С.А. Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
С.А. Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
1. О.Н.У.
2. Проверка д/з
3. Слово учителя
С начальных классов мы знаем стихи Есенина. Это поэт, пишущий о природе. Вспомните, наиболее известные его стихи.
В 1920 году С.Есенин задумывает драматическую поэму «Пугачев», которую заканчивает в середине 1921 года. Пугачесвкое восстание привлекало внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить путь крестьянства в революции. Он прочел много исторических источников о пугачевщине, побывал в тех местах, где проходило восстание. Есенин желал прочесть эти события иначе, нежели это сделал А.С. Пушкин в «Истории пугачевского бунта». Он оспаривал «дворянскую точку зрения» Александра Сергеевича, а Пугачева вообще назвал «почти гениальным человеком».
- Ребята, а что вы знаете о Емельяне Пугачёве?
Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим историческим лицом?
- Каким изображается Пугачёв в народных песнях?
- Каким изображает Пугачёва А. С. Пушкин?
(Отношение Пушкина к Пугачевскому восстанию выражено фразой: «Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». С точки зрения Есенина мятеж оправдан «стоном человеческой черни», которой недоставало лишь вождя.)
- Работа над фрагментами поэмы
Сергей Есенин тоже не обошёл тему Пугачёва стороной.
- Характеристика героев поэмы
Дома вы прочитали отрывки из поэмы.
- Как в поэме Есенина показан образ Пугачёва? (образ сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сразу, но мятеж этот представляется ему справедливым. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.)
- Каким изображён в поэме народ? Как он относится к Пугачёву?
(народ изображен контрастными красками. С одной стороны, это «придавленная чернь», с другой – «родное золото славян». В изображении Есенина мужик мудрый, привык прилежно трудиться, но его придавили, «связали, вневолили». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных желаний.)
- Что вы можете сказать о Хлопуше? Чем он близок Пугачеву? (Хлопуша, как и чернь, любит Пугачева «за буйство и удаль». Хлопуша заряжен таким же мощным, как и Пугачев, зарядом ненависти к угнетателям. )
Художественные особенности поэмы
Задание 1. Определить виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:
«Ржет дорога в жуткое пространство» (О);
«Мне нравится степей твоих медь» (М);
«Луна, как желтый медведь» (С);
«Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни» (О, Э);
«Словно яблоко тяжелое виснет с шеи твоя голова»(С);
«Слышен прялки ровный разговор»(О,Э);
«Стонет Русь от цепких лапищ»(О,Э);
«Колокол луны скатился ниже»(М).
-Как вы считаете, чем объяснить столь насыщенное, обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы? (Движение, развитие образов, их противоборство создает в поэме Есенина драматическое действие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информативности.)
Задание 2. Найдите повторы в тексте, определите их роль.
(В тексте поэмы множество повторов. Повторяются обращения(…), отдельные слова, целые фразы. Они усиливают воздействие на читателя, нагнетают напряжение, звучат как заклинание, дают напевную настройку).
- Подведение итогов. Рефлексия.
Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачёв» М. Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – не нуждался в них».
- Какое настроение вызвала у вас поэма Есенина?
- д/з читать рассказ "Пенсне" М.А. Осоргина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческая тема в творчестве В.И.Сурикова
Данный материал знакомит с творчеством и биографией В.И. Сурикова, который можно использовать на внеклассных мероприятиях и на уроках ИЗО....
Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина
Поэма «Медный всадник»Историческая повесть «Капитанская дочка»Трагедия «Борис Годунов»...
«С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Разработка урока по литературному чтению в коррекционной школе
Конспект открытого урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы: «С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Цель: Обобщение знаний учащихся о би...
Урок литературы в 6 классе. С.Есенин. Слово о поэте. "Мелколесье..." Врачующая сила природы.
Цель деятельности учителя Активизирует художественно-эстетические потребности детей, развивает их культурный вкус, готовит к самостоятельному эстетическому восприятию. Материалы урока помогают оживи...
Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».
Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...
С.А. Есенин. Слово о поэте.
разработка урока...
С.А. Есенин. Слово о поэте.
презентация к уроку...