Развивайте дар речи
элективный курс по литературе (8 класс)

Лютова Татьяна Эдуардовна

Факультативный курс по литературе. Помогает углубить знания обучающихся по теории литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayte_dar_rechi.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа по литературе «Развивайте дар речи»
для учащихся 7 классов, обучающихся по авторской программе Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» (34 часа)

 Пояснительная записка.

          "Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства." Исходя из этого, назначение данного предмета состоит не только в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, но и повысить интерес к художественной (в данном случае поэтической) литературе, научить осмысливать текст, всматриваться в особенности лексики, синтаксиса, грамматики в целом. Курс факультатива дополняет уроки по «Литературе как предмету эстетического цикла», основной задачей которой является  воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.
  Программа факультатива предназначена для работы  как со слабоуспевающими учащимися, так и с одаренными.                                                                                                              

Основные задачи курса
1. Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3. Формирование у детей чувства языка;
4. Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной и точной;
5. Формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Основные направления курса:
1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, синонимических рядов, тематических групп и т.д. А также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, литературоведческого и словаря синонимов
2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдения над синтаксическим строем простых и сложных предложений, грамматическим рядом разных частей речи;
3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов поэтических произведений.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Форма занятий
: уроки словесного рисования, лекции с элементами беседы, уроки речевой практики, уроки - концерты с чтением стихов, приготовленных для анализа, наизусть.
В результате обучения учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка, выявлять связи между особенностями и составом текста и душевным состоянием автора, "в анализе формы видеть глубину содержания".

Учебно-тематический план
(34 часа)
1. Художественное произведение - особый, законченный в себе мир -2 ч.
2. Анализ поэтического текста - выявление связи между особенностями и составом текста и душевным состоянием его автора - 2 часа

3 . Особенности строения поэтического текста -3 часа
а) Ритм, звучание, орнаментовка, двусложные и трехсложные размеры стиха - 2 часа
б) Звуковой ряд (строфика, рифма, звукопись)-2часа
в) Цветовая гамма стиха -1 час

4. Выявление стилистических особенностей текста, лексический
уровень стиха -6 часов
а) Значение слов, определяющих эмоциональный настрой поэтического произведения, группы слов по значимости употребления в речи- 4 часа
б) Тропы, изобразительно-выразительные средства языка, их роль в поэтической речи - 4 часа

5. Грамматический ряд стиха (части речи, формы, их значение в тексте) -  4 часа
6 . Синтаксический строй (структура и степень распространенности различных речевых единиц) поэтического текста - 4 часа


Содержание курса

п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

1

"Пишут всегда для кого-то..." Что значит талантливый читатель?

1

2

Литература как вид искусства.

1

3

Словесное рисование.  Письмо по памяти. Картина воображения. Цветовая гамма.

1

4

Роды литературы.

1

5

Жанры.

1

6

Стихосложение.

1

7

Особенности построения поэтического текста.

1

8

Особенности построения поэтического текста на примете поэзии А.Фета, Ф.Тютчева.

1

9

Ритм, звучание, орнаментовка, настроение в лирике.

1

10

Ритм, звучание, орнаментовка, настроение в лирических шедеврах А.Пушкина.

1

11

Двусложные и трехсложные размеры стиха. Особенности употребления в поэтике.

1

12

Двусложные и трехсложные размеры стиха. Особенности употребления в поэтике М.Ю. Лермонтова.

1

13

Что такое звуковой ряд? (Размер, строфика, рифма, звукопись)

1

14

Что такое звуковой ряд? (Размер, строфика, рифма, звукопись  на примере лирики М.Ю. Лермонтова, А.С.Пушкина)

1

15

Проверочная работа. Размер, строфика, рифма, звукопись  на примере лирики М.Ю. Лермонтова, А.С.Пушкина) (по выбору учащихся)

1

16

Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения)

1

17

Лексический уровень (группы слов по значению, синонимы, антонимы)

1

18

Лексический уровень (олицетворения, омонимы, "пустые слова")

1

19

Лексический уровень (оксюмороны, сравнения)

1

20

Лексический уровень (метафоры, эпитеты)

1

21

Грамматический ряд (части речи)

1

22

Грамматический ряд (грамматические формы - их значение и роль в анализе поэтического произведения)

1

23

Синтаксический строй (структура предложений, их количество)

1

24

Синтаксический строй (степень распространенности, знаки препинания)

1

25

Зачем переводят стихотворения с одного языка на другой?

1

26

Проблемы поэтического перевода.

1

27

Переводы Брюсова, Анненского и др. поэтов.

1

28

Сопоставительный анализ.

1

29

Сравнительная характеристика.

1

30

Сравнительная характеристика поэтических образцов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

1

31

Практическое занятие. Анализ стихотворения (по выбору учащихся)

1

32

Практическое занятие. Анализ стихотворения Н.Рубцова (по желанию)

1

33

Практическое занятие. Анализ стихотворения (по выбору)

1

34

Итоговая работа. Анализ стихотворений (по указанию учителя) с последующим комментарием.

1

Список литературы
1. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М.Просвещение. 1998.
2. Никитина Е.Н. Русская речь. Учебное пособие для 8-9 классов. М. Просвещение. 1999.
3. Плотникова Е.Д. Об изобразительно-художественных средствах языка. М. Просвещение. 2000.
4. Я иду на урок литературы. Серия книг для учителя (с 5 по 9 кл.). М. Первое сентября.2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Развивай дар речи»

Программа кружка «Развивай дар речи»...

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

Программа элективного курса по русскому языку "Развивайте дар речи" для учащихся 9 класса

Программа элективного курса «Развивайте дар речи» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 12 часов. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Г.А.Оберн...

Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс

Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...

Элективный курс по русскому языку для 9 класса "Развивайте дар речи"

Курс помогает учащимся правильно построить сочинение - рассуждение, знакомит с основными жанрами...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развивайте дар речи»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Развивайте дар речи»...

Как помочь ребёнку развивать связную речь

Рекомендации по формированию связной речи...