ПРОЕКТ «ШКОЛА ЧИТАЕТ Л.Н.ТОЛСТОГО» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
проект по литературе
Представлен опыт реализации проекта "Школа читает Л.Н.Толстого"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_makeevoy_l.a.docx | 26.1 КБ |
prezentatsiyamakeeva.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ШКОЛА ЧИТАЕТ Л.Н.ТОЛСТОГО» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
Чтение – это один из истоков
мышления и умственного развития.
В. Сухомлинский
Современные требованиями ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Программы воспитания и социализации обучающихся отражают важнейшие позиции, связанные с укреплением и популяризацией культурных ценностей и традиций. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «… формирование и развитие читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».[5. с.27].
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания.
Актуальность проекта
Сегодня перед российским обществом стоит задача вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей молодых россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые за последние годы по разным причинам стали меньше читать. А приобщения к чтению надо понимать как общепедагогическую задачу, поскольку понятно, что чтение-это инструмент, посредством которого люди черпают новую информацию на протяжении всей жизни.
Проблема: С одной стороны, социокультурная ситуация, сложившаяся в стране, привела к снижению авторитета печатного слова, вытеснению книги на периферию общественного сознания, разрушению ментальности читающей нации. С другой стороны, уже сегодня в основную школу введен экзамен по русскому языку (устная часть) в 9 классе, где одним из заданий является выразительное чтение текста с последующим его пересказом, развитие читательской грамотности.
Все это все это послужило созданию проекта, способного объединить и привлечь к чтению учащихся, педагогов, родителей нашей школы. Проект дает возможность каждому продемонстрировать свои умения выразительного чтения текста, позволит развить коммуникативную компетентность, пробудить чувства гордости за культурное наследие русской литературы.[3]
2018 год весь мир отмечал юбилей великого русского писателя Л.Н.Толстого – 190 –летие со дня рождения. Его творчество актуально и сегодня, многие поколения читают и перечитывают его произведения вновь и вновь. В рамках литературного образования в школе художественные тексты Л.Н.Толстого изучаются с 1 по 11 класс. Поэтому для реализации нашего проекта мы выбрали творчество именно этого писателя.
Цель проекта: популяризации выразительного чтения художественных текстов Л.Н. Толстого среди учащихся, педагогов, родителей.
Задачи:
- Провести уроки по творчеству Л.Н.Толстого в 1-11 классах;
- Выбрать отрывки из произведения Л.Н.Толстого для выразительного чтения в 1-11 классах;
- Подготовить выступления учащихся, учителей, родителей с выразительным чтением отрывков из произведений Л.Н.Толстого;
- Создать выставку книг Л.Н. Толстого в школьной библиотеке;
- Сделать видеофильм «Школа читает Л.Н.Толстого».
Формы реализации проекта: учебная деятельность, классные и школьные мероприятия.
Организаторы: учителя русского языка и литературы МОБУ «Русская школа», школьный библиотекарь.
Участники : учащиеся 1-11 классы, учителя, родители.
Срок реализации- 2 недели
Содержание проекта:
Подготовительный этап: На данном этапе происходит формирование рабочей группы проекта, которая выбирает тексты произведений Л.Н.Толстого для учащихся 1-11 классов, организует выставку книг писателя в школьной библиотеке, рекламирует проект.
Основной этап: На втором этапе проводятся уроки в 1-11 классах по творчеству Л.Н.Толстого, идет подготовка учащихся 1-11 классов для выразительного чтения текстов в классах, проводится дополнительная реклама, классные коллективы посещают выставку книг великого писателя в школьной библиотеке.
Заключительный этап: На заключительном этапе отбираются ученики, учителя, родители по желанию для видеосъемки. По итогам реализации проекта создается видеофильм «Школа читает Л.Н.Толстого», проводится награждение участников проекта, рефлексия.
Ожидаемые результаты:
- знакомство с текстами произведений Л.Н.Толстого;
- повышение престижа выразительного чтения среди участников образовательного сообщества МОБУ «Русская школа»;
- совершенствование читательской культуры;
- повышение культурологической компетенции учащихся;
- самореализация личности учащихся.
Главным критерием эффективности стала активность учащихся и педагогов во всех мероприятиях, также положительные отзывы всех участников проекта.
Таким образом, наш школьный проект- это способ развития не только читательской компетенции, но и личностных, метапредметных и предметных результатов, необходимых для духовного и нравственного воспитания учащихся через работу с художественными текстами произведений Л.Н.Толстого.
Библиографический список
1. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2013. – с. 42.
2.Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 8 апреля 2015 года. - 557с.
3. Проектная деятельность в учебном процессе. http://www.internet-school.ru/
4.Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Приказ Минобразования России от 17.12.2010 г. № 1897);
5.Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 17.05.2012 г. № 413);
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития. В. Сухомлинский .
. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «формирование и развитие читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя , способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 17.05.2012 г. № 413)
Проблема С одной стороны, социокультурная ситуация, сложившаяся в стране, привела к снижению авторитета печатного слова, вытеснению книги на периферию общественного сознания, разрушению ментальности читающей нации. С другой стороны, в основную школу уже введен экзамен по русскому языку (устная часть) в 9 классе, где одним из заданий является выразительное чтение текста с последующим его пересказом, развитие читательской грамотности.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА популяризации выразительного чтения художественных текстов Л.Н. Толстого среди учащихся, педагогов, родителей.
Провести уроки по творчеству Л.Н.Толстого в 1-11 классах; Выбрать отрывки из произведения Л.Н.Толстого для выразительного чтения в 1-11 классах; Подготовить выступления учащихся, учителей, родителей с выразительным чтением отрывков из произведений Л.Н.Толстого; Создать выставку книг Л.Н. Толстого в школьной библиотеке; Сделать видеофильм «Школа читает Л.Н.Толстого». Задачи:
Реализация проекта осуществляется через : Учебную деятельность; Внеучебную деятельность; Классные и школьные мероприятия.
Участники проекта
! Этапы работы над проектом Деятельность Подготовительный этап: На данном этапе происходит формирование рабочей группы проекта, которая выбирает тексты произведений Л.Н.Толстого для учащихся 1-11 классов, организует выставку книг писателя в школьной библиотеке, рекламирует проект. Основной этап: На втором этапе проводятся уроки в 1-11 классах по творчеству Л.Н.Толстого, идет подготовка учащихся 1-11 классов для выразительного чтения текстов в классах, проводится дополнительная реклама, классные коллективы посещают выставку книг великого писателя в школьной библиотеке. Заключительный этап: На заключительном этапе отбираются ученики, учителя, родители по желанию для видеосъемки. По итогам реализации проекта создается видеофильм «Школа читает Л.Н.Толстого», проводится награждение участников проекта, рефлексия.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО Название Класс «Косточка», басня «Отец и сыновья» 1 класс «Пожар», «Корова», «Орел», «Лебедь» 2 класс «Котенок», «Лев и собачка», 3 класс «Как мужик убрал камень» 4 класс «Кавказский пленник» 5 класс «Детство», «Отрочество», «Юность» 6 класс «После бала» 8 класс «Севастопольские рассказы» 9 класс «Война и мир», «Анна Каренина» 10 класс «Крейцерова соната», «Отец Сергий» 11 класс
Результаты проекта: знакомство с текстами произведений Л.Н.Толстого; повышение престижа выразительного чтения среди участников образовательного сообщества МОБУ «Русская школа»; совершенствование читательской культуры; повышение культурологической компетенции учащихся; самореализация личности учащихся, создание видеофильма «Школа читает Л.Н.Тол стого»
!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...
пед.проект«Дифференцированный подход в обучении математики, как способ развития познавательной активности на уроке
•Формирование качеств творческой личности , развитие самостоятельности в познавательной и практической деятельности...
Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)
Методический семинар...
«Инновационное образовательное учреждение как пространство творческого развития педагога» «Социализация детей - как инновационный способ развития личности учащегося»
Cтатья о работе школы-интерната №7 для детей с ОВЗ. Социализация- как рычаг для успешной социализации учащихся....
Статья:"Сочинение - миниатюра как способ развития речи учащихся ." (из опыта работы)
Как повысить уровень речевых способностей ребенка? Помочь ему говорить и писать выразительно, логично, точно, научить его не просто соединять слова в предложения, а придавать им при этом р...
Мастер -класс по теме: : «Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС».
Мастер -класс по теме: : «Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС»....
«Проектная технология как один из эффективных способов развития одаренности учащихся»
Статья об одном из методов работы с одаренными детьми....