«Стратегии предтекстовой и текстовой деятельности при работе с художественным произведением»
методическая разработка по литературе
Презентация «Стратегии предтекстовой и текстовой деятельности при работе с художественным произведением». Данные стратегии востребованы при реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом», которая направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мониторинг (5 класс)
Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций Умение извлекать информацию, данную в тексте в явном виде. Умение извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы. Умение интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста. Умение анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста. Умение преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст) .
5 классы 4
Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций Стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя (по Н. Н. Сметанниковой)
6 Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главный смысл)
Модель стратегии чтения (по временному отношению к тексту) Предтекстовые Текстовые Послетекстовые - постановка цели чтения - определение характера текста - просмотр заголовка и подзаголовка - предположение о замысле автора - принимает решение о виде чтения, приступает к деятельности - выдвигает гипотезы, которые опровергает или подтверждает в процессе деятельности -обдумывает текст и выполняет задания: репродуктивные, продуктивные, коммуникативные, творческие Деятельность стратегиального чтеца объединяется в три стадии и включает в себя семь шагов
Предтекстовые Мозговой штурм Поставь проблему Предложи решение Рассечение вопроса Прогноз и впечатления Алфавит за круглым столом ?
Текстовые : Спросите автора Следуйте за персонажем книги Чтение в кружок Путешествие по главе книги Чтение с пометками Чтение с вопросами Чтение с обсуждением Карта осмысления и запоминания Мозаика (чтение в складчину)
Послетекстовые : Синквейн Цитаты действующих лиц Карта типа текста Паутина обсуждения Пирамида фактов Сводные таблицы Граф-схема текста Аннотация-реферат-пересказ Взаимовопросы
От заголовка к диалогу с автором: стратегии предтекстовой и текстовой деятельности при работе с художественным произведением. К.Г.Паустовский «Случай с Диккенсом» Стратегия «Мозговой штурм» Ответьте на вопросы: Что вы знаете о Ч. Диккенсе? Что вам известно о К.Г. Паустовском? Как вы думаете, Паустовский будет писать о Диккенсе или чём-то или о ком-то другом? Кто может быть главным героем рассказа? Какое событие в рассказе может быть написано?
К.Г.Паустовский «Случай с Диккенсом» Проверьте свои предположения, обратившись к стратегии «Образ текста» На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ: Жара. Феодосия. Старый скучающий рыбак. Мальчик. Книга. Мальчик ждёт. Рыбак читает. Сопит от увлечения. Мальчик плачет. Рыбак бросает книгу. Говорит с досадой.
К.Г.Паустовский «Случай с Диккенсом» Чтение с остановками — условное название методического приёма по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов.
К.Г.Паустовский «Случай с Диккенсом» 1)Текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования приёма). 2)Текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т.д. 3)Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. 4)Делить на части следует, исходя из логики построения произведения. 5)Остановок не должно быть много (желательно не более пяти), 6)Задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б.Блуму ).
К.Г.Паустовский «Случай с Диккенсом» Примерные вопросы приема «чтение с остановками». По названию предположите, о чем будет рассказ? Какие события могут произойти в описанной обстановке? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его? Что будет с героем после событий рассказа?
К.Г.Паустовский «Случай с Диккенсом» Проверьте себя: Желтые облака над Феодосией. Они кажутся древними, средневековыми. Жара. Прибой гремит жестянками. Мальчишки сидят на старой акации и набивают рот сухими сладкими цветами. Далеко над морем поднимается прозрачная струя дыма. Это идет из Одессы теплоход. ( 1 остановка : Какая картина предстаёт перед нашим взором, опишите своими словами)
К.Г.Паустовский «Случай с Диккенсом» Мрачный рыбак, подпоясанный обрывком сети, свистит и сплевывает в воду. Ему скучно. Рядом с рыбаком на берегу сидит мальчик и читает книгу. «Дай, пацан, поглядеть, что такое за книга», — хрипло просит рыбак. Мальчик робко протягивает книгу. Рыбак начинает читать. ( 2 остановка: Почему рыбак просит у мальчика книгу? Как вы предполагаете дальше будут развиваться события?) Он читает пять минут, десять, он сопит от увлечения и говорит: — Вот это завинчено! Мальчик ждет. Рыбак читает уже полчаса. Облака на небе поменялись местами, мальчишки уже объели одну акацию и полезли на другую. Рыбак читает. Мальчик смотрит на него с тревогой. Проходит час. — Дядя, — шепотом говорит мальчик, — мне надо домой. — К маме? — не глядя на него, спрашивает рыбак. — К маме, — отвечает мальчик. — Успеешь к маме, — сердито говорит рыбак. Мальчик замолкает. Рыбак с шумом перелистывает страницы, глотает слюну. Проходит полтора часа. Мальчик начинает тихо плакать. Теплоход уже подходит к порту и гудит небрежно и величаво. Рыбак читает. ( 3 остановка: Почему рыбак не отдаёт книгу мальчику? Какая фраза повторяется несколько раз в этом абзаце? Почему автор несколько раз повторяет одну и ту же фразу?)
К.Г.Паустовский «Случай с Диккенсом» Мальчик плачет, уже не скрываясь, слезы текут по его дрожащим щекам. Рыбак ничего не видит. Старый пристанский сторож кричит ему: — Петя, зачем ты мучаешь ребенка! Отдай книгу, имей каплю совести. Рыбак удивленно смотрит на мальчика, бросает ему книгу, плюет, говорит с сердцем: — На, собственник, базарная душа, подавись своей книгой! Мальчик хватает книгу и бежит, не оглядываясь, по раскаленному портовому спуску. — Что это была за книга? — спрашиваю я рыбака. — Диккенс, — говорит он с досадой. — Такой прилипчивый писатель — как смола! (4 остановка: Что вы почувствовали, прочитав этот рассказ, какие ощущения у вас возникли? Совпали ли ваши предположения о рассказе?)
Послетекстовая деятельность Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом Постановка концептуального вопроса к тексту - п онимание авторского замысла Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения) Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим? Выполнение творческих заданий
Узелки на память с оставление схем опор по произведению, по биографической справке Название__________________ Автор________________________ Герои произведения___________ Время и место действия____________ Сюжет: Начало событий_____________________ Поворотный пункт событий_______________ Проблема_________________ ____________ Решение проблемы__________________________
Мониторинг (6 класс)
Вывод Данные стратегии востребованы при реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» , которая направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования.
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ В РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Ментальная карта к уроку литературы в 11 классе и методический комментарий к ней. Может быть спользована на этапе обобщения работы по творчеству М.А.Булгакова....
Работа с художественным произведением. Винсент Ван Гог "Комната в Арле" (на русском и французском языках)
Description et analyse Van Gogh a choisi sa chambre dans la « maison jaune » comme sujet de sa toile. Il réalise cette peinture en octobre 1888, ...
Работа с художественным произведением. Данте Алигьери "Божественная комедия"
«Я счастлива, что в сегодняшний торжественный день могу засвидетельствовать, что вся моя сознательная жизнь прошла в сиянии этого великого имени, что оно было начертано вместе с именем другого гения ч...
Работа с художественным произведением. Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"
Работа с картиной....
План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."
Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...
План непосредственно-образовательной деятельности по выразительному чтению художественного произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр" с детьми средней группы
Цель: создание социальной ситуации в процессе ознакомления детей с произведением К.И.Чуковского «Мойдодыр».Задачи: Образовательные:- Формировать представления детей о предметах личн...
План непосредственно-образовательной деятельности по выразительному чтению художественного произведения Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха» с детьми средней группы
Цель: создание социальной ситуации в процессе ознакомления детей с произведением К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».Задачи: Образовательные:- Формировать представления детей о насекомых...