План-конспект урока на тему: "Тема казачества в романе "Тихий Дон""
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Вероника Андреевна Ненашева

План-конспект урока на тему: "Тема казачества в романе" по роману "Тихий Дон". План-конспект составлен таким образом, что иего можно использовать как в очной форме обучения, так и в условиях дистанционного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_tihii_don_kazaki.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

СПБ ГБ ПОУ « Малоохтинский колледж»

 

 

 

 

 

План-конспект урока по дисциплине

ОБД.02 «Литература»

для студентов 1 курса , группы 6011

на тему «Тихий Дон. Тема казачества в романе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал:НенашеваВ.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Тихий Дон. Тема казачества в романе».

Тип урока: комбинированный - ознакомление и понимание значимости казачества в романе-эпопее «Тихий Дон», совершенствование языковых компетенций анализа и чтения текста.

Цели урока:

- познакомить с историей возникновения донского казачества, с их образом жизни, характерными особенностями казачества как сословия;

- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей.

 Задачи:

Дидактическая:

научить детей формулировать цели урока, систематизировать материал.

Формировать умение определять роль определенного персонажа в системе всего произведения.

Формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений и развитие устной и письменной речи.

Развивающая:          

Способствовать формированию умения определять место и роль литературных героев в произведении;

Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся

Воспитательная:          

 Способствовать развитию умениия сочувствовать, сопереживать;

Формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям к отечественной культуре;

Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова

Планируемые результаты урока:

Личностные:

  • Личностное самоопределение
  • Мотивация к изучению русской классической литературы;
  • Нравственно-этическое оценивание содержания романа.

Метапредметные. Регулятивные УУД:

  • Определение и постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Метапредметные. Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Метапредметные. Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: 

Платформа YouTube, платформа, информационная платформа “Система электронного обучения «Академия-Медиа» 3.5” раздаточный материал (тексты для чтения, задания), ТСО (ноутбук, медиапроектор, презентация всего урока).компьютер, проектор, аудио система, презентация в Power Point.

Урок проводится в сопровождении видеофильмов о казаках, тексте романа-эпопее. Все сопроводительные ссылки на текст и фильмы выложены на сайт (в случае, если урок проводится дистанционно).

Ход урока

1. Слово учителя

-«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве. Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно отшумевшие события давали основания главным образом для печали. Но в необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно-исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью то, что всегда волновало Шолохова больше всего, внутреннее богатство и сложность простого человека. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.

Действие романа сосредотачивается в одной из наиболее «сложных» провинций России – на Дону. Кто же составляет население Донской области? Кто такие казаки?

2. Просмотр фрагментов фильма «Донские казаки. Истории и традиции» и беседыпо роману «Тихий Дон».

1) 1 эпизод (5 мин) – образование казачества, внешность казаков (фильм 1).

- Какую роль играет описание быта казаков в начале романа?

(Внимание М.А.Шолохова к быту казаков не случайно. Обычная жизнь, мелочи быта подчиняют человека сложившимся обычаям, нравам, привычкам. Именно в быту проявляется традиционный уклад жизни.)

2) При чтении романа вы не могли не обратить внимание на язык героев. Язык донского казачества довольно своеобразный. Он получил название донских говоров. Эта народная речь, или донской диалект, относится, безусловно, к русскому языку, но в то же время имеет значительные особенности.В традиционном диалекте употребляются специфические донские слова и выражения, отражающие старинный казачий быт, военные занятия, складывавшиеся общественные отношения.

- Какие диалектные слова встретили вы на страницах романа «Тихий Дон»?

О значении большинства слов можно было догадаться по контексту, но если какие-то из них остались для вас не понятыми, вы можете посмотреть в специальный словарь диалектных слов, составленный М.Г.Павловец, Т.В.Павловец

- Донские выражения очень певучи и искрометны, читаешь их и не перестаешь удивляться, как точно в них проявляется душа донского жителя.

3. Отношение казаков к Дону. Анализ стихотворения

 Привольная и братская жизнь сильно привязала казаков к родине. Они славили свой Тихий Дон, называя его “кормилец родимый”. В плену ли, на смертном одре казак, прощаясь со всем, что имел драгоценного в своей жизни, всегда обращался к Дону: “Ты прости, мой Тихий Дон Иванович! Мне по тебе не ездити, дикого зверя не стреливать, вкусной рыбы не лавливать”. Великий русский поэт А.С.Пушкин сумел передать эти чувства в стихотворении “:

Блеща средь полей широких,

Вот он льется!.. Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают Тихий Дон:

От Аракса и Евфрата

Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,

Чуя родину свою,

Пьют уже донские кони

Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,

Для наездников лихих

Сок кипучий, искрометный

Виноградников твоих.

4. Казачий фольклор. Песни. Анализ эпизода

Свои чувства казаки выражали в песенном фольклоре. Истоки донской казачьей песни уходят вглубь столетий. В песнях рассказывалось, прежде всего, о героях-донцах, прославивших себя и своих сподвижников на ратном поле. Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке — Дону, к щедрой природе родного края. Сколько песен сложено о Доне — казачьей реке? А как он уважительно величается:

Ой ты, батюшка наш, славный тихий Дон.

Дон — кормилец наш, Дон Иванович!

Про тебя лежит слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая.

Песня... Она сопутствовала казаку всю жизнь. Обрядовые и бытовые, исторические и походные, хороводные...Не без основания один из первых собирателей донских песен в прошлом веке Андроник Савельев, говоря о природном даровании донцов, назвал их «народом в высшей степени певучим». Тексты старинных песен выказывают душу казачью со всей ее многогранностью. Вот одна из них:

На заре то было, на зорюшке,

На заре то было, на утренней,

На восходе было солнца красного:

Не буйные ветры подымалися,

Не синее море всколыхалося,

Не фузеюшка в поле прогрянула,

Не люта змея в поле присвиснула

Просвиснула пулечка свинчатая;

Она падала, пулька, не на землю,

Не на землю пули и не на воду,

Она падала, пуля, в казачий круг,

На урочную-то на головушку,

Что да на первого есаулушку;

Попадала пулечка промеж бровей,

Что промеж бровей, промеж ясных очей; Упал молодец коню на черну гриву.

5. Казачья свадьба. Анализ эпизода

Конечно же, без песен не обходилась ни одна казачья свадьба.

2 эпизод (5 мин)– свадебный обряд (фильм 3).

- Найдите в романе описание сватовства и свадьбы главного героя романа, Григория Мелехова. Как данные эпизоды характеризуют нравы казаков?

6. Отношение казаков к семье. Самостоятельная работа с текстом (эпизоды), ответы на вопросы

Главная идея романа – идея дома, святости семейного очага, его защиты. Не случайно роман начинается с предыстории семьи Мелеховых. Ответить на вопросы, основываясь на эпизоде об истории семьи Мелеховых и эпизоде описания мирного утра семьи Мелеховых.

- На каких принципах строятся отношения в казачьей семье?

- Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?

3 эпизод (5 мин) – уклад в казачьей семье (фильм 2).

- Какие еще семьи находятся в центре повествования?

7. Форсирование вывода по теме

Вывод: таким образом, казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием, дисциплинированностью, почитанием старших. То есть казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком

Закономерности эпохи заключаются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и ломка их рождает острые, драматические конфликты. Мирный труд казаков, жизнь, наполненная повседневными заботами, запутанные сложные отношения обрываются с войной.

8. Рефлексия. Интерактивный опрос

Уважаемые студенты, как, по вашему мнению, Вы усвоили материал?

Насколько важны образы казаков, их быта и жизни, отношения к семье, в романе-эпопее «Тихий Дон»?

Какова роль казачества в романе и историческом периоде, описанным Шолоховым в романе «Тихий Дон»?

9. Подведение итогов. Выставление оценок

В условиях дистанционного проведения - оценки выставляются по результатам письменных ответов на вопросы, правильности анализов эпизодов и конспектирования материала.

10. Объяснение домашнего задания

11. Заключительное слово

Уважаемые студенты, спасибо за Ваше внимание и работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...