Урок литературы в 6 классе. С.Есенин. Слово о поэте. "Мелколесье..." Врачующая сила природы.
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Тульская область, г. Новомосковск
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
С.А. Есенин. Слово о поэте.
«Мелколесье…». Врачующая сила природы.
Учитель русского языка и литературы
Ефремова Елена Львовна.
Цель деятельности учителя | Активизирует художественно-эстетические потребности детей, развивает их культурный вкус, готовит к самостоятельному эстетическому восприятию. Материалы урока помогают оживить знакомство с произведением поэта, а также развить у учащихся наблюдательность, поэтический взгляд на мир. |
Методы и формы обучения | Наблюдения; индивидуальная, групповая, фронтальная работа |
Образовательные задачи | Личностные: Уважительное отношение к родной природе; родному краю, к Родине. Эмоционально «проживать» прослушанные, произведения поэзии, живописи, музыки, высказывать свою точку зрения. Метапредметные: Способность пользоваться словарями; справочной литературой, художественной ; ресурсами Интернета; диски учебного назначения; извлекать информацию их различных источников; показать взаимосвязь человека и природы через литературу, историю, музыку, живопись; Предметные: Развитие навыков выразительного чтения; изучение приемов анализа произведения ; определить выразительно-изобразительные средства языка, понять их роль в раскрытии идейно-художественного содержания. |
Образовательные ресурсы | Видеоурок.net http://nsportal.ru/сайт учителя русского языка и литературы Голубевой Елены Альбертовны http://портал1.рф/kartiny-raznyx-xudozhnikov/priroda-v-kartinax-russkix-xudozhnikov.html фонохрестоматия к учебнику «Литература» 6 класс |
Оборудование | Ноутбук, презентация, видеофильм, картины художников, диск «Времена года» Чайковского П.И., Антонио Вивальди |
Основные понятия | Олицетворение, метафора, эпитет |
Тип урока | Изучение нового материала |
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся | -Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Урок сегодня необычный, От всех других весьма отличный. -Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех в нашем классе. Утро сегодня прекрасное, необыкновенное. Настроение лирическое. Значит, все будет хорошо! | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
2. | Определение темы, цели урока | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение. | Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» (фрагмент). -Как вы думаете, ребята, почему мы начали урок с такого прекрасного произведения П.И.Чайковского? -На предыдущем уроке мы проанализировали два стихотворения А.А.Блока.. В чём же особенность лирики поэта? (Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...») - Какие чувства вызвали музыка и стихотворения поэта? -Родная природа, что значит данное словосочетание для вас? - Как много теплых, возвышенных слов сказано о природе! Художники, изображают красоту русской природы во все времена года, в любое время суток. На многих полотнах, как в стихотворениях поэтов чувствуется единение человека с природой. Человек не может жить без природы. Ведь природа, как храм божий. Надо войти в него и очистить свою душу, поделиться своими горестями и радостями. И тогда почувствуешь, как поет душа и как сердце наполняется радостью жизни, уверенностью в себе. -Ребята, послушайте, пожалуйста, аудиозапись. Сможете вы вспомнить автора данного стихотворения (Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть…). -Можете ли вы определить тему и цель нашего урока? - Запишите, дату, тему урока | Ответы учащихся - Мы продолжаем изучать тему «Изображение родной природы поэтами ХХ века». -стихотворения А.А.Блока контрастны по изображаемому в них пейзажах: покой летнего вечера противопоставлен рёву бушующей злой осенней бури; по настроению: неясная тревога и тоска сменяется вихрем, разладом, безумием бури.) Ответы учащихся - Это символ жизни всего на земле, символ полноты человеческого счастья. -Определение из словарей (Учащиеся слушают запись) Ответы Ответы: -Знакомство с биографией и творчеством Е.А.Есенина. Дети записывают дату тему урока в тетрадях |
3. | Первичное закрепление материала. Работа творческих групп. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. | Развивать умения применять новые знания. Самостоятельно предоставлять материал | 1. Слово предоставляется I группе «Литературоведы». Биография поэта, сопровождается презентацией. - Средняя полоса России – красивейшие места! Детство поэта прошло в общении с родной природой: речка, луга, поля, цветы, деревья, весь животный мир, деревенский быт, купание, походы, игры, крестьянская работа в поле с родными – все это незримыми нитями связало, соединило его душу с родной землей. Став взрослым, Сергей Есенин часто покидал родной край, но ненадолго, и всегда возвращался домой, чтобы набраться душевных сил от неприхотливой, незатейливой, но любимой родины, от общения с родными людьми, с матерью. Это давало ему силы жить дальше, творить, создавать свои шедевры. -Слово II группе, «Актерам». Выразительное чтение стихотворения «Мелколесье…» . -Словарная работа: бубенцы, чахленькая, венка, стынь, звень.. | 1 ученик. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове, Рязанской губернии, в семье крестьян. С раннего детства его воспитывал дедушка по материнской линии. Дед Есенина был весьма предприимчивым и зажиточным. Был знатоком церковных книг. Будущий поэт окончил четырехклассное сельское училище, а затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году он переезжает в Москву. Здесь он работал в книжном магазине, а потом — в типографии И. Д. Сытина. Позже вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского. 2 ученик. первые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. В 1915 году в Петрограде, Есенин знакомится с А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими поэтами. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы, Есенин быстро приобрел громкую славу. В 1916 году вышел первый сборник его Есенина — «Радуница». Какое-то время Есенин служил в царской армии. Сотрудничал в эсеровских изданиях, где печатались его поэмы «Преображение», «Октоих», «Инония». 3 ученик. В 1917—1921 годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой Николаевной Райх. В марте 1918 года он снова едет в Москву. В этот период он выступал как один из основателей группы имажинистов. 4 ученик. В период с 1919 по 1921 года Есенин много путешествует. Работает над драматической поэмой «Пугачев». Весной 1921 года едет в Оренбургские степи, добирается до Ташкента. В период с1922 по1923 год вместе с американской танцовщицей А. Дункан, которая жила с ним в Москве, а затем стала его женой, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США. 5 ученик. В 1924 году Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом. После чего Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группировки. Осенью 1925 Есенин женился Софье Андреевне Толстой — внучке Л. Н. Толстого. Последние два года жизни поэта прошли в постоянных разъездах. Он трижды совершает путешествия на Кавказ, скрываясь от судебного преследования. Несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. 6 ученик. В ночь на 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» в Ленинграде Сергея Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер». Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище. Выразительное чтение стихотворения под музыку. Учащиеся самостоятельно объясняют значение слов. Работа со словарями Ожегова С.И. и Д.Н.Ушакова.Запись в тетради. |
4. | Физкультминутка | Физкультминутка (видео) | -А теперь немного отдохнем. | Видеоурок.net (сайт). Учащиеся выполняют упражнения вместе с героем видео. |
5. | Работа творческих групп. | Развивать умения применять новые знания. Самостоятельно предоставлять материал | - Какой образ наполняет стихотворение? В чём его особенность? - Какие воспоминания будит пейзаж? Чем дороги поэту родные места? - Какие чувства пробуждаются в поэте? - Какие глаголы помогают услышать эти мотивы? - Отчего возникают мотивы грусти? Чем объяснить сочетание удали и горечи – «зарыдали бубенцы»? - Какие художественные приёмы создают картину дороги, воспоминаний и грусти? -Какими красками рисуется настроение лирического героя, пейзаж? - Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении - Какие изобразительные средства использует поэт? - Есенин пишет о простом и даже «неприглядном» пейзаже… Его до слез трогает веселье деревенской молодежи. Во всем этом проявляется сила духа и нравственное здоровье народа). | - Автобиографический образ: «У меня отец-крестьянин, / Ну, а я – крестьянский сын..»). - Воспоминания лирического героя о малой родине, где он родился, о детстве, о юности). -Чувства восхищения, умиления, трогательной нежности: «почти берёзки каждой/ Ножки рад поцеловать», «Как же не прослезиться..»). Работа с текстом -образ берёзки, дороги, удали, бубенцы. - олицетворение, эпитеты, метафоры; работа с текстом |
6. | Вторичное восприятие стихотворения актером. Видеоролик в котором использованы картины известных художников | Развивать умения применять новые знания. Самостоятельно предоставлять материал | -Слово предоставляется III группе «Художники». -Картины природы в литературе, музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны. Я благодарна Вам за подготовку к уроку. | Просмотр видео фильма. - Самым ярким воспоминанием детства для Есенина являются перелив бубенцов в конской упряжке и звуки гармошки, которую он именует «смерть-отрава». Такое сравнение не является случайным, так как именно переборы гармони вызывают в душе русского человека целую гамму самых противоречивых чувств. Для Есенина они символизируют молодецкую удаль и безрассудство, поэтому в своем стихотворении автор отмечает, что под «вой» гармошки «не одна лихая слава пропадала трын-травой». Этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что готов отказаться от всего, что сумел достичь, ради прежней жизни, наполненной радостью и безмятежностью. Однако Есенин понимает, что обратной дороги для него уже нет, и сожалеет, что променял размеренную сельскую жизнь, простую и гармоничную, на сиюминутный успех. -Посмотрите на выставку картин.– Какая из размещенных на доске картин наиболее подходит к этому стихотворению? Почему вы так считаете? (Передает настроение природы, краски). Представьте на минуту, что вы – художник. Закройте глаза и послушайте музыку Вивальди из цикла «Времена года» – зима. И подумайте, какие бы краски вы использовали и что было бы изображено на вашей картине? (Основная цветовая гамма – светлые тона. Голубые оттенки, а по этому светлому полю – синего, белого цвета, которые помогут передать красоту природы). |
7. | Рефлексия. | Беседа по вопросам | -Ребята, по кругу передавайте микрофон, высказывайтесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал(а)… было интересно… было трудно… я выполнял (а) задания… я понял(а), что… я почувствовал(а), что… я приобрел(а)… я научился(ась)… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Высказывания учащихся |
8. | Домашнее задание. | Выполнение разноуровневых заданий | 1. выучить наизусть стихотворение «Мелколесье. Степь и дали» 2.Подобную исследовательскую работу провести в стихотворении «Пороша»; 3.Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (на выбор); | Учащиеся записывают задания в дневники |
9. | Итоги. Оценки за урок. | - Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина
Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина....
Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"
Тема: Любовная лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта; показать дина...
Урок литературы 11 класс: "Любовная лирика С. Есенина"
Урок литературы...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.
Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения, названы электронные ресурсы к уроку....