Рабочая программа по литературе 10 класс по ФГОС ОО на 2020-2021 учебный год.
рабочая программа по литературе (10 класс)
Рабочая программа составлена на основе Примерных рабочих программ предметной линии учебников под редакцией В.П.Журавлева,Ю.В.лебедева 10-11 классы (базовый уровень).Авторы :А.Н.Романова ,Н.В.Шуваева.Москва " Просвещение",2019 год. Программа содержит в себе ВПМ по литературе для 10 класса "Литература и историческое прошлое народа", рассчитанный на 32 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babasyuk_e.v._literatura_10.docx | 57.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе
Предмет | Литература |
Класс | 10 |
Стандарт | ФГОС ОО |
Количество часов в неделю | 3 |
Количество часов за год | 105 |
Уровень | Базовый |
Срок реализации | 1 год |
Краткое содержание | 1.ВВЕДЕНИЕ (1 час) 2.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА 3.ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (10) 4.Николай Гаврилович Чернышевский (2 часа) 5ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ (10 часов) 6.АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (7 часов) 7.ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (2 часа) 8.Русская поэзия во второй половине XIX века (обзор) (1ч.) 9.Некрасов Н.А(12 часов) 10.АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (2 часа) 11.АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ (5 часов). 12МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН 4 часа) 13ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (8 ч) 14.РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 15.ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (17 часов) 16НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ (3 часа) 17.СТРАНИЦЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18.АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (8 часов) 19. Заключение МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (6 часов) В том числе внутрипредметный модуль «Литература и историческое прошлое» 32 часа |
Учебник | Лебедев Ю.В. Литература 10 класс - М.изд. «Просвещение», 2019 |
Планируемые результаты усвоения учебной программы по литературе в 10 классе
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступков героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе или прочитанных самостоятельно.
- Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим
отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
отметкой "4" оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеров и поступков главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, о знании основных вопросов теории, но о недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; об ограниченных навыках разбора и о недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трёх ошибок в содержании ответа или иных недостатков в композиции и языке ответа.
отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.
Оценка чтения наизусть
При чтении поэтического или прозаического текста наизусть ученик обязан
- указать автора и название произведения;
- безошибочно воспроизвести текст;
- понимать смысл и значение текста;
- во время чтения грамотно расставлять логические ударения; выдерживать паузы там, где это необходимо; соблюдать соответствующий смыслу текста темп чтения и интонацию; использовать при необходимости мимику и жесты.
Отметка "5" ставится при соблюдении всех перечисленных условий.
Отметка "4" ставится при несоблюдении одного из перечисленных условий.
Отметка "3" ставится при несоблюдении двух-трёх из перечисленных условий (уверенное знание текста при невыразительном чтении; выразительное, но неуверенное чтение текста; немотивированные паузы; неумение расставлять логические ударения и/или соблюдать соответствующий смыслу темп чтения).
Отметка "2" ставится при слабом знании текста (три и более немотивированных пауз, фактические ошибки при воспроизведении текста, неполное воспроизведение текста).
Отметка "1" ставится при неготовности ученика к чтению наизусть, при полном незнании текста.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка;
- самостоятельность суждений и выводов.
Отметка "5" ставится за сочинение
- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
- допускаются одна-две неточности в содержании.
Отметка "4" ставится за сочинение
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от неё; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
- допускаются две-три неточности в содержании, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на вопрос, сформулированный в теме, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-5 речевых недочётов (ошибок).
Отметка "2" ставится за сочинение, которое
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок;
- по объёму менее рекомендованного минимума (в старших классах минимальный объём составляет 200 слов при условии, что сочинение пишется в течение одного академического часа).
Отметка "1" ставится за сочинение
- написанное не на данную тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и о неумении излагать свои мысли;
- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки "2";
- списанное из внешнего источника.
(105 часа)
1.ВВЕДЕНИЕ(1 час)
Цели изучения литературы в 10 классе, задачи литературоведения как науки. Значение целостного изучения творческого пути писателя, роль генетических, диалогических и типологических связей в анализе литературного произведения. Краткая характеристика таких научных направлений, как историческая поэтика, сравнительно-историческое литературоведение, историка-функциональное изучение литературы.
Теория литературы: литературоведение.
2.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА( 3 часа)
Русская литература XIX века на этапе становления реализма как литературного направления. Своеобразие становления реализма в русской литературе в контексте европейского литературного процесса и общекультурного развития европейских стран. Национальное своеобразие русского реализма, стремящегося к широте изображения жизни в общенациональном ракурсе, шекспировской полноте постижения человеческих характеров, христианскому гуманизму в оценке окружающего мира. Эволюция русского реализма от первых десятилетий XIX века к 1840-м годам и ко второй половине века: от пушкинского универсализма к индивидуальным стилям писателей 1860—1870-х годов, от образцовых статей В. Г. Белинского к нескольким направлениям в литературной критике, отстаивающим противоположные общественные и эстетические позиции.
Теория литературы: историко-литературный процесс, романтизм и реализм как литературные направления.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО
РОМАНА XIX ВЕКА
Формирование и развитие реализма в зарубежной прозе XIX века. Творчество наиболее крупных представителей этого литературного направления: Стендаля, Бальзака, Диккенса.
Стендаль. Обзор жизни и творчества писателя. Герой-индивидуалист в романе Стендаля «Красное и чёрное». Судьба личности в контексте масштабных исторических событий в романе «Пармская обитель».
Оноре де Бальзак. Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Замысел «Человеческой комедии». Социально-психологический анализ современного общества в романах «Евгения Гранде» и «Отец Горио», новелле «Гобсек». Значение романов Бальзака для развития русской литературы.
Чарльз Диккенс. Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Гуманистический пафос прозы Диккенса. «Рождественская песнь в прозе». Рождественские повести Диккенса. Религиозно-философская основа произведений, утверждающих способность человека к нравственному возрождению. Роман «Домби и сын». Мастерство писателя, соединившего психологизм и социальную проблематику, жёсткую критику буржуазного общества и горячую веру в человека.
Теория литературы: реализм как литературное направление.
3.ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (10)
Становление писателя, формирование его убеждений. Важнейшие особенности мироощущения писателя, его умение прочувствовать красоту преходящих мгновений, «уловить современность в её преходящих образах».
«Записки охотника». Творческая история цикла, его художественное своеобразие.
Повести «Муму» и «Постоялый двор». Роман «Рудин» — произведение, в котором выразился трагизм поколения 1840-х годов, приверженцев философского идеализма, мало знакомых с практической жизнью. Повести о трагическом смысле любви и природы: «Поездка в Полесье», «Фауст», «Ася».
Роман «Дворянское гнездо». Проблематика романа, роль любовного сюжета в художественном мире произведения. Образ Лизы Калитиной в контексте традиций русской литературы.
Роман «Накануне». Образы Инсарова и Елены, цена жизненного выбора героев. Особенности тургеневского романа. Сложность общественно-политической позиции Тургенева, его стремление снять противоречия и крайности непримиримых общественных течений 1860—1870-х годов. Разрыв с «Современником», значение споров о романе «Накануне» в современной Тургеневу критике.
Роман «Отцы и дети». Творческая история романа, этапы работы Тургенева над произведением о поколении нигилистов, прототипы образа Евгения Базарова. Трагический характер конфликта, в котором «обе стороны до известной степени правы». Споры Базарова с Павлом Петровичем, сильные и слабые стороны в позициях каждой из конфликтующих сторон. Базаров и Аркадий. Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание героя любовью, его мировоззренческий кризис. Базаров под крышей родительского дома. Второй круг жизненных странствий Базарова. Противоречивые стороны натуры героя, рост его личности, одиночество Базарова среди противников и мнимых единомышленников. Трагическое разрешение центральной коллизии романа. Авторское отношение к герою. «Отцы и дети» в русской критике.
Творческий кризис Тургенева и его отражение в романе «Дым». Общественный подъём 1870-х годов. Роман «Новь». Отношение писателя к революционному народничеству. Творческий путь И. С. Тургенева в конце 1860-х — 1870-е годы. Последние годы жизни писателя.
Стихотворения в прозе: основные мотивы, переклички стихотворений с прозой Тургенева, особенности жанра стихотворений в прозе.
Теория литературы: роман как литературный жанр, литературный герой и его прототип, творческая история, проблематика литературного произведения, система образов, авторская позиция и средства её выражения в эпическом произведении, трагическое в искусстве.
4.Николай Гаврилович Чернышевский(2 часа)
Биография Чернышевского, формирование его взглядов. Эстетические воззрения Чернышевского.
Роман «Что делать?». Творческая история произведения, его жанровое своеобразие. Значение романа «Что делать?» в истории русской литературы и революционного движения. Художественная специфика произведения: композиция романа, система образов, реальность и сны, особые группы персонажей: «старые люди», «новые люди», «особенный человек». Мораль «новых людей», их взгляды на любовь и семейные отношения, основанные на вере в добрую природу людей, наделённых инстинктом общественной солидарности. Утопическое изображение общества будущего в четвёртом сне Веры Павловны.
Каторга и ссылка Чернышевского. Роман «Пролог». Эволюция взглядов писателя.
Теория литературы: социально-философский роман, проблематика, идея, иносказание.
5ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ(10 часов)
Биография писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова.
Роман «Обыкновенная история»: поиск золотой середины между беспочвенной мечтательностью и расчётливым прагматизмом.
Цикл очерков «Фрегат „Паллада“». Наблюдения писателя и результат его размышлений о противоположности прагматичного европейского мира и самобытной русской цивилизации.
Роман «Обломов». Образ Ильи Ильича Обломова в контексте художественного мира романа, полнота и сложность его характера. Образ Захара, его роль в романе. Истоки характера героя в эпизоде «Сон Обломова». Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл житейского противостояния и взаимной душевной привязанности героев. Обломов и Ольга Ильинская. Проявление лучших душевных качеств героев в истории их любви. Неизбежность драматического финала любовной истории. Обломов и Агафья Пшеницына. Историко-философский смысл романа. Н. А. Добролюбов и А. В. Дружинин о романе «Обломов».
Творческая история романа «Обрыв». Ключевые образы романа: Райский, бабушка, Марфенька, Вера, нигилист Марк Волохов. Философский смысл сюжета: судьба Веры и судьба будущей России. «Обрыв» в оценке русской критики.
Теория литературы: роман как литературный жанр, реалистический роман, типическое в литературе, искусстве. Система образов произведения, сюжет и композиция, характер в литературе. Антитеза. Интерьер. Художественная деталь. Художественная интерпретация, литературно-критическая интерпретация произведения.
6.АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ( 7 часов)
Жизнь и творчество драматурга, общенациональное содержание творчества Островского.Исторические и семейные истоки художественной индивидуальности драматурга. Проблематика и художественное своеобразие комедий Островского «Свои люди — сочтёмся», «Бедность не порок», созданных в период сотрудничества писателя с редакцией журнала «Москвитянин». Сближение Островского с кругом «Современника». Расширение тематического диапазона его драм.
Драма «Гроза». Творческая история произведения. «Гроза» как русская трагедия. Конфликт и расстановка действующих лиц. Катастрофическое состояние мира и его отражение в характерах героев драмы. Общенациональный масштаб художественного обобщения. Образы грозы и Волги в пьесе. Религиозная основа бытового конфликта в семействе Кабановых. Образ главной героини, народные истоки характера Катерины. Особенности трагической коллизии в пьесе, её социальные и религиозные корни. Н. А. Добролюбов и А. А. Григорьев о «Грозе» Островского.
Творческая эволюция драматурга. Своеобразие пьес Островского конца 1860—1870-х годов, по-новому развивающих прежние мотивы. Весенняя сказка «Снегурочка». Фольклорная образность и философские мотивы пьесы. Драма «Бесприданница». Глубина социально-психологических характеристик героев пьесы. Поэтичность и драматизм образа Ларисы.
Неповторимый национальный облик драматургии Островского, роль Островского в создании русского театра.
Теория литературы: драма как род литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Конфликт в драматическом произведении, этапы развития действия. Монолог, диалог, речевая характеристика персонажа. Образ-символ. Авторская позиция в драме и средства её выражения.
7.ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ(2 часа)
Становление личности поэта. Связь поэзии Тютчева с традициями его древнего рода, с историей и природой Орловщины. Тютчев и поколение любомудров, философские и политические взгляды поэта-дипломата. Философская проблематика и художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Стихотворения: «Silentium!», «14 декабря 1825 года», «Не то, что мните вы, природа...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Цицерон», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Наш век», «Над этой тёмною толпой...», «Неман», «Эти бедные селенья...», «Есть в осени первоначальной...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»).
Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития: общественные истоки трагических мотивов тютчевской лирики. Основные темы творчества поэта-философа. Мир природы в поэзии Тютчева. Любовная лирика Тютчева, её биографическое и философское содержание. Трагические противоречия бытия, хаос и космос в лирике Тютчева. Тема России, историософские взгляды поэта. Поэтическое открытие русского космоса в зрелых произведениях Тютчева.
8.Русская поэзия во второй половине XIX века (обзор) (1ч.)
9.Некрасов Н.А(12 часов)
Теория литературы: лирика как род литературы. Философская поэзия. Пейзажная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике.
Народные истоки мироощущения Некрасова, близость поэта к народу, его способность выразить одухотворённую красоту страдания и высокие идеалы народа.
Детство и отрочество Некрасова, семья поэта, впечатления детских и юношеских лет, сформировавшие характер Некрасова. Петербургские мытарства. Встреча с В. Г. Белинским. Некрасов — журналист и издатель.
Лирика Некрасова. Стихотворения «В дороге», «Тройка», «На Волге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Еду ли ночью по улице тёмной...», «Внимая ужасам войны...», «Поэт и Гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Зелёный Шум», «Влас», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Блажен незлобивый поэт...», «О Муза! я у двери гроба...». Основные мотивы лирики поэта. Звучание темы поэтического призвания в стихотворениях Некрасова. Народ в лирике Некрасова. Поэтическое многоголосие: особенности поэтики Некрасова, основанные на его художественной отзывчивости к народной судьбе и народной речи.
Своеобразие сатирических стихов Некрасова. Тонкий психологизм и наблюдательность поэта при создании сатирических масок.
Своеобразие любовной лирики Некрасова: глубокое постижение женской души, соединение социальных и личных мотивов в стихотворениях о любви.
Поиск героя нового времени в поэме «Саша».
Поэзия Некрасова в преддверии реформы 1861 года, поворот в художественных исканиях Некрасова, попытка создать собирательный образ на- рода-героя в поэме «Тишина».
Поэма «Коробейники». Закономерный этап творческой эволюции Некрасова: открытый выход не только к народной теме, но и к народу как читателю.
Поэма «Мороз, Красный нос». Трагедия одной крестьянской семьи и судьба всего русского народа. Национальные черты образов Дарьи и Прокла.
Историко-героические поэмы «Дедушка» и «Русские женщины».
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения. Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Роль фольклорных мотивов в художественном мире произведения. Проблема завершённости-незавершённости.
Образ крестьян-правдоискателей в начале поэмы, первоначальные представления странников о счастье. Перелом в направлении поисков «счастливого». Ключевые образы поэмы (Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий и др.), постепенное рождение в сознании народа образа другого «счастливца», борца за духовные святыни. Работа Некрасова над финальной частью поэмы, вера поэта в пробуждение народных сил, нескорое, но неизбежное утверждение народной Правды.
«Последние песни». Годы болезни Некрасова, проблематика его последних лирических произведений.
Теория литературы: лирический герой, биографические мотивы в лирике. Жанры лирики (ода, сатира, послание, песня). Поэма. Поэма-эпопея. Фольклорные мотивы в литературе. Проблематика.
10.АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ(2 часа)
Биография и творческий путь Фета.
«Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Это утро, радость эта...», «Учись у них — у дуба, у берёзы...», «Целый мир от красоты...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге сена ночью южной...», «Ещё майская ночь...», «Я
тебе ничего не скажу...», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Пчёлы», «Вечер».
Стихи Фета о назначении поэзии. Сознательность выбора поэтом роли защитника «чистого искусства», философские основания житейской и эстетической программы Фета.
Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. Светлый, жизнеутверждающий характер лирики поэта. Основные особенности поэтики Фета, его важнейшие художественные открытия: метафоричность, импрес- сионистичность, музыкальность, интуитивность, символизм и т. д. Любовная лирика Фета. Природа в поэзии Фета. Преображение житейских впечатлений в поэтический образ. Стихотворения Фета в контексте литературной традиции.
Теория литературы: лирическое стихотворение как жанр. Пейзажная лирика, интимная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Импрессионизм в искусстве и литературе.
11.АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ(5 часов)
Жизненный и творческий путь А. К. Толстого, зарождение и созревание его страсти к искусству. Нравственная твёрдость писателя, последовательная защита им интересов русской литературы.
«То было раннею весной...», «Средь шумного бала, случайно...», «Меня, во мраке и в пыли...», «Край ты мой, родимый край...», «Колокольчики мои...», «Двух станов не боец, но только гость случайный...».
Лирика А. К. Толстого: основные мотивы, неповторимое своеобразие поэзии А. К. Толстого, прочно укоренённой в традициях русской классической литературы.
Былины и баллады А. К. Толстого. «Василий Шибанов», «Илья Муромец», «Садко». Отражение историософских взглядов автора в его исторических балладах и стилизованных былинах. Драматические произведения А. К. Толстого, трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис».
Сатирические произведения А. К. Толстого. Литературная маска Козьмы Пруткова: от литературной пародии до политической сатиры. «Плоды раздумья». Стихотворения «Мой портрет», «Моё вдохновение», «Перед морем житейским», «Осень. С персидского, из Ибн-Фета».
Теория литературы: лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Баллада как литературный жанр. Историзм в литературе. Стилизация, пародия. Юмор, ирония и сатира как виды комического. Литературная маска.
12МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН(4 часа)
Драматическая судьба писателя-сатирика. Общественно-политическая позиция Салтыкова-Щедрина.
«История одного города». Необычность жанровой формы произведения, роль фантастических образов. Пародия, гротеск, гиперболизация как способы раскрытия авторского замысла. Обличение тёмных сторон «глупов- ской истории», понимаемой как история народа, отступившего от христианских заповедей.
Общественный роман «Господа Головлёвы». История создания романа- хроники, место произведения в творчестве писателя.
«Сказки» Салтыкова-Щедрина. «Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь», «Христова ночь». Проблемно-тематические группы сатирических сказок писателя. Социальное и религиозно-философское содержание сказок, их идейно-художественное своеобразие.
Творчество Салтыкова-Щедрина как свидетельство духовного взлёта русской словесности в XIX веке: созидательная роль обличительной литературы, опирающейся на прочные нравственные основы национальной культуры.
Теория литературы: пародия, гротеск, фантастика как приёмы сатиры. Литературная сказка. Антиутопия (первичное представление).
13ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ(8 часов)
Биография Достоевского, формирование его личности и жизненной позиции. Семья писателя, первые детские впечатления. Отрочество в Военноинженерном училище.
Начало литературной деятельности. «Бедные люди», причина высокой оценки романа Белинским и Некрасовым. Увлечение идеями социалистов- утопистов. Участие Достоевского в деятельности кружка Петрашевского, арест, гражданская казнь и ссылка писателя. Сибирь и каторга. Формирование нового взгляда писателя на Россию и русский народ.
Почвенничество Достоевского, связь его убеждений с христианскими идеями и философскими исканиями эпохи. Воплощение почвеннических взглядов Достоевского в «Пушкинской речи».
Роман «Преступление и наказание». Творческие истоки произведения, жанровое своеобразие «идеологического» романа. Антигуманный и богоборческий смысл теории Раскольникова, связь болезненных заблуждений героя с трагедиями петербургских трущоб. Идея и натура Раскольникова: глубина психологического анализа душевных терзаний героя. Духовный путь Раскольникова. Роль Сони Мармеладовой и её христианской веры в нравственном возрождении главного героя. «Преступление и наказание» в русской критике.
«Идиот» — роман о «положительно прекрасном» человеке, трагизм образа главного героя — князя Мышкина. Спор с нигилизмом в романе «Бесы». Поверка господствующих идей современной европейской цивилизации в романе «Подросток». Роман «Братья Карамазовы» как синтез художественнофилософских исканий писателя, глубокое исследование духовной болезни современного общества — карамазовщины и её нравственных последствий.
Жанровое своеобразие романов Достоевского как идеологических, полифонических, романов-трагедий.
Теория литературы: социально-психологический роман. Проблематика, художественная идея. Психологизм в литературе, способы изображения внутреннего мира героя (монолог, внутренняя речь, деталь и др.). Портрет, пейзаж, интерьер, внесюжетные эпизоды и их роль в произведении. Художественная интерпретация, научная интерпретация.
14.РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (2 часа)
Расстановка общественных сил в 1860-е годы, причина размежевания общества на западников и славянофилов. Взгляд славянофилов и западников на пути русской истории и будущее России. «Эстетическая критика» либеральных западников П. В. Анненкова, А. В. Дружинина, публиковавшихся в журналах «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Русский вестник».
«Реальная критика» революционеров-демократов. Анализ литературного произведения как повод для осмысления социальных и политических проблем современности в статьях Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова.
Общественная и литературно-критическая программа нигилистов, критиков журнала «Русское слово» Д. И. Писарева и В. А. Зайцева, причины их полемики с журналом «Современник».
Литературно-критическая позиция славянофилов К. С. Аксакова и А. С. Хомякова, развитие и преломление их идей в литературно-критической позиции почвенников А. А. Григорьева и Н. Н. Страхова, соратников Ф. М. Достоевского и сотрудников его журналов «Время» и «Эпоха».
Теория литературы: литературная критика.
15.ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ ( 17 часов)
Родовое гнездо. Традиции дворянского рода, к которому принадлежал писатель. Детство, ранние годы Л. Н. Толстого в семье, обстановка родственного тепла и доброты, сформировавшая душевный склад писателя. Отрочество и юность. Годы учения Толстого в Казанском университете и попытка начать государственную службу, увлечение руссоистскими идеями и самоанализом, отразившееся в дневниках.
Диалектика трёх эпох развития человека в трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Художественное новаторство произведения о духовном становлении человека. Чернышевский о «диалектике души» Л. Н. Толстого. От «диалектики души» — к «диалектике характера».
Л. Н. Толстой — участник Крымской войны. Художественные открытия писателя во время военной кампании 1853—1855 годов. Итог размышлений писателя об истинном и ложном патриотизме — «Севастопольские рассказы».
Творчество Л. Н. Толстого начала 1860-х годов. Повесть «Казаки» и рассказ «Люцерн», связанные размышлениями писателя о современной цивилизации.
Общественная и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. Его работа в Яснополянской школе для крестьянских детей.
Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история романа, логика изменения авторского замысла. «Война и мир» как роман-эпопея: жанровое своеобразие произведения, его отличие от классического романа и сходство с героическим эпосом прошлого. Композиция «Войны и мира». Структура романа как цепь ярких жизненных картин, связанных в единое художественное полотно глубокой «мыслью народной». Семейная жизнь и жизнь историческая, изображённые в неразрывном единстве. Война и мир как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведения. Народ и толпа, Наполеон и Кутузов: противопоставление эгоистической личности и общенародного единства, которое ярче всего реализуется в контрастных образах Наполеона и Кутузова. Изображение народного характера войны 1812 года и антивоенный пафос романа. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова, нравственно-психологический облик героев, их духовный путь, авторское отношение к героям. Художественное значение подробного психологического анализа в прозе Л. Н. Толстого. «Текучесть человека», таящая возможности бесконечного обновления, нравственного совершенствования. Образ Платона Каратаева. Наташа Ростова, причины её особенного влияния на окружающих людей. Эпилог «Войны и мира», его полемический характер. Значение эпилога в художественном мире романа, свидетельствующего о неразрешённости основных конфликтов общенациональной жизни.
«Анна Каренина». Роман, в котором Л. Н. Толстой развивает «мысль семейную». Неизбежность гибели героини как следствие душевного тупика, распада духовных связей между людьми в условиях современной цивилизации.
Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого. Важнейшие основы философского учения, с позиции которого писатель разворачивает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Противоречивость и глубина исканий Л. Н. Толстого, несводимых к догматическому «толстовству». Идейно-художественное своеобразие романа «Воскресение».
Последние годы жизни писателя, его тайный уход из Ясной Поляны и смерть.
Теория литературы: повесть, рассказ, роман-эпопея, исторический роман. Народность в литературе. Нравственно-философская проблематика. Образ героя, характер в литературе. Система персонажей. Действие в эпическом произведении, сюжет, эпизод. Психологизм в литературе, «диалектика души».
16НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ (3 часа)
Детство и взросление писателя, непростая школа жизни, через которую пришлось пройти Лескову. Вхождение в литературу: первые публикации начинающего писателя, его конфликт с революционно-демократическими кругами, оставивший отпечаток на всей литературной карьере Лескова. Своеобразие общественно-политической позиции Лескова.
Рассказ «Леди Макбет Мценского уезда». Глубокое знание русской жизни, отразившееся в трагической истории Катерины Измайловой.
«Соборяне». Хроника Лескова, раскрывшая богатые возможности русского народа. Трагический финал произведения и вера автора в торжество христианских идеалов.
«Очарованный странник». Повесть-хроника Лескова, продолжающая тему народной судьбы. Образ Ивана Флягина, богатырство главного героя, его художественная одарённость, стихийность, неподвластная разуму буйная широта проявлений, граничащая с безумием, неумирающие сердечность и совестливость героя. Формирование типа «русского праведника» в прозе Лескова. Художественный мир писателя. Характерные особенности писательской манеры Лескова: анекдотизм, ослабление сюжетности, сказовое начало повествования и другие.
Теория литературы: рассказ, очерк, хроникальное повествование. Сказовое начало в литературе.
17.СТРАНИЦЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (2 часа)
Творчество авторов рубежа веков, ярко воплотивших в своих произведениях новые явления в литературе.
Генрик Ибсен. Обзор творчества писателя, новаторские черты его драматургии, пьеса «Кукольный дом» («Нора»).
Ги де Мопассан. Основные этапы творческой биографии писателя, роль Мопассана в развитии жанра новеллы, социально-психологическая коллизия в новелле «Ожерелье».
Джордж Бернард Шоу. Обзор творчества писателя. Пьеса «Пигмалион», в которой древний миф об ожившей статуе получает парадоксальное истолкование и становится ироническим вызовом современному буржуазному обществу.
Теория литературы: драма как род литературы. Художественный мир драматического произведения.
18.АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ(8 часов)
Особенности художественного мироощущения Чехова. Истоки чеховского стиля, основанного на недоверии к отвлечённой теории, отмеченного сдержанностью, недоговорённостью, эстетическим совершенством.
Труд самовоспитания. Детство и юность Чехова, жизненные правила, привитые ему в семье. Формирование убеждений будущего писателя.
Ранний период творчества. Особенность поэтики, специфика приёмов комического изображения жизни в ранних рассказах Чехова.
Творчество второй половины 1880-х годов. «Горе», «Тоска», «Рассказ госпожи NN». Поиск Чеховым «живых душ» в эпоху безвременья. Обращение писателя к народной и детской темам.
Повесть «Степь» как итог творчества Чехова 1880-х годов. Символическое значение образа степи, безграничной, как душа народа. Путешествие Чехова на остров Сахалин как важный этап в гражданском становлении писателя.
Повести Чехова, созданные в 1890-е годы: «Дуэль», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», герои которых, страдающие самодовольством, близорукой самонадеянностью, прозревают в драматических обстоятельствах и осознают свою неправоту. Трагедия доктора Рагина в рассказе «Палата № 6».
Деревенская тема. Повести «Мужики» и «В овраге». Тема неблагополучия русской жизни, распада, охватившего даже народный мир с его вековыми устоями.
Рассказ «Студент». Преодоление главным героем охватившего его духовного смятения, утверждение высокой природы духовных борений человека.
«Маленькая трилогия». Рассказы, входящие в трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», как этапы художественного исследования основ современного общества, где люди задыхаются в «футлярном существовании», не находя сил вырваться из него.
Рассказ «Ионыч». История постепенного омертвения души доктора Старцева. Пошлость обыденной жизни и неспособность персонажей противостоять её неумолимому действию.
Повесть «Дама с собачкой». Стремление Чехова отыскать в повседневности выход в одухотворённую и осмысленную жизнь.
Художественное своеобразие чеховской драматургии. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», их творческая история и сценическая судьба.
Комедия «Вишнёвый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе. Двойственное освещение действующих лиц, своеобразие авторского взгляда на героев. Представители разных поколений, охваченные общим недовольством жизнью и в равной степени беспомощные перед ней. Лиризм и комическое начало в художественном мире пьесы. Жанровое своеобразие комедии Чехова.
Теория литературы: рассказ. Тема, сюжет, идея. Комедия. Конфликт и его реализация в сюжете пьесы. Система персонажей. Речевая организация произведения. Лиризм. Символические образы.
19. Заключение ( 6 часов)
МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Своеобразие русской классики XIX века, ренессансной по своему масштабу, стремящейся к воплощению общенациональных и общечеловеческих идеалов, утверждению христианской духовности.
Теория литературы: тематика, проблематика, пафос. Историко-литературный процесс.
Тематическое планирование
Введение(1 час) | ||
1 | Становление реализма в русской литературе XIX века | 1 |
Становление реализма как направления в европейской литературе (3ч.) | 1 | |
2 | Реализм как литературное направление и метод в искусстве. ВПМ « Литература и историческое прошлое народа»Культурное развитие Западной Европы в 2 половине 19 века. | 1 |
3 | Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Стендаль и Бальзак | 1 |
4 | Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Ч.Диккенс | 1 |
И.С.Тургенев. Жизнь и творчество (10ч.) | 1 | |
5 | Судьба писателя. Формирование общественных взглядов И.С.Тургенева | 1 |
6 | Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева | 1 |
7 | Творческая история романа «Отцы и дети». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров ВПМ «Литература и историческое прошлое народа» Западники и славянофилы : вечный спор. | 1 |
8 | Споры партий и конфликт поколений в романе | 1 |
9 | Сатирическое изображение И.С.Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников | 1 |
10 | Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой | 1 |
11 | Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью | 1 |
12 | Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений | 1 |
13 | Базаров как «трагическое лицо». Финал романа Сочинение | 1 |
14 | Творчество И.С.Тургенева в конце 1860-х – начале 1880-х годов ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Западники и славянофилы :вечный спор. | 1 |
Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество (2ч.) | 1 | |
15 | Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского. История создания романа «Что делать?» ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Общественная деятельность революционеров-демократов | 1 |
16 | Своеобразие жанра романа «Что делать?». Основные элементы его художественного мира. Сюжет романа как развернутый ответ на вопрос, вынесенный в название ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Общественная деятельность революционеров-демократов | 1 |
И.А.Гончаров. Жизнь и творчество (10 часов) | 1 | |
17 | Личность писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова | 1 |
18 | Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения героя в первой части ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Патриархальный быт ,традиции русского народа. | 1 |
19 | Полнота и сложность образа Обломова, истоки характера главного героя | 1 |
20 | Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе | 1 |
21 | Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью | 1 |
22 | Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Патриархальный быт ,традиции русского народа. | 1 |
23 | Роман «Обломов» в других видах искусства | 1 |
24-26 | Классное сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов» | 3 |
А.Н.Островский. Жизнь и творчество (7ч.) | ||
27 | Личность и творчество А.Н.Островского | 1 |
28 | Творческая история и конфликт драмы «Гроза». Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Уклад жизни провинциальной России 2 половины 19 века. | 1 |
29 | Нравы города Калинова ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Домострой-свод правил 16 века в веке 19. | 1 |
30 | Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с «тёмным царством» ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Домострой-свод правил 16 века в веке 19. | 1 |
31 | Катерина в системе образов драмы «Гроза» | 1 |
32 | Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского | 1 |
33 | Художественное своеобразие пьес Островского | 1 |
Поэзия Ф.И.Тютчева (2ч.) | ||
34 | Хаос и космос в поэзии Ф.И.Тютчева | 1 |
35 | Любовь в лирике Ф.И.Тютчева | 1 |
Русская поэзия во второй половине XIX века (обзор) (1ч.) | ||
36 | Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века. Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве | 1 |
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (12ч.) | ||
37 | Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н.А.Некрасова | 1 |
38 | Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Крепостное право в России. | 1 |
39 | Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка | 1 |
40 | «Кому на Руси жить хорошо». Историко-культурная основа произведения | 1 |
41 | Своеобразие композиции и языка поэмы, роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» | 1 |
42 | Изменение крестьянских представлений о счастье ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Положение крестьян до и после отмены крепостного права. | 1 |
43 | Крестьянские судьбы в изображении Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин | 1 |
44 | Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий | 1 |
45 | Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешённость вопроса о народной судьбе | 1 |
46-48 | Классное сочинение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | 3 |
Поэзия А.А.Фета (2ч.) | ||
49 | «Остановленные мгновения» в стихотворениях А.А.Фета | 1 |
50 | Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты | 1 |
Творчество А.К.Толстого (3ч.+2кр) | ||
51 | Стремление к пушкинской гармонии и творческая самобытность поэзии А.К.Толстого | 1 |
52 | Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии | 1 |
53 | Универсальный талант А.К.Толстого: поэта, драматурга, прозаика | 1 |
54 | Урок-зачет по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета | 1 |
55 | Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета | 1 |
М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (4ч.) | ||
56 | Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города» | 1 |
57 | Глуповские градоначальники: гротескное изображение государственной власти в России. ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Российское самодержавие в лицах. | 1 |
58 | Народ в «Истории одного города». Размышление автора о прошлом и будущем России ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Российское самодержавие в лицах: история русского самодержавия 15-19 века. | 1 |
59 | Тема народного счастья в русской литературе разных эпох | 1 |
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество (8ч.) | ||
60 | Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение | 1 |
61 | Атмосфера 1860-х годов и её отражение в романе «Преступление и наказание» ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Общественная борьба 60-ых годов 19 века. | 1 |
62 | Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе | 1 |
63 | Теория Раскольникова как причина его преступления. Глубина психологического анализа в романе | 1 |
64 | Идея и натура Раскольникова. Наказание героя | 1 |
65 | Второстепенные персонажи, их роль в повествовании | 1 |
66 | Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя | 1 |
67 | Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф.М.Достоевского» ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Общественная борьба 60-ых годов 19 века: почвенничество. | 1 |
Русская литературная критика второй половины XIX века (2ч.) | ||
68-69 | Русская литературная критика второй половины XIX века (обзор)Домашнее сочинение по творчеству Достоевского | 2 |
Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество (17ч.) | ||
70 | Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве | 1 |
71 | Лев Толстой как мыслитель | 1 |
72 | «Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения | 1 |
73 | Сатирическое изображение большого света в романе. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества | 1 |
74 | Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов» ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Война 1805-1807 годов. Значение и результаты | 1 |
75 | Изображение в романе войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского» ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Война 1805-1807 годов. Значение и результаты. | 1 |
76 | Образ Наташи Ростовой | 1 |
77 | Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л.Н.Толстым народного характера войны ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Народный характер войны 1812 года. | 1 |
78 | Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Судьба и биография Кутузова. | 1 |
79 | Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев | 1 |
80-81 | Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростова | 2 |
82 | Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир» ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Народный характер войны 1812 года. | 1 |
83-84 | Образы героев Л.Н.Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинематографистов» ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Общественный подъем после войны 1812 года. | 2 |
85-86 | Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 2 |
Творчество Н.С.Лескова (3ч.) | ||
87 | Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н.С.Лескова | 1 |
88 | Пестрота русского мира в хронике Н.С.Лескова «Очарованный странник» | 1 |
89 | Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина» ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Духовная жизнь народа, истоки русского праведничества. | 1 |
Зарубежная литература и драматургия конца XIX – начала XX века (обзор) (2ч.) | ||
90 | Творческий путь Ибсена. Особенности его драматургии» ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Развитие западноевропейской культуры конца XIX – начала XX века | 1 |
91 | Пьесы Б.Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Б.Шоу ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Развитие западноевропейской культуры конца XIX – начала XX века | 1 |
А.П.Чехов. Жизнь и творчество (8ч.) | ||
92 | Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения | 1 |
93-94 | Борьба живого и мертвого в рассказах А.П.Чехова ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Зарождение эпохи буржуазного общества в России | 2 |
95 | «Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Зарождение эпохи буржуазного общества в России | 1 |
96 | Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев | 1 |
97 | Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям | 1 |
98-99 | Черты «новой драмы» в комедии «Вишнёвый сад» и других пьесах А.П.Чехова ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Общественная жизнь в России конца 19 начала 20 века. | 2 |
Заключение (6ч.) | ||
100-102 | Нравственные уроки русской литературы XIX века » ВПМ « Литература и историческое прошлое народа» Защита проектов. | 3 |
Итоговая работа | ||
103-105 | Итоговое сочинение | 3 |
Программа внутрипредметного модуля
«Литература и историческое прошлое народа» для 10 класса
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Культурное развитие Западной Европы в 2 половине 19 века. | 1 |
2-3 | Западники и славянофилы :вечный спор. | 2 |
4-5 | Общественная деятельность революционеров-демократов | 2 |
6-7 | Патриархальный быт ,традиции русского народа. | 2 |
8 | Уклад жизни провинциальной России 2 половины 19 века. | 1 |
9-10 | Домострой-свод правил 16 века в веке 19. | 2 |
11-12 | Крепостное право в России. Положение крестьян до и после отмены крепостного права. | 2 |
13-14 | Российское самодержавие в лицах: история русского самодержавия 15-19 века. | 2 |
15 | Общественная борьба 60-ых годов 19 века. | 1 |
16 | Общественная борьба 60-ых годов 19 века: почвенничество | 1 |
17-18 | Война 1805-1807 годов. Значение и результаты. | 2 |
19-20 | Народный характер войны 1812 года. | 2 |
21 | Судьба и биография Кутузова. | 1 |
22-23 | Общественный подъем после войны 1812 года. | 2 |
24 | Духовная жизнь народа, истоки русского праведничества. | 1 |
25-26 | Развитие западноевропейской культуры конца XIX – начала XX века | 2 |
27-28 | Зарождение эпохи буржуазного общества в России | 2 |
29-30 | Общественная жизнь в России конца 19 начала 20 века. | 2 |
31-32 | Защита проектов. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе (углубленное изучение) ФГОС ООО УМК Сухих И.Н.
Рабочая программа учебного предмета "Литература" (углубленное изучение) составлена на основе Примерных программ по учебным предметам ФГОС ООО, Фундаментального ядра содержания общего...
2015-2016 учебный год Рабочая программа Музыка 5 класс с ФГОС
Рабочая программа педагога МОУ «Ерышовская сош» по Музыке 5 класс ФГОС с УУДШишковой Елены Анатольевны. Программа «Музыка» 5 класс ФГОС . Пояснительная записка.Введение.Программа...
Рабочая программа по предмету "История православной культуры земли Смоленской" 2020-2021 уч.год
Рабочая программа по истории православия культуры земли Смоленской для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:1. Федеральный закон от 29 де...
Рабочая программа география 5 класс новый ФГОС ООО на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по географии (линия "Полярная звезда" для 5 класса на 2022-2023 учебный год составлена по обновленным ФГОС...
Рабочая программа по литературе по обновлённым ФГОС(5 класс)
Рабочая программа по литературе по обновлённым ФГОС (5 класс)...
Рабочая программа по воспитательной работе для 4 клааса на 2020-2021 учебный год
Рабочая прграмма по воспитательной работе для 4 класса школы-интернат составлена на основе авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов под редакцией Е.Д.Худ...