Ревизор
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Открытый урок в 8 классе "Ревизор II действие" анализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_8_kl_revizor_ii_deystvie_analiz.docx | 33.71 КБ |
otkr_ur_gogol_8_kl_revizor_ii_deystvie_analiz_epizoda.pptx | 811.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Анализ эпизода из 2-го действия.
Тема: «Хлестаков и городничий. Анализ эпизода из II действия»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения: исследовательская работа над текстом.
Цель: учиться анализировать особенности литературного произведения, предназначенного для театра (пьесы), работа с эпизодом.
Задачи:
развивать аналитические умения и навыки,
расширять знания о драматургии,
наблюдать связь литературы и других видов искусства,
формировать читательскую самостоятельность,
формировать положительные нравственные ориентации,
развивать свой культурный уровень,
работать в паре, сотрудничать с товарищем,
учиться составлять таблицу.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, презентация, книги-учебники по литературе для 8 класса, тетради.
План урока:
- Организационный момент
- Повторение изученного материала
- Открытие темы урока
- Анализ эпизода «Встреча городничего и Хлестакова в гостинице. VIII явление».
- Обсуждение.
- Вывод урока.
А) Городничий и Хлестаков
- Социальная среда
- Явление «хлестаковщина».
Б) Художественные приёмы
- Итоги
- Домашнее задание
- Рефлексия
Ход урока:
- Организационный момент (готовность к уроку).
- Повторение изученного. Слайды 2, 3, 4
- Открытие темы урока. Слайд 5
О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Тема: «Хлестаков и городничий. Анализ эпизода из II действия» Слайд 6
Какие цели и задачи мы должны перед собой поставить?
Цель: учиться анализировать особенности литературного произведения, предназначенного для театра (пьесы), работа с эпизодом. Слайд 7
Задачи, которые мы перед собой поставим: Слайд 8
развивать аналитические умения и навыки,
овладение разными видами чтения,
расширение знаний о драматургии,
наблюдать связь литературы и других видов искусства,
формирование читательской самостоятельности,
формирование положительных нравственных ориентаций,
развивать свой культурный уровень,
работать в паре, сотрудничать с товарищем,
учиться составлять таблицу.
- Эпиграф: «Ревизор» – это целое море страха. Ю.Манн. Слайд 9
- Анализ эпизода «Встреча городничего и Хлестакова в гостинице. VIII явление».
- Почему городничий решил сам лично встретиться с ревизором?
Ответ. Сохранить инкогнито ревизора, выведать правду (не ошибка ли?), представить себя с лучшей стороны.
Что это у нас в композиции комедии? (Завязка действия, продолжение? Знакомство с главным героем.)
- Просмотр кинофрагмента (2мин.) «Ревизор. Встреча в гостинице». Слайд 10.
- Самостоятельная работа с таблицей «Городничий и Хлестаков». Слайд11
Задание: выписать ремарки, при помощи которых Гоголь характеризует героев.
Приложение 1. Ответ. Слайд12
Городничий | Хлестаков | |
Страх (ремарки) | «Протянув руки по швам, робея, дрожа…» | «Сначала немного заикаясь,..» |
Желание обмануть друг друга | «Дрожа» | «Бодрится. Стучит кулаком по столу». |
Стремление оправдаться | «Вытянувшись и дрожа всем телом» «В сторону и вслух». | «…к концу речи говорит громко». «В размышлении». |
Общая логика поведения (сами выдают себя, льстят друг другу), язык | «Поднося бумажки». «В сторону и вслух». «…с лицом, принимающим ироническое выражение». «Окидывая глазами комнату». | «Принимая деньги». «К городничему и Добчинскому». |
- Обсуждение.
- О чём нам говорят ремарки автора?
- Как меняются во время разговора герои? Проследить темы разговоров.
- Как меняется поведение героев в 9, 10 действиях?
Почему несообразности и странности (рассказ об отце) в поведении Хлестакова никак не озадачивают городничего?
Почему, находясь в бедственном положении, Хлестаков легко принимает «обхаживание» городничего за выражение глубокого уважения и почтения к его личности?
Ответ: Хлестаков глуп, хвастлив. Он смелеет, наглеет (спрятал деньги в карман, не заплатив за гостиницу), проболтался, откровенничает, начинает рисоваться (готов служить бескорыстно, «душа жаждет просвещения»), соглашается на переезд из гостиницы и на экскурсию по городу.
Городничий, подсунув взятку в двойном размере, берёт ситуацию под контроль (ревизор будет жить у него дома!, во время ревизии показывать будут то, что ему выгодно показать, везде будут свои люди).
Вывод записать.
- Выводы урока. Слайд 13
1.Городничий и Хлестаков – выразители одной и той же действительности, представители одной и той же социальной среды.
1. Запишите лексическое значение словосочетания.
Социальная среда – это…(среда, связанная с обществом, с жизнью и отношениями людей в обществе, общественная)
2. В чём проявляется сходство городничего и Хлестакова в явлении 8? (записать)
Ответ. Как относятся чиновники к службе?
- Все чиновники ведут праздный и беспечный образ жизни, желают наград и денег. Их занятия – игра в карты, взяточничество.
- Характер персонажей рисуется штрихами, но очень убедительными. Раскрывается чудовищная картина всеобщего грабежа.
3. Явление «хлестаковщина». Вспомнить определение. Что мы поняли нового об этом герое и о самом явлении? Слайд 14
Ответ:
Иван Александрович Хлестаков - чиновник низшего 14-ого класса из Петербурга. Слайд 15
Сделавшись виновником всеобщего обмана, он никого не обманывал, у него совсем нет реплик «в сторону», так как у него что на уме, то и на языке. Для него не существует недоразумений, так как он совсем не умеет анализировать обстановку. Он — как вода, принимающая форму любого сосуда. У него необыкновенная приспособляемость. Он с успехом сыграет роль ревизора, даже не поняв, что он её играет, начав догадываться лишь к середине четвёртого действия
Гоголь:
«Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек…сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо… в нём всё сюрприз и неожиданность»
Хлестаков о себе:«Ведь на то живёшь, чтоб срывать цветы удовольствия»
Бобчинский: «Молодой человек, лет двадцати трёх или четырёх с небольшим»
Добчинский: «Шантрет / шатен/, и глаза такие быстрые, как зверьки»
Городничий говорит найти (стр. ): « А ведь какой невзрачный, низенький… ногтем бы придавил его» Слайд16
2. Художественные приёмы
Говорящие фамилии Слайд 17
Фамилия Хлестаков говорит о том хлёстком впечатлении, которое старается произвести своим поведение и речью этот герой на окружающих. Говорит о Хлестакове и фамилия его приятеля Тряпичкина, который по своим качествам схож с главным героем: недаром городничий, подчёркивая ничтожество Хлестакова, называет его «тряпкой».
Говорящим является и название деревни Хлестакова – Подкатиловка. Вспомним, как мечтал Хлестаков приехать домой в петербургском костюме, «подкатить этаким чёртом» к какому-нибудь помещику, то есть произвести эффект.
Алогизмы (найти) («гостеприимство с самого детства»), эффект взаимного непонимания, оксюморон («губернская мадера»), риторические вопросы, реплики в сторону, которые разоблачают героя, парные персонажи, падение персонажа (комичная ситуация), отсутствие драматического конфликта, два конфликта (внутренний и внешний) (Внешний: между Хлестаковым как ревизором и чиновниками города. Взаимоотношения героев основаны на недоразумении, а не на глубоких противоречиях между ними. Эта сторона конфликта очень важна для общего построения произведения. Внутренний: между властью и народом. Гоголь стремится показать, что все злоупотребления и крайности не соответствуют идеалу человека и общества. Важнейшей художественной задачей автора стало сорвать маску с «благонамеренных лиц».) В пьесе не герой управляет сюжетом, а сюжет несет героя.
Слайд 18
Хлестаков – главный герой комедии. Именно вокруг него, как вокруг стержня, организуются все персонажи.
Комплекс качеств, воплощённых в образе Хлестакова (бахвальство, не подкреплённое реальными возможностями, делами, стремление казаться не тем, что ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке, соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием) дал основание выделить именно этот образ широчайшее жизненное обобщение и дать ему нарицательное название «хлестаковщина».
Хлестаков и хлестаковщина. (Читает учащийся) Слайд 19
Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца.
Д.С. Мережковский: «…весь он точно «ветром подбит», едва земли касается», - вот-вот вспорхнёт и улетит.
В.В. Набоков: «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создаёт ощущение лёгкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлёпанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покровителя сердец… Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать всё, что подкидывает ему счастливый случай. Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделён неким обманчивым обаянием, изяществом поведения, услаждающим дам, привыкшим к грубым манерам дородных городских тузов. Он беспредельно и упоительно вульгарен, и тузы вульгарны – вся пьеса, в сущности… состоит из особой смеси различных вульгарностей»
- Итог: Слайд 20
Таким образом, в центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести интригу, игру. Он даже не догадывается о положении, в которое он попал и не пытается извлечь из него выгоду. Значит, не герой будет вести действие, а действие станет вести героя – так можно условно, но ёмко обозначить главную особенность построения комедии. В этом и состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре. Именно такое построение комедии придаёт пьесе необычность, даже фантастичность. Поэтому пьеса до сих пор вызывает интерес со стороны деятелей театра и читателей.
- Домашнее задание: Прочитать III действие и кратко пересказать;
продолжить составление таблицы.( См. Приложение 2 )Слайды 21, 22 - Рефлексия.
- Я всё понял на уроке, хорошо и активно работал.
- Мне было трудно, многое непонятно, мне нужно ещё много работать по этой теме.
- Я ничего не понял на уроке. Мне было скучно.
Приложение 1.
Городничий | Хлестаков | |
Страх (ремарки) | «Протянув руки по швам, робея, дрожа…» | «Сначала немного заикаясь…» |
Желание обмануть друг друга | ||
Стремление оправдаться | ||
Общая логика поведения (сами выдают себя, льстят друг другу), язык |
Приложение 2.
Чиновники, Анна Андреевна, Марья Антоновна | Хлестаков |
«Нам ещё более приятно видеть такую особу.» «Как можно-с, вы делаете много чести, я этого не заслуживаю.» «Я живу в деревне.» | «Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне ещё приятнее.» «Вы, сударыня, заслуживаете.» «Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…» |
«Чин такой, что ещё можно постоять.» | |
«Вы, верно, и в журналы помещаете?» «Скажите, так это вы были Брамбеус?» | |
«Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение? | |
«Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы.» | |
«Это господина Загоскина сочинение.» | |
«Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев» |
Приложение 3.
Рефлексия.
- Я всё понял на уроке, хорошо и активно работал.
- Мне было трудно, многое непонятно, мне нужно ещё много работать по этой теме.
- Я ничего не понял на уроке. Мне было скучно.
Рефлексия.
- Я всё понял на уроке, хорошо и активно работал.
- Мне было трудно, многое непонятно, мне нужно ещё много работать по этой теме.
- Я ничего не понял на уроке. Мне было скучно.
Рефлексия.
- Я всё понял на уроке, хорошо и активно работал.
- Мне было трудно, многое непонятно, мне нужно ещё много работать по этой теме.
- Я ничего не понял на уроке. Мне было скучно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер
Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ Аммос Федорович Ляпкин-Ляпкин - судья
Осип слуга Хлестакова «…на деревне лучше: лежи весь век на полатях да ешь пироги» ( о жизни) «…не хочешь платить—изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет » (о Петербурге) «добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка * простой ( * коллежский регистратор-чиновник самого низшего 14 класса) « генерал, да только с другой стороны» ( о Хлестакове) « что, там другой выход есть?» ( о доме Городничего)
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий . Иван Александрович Хлестаков
Хлестаков и городничий. (Анализ эпизода из II действия)
Цель урока: учиться анализировать особенности литературного произведения, предназначенного для театра (пьесы), работа с эпизодом.
Задачи урока: развивать аналитические умения и навыки, расширять знания о драматургии, наблюдать связь литературы и других видов искусства, формировать читательскую самостоятельность, формировать положительные нравственные ориентации, развивать свой культурный уровень, работать в паре, сотрудничать с товарищем, учиться составлять таблицу.
«Ревизор» – это целое море страха. Ю.Манн
Встреча в гостинице
Городничий Хлестаков Страх (ремарки) «Протянув руки по швам, робея, дрожа…» «Сначала немного заикаясь…» Желание обмануть друг друга Стремление оправдаться Общая логика поведения (сами выдают себя, льстят друг другу), язык
Городничий Хлестаков Страх (ремарки) «Протянув руки по швам, робея, дрожа…» «Сначала немного заикаясь...» Желание обмануть друг друга «Дрожа» «Бодрится. Стучит кулаком по столу». Стремление оправдаться «Вытянувшись и дрожа всем телом» «В сторону и вслух». «…к концу речи говорит громко». «В размышлении». Общая логика поведения (сами выдают себя, льстят друг другу), язык «Поднося бумажки». «В сторону и вслух». «…с лицом, принимающим ироническое выражение». «Окидывая глазами комнату». «Принимая деньги.» «К городничему и Добчинскому ».
Вывод 1. Запишите лексическое значение словосочетания. Социальная среда – это… 2. В чём проявляется сходство городничего и Хлестакова в явлении 8? (записать)
Что такое хлестаковщина ?
Иван Александрович Хлестаков - чиновник низшего 14-ого класса из Петербурга Сделавшись виновником всеобщего обмана, он никого не обманывает, у него совсем нет реплик «в сторону», так как у него что на уме, то и на языке. Для него не существует недоразумений, так как он совсем не умеет анализировать обстановку. Он—как вода, принимающая форму любого сосуда. У него необыкновенная приспособляемость. Он с успехом сыграет роль ревизора, даже не поняв, что он её играет, начав догадываться лишь к середине четвёртого действия. Гоголь: «Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек…сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо.. в нём всё сюрприз и неожиданность» Бобчинский : «Молодой человек, лет двадцати трёх или четырёх с небольшим» Добчинский : « Шантрет / шатен/, и глаза такие быстрые, как зверьки» Хлестаков о себе :« Ведь на то живёшь, чтоб срывать цветы удовольствия»
Хлестаков Иван Александрович Городничий : « А ведь какой невзрачный, низенький… ногтем бы придавил его»
Говорящие фамилии Фамилия Хлестаков говорит о том хлёстком впечатлении, которое старается произвести своим поведение и речью этот герой на окружающих. Говорит о Хлестакове и фамилия его приятеля Тряпичкина , который по своим качествам схож с главным героем: недаром городничий, подчёркивая ничтожество Хлестакова, называет его «тряпкой». Говорящим является и название деревни Хлестакова – Подкатиловка . Вспомним, как мечтал Хлестаков приехать домой в петербургском костюме, «подкатить этаким чёртом» к какому-нибудь помещику, то есть произвести эффект.
Хлестаков – главный герой комедии. Именно вокруг него, как вокруг стержня, организуются все персонажи. Комплекс качеств, воплощённых в образе Хлестакова (бахвальство, не подкреплённое реальными возможностями, делами, стремление казаться не тем, что ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке, соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием) дал основание выделить именно этот образ широчайшее жизненное обобщение и дать ему нарицательное название «хлестаковщина»
Хлестаков и хлестаковщина Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца . Д.С. Мережковский : «…весь он точно «ветром подбит», едва земли касается», - вот-вот вспорхнёт и улетит. В.В. Набоков : «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создаёт ощущение лёгкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлёпанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покровителя сердец… Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать всё, что подкидывает ему счастливый случай. Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделён неким обманчивым обаянием, изяществом поведения, услаждающим дам, привыкшим к грубым манерам дородных городских тузов. Он беспредельно и упоительно вульгарен, и тузы вульгарны – вся пьеса, в сущности… состоит из особой смеси различных вульгарностей»
Итог: Таким образом, в центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести интригу, игру. Он даже не догадывается о положении, в которое он попал и не пытается извлечь из него выгоду. Значит, не герой ведёт действие, а действие ведёт героя – так можно условно, но ёмко обозначить главную особенность построения комедии. В этом и состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре. Именно такое построение комедии придаёт пьесе необычность, даже фантастичность. Поэтому пьеса до сих пор вызывает интерес со стороны деятелей театра и читателей.
Домашнее задание: Прочитать I II действие и кратко пересказать; продолжить составление таблицы. Желаю творческих успехов!
Чиновники, Анна Андреевна, Марья Антоновна Хлестаков «Нам ещё более приятно видеть такую особу.» «Как можно-с, вы делаете много чести, я этого не заслуживаю.» «Я живу в деревне.» «Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне ещё приятнее.» «Вы, сударыня, заслуживаете.» «Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…» «Чин такой, что ещё можно постоять.» «Вы, верно, и в журналы помещаете?» «Скажите, так это вы были Брамбеус ?» «Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение? «Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы.» «Это господина Загоскина сочинение.» «Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев»
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ВВЕДЕНИЕ Выбор нашей темы обусловлен тем, что нам по ...
«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».
Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...
Гоголь. "Ревизор"
1 урок-знакомство с действующими лицами комедии....
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников....
План- конспект урока (сценарий урока). Тема: К нам едет ревизор! (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)
План- конспект урока (сценарий урока).Тема: К нам едет ревизор! (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор») Предмет: литератураКласс: 8 классТема и номер урока в теме: Н.В. Гоголь, комедия «Реви...
Чиновники на приеме у ревизора.Анализ 4 действия комедии Гоголя "Ревизор"
Урок по анализу 4 действия комедии Гоголя "Ревизор".Презентация с использованием фрагментов из спектакля Театра Сатиры....
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"
Презентация к заключительному уроку литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"...