перен. Предупреждение, сообщение о чём-либо нежелательном, подберите синонимы.)

Сигнал − это запретительный знак, метафора, ко всем нам обращённая. )

И закончить наш разговор хотелось бы словами великого персидского поэта Омар Хайям  (слайд 17)

Благородство и Подлость,

 Отвага и Страх –

 Всё с рожденья заложено

 В наших сердцах.

И только от нас самих зависит, что мы выберем.

Спасибо за работу!

 



Предварительный просмотр:

Учимся размышлять о прочитанном

(обобщение знаний по произведениям Л.Н.Толстого «Детство» и «Отрочество», Ф.М.Достоевского «Мальчики», А.М.Горького «Детство», 7 класс)

Цель: обучение связному высказыванию.

Задачи:

  • образовательная: формировать аналитическую культуру обучающихся; развивать умение мыслить;
  • воспитательная: воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям, умение работать в группе.

Оборудование: мультимедийный проектор; тексты произведений, заявленных в названии урока.

Ход урока

I Вступительное слово учителя.

Ежегодно в конце марта  у нас в школе  проводится Неделя русского языка и литературы, которая совпадает  с  Неделей  детской книги. Этой традиции очень много лет. Впервые книжкины именины прошли в Москве  26 марта 1943 года. Был хмурый мартовский день 1943 г. Шла война, продукты выдавали по карточкам, в домах было холодно. В этот день московские мальчики и девочки в стареньких платьицах и курточках, в стоптанных башмаках и залатанных валенках заполнили просторный зал Дома союзов. Непривычно щурясь от яркого света люстр, они слушали, что расскажут им хорошо знакомые по книжкам детские писатели и поэты. Дети получили в подарок книги, отпечатанные на тонкой серой бумаге, они были действительно ценным подарком. Так впервые праздновалась Неделя детской книги- «книжкина неделя». С тех пор в конце марта по всей стране проводится Неделя детской книги.

Чтение не просто занятие, которым можно заполнить свое свободное время, развлечься. Под влиянием умных, талантливых книг мы меняемся, становимся добрее, умнее, опытнее. Чтение развивает наш ум и сердце. Вот почему книги всегда рядом с нами, они сопровождают нас с самого раннего детства и до старости. Нельзя стать образованным человеком без знания мировой литературы. 

2015 год объявлен в нашей стране «Годом  литературы» . Это проводимая в течение 2015 года комплексная государственная программа, направленная на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях. 

Сегодня мы собрались тесной компанией , я надеюсь, знатоков и любителей русской литературы. Все вместе мы поразмышляем над вопросом

II Обозначение проблемного вопроса: «Нужно ли современным школьникам знать о жизни подростков XIX века?»

III Работа в группах (10-12 минут), приём ТРИЗ «Шесть шляп» (автор Эдвард де Боно), (раздаточный материал) белая шляпа - шляпа информации

Кратко изложите факты,

влияющие, по вашему мнению,  на формирование характера подростка XIX века,

основываясь на изученные произведения

Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.Горького

красная шляпа - шляпа эмоций

Какие эмоции испытывали вы,

узнавая о жизни подростков XIX века

из произведений Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского,

М.Горького?

чёрная шляпа - шляпа пессимизма

Укажите причины, по которым

не нужно читать

произведения о жизни подростков XIX века

жёлтая шляпа - шляпа оптимизма

Что положительного вы вынесли для себя,

читая произведения Л.Н.Толстого,

Ф.М.Достоевского, М.Горького

о подростках XIX века?

зелёная шляпа - шляпа роста возможностей

Если бы вы были

авторами учебника литературы,

какие произведения

о жизни ваших сверстников

предложили бы для обсуждения?

Примечание голубую шляпу (шляпу ведущего) оставляю себе.

                     зелёная шляпа - предварительная подготовка 7Б

IV Выступление спикеров групп (3 минуты), обсуждение. Во время выступления спикеров все обучающиеся видят на экране задание, которое получила группа, обладающая той или иной шляпой.

V Итак, сделаем выводы. Каждая группа, посовещавшись 2-3 минуты, представит на свой ответ на вопрос: «Читать или не читать? – вот в чём вопрос!»

Объявление благодарности.

Объявление об акции "Прочитай книгу о войне" - раздача буклетов, следующая встреча в сентябре, тема- произведения о ВОВ



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

Урок –пазл

«За тайной снежной пелены»

/урок –исследование по  стихотворению Бориса Пастернака «Снег идет..» в 11 классе/

                                                                Учитель русского языка и литературы

                                                                           Шистерова Наталья Сергеевна

Цели и задачи: (слайды 1-2)

- развитие навыков лингвистического анализа поэтического текста;

-формирование эстетического вкуса;

 -воспитание вдумчивого отношения к поэтическому слову и любви к поэзии;

-приобщение учащихся к творчеству Б. Пастернака;

-установление лейтмотивных образов  творчества поэта в изображении мира природы и мира человеческой души

I. Вступление(слайд 3)

Слово учителя. Все, кто знали Бориса Пастернака, отмечали какую –то таинственную, глубокую связь между его обликом и характером его стихов. Как необычен был звук его голоса (раскатистый, протяжный, и вместе с тем, удивительно пылкий), так необычны были и его стихи. Необычным был не только его голос, говор - необычным был и весь его облик: смуглое, как у бедуина, лицо с огромными лучистыми добрыми  глазами. Как ошеломлял его облик впервые увидевших поэта, так же  и его поэзия ошеломляла читателей. К ним (и к поэту, и к стихам) надо было привыкать, сживаться с ними и вживаться.

(Слайд 4) В своей автобиографической повести «Охранная грамота» Борис Пастернак пишет о том, как еще маленьким мальчиком любил в одиночестве бродить по парку или лесу, воображая окружавшие его деревья то грозным великанами, то своими верными подданными. Он говорил с ними и ,чувствуя, что они слышат и понимают его, плакал от восторга и благодарности.

Впечатления детства нашли отражение в его поэзии. Мир природы: сад, парк, лес, деревья, кусты и травы –все это проходит  через все творчество поэта, образуя глубокое единство. И всегда  Пастернак находил утешение и отдохновение в природе

(Слайд 5)Сегодня мы поговорим о стихотворении «Снег идет..», созданном в 1957 году. Уже позади многое: война,  эвакуация, радость созидания и  творческое непонимание … Уже написан «Доктор Живаго», уже написан и отвергнут (1955г.)…И близок срок…И по –прежнему Пастернак  свой поэтический  взор устремляет ТУДА, надеясь обрести …

II. Восприятие  произведения.

 Итак, снег идет…/звучит стихотворение с музыкальным сопровождением, в исполнении С. Никитина, сопровождается показом слайдов «Снег идет»/ (слайды 6-11)

III. Анализ текста.

1. Как называется наш урок? / «За тайной снежной пелены»/ .Какая картина предстает нашему воображению? /Человек у окна, наблюдающий за падающим снегом/ Очевидно, что-то непостижимо тайное заставляет и  нас вновь и вновь смотреть,  как « снег идет», устремлять свой взор в снежную круговерть, размышляя, веря и надеясь.. Что скрыто за снежной пеленой, какая тайна?

Попробуем приоткрыть этот покров, работая не совсем обычно, а очень осторожно , делая условные «срезы» . Как человек собирает пазлы, пытаясь создать картину, так и мы, попробуем «собрать» тайную картину снежной пелены.  Первый «пазл» условно назовем «графическим». Попробуем взглянуть на произведение как на картину. Что увидим?

1 пазл - « графический»

( слайд 12)

Не случайно прозвучало слово «картина». Представьте, что она на холсте. Каким средствами создает ее автор? При этом обязательно будем помнить, что Пастернака называли импрессионистом в поэзии .(слайд 13)

Словарная справка:

Импрессионизм –направление в искусстве, стремящееся к непосредственному воспроизведению субъективных переживаний,  настроений и впечатлений художника./см. Толковый словарь/

Вспомним, главное для импрессиониста - не четко выписанная деталь произведения, а создание определенного настроения./См. Картину «Зима импрессиониста»/  Главное –запечатлеть живой мир в его изменчивости, естественности. Какое настроение на картине?  За счет чего оно создается? И вот что удивительно: чем ближе зритель  к картине – тем более размытыми становятся предметы. Кажется, вот она, тайна – и нет ее…

 Как же у Пастернака?( слайд 14)

-Какое время суток в  поэтическом пространстве?/ Очевидно, поздний вечер, хотя нет прямого указания на   это./

-Что заставляет нас думать о позднем  вечере,  снежной ночи? /Прежде всего, цвет. Это черный и белый, цвет ночи и снега/

- Какие предметы называет автор?/Нашему воображению предстают герань, черная  лестница, поворот перекрестка, убеленный пешеход, удивленные растенья…и все/

 В восьми строфах  возникли лишь эти реальные образы. Действительно, главное для Пастернака не точно выписанная картина окружающего мира, а создание неповторимого жизненного пространства, со своим  особым настроением.

-И если  мы говорим об этом произведении как о картине, давайте попробуем определиться, какими художественными приемами пользуется автор? / Мы видим снег, снег и снег… Он заметает все, делает неразличимыми предметы окружающего мира. Снег густой-густой, словно крупные размытые  мазки краски на холсте: белые хлопья снега, всякие , неровные, как заплаты на салопе./

-Выразительность стихотворения достигается еще и особым синтаксисом. В чем его своеобразие?/ Пастернак отказывается от коротких фраз, каждое четверостишие –развернутое  повествование. Как идет и падает  снег, так и фразы,  неспешные пространные, заканчиваются лишь в конце строфы./

 Обратите внимание на внешнее оформление стихотворения.( слайд 15)

 Для Пастернака это не было пустым звуком.  Попробуйте, сравнивая внешнее оформление стихотворений « Стога», « В низовьях» , « Снег идет», определить, почему именно так оформил поэт эти стихотворения, именно такое внешнее оформление выбрал.

И вот, « Снег идет»… Восемь четверостиший, но пятая и шестая,   седьмая  и восьмая строфы «сломаны». И вовсе не потому, что требовалось закончить предложение.  Как вы думаете, почему? Может быть, потому, что и в снежной вьюге нет строгой упорядоченности? Где –то снег идет гуще, где –то слабее… Взгляните: в самом низу - уже «сугроб»! Так и в стихотворении нарушена внешняя  строгость катренов? И перед нами возникает  картина: ночь,  снег идет, густой –густой…

 Вечерняя снеговая круговерть создает определенное настроение: настроение грустно- философского  одиночества. Итак, картина создана, а что за ней?

2.Как известно, любое  художественное произведение создается ради идеи. Идея - это то, что желает нам сказать автор, желает донести до слушателя, читателя своим поэтическим языком. Бывает, что этот язык этот непонятен читателям, кажется непривычным , странным. /Таким был и язык самого Пастернака/. Вот мы и  попытаемся сейчас вжиться, вслушаться в слова поэта. Для этого проведем еще один «срез». Условно назовем его  «лингвистический».

2 пазл -  «лингвистический»

( слайд 16)

Где происходит действие  стихотворения?

Мы видим, что поэтическое пространство условно делится на «здесь» и «там». Границей этого пространства служит оконный переплет. Давайте посмотрим, что же находится  в этих пространствах, а  самое главное – что происходит. Очевидно, действие будет обозначено глаголами.

Здесь, в комнате

Там, на улице

Цветы герани тянутся за..

О

К

О

Н

Н

Ы

Й

П

Е

Р

Е

П

Л

Е

Т

Снег идет

Звездочки бурана

Смятенье

Все пускается  в полет

Падают хлопья

Сходит небосклон

Крадучись, играя в прятки, сходит небо

Проходит время

Год за годом следует

Жизнь не ждет

Снег идет

( Слайд 17)-Итак, что мы увидели?/ Здесь в комнате, оказывается,  ничего не происходит, да и нет почти ничего. Обратите внимание, нет даже человека, хотя первоначально мы его представляли. /(Слайд 18)

-Скажите, а почему цветы герани тянутся туда, за переплет, ведь, кажется, здесь гораздо лучше: тепло, уютно? А они тянутся туда,  где снег, метель, смятенье? Чем лучше ТАМ?/ Наверное, все дело в том, что там, за окном, идет жизнь  (ведь не случайны глаголы  у Пастернака)./

( Слайд 19)-Посмотрите, с каких слов начинается у Пастернака пятая строфа? / « Потому что жизнь не ждет…»/ Это «потому что» предполагает, что уже прозвучал вопрос «почему?» Но взгляните: есть ли он в тексте стихотворения? Нет. Так кому и что  отвечает автор?

Жизнь  есть ТАМ, в природе, и спрятавшись от нее за окном, укрывшись за теплыми стенами дома, мы перестаем жить…

-Кстати, а где лирический  герой? Ведь его присутствие мы явно ощущаем, интересно, он ЗДЕСЬ или ТАМ? /Пастернак не мог жить отдельно от природы, вспомним , как он маленьким мальчиком плакал  в парке от переполнявших его чувств./  И сегодняшний герой всецело растворился в природе, живет ее жизнью, переживает,  дышит с нею. «Жизнь не ждет»,  «время проходит», «следуют слова в поэме», все в ногу с природой, «стопами теми».

-Как  «идет» снег? /как слова в поэме, с ленью, с быстротой, играя в прятки…/ Это о ком? О человеке или о природе?

Производя  «лингвистический» срез, нельзя не обратить внимание на художественные приемы, которые использует автор.

-В стихотворении нет заглавия, оно называется по первой строчке , почему? Ведь у Пастернака сколько угодно озаглавленных им  стихотворений .

-Попробуйте дать название  этому произведению… «Снег»?, «Метель»?, «У окна»?, «Зимний вечер»?... В чем разница?/  Первая строка необычайно важна для автора, поэт хотел нам рассказать не только  вечернем буране, но и еще поделиться чем –то очень важным для него, надеясь, что мы поймем его./ Снег – главное слово, и он идет… Не падает, не сыплется, не кружится, он идет,  идет  в поэтическом и временном пространстве, существует, живет независимо ни от  чего. И это короткое «идет» дает возможность размышлять  о чем  -то вечном, что есть только в природе.

-Этой же цели служат  и  анафоры «снег идет»( их пять в восьми катренах) : жизнь природы  нескончаема, только там движение, только вместе с природой возможно существовать…Мало того, анафоры –своеобразные «скрепы» : они соединяют мир природы и человека.( Вспомним черно –белый цвет произведения.) У Блока  в «12» мы видели, кажется,   то же самое: «черный ветер, белый снег», но там был контраст, неприятие, борьба. Как и в стихотворения Юрия Живаго. Но сейчас у Пастернака  это противопоставление не ощущается, его нет, да и быть не может .Душа человека и душа природы для него слиты воедино. Черный колорит пространства лишь подчеркивает сияние, белизну снега, а вместе с тем истинность того, что происходит в природе. Ведь именно природа для Пастернака - высшая мера проявления жизни.

-Пастернак любил неожиданные  эпитеты. Посмотрим, оказался ли он верен себе? Найдем определения, которые автор использует в стихотворении. (Слайд 20) И  видим:

-звездочки –белые;

-лестница –черная;

-салоп –заплатанный;

-промежуток –краткий;

-растения –удивленные;

-пешеход –убеленный.

 Можно ли назвать эти определения неожиданными? /Может быть, только два последних/ Почему же   поэт сейчас так прост в художественных средствах, даже скуп? Очевидно, Пастернак так ощущает: за внешней простотой природы  он видит необычайные философские глубины.

 И в связи с этим вспоминается обстановка, в которой жил Пастернак.(Слайд 21)  Его дом в Переделкине. В  квадратной рабочей комнате на втором этаже  пусто. Небольшой голый стол, на нем –зеркальце, чернильница и простая ученическая ручка. На полке – несколько книг. Не своих. Все  просто. И все сложно, как  и пейзаж за окном - единственное украшение комнаты. Действительно, природа –высшая мера проявления жизни…Человек и природа  -нечто единое. Так это же счастье! Но почему так грустно?.. Все просто. Но как все сложно…  

3.Делая первый «срез -пазл», мы ощутили определенное настроение художника, понять которое попытались, делая второй «срез -пазл». Но для  постижения философских глубин стихотворения,  необходимо еще большее «вживание» в текст .Ведь поэт  прямо заявлял о своих поэтических принципах: подчиняться не нормам, не правилам, а порыву души, случайным ассоциациям. Так и мы попробуем найти свои ассоциации, производя «третий», срез -пазл. Условно назовем его «словарно –ассоциативный».  В этой  работе мы будем опираться на словари разного вида.

3 пазл –«словарно –ассоциативный»

 Как мы знаем,  в нашем  языке есть «холодные» и «теплые» слова. Слова, которые кроме своего прямого значения могут вызывать у нас в сознании ассоциации, могут «будить»  наше воображение.

- Попробуем найти такие слова  у Пастернака.

Такие слова нельзя не заметить. Из  «теплых» только, пожалуй, «звездочки», «чудак», «играя». А из  «холодных»  -«буран», «смятенье», «салоп», «хлопья». Какие ассоциации рождаются у нас , когда мы слышим эти слова,  и почему?

-Работая со словарями разных видов, мы составили своеобразные «визитные карточки» некоторых слов. Вот что у нас получилось.(Слайды 22 -23)

О чем рассказало слово

-Буран –снежная буря /см. Толковый словарь/

Синонимы –вьюга, метель /см. Словарь синонимов/

-Буран и буря  -однокоренные слова/см. Словообразовательный словарь/

-Пришло к нам из тюркского, где означало «колющий, вертящий, сверлящий» /см. Этимологический словарь /

Звездочка –образовано от слова звезда /см. Словообразовательный словарь/

Звезда –одно из значений –геометрическая фигура, предмет/см. Толковый словарь/

С этим словом связан один поэтических  мифов Древней Греции о прекрасной Каллисто.

Звезда  -общеславянское слово, восходящее к древнему индоевропейскому корню со значением «свет, сияние» /см. Этимологический словарь/

Смятенье –растерянность, тревога/см. Толковый словарь/

Образует словообразовательную цепочку: смятенье –то, что смято –мятый ; трактуется как синоним к мягкий - -в свою очередь произошло от мукА и мУка., слова одного корня со словами  «мягкий, мять»./см. Этимологический словарь/

Ступени –слово имеет омонимичный корень со словом ступать. Очевидно, здесь омонимия по сходству. /см. Словарь омонимов, Словообразовательный словарь/

Убеленный –редкое слово /см. Словообразовательный словарь/, звучит почти  как авторский неологизм. Приставка У-   в русском языке имеет два значения: а). удалиться , устраниться (убегу, умру); б).усилить что –то (удивиться, убью)

Салоп –широкое женское пальто . Пальто в свою очередь, заимствованное из испанского, восходит к латинскому «верхнее платье». А  «платье» –древнерусское, образовано от «плат»  -  «кусок ткани» . Салопница –(устар., разг.), женщина, просившая в богатых домах на бедность/см. Толковый словарь/

Чудак – странный, чудной человек. Однокоренное к слову  «чудо» /см. Словообразовательный словарь/

Чудо – нечто удивительное (одно из значений) /см. Толковый словарь/

Снег  -самое главное слово. Снег – атмосферные осадки в виде белых хлопьев. На среднеевропейском этапе означало «белое после бури в ясную погоду». Имелась ввиду белизна, которую видят нордические люди после метели в установившуюся ясную погоду. Первоначально означало  понятие «старик»

-Итак, слова рождают ассоциации, и в сознании читателя  возникают новые  «картины», навеянные словами, которые и  не звучали у Пастернака, но возникли в нашем подсознании. (Слайд 24) Это ,может быть, снежная  вьюга, буря, заплатанное пальто, мучительное движение жизни, тревожная растерянность, стариковская убеленность, молитвенная просьба…И над всем этим –вечный, удивительный свет снега, удивительное чудо …Надолго ли?...Сколько еще осталось?...

Несмотря на черно – белый колорит стихотворения, создается впечатление блеска,  и этому способствует звукопись: «с», «з», «ч», «ж». Но это не радостный счастливый  блеск, а грустное сияние: ход времени замедляется, многочисленными «о», «е», «и». Это и стон, и порыв души, и вздох, это  -«стихи навзрыд».(Слайд 25)

IV. Выводы.(Слайд 26)

 И вновь обращаясь к Пастернаку, размышляем о том, что же скрыто за тайной снежной пелены? И  понимаем, что жизненное движение –это  чудесный, но мучительный процесс, и в нем –суть бытия! В нем  - человеческая жизнь, жизнь поэта, художника, жизнь любого из нас, слитая воедино с природой. И вот -  снег идет, в сотый, в миллионный раз, удивляя нас, природу  , как в первый …

В стихотворениях  Пастернака всегда  есть подтекст, который и является ключом к его поэзии. Автор избегает оценочных суждений, но у него всегда присутствуют ассоциативные связи, глубинные содержательные пласты, которые становятся понятными тому, кто попытается вжиться в поэтические строки Пастернака.

V. Рефлексия.

Какие чувства возникли у вас после нашего разговора? Попробуйте отразить их в синквейне.

План синквейна

1 строка –существительное

2 строка –три прилагательных или причастия

3 строка – четыре глагола или деепричастия

4 строка – существительное,  главное слово, передающее ваше состояние

 Литература:

Б. Пастернак .Собрание сочинений в пяти томах- М, «Художественная литература», 1991, сост. В.М. Борисов и Б. Б. Пастернак



Предварительный просмотр:

   Урок-игра    по рассказу Астафьева «Васюткино озеро»

   Путешествие по Васюткиным тропинкам                                                                                            

ПРИРОДА – НЕ ТОЛЬКО

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ, ОНА

И  ВОСПИТАТЕЛЬ  ДУШИ.

В.П.АСТАФЬЕВ

Как эти слова связаны с рассказом «Васюткино озеро»?

Вывод:

           Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

Тайга закаляет характер героя, заставляет его переосмыслить свое отношение к родным, к людям

 Слайд 5,6

 Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы к нашему уроку. О чем вы могли бы порассуждать.

Слайд 7-9

     Русский художник Василий Иванович Суриков тоже родился в Красноярске. Он изображал сибирскую природу на своих полотнах, посвятил изображению природы многочисленные этюды, карандашные наброски и рисунки. Художник стремился воссоздать на своих картинах образ родной для него сибирской реки. «Сибирь под Енисеем – страна, полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст девственный бор тайги с ее диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою  десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор…»

      Рассматриваем с детьми репродукции картин Сурикова «Енисей», « Енисей у Красноярска». Учитель комментирует: «Енисей – могучий , неистовый богатырь, катит свои невысокие валы вдаль, кажется, тесно ему в своих берегах».

Слайд 10

    Прочитайте описание тайги и Енисея в рассказе В.П.Астафьева. подумайте, что объединяет произведения художника и писателя?

           (Объединяющее начало-ощущение величия картины природы и в то же время неведомой опасности, притаившейся рядом).

         Ребята, мы совершим путешествие в мир, созданный воображением писателя, обобщим все, что узнали, каждый  из Вас определит, насколько он хорошо знает текст и героев рассказа.

         В  путешествие  по тропинкам Васютки  отправятся две команды:

« Таежники» и «Следопыты», оценивать ваши старания будет жюри. Капитаны, получите маршрутные листы, в них вы будете ставить баллы, полученные командой. В конце путешествия определим команду-победителя. В путь!

     Васютка обладал большим багажом знаний. Проверим, каким багажом знаний обладаете вы.

1  Блиц-турнир «Ромашка» : на лепестках вопросы ромашки вопросы, на которые надо отвечать коротко, быстро, четко и правильно.

  1.   Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
  2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?
  3. Что предвещает вечером смену погоды?
  4. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
  5. Почему у бригады рыбаков, по мнению дедушки Афанасия, рыба не ловилась?
  6. Что у Васютки было с собой, когда он заблудился?
  7. Кого испугался ночью в лесу Васютка?
  8. Как Васютка сумел заблудиться в лесу?
  9. Что сибирские охотники называли «драгоценным припасом»?
  10. Какой рацион питания был у Васютки, когда он блуждал по тайге?
  11. Кто доставил Васютку до родных мест?
  12. Какие чувства испытывает Васютка, когда  осознал, что заблудился?

Ответы:

    1.Голая сторона у ели-значит, в ту сторону север, где ветвей больше –юг

    2.Лиственный лес растет вдоль реки.

       3. Огненно-красный закат, кровянистое небо, середина озеро напоминает раскаленную сковородку ( ветер, дождь); звезды, месяц на небе: «Вызвездило- к холоду!»

4. Мешок завязать и повесить на сук.

5. Нету нам нынче фарту! Оскудел, батюшко Енисеюшко. Раньше жили, как бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время – ерши да пескари переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать.

      6. Спички, краюшка хлеба, ружье.

7.Огромный пень-выворотень.

      8. Увидел глухаря, подстрелил его, побежал за раненой птицей, потеря затеси.

       9. Порох и дробь

10. Краюшка хлеба, подбитая дичь-глухарь, утки, кедровые орехи, ягода.

11. Старшина  рыбосборочного катера-бота «Игарец» дядя Коляда.

12.Сердце сжалось, на лбу выступила испарина, страх начал давить сильнее, увидел муху в паутине, оцепенение, отчаяние его охватило.

      Получают задания ", читают их, разрабатывают план действий и реализовывают его. (Задания в конвертах, дети работают в парах).

  1. Станция «Литературоведческая»

Определить, какие  художественные средства использует автор?

     Слайд 11-задания, 12-ответы.

  • 1. «Костер от сырости зашипел, защелкал, принялся чихать»
  • 2. « шум ветра в вершинах бородатых елей»
  • 3. «Тайга тянулась во все стороны, молчаливая, равнодушная»
  • 4. «Показался маленький, похожий на ноготок, месяц»
  • 5. «голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох»

  1. Станция «Биологическая»

 Слайд 13 –задание

Составьте связный текст:

1 команда: Расскажите, с какими животными, птицами и растениями встретился Васютка в тайге?

2. Команда: Какие реки и озера встретил Васютка, какая в них водится рыба?

 Слайд 14-20- животные, птицы, растения сибирской тайги, о которых рассказывали ребята.

  1. Станция « Географическая»

Ребята представляют схематично маршрут Васютки в соответствии с заданием:

Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от избушки до ночевки на озере;

ОТВЕТ: Отправление – встреча с кедровкой – встреча с глухарем – «Заблудился!» - подготовка к ночи (разжигание огня, запасание дров на ночь, приготовление еды) - подготовка к походу на север – болото - выход к озеру – охота – ночевка на озере.

  1. Станция «Театральная»

Слайд 21

Устное словесное рисование одного из эпизодов:

1. Охота на глухаря

2. Ночевка в лесу

3. Встреча с лесным озером

4. Наконец-то Енисей!

5. Васютка дома

Ребята, для подведения итогов путешествия сдайте маршрутные листы жюри.

Слайд 22 «Подумайте»

  1. В чем заключается главная мысль рассказа?
  2. Почему автор так назвал свой рассказ?
  3. Какие уроки дает природа герою и читателю?
  4. Чему научило вас это произведение?

На 3 вопрос отвечают исследователи.

Вывод: Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили  взрослые, назвав озеро Васюткиным. (Имя ласковое, доброе, чувствуется особое отношение автора к герою). Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым выйти из отчаяния.

    Васютка понял, что человек должен уметь ценить жизнь, родных и близких людей, быть настойчивым в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы. Автор показал, что необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край автор. Нужно изучать и знать природу, уметь ориентироваться, знать повадки животных.

        Мальчик сделал свое маленькое открытие, и писатель пишет, что на земле много еще не открытых мест, так что и у вас, ребята, есть возможность в жизни сделать важное открытие.

Слайд 23-25 – иллюстрации ребят к рассказу.

Слайд 26 - Рефлексия.

Слайд 27-домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему «Над чем заставил вас поразмышлять рассказ В.П.Астафьева?»

   

Уроки тайги

Подобрать цитаты

Основательно готовиться к походу в  тайгу

«Таков старинный порядок :идешь в лес-бери еду,бери спички»

«Эх дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на берегу!Что стоило горсточку в карман сыпануть»

Обозначать особыми приметами дорогу

«Наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди, собьют каблуками мох с валежин,притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка.»

Не тратить попусту порох и дробь

Трепет перед драгоценным «припасом» 9 так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков от роду»

Знать повадки зверей и птиц

Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка

Бережно относиться к тайге

Уметь развести огонь, приготовить пищу, устроиться на ночлег

Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.

Повесил его ( мешок) на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега.

Не терять присутствия духа

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит», - вспомнились ему слова отца и дедушки. Тишина. Васютка рукавом утирает пот со лба и, набравшись храбрости, решительно направляется в сторону темного предмета.

Знать таежные приметы

Почти голая сторона у ели- значит, в ту сторону север, а где ветвей больше-юг.

Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучками. Васютка заволновался: трава растет обычно вблизи больших водоемов.

Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озерах водится белая рыба, но озера эти должны быть проточными.

Если озеро проточное, из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею.

Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоеме.

Приложение 2

Станция « Биологическая»

Ответы: Такие обитатели сибирской тайги встречаются в тексте, дети должны их вставить в связный рассказ.

Птицы: 

  • кедровка-полезная птица, разносит по тайге семена кедра.
  • Глухарь
  • Утки                       На них  Васютка охотился.
  • Кулики
  • Куропатки
  • Черный дяте-желна
  • Синички

Животные:

  • Медведь-редкий житель
  • Рысь
  • Песцы
  • Дикий олень
  • белка

Растения:

  • кедр, кедровые орехи
  • мох
  • трава пучками
  • хвойные деревья: пихта, ели, кедр
  • березки, осины, черемуха, тальник (верба)
  • смородина

Как Васютка относится к обитателям леса?

Васютка наблюдает за повадками животных, знает, что кедровка-птица полезная, разносит семена кедра по тайге.

 У Васютки есть опыт охотника. Он охотится, чтобы прокормить семью, знпет, как охотиться на глухаря.

В то же время воспринимает животных как равных, сердится на кедровку, разговаривает с белкой.

Он хорошо знает жизнь лесных обитателей.

Река Енисей, батюшко, славный, хороший! У него даже дух захватило, так красива, широка, была его родная река.

Речка, вытекающая из озера

Проточное озеро,

Небольшое озеро, подернутое ряской, залив большого озера.

Ценные породы рыб:

  • омуль,
  • стерлядь,
  • осетр,
  • таймень,
  • налим

озерная рыба:

  • щука

сорога

омуль

белая рыба, речная:

пелядь,

чир,

сиг

ерши,

 пескари


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...