Чиновники на приеме у ревизора.Анализ 4 действия комедии Гоголя "Ревизор"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок по анализу 4 действия комедии Гоголя "Ревизор".Презентация с использованием фрагментов из спектакля Театра Сатиры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chinovniki_na_prieme_u_revizora.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
"ЧИНОВНИКИ НА ПРИЕМЕ У "РЕВИЗОРА".
(Анализ 4 действия комедии "Ревизор")
Цели:
- Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
- Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.
- Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.
Оборудование: фрагменты из спектакля “Ревизор” (Театр Сатиры)
Ход урока
1. Создание проблемной ситуации.
С.1 Тема урока.
С.2 «Чиновники на приёме у «ревизора» (анализ 4 действия)
С.3 Цели урока.
С.4. С.5. Проверка содержания 4 действия. Тест.
Тест.
- Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
- Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
- Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
- Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
- Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
- Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
- “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
- Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
- Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
- У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)
С.6 Эпиграф. Хлестакову принадлежит главная
роль в действии. Около него
обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.
Ю. Манн.
- Объясните его смысл.
С.7 , 8, 9. Как играли роль Хлестакова? (Одни как глупца, другие как хитрого обманщика)
Сформулируйте проблему, которую мы должны решить, анализируя 4 действие комедии.
(Кто Хлестаков: глупец или хитрец.)
2. Анализ 4 действия комедии.
С.10 - С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)
С. 11, 12
Словарная работа.
- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.
(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. )
С.13
- Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово «взятка” на просторечное слово “подсунуть”? (Чиновники «скрывают» свое преступление, говорят иносказательно.)
-С.14.
Почему чиновники думают, что взятка нужна? (Они не знают других отношений между проверяющим и подчиненным.)
С.15.
- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток? (Обезопасить себя, подкупить проверяющего, избежать наказания…)
С.16. Явление 3.
- Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”)
С.17.
- Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку? (Со страхом, знает, что преступает закон.)
С.18. Явление 4.
-Как дает взятку почтмейстер? (Страха мало. Знает, что доказать его упущения почти невозможно.)
Явление 5.
- Как он обращается к Хлестакову? Какова его речь? Как она характеризует Хлопова? (Как к духовному лицу.)
- Почему Хлестаков берет взятки? (У него нет такой цели. Он берет взаймы)
Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).
- Почему Земляника заходит к Хлестакову последним? (Он бывалый и опытный.)
- Почему он доносит на своих? (Земляника последний, его невозможно проверить и бояться ему нечего, да и угостил он ревизора наславу).
- Почему Бобчинский и Добчинский взяли так мало денег? (Они помещики, никакой ревизор им нестрашен. Они ошарашены тем, что он попросил у них денег.)
- Почему Хлестаков берет взятки и от купцов? (Дают, поэтому и берет.)
- Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Осип намекнул.)
- Почему уехать предлагает Осип? (Слуга умнее)
- О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? Яв. 12- 14.
(Нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.)
Что испытывает городничий в конце 4 действия? (Счастье. Готовился в Сибирь, а тут вознесся до небес.)
Какие пороки высмеял Гоголь? (Запишите их в тетрадь) (Корыстолюбие, взяточничество, мошенничество, ябедничество, коррупцию, безответственность, воровство и т.д.)
Обобщение изученного.
Синквейн.
1 Вариант о Хлестакове. (Например)
1. Хлестаков.
2. Пустой, хвастливый.
3. Играет, врет, не думает.
4. Легкость в мыслях необыкновенная.
5. Глупец.
2 Вариант о чиновниках. (Например)
1. Чиновники.
2.Халатные, корыстные.
3. Не работают, скрывают, крадут.
4. На вору и шапка горит.
5. Хапуги.
Домашнее задание.
1.Устное сообщение «Сходство и различие между Хлестаковым и чиновниками уездного города».
2. Подготовиться к анализу 5 действия.
Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.
Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...
План- конспект урока: Комедия Грибоедова «Горе от ума» (I действие комедии. Своеобразие конфликта).
Работа над I д. комедии Грибоедова "Горе от ума"...
Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова
Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова...
Анализ IV действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Занятие рассчитано на 60 минут. Содержится полный анализ 4 действия. Используются различные формы работы: фронтальная, индивидуальная. Словарная работа. Связь с другими видами искусства....
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...
Хлестаков и городничий (анализ II действия комедии Н.Б. Гоголя «Ревизор»).
Цели:1. Знакомство с содержанием II действия и его анализ. Продолжение работы над характеристикой Хлестакова. Понятие о несоответствии как основе комического.2. Введение понятия «анализ монолога...
План – конспект урока по литературе «Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ IV действия комедии «Ревизор»
Цели:1. Актуализировать знание о творчестве Н. В. Гоголя.2. Формировать умение формулировать основную мысль сообщения по его теме.3. Формировать умение сбора и анализа материала о героях....
- Мне нравится (1)