Рабочая программа по предмету "История православной культуры земли Смоленской" 2020-2021 уч.год
рабочая программа по истории (7 класс)
Рабочая программа по истории православия культуры земли Смоленской для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции).
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020- 2021 учебный год.
4. Учебный план МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2020-2021 учебный год от 31.08.2020 года №65.
5. Календарный учебный график МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2020-2021 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 206.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории православия культуры земли Смоленской для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции).
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020- 2021 учебный год.
4. Учебный план МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2019-2020 учебный год от 31.08.2020 года №65.
5. Календарный учебный график МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2020-2021 учебный год.
Учебник: М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий. История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Смоленск: Универсум.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
- осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия,
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семей ной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие; освоение основ светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и ее роли в истории Смоленщины и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;
- формирование собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений;
- освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление;
- развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
- приобретение знаний о нравственных идеалах в отечественной православной истории, литературе и культуре;
- знание о выдающихся героях, святых людях и подвижниках веры и благочестия;
- понимание основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых Смоленской земли, а также выдающихся произведениях русской классической литературы.
Ученик научится:
∙ рассказать о нравственных идеалах в отечественной истории, литературе и культуре; о выдающихся героях, святых людях России и подвижников веры и благочестия; рассказать об основных духовно-нравственных принципах, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы.
∙ понимать: смысловое значение основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это-социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие, смысл православных праздников;
∙ узнавать: иконы, святых.
∙ проявлять почтительное отношение к Государственным символам России
(Государственному Гербу, Флагу и Гимну); проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них); проявлять дружелюбное отношение к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям; благожелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения
∙ строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
∙ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
∙ готовить сообщения по выбранным темам.
Ученик получит возможность научиться:
∙ развивать чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
∙ видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической
литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
∙ соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
∙ приобщиться к духовно-нравственным ценностям своего народа;
Содержание учебного предмета
Введение
Введение. Возникновение православия. Мировые религии.
Крещение Руси и святость
Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли. Первые святые на Смоленской земле. Подвижники христианской веры на Смоленской земле.
Смоленская епархия в XII-первой половине XIII вв. Расцвет православной культуры Смоленской земли
Рост влияния православной церкви. Церковь под покровительством Ростиславовичей. Зодчество. Иконопись Смоленской земли. Авраамий Смоленский. Обобщение по теме «Смоленская епархия в XII-первой половине XIII вв.».
Православная церковь и культура Смоленщины в XIII-XV вв.
Святые монгольского периода. Меркурий Смоленский. Православная церковь в Литовский период.
Смоленская епархия в XVI-начале XII вв. Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг.
Преподобный Герасим Болдинский. Основание Болдинского монастыря. Церковь и строительство Крепостной стены. Новый список Одигитрии. Оборона Смоленска в 1609-1611гг. и церковь. Церковь на Смоленщине в Польский период
Смоленская епархия во второй половине XVII-XVIII вв.
Возвращение Смоленска в состав Российского государства. Смоленский Кафедральный Собор. Храмовое строительство в Смоленске во второй половине XVII в. Смоленская епархия в XVIII в. Обобщение по теме «Смоленская епархия во второй половине XVII-XVIII вв.»
Смоленская епархия в XIX-начале XX вв. (2 часа)
Смоленская епархия в 1812г. Смоленская епархия после Отечественной войны 1812г.
Православная церковь на Смоленщине в 1917-1945 гг.
Православная церковь на Смоленщине в 1917-1925г. Православная церковь на Смоленщине в 1925-1941г. Православная церковь на Смоленщине во время Великой Отечественной войны.
Новый период в истории Смоленской епархии (1986-2001 гг.)
Новый период в истории Смоленской епархии (1986-2001). Кризис системы – кризис идеологии. Православная Церковь: возрождение из руин.
Современное становление православной культуры на Смоленщине Церковь и общественная жизнь Смоленщины на современном этапе. Экскурсия по храмам города Рославля.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов, отводимых на | Всего часов | |||
изучение темы | контрольные работы | |||||
стартовые | текущие | промежуточная аттестация | ||||
1 | Введение | 2 | - | - | - | 2 |
2 | Крещение Руси и святость | 4 | - | - | - | 4 |
3 | Смоленская епархия в XII-первой половине XIII вв. Расцвет православной культуры Смоленской земли. | 6 | - | 1 | - | 7 |
4 | Православная церковь и культура Смоленщины в XIII-XV вв. | 2 | - | - | - | 2 |
5 | Смоленская епархия в XVI-начале XII вв. Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг. | 4 | - | - | - | 4 |
6 | Смоленская епархия во второй половине XVII-XVIII вв. | 4 | - | 1 | - | 5 |
7 | Смоленская епархия в XIX-начале XX вв. | 2 | - | - | - | 2 |
8 | Православная церковь на Смоленщине в 1917-1945 гг. | 3 | - | - | - | 3 |
9 | Новый период в истории Смоленской епархии (1986-2001 гг.) | 2 | - | - | - | 2 |
10 | Современное становление православной культуры на Смоленщине | 2 | - | - | 1 | 3 |
Всего | 33 | - | - | 1 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
П | Ф | ||||
Введение (2ч) | |||||
1. | Введение. Возникновение православия. | 1 | 01.09. | ||
2. | Мировые религии. | 1 | 08.09. | ||
Крещение Руси и святость (4ч) | |||||
3. | Первые христиане на Смоленской земле. | 1 | 15.09. | ||
4. | Крещение жителей Смоленской земли. | 1 | 22.09. | ||
5. | Подвижники христианской веры на Смоленской земле. | 1 | 29.09. | ||
6. | Первые святые на Смоленской земле. | 1 | 06.10. | ||
Смоленская епархия в XII-первой половине XIII вв. Расцвет православной культуры Смоленской земли (7ч) | |||||
7. | Рост влияния православной церкви. | 1 | 13.10. | ||
8. | Церковь под покровительством Ростиславовичей. | 1 | 20.10. | ||
9. | Церковь под покровительством Ростиславовичей. | 1 | 27.10. | ||
10. | Зодчество. | 1 | 10.11. | ||
11. | Иконопись Смоленской земли. | 1 | 17.11. | ||
12. | Авраамий Смоленский. | 1 | 24.11. | ||
13. | Обобщение по теме «Смоленская епархия в XII-первой половине XIII вв.». Контрольная работа. | 1 | 01.12. | ||
Православная церковь и культура Смоленщины в XIII-XV вв. (2 ч) | |||||
14. | Святые монгольского периода. Меркурий Смоленский. | 1 | 08.12. | ||
15. | Православная церковь в Литовский период. | 1 | 15.12. | ||
Смоленская епархия в XVI-начале XII вв. Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг. (4 часа) | |||||
16. | Преподобный Герасим Болдинский. Основание Болдинского монастыря. | 1 | 22.12. | ||
17. | Церковь и строительство Крепостной стены. | 1 | |||
18. | Новый список Одигитрии. Оборона Смоленска в 1609-1611гг. и церковь. | 1 | |||
19. | Церковь на Смоленщине в Польский период . | 1 | |||
Смоленская епархия во второй половине XVII-XVIII вв. (5ч) | |||||
20. | Возвращение Смоленска в состав Российского государства. | 1 | |||
21. | Смоленский Кафедральный Собор. | 1 | |||
22. | Храмовое строительство в Смоленске во второй половине XVII в. | 1 | |||
23. | Смоленская епархия в XVIII в. | 1 | |||
24. | Обобщение по теме «Смоленская епархия во второй половине XVII-XVIII вв.» | 1 | |||
Смоленская епархия в XIX-начале XX вв. (2 часа) | |||||
25. | Смоленская епархия в 1812г. | 1 | |||
26. | Смоленская епархия после Отечественной войны 1812г. | 1 | |||
Православная церковь на Смоленщине в 1917-1945 гг. (3 часа) | |||||
27. | Православная церковь на Смоленщине в 1917-1925 гг. | 1 | |||
28. | Православная церковь на Смоленщине в 1925-1941гг. | 1 | |||
29. | Православная церковь на Смоленщине во время Великой Отечественной войны. | 1 | |||
Новый период в истории Смоленской епархии (1986-2001 гг.) (3 часа) | |||||
30. | Новый период в истории Смоленской епархии (1986-2001). | 1 | |||
31. | Кризис системы – кризис идеологии. | 1 | |||
32. | Православная Церковь: возрождение из руин. | 1 | |||
Современное становление православной культуры на Смоленщине (2 часа) | |||||
33. | Промежуточная аттестация | 1 | |||
34. | Церковь и общественная жизнь Смоленщины на современном этапе. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам православной культуры для 8 года обучения
Программа рассчитана на 34 часа в год, состоит из пояснительной записки, УМК, содержания программы и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа по основам православной культуры для 5 года обучения
Рабочая программа по основам православной культуры рассчитана на 34 часа в год, состоит из пояснительной записки, требований к уровню подготовки учащихся, УМК, календарно-тематического планирования, с...

Рабочая программа по Основам православной культуры 4-8 класс
Рабочая программа по Основам православной культуры для 4-8 классов составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённо...

Календарно - тематическое планирование + рабочая программа по основам православной культуры
рабочая программа и КТП к факультативному курсу Основы православной культуры для обучающихся 5 - 7 классов...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины Православная культура земли Смоленской профессия: 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Смоленское областное государственное бюджетноеПрофессиональное образовательное учреждения«Козловский многопрофильный аграрный колледж»УЦПК г. Ельня...

Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской"
Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской" для 8 класса является гуманитарным, светским курсом, направленным на получение знаний о православной культуре как учебны...

Рабочая программа по истории православной культуры земли Смоленской 8 класс
Ученик научится: - характеризовать основные события и этапы истории православной культуры Смоленщины; - определять и оценивать значение памятников истории православной культуры Смоленщины; - анал...