Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В.Я.Коровиной
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений, авторской программы по литературе для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина), Образовательной программы МБОУ «Новокурская ООШ» по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) с учётом типа (общеобразовательное учреждение) и вида (основная общеобразовательная) учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Данная рабочая программа ориентирована на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2019 г.).
Согласно учебному плану школы программа в 9 классе рассчитана на 34 учебных недели, поэтому данная рабочая программа по литературе для основного общего образования составлена из расчёта 34 учебных недели. Программа рассчитана на 1 учебный год, 85 часов (2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа к учебнику В.Я.Коровиной для 5 класса | 313.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться:
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Работать в группе.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты обучения
Устное народное творчество
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
II. Содержание учебного предмета
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо» (отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | |
Введение | 1 ч. | ||||||
1 | Введение. Книга в жизни человека. | 1 | Готовить устный ответ. Передавать личное отношение, размышлять. | Л– принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование мотивации к учению М- организация своего рабочего места под руководством учителя П- научиться пользоваться учебником, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | |||
Устное народное творчество | 10 ч. | ||||||
2 | Устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. | 1 | Выявлять характерные для устного народного творчества художественные приёмы. | М- организация своего рабочего места под руководством учителя П - научиться различать произведения малых жанров фольклора К- уметь ставить вопросы | |||
3 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки» колыбельные песни. | 1 | Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и пись менных высказываниях. | М- организация своего рабочего места под руководством учителя П -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач Л – формирование взгляда на мир | |||
4 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». | 1 | Различать сказки волшебные. Бытовые и сказки о животных. | М - формулировать учебную задачу П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач Л - формулировать собственное мнение | |||
5 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. | 1 | Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы(постоянные эпитеты, троекратные повторы) | М - формировать ситуации рефлексии и самодиагностики П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков Л – формирование эстетических чувств | |||
6 | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. | 1 | Пересказывать , отвечать на вопросы. | М – уметь планировать алгоритм ответа П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач Л – формирование отношения к событиям | |||
7 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | Выразительно читать фрагменты сказки, давать устные ответы на вопросы. | М- организация своего рабочего места под руководством учителя П - научиться владеть терминологией по теме, навыками устной речи Л - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать | |||
8 | Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. | 1 | Характеризовать героев сказки, оценивать их поступки. | Р - применять метод информационного поиска П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач Л – формирование навыков исследования текста | |||
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | 1 | Читать, отвечать на вопросы по прочитанному. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками М - уметь анализировать прочитанный текст П - научиться составлять пересказы | |||
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 1 | Характеризовать героев. оценивать их поступки. | Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. М-организация своего рабочего места под руководством учителя П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков | |||
11 | Р.р.«Мой любимый герой русской народной сказки». Обучение домашнему сочинению. | 1 | Готовить развёрнутый письменный ответ, собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. | М - уметь формулировать и высказывать свою точку зрения П - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач Л- формирование внутренней позиции школьника | |||
Из древнерусской литературы | 2ч. | ||||||
12 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | Выразительно читать фрагменты произведений. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и и его фрагменты в оригинале. | П - научиться понимать информацию в текстах, составлять тест М – уметь искать информацию, выполнять действия Л- формирование навыков исследования текста | |||
13 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | Характеризовать героя древнерусской литературы. | П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач Л- формирование навыков исследования текста М - уметь читать осознанно. | |||
Из русской литературы XVIII века | 2ч. | ||||||
14 | Из русской литературы XVIII века. Роды и жанры литературы. | 1 | Определять родовую принадлежность литературного произведения, давать жанровую характеристику изучаемого произведения. | П - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии М – уметь читать вслух, понимать осознанно Л- формирование навыков самоанализа | |||
15 | М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. | 1 | Читать осознанно художественное произведение,эмоционально откликаться на прочитанное,выражать личное читательское отношение к прочитанному. | П - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии М – уметь читать вслух, понимать прочитанное, анализировать Л- формирование навыков самоанализа и самоконтроля | |||
Из литературы 19 века. | 43 ч. | ||||||
16 | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). | 1 | Определять к какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки. | П - научиться понимать информацию в текстах, составлять тест М – уметь искать информацию, выполнять действия Л-формирование навыков исследования текста, мотивации к учению | |||
17 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали. | 1 | Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни. | П - научиться понимать информацию в текстах, выразительно читать басню по ролям М – уметь искать информацию, выполнять действия Л- формирование навыков исследования текста | |||
18 | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали. | 1 | Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. | П - научиться читать выразительно по ролям, навыкам проектной деятельности М – уметь искать информацию, выполнять действия Л- формирование навыков исследования текста | |||
19 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. | 1 | Выявлять темы,образы и приёмы изображения человека. | П - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии М - уметь конструировать сообщение в устной форме Л- овладение техникой худпересказа | |||
20 | Р/р Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. | 1 | Выразительно читать наизусть произведения, передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. | Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. П - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М – уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию | |||
21 | В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику,идейно-эмоциональное содержание. | П – научиться выделять черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки М – формирование навыков самоконтроля, самоанализа Л – овладение техникой худпересказ, выразительного чтения | |||
22 | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | Давать устный ответ на вопрос по тексту призведения, в том числе с использование цитирования. | П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков М – уметь синтезировать полученную информацию Л - овладение техникой худпересказ, выразительного чтения | |||
23 | В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Нравственно-психологические проблемы баллады. | 1 | Формулировать вопросы по тексту произведения. | П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М – уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Л - овладение техникой худпересказ, выразительного чтения | |||
24 | А.С.Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии А,С.Пушкина. | П – научиться находить изобразительно-выраз.средства М – учиться слышать ритм стихтекста Л - формирование навыков исследования текста | |||
25 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 1 | Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила | П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М – уметь обсуждать разные точки зрения, вырабатывать общее мнение Л – формирование познават.интереса | |||
26 | Р/р Мир пушкинской сказки. Письменный ответ. | 1 | Готовить развёрнутый письменный ответ,составлять план ответа. | П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М – уметь производить поиск и выделение нужной информации, сотрудничество в коллективе Л - формирование навыков исследования текста, навыков саморегуляции | |||
27 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. | 1 | Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять , что утверждается , а что отрицается писателем. | Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков М – уметь анализировать текст | |||
28 | Система образов сказки А. С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. | Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков М - уметь производить поиск и выделение нужной информации, сотрудничество в коллективе | |||
29 | Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. | 1 | Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных и народных произведений. | П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе сравнения М – уметь доказывать свое мнение Л - формирование познават.интереса | |||
30 | Р.р. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?». | 1 | Давать письменный ответ на вопрос по тексту произведения с использованием цитирования. | П - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М - уметь обсуждать разные точки зрения и доказывать свое мнение Л - формирование познават.интереса | |||
31 | В/ч. Мои любимые сказки Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок. | 1 | Передавать личное отношение к произведению, характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик.описаний внешности, действий. | П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе сравнения М – уметь доказывать свое мнение Л - формирование познават.интереса. | |||
Русская литературная сказка. | |||||||
32 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | Находить отличительные особенности литературных сказок. | П – научиться составлять первичный проект, элпрезентацию М – уметь объяснять особенности текста литсказки начала 19 века Л – формирование мотивации к самосовершенствованию | |||
33 | Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | 1 | Выявлять черты фольклорной традиции в литературном произведении. | П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, научиться читать по ролям М - уметь обсуждать разные точки зрения и доказывать свое мнение Л - формирование познават.интереса, навыков сопоставления | |||
34 | В.М.Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. | 1 | Формулировать вопросы по тексту произведения. | П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, научиться читать по ролям, подбирать цитаты, выполнять проектную деят. по алгоритму М - уметь обсуждать разные точки зрения и доказывать свое мнение Л - формирование познават.интереса, навыков сопоставления | |||
35 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта. | 1 | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | П - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. М – уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию | |||
36 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения. | 1 | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя. | П - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М – уметь находить и отбирать нужную информацию Л– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | |||
37 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | 1 | Воспринимать текст литературного произведения. Давать общую характеристику художественного мира писателя. | П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе сравнения М – уметь доказывать свое мнение Л - формирование познават.интереса | |||
38 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. | 1 | Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | П – научиться понимать сюжет, видеть реальное и фантастическое в повести М – познакомиться с элементами жизни и быта укр.народа Л – формирование познават.интереса | |||
39 | Р/р. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова и выражения. | Л– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения П-научиться обсуждать поступки героев, выражать свое мнение М – применять метод инф.поиска | |||
40 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. | 1 | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя. | Л- принятие и освоение социальной роли обучающегося П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М –познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план | |||
41 | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | 1 | Подбирать цитаты из текста по заданной теме. | Л- формирование интереса к культурному наследию нашей страны П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М –познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план | |||
42 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Речевая характеристика персонажей. | 1 | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. | Л- формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М – познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план | |||
43 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола. | 1 | Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины 19 века с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. | Л- принятие и освоение социальной роли обучающегося П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, научиться выявлять нравственную тематику произведения М – познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план | |||
44 | История отношений Герасима и Татьяны. | 1 | Формулировать вопросы по тексту произведения. Сопоставлять сюжеты, персонажей лит-го произведения. | П – научиться объяснять внутренние связи сюжета М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. | |||
45 | «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 1 | Пересказывать отдельные эпизоды, эмоционально откликаться на прочитанное , выражать личное отношение. | П – научиться объяснять внутренние связи сюжета М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. | |||
46 | Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против отношений барства и рабства. | 1 | Определять тему и идею произведения, Характеризовать образ персонажа через его действия и поступки. | Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. П -- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М – уметь строить речевое высказывание | |||
47 | Р./р. Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму». | 1 | Собирать материал , необходимый для написания сочинения. | П- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. | |||
48 | А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. | 1 | Воспринимать текст лит-го произведения. | П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. | |||
49 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | 1 | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей. | П- овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков Л- формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста М –познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план | |||
50 | Жилин и Костылин. Краткость и выразительность языка рассказа. | 1 | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. | П- овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков Л- формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста М –познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план | |||
51 | Р./р. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». | 1 | Составить план ответа,подобрать цитаты из текста, конспектировать. | П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М –уметь находить и отбирать нужную информацию Л– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | |||
52 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. | 1 | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов и тематики произведений Чехова. | П- овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе сравнения М – уметь доказывать свое мнение Л - формирование познават.интереса | |||
53 | Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия». | 1 | Участвовать в инсценировании лит-го произведеня, чтении по ролям. | П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач - М –уметь находить и отбирать нужную информацию Л– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | |||
54 | Юмористические рассказы А. П. Чехова. | 1 | Читать осознанно художественное произведение,эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. | П – научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности М - уметь проводить исследование Л– формирование навыков анализа | |||
55 | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. | 1 | Выразительно читать, определять тему и идею произведения. | П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М –уметь находить и отбирать нужную информацию Л– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | |||
56 | Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | 1 | Характеризовать ритмико-метрические особенности произведения, Находить основные признаки стихотворной речи. | П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, научиться выразительному чтению М – уметь обосновывать свое мнение Л – воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны | |||
57 | Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.3.Сурикова, А.В.Кольцова | 1 | Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. | П – научиться анализировать стих по алгоритму М – уметь обосновывать свое мнение Л – воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны | |||
58 | Р/р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века). | 1 | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать специальную лит-ру. | П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, научиться анализировать стих по алгоритму М – уметь обосновывать свое мнение Л – воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны | |||
Из русской литературы XX века | 31ч. | ||||||
59 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | 1 | Воспринимать текст литературного произведения. | П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали Л- развитие этических чувств | |||
60 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». | 1 | Подбирать материал о биографии писателя, истории создании произведения. | П – научиться объяснять внутренние связи сюжета М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. | |||
61 | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | 1 | Уметь выделять этапы развития сюжета, пересказывать сюжет. | П – научиться объяснять внутренние связи сюжета М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали Л – формирование оценки поступков героев | |||
62 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | 1 | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. | Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. П- овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков М – уметь владеть монологич.речью | |||
63 | Изображение города и его обитателей. Простота и выразительность языка повести. | 1 | Характеризовать образ персонажа через чтение. | П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали Л – формирование оценки поступков героев | |||
64 | Р./р. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». | 1 | Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. | П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М – уметь формулировать тему сочинения, составлять план Л – формирование выстраивания системы личностных отношений | |||
65 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях. Своеобразие языка стихотворений. | 1 | Определять тему и идею произведения, читать выразительно текст. | П- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М – уметь обосновывать свое мнение Л – воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны | |||
66 | Стихотворение «С добрым утром!». | 1 | Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. | П – научиться выразит. читать, анализировать стих по алгоритму М – уметь определять общую цель и пути её достижения Л - воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны | |||
67 | П.П.Бажов. Слово о писателе «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | 1 | Читать осознанно произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, характеризовать персонажа. | П -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии М – уметь обосновывать свое мнение Л – воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны | |||
68 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. | 1 | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его его образа. | П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, , научиться различать жанр сказа и сказки М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали Л- развитие этических чувств | |||
69 | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». | 1 | Анализировать различные формы выражения авторской позиции, характеризовать персонаж. | Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. П –научиться определять тему, выделять нравственную проблему М – уметь ставить вопросы | |||
70 | Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | 1 | Выявлять художественные средства создания образов, пересказывать содержание произведения. | Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М – планировать учебное сотрудничество | |||
71 | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского | 1 | Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения. | П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали Л – формирование оценки поступков героев | |||
72 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. | 1 | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное. | П- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии М – уметь работать в группе Л – формирование способностей к решению моральных дилем | |||
73 | Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла | 1 | Владеть навыками сопоставительной характеристики героев. | Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. П-овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков М – уметь планировать последовательность действий | |||
74 | Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака. | 1 | Участвовать в инсценировании литературного произведения. | П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали Л – формирование оценки поступков героев | |||
75 | Р./р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | Готовить письменный ответ на поставленный вопрос. | П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М – уметь синтезировать информацию Л – формирование навыков самоанализа и самоконтроля | |||
76 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. | 1 | Читать осознанно художественное произведение. | П- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии М – уметь работать в группе Л – формирование способностей к решению моральных дилем | |||
77 | Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита» Оптимистическое восприятие окружающего мира | 1 | Характеризовать персонаж, передавать личное отношение к персонажу. | П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали Л- развитие этических чувств | |||
78 | В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро» | 1 | Готовить письменный ответ на вопрос. | П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М – уметь синтезировать информацию Л – формирование навыков самоанализа и самоконтроля | |||
79 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу | 1 | Пересказывать сюжет, определять основные этапы развития сюжета,передавать личное отношение к персонажу. | П-овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, научиться определять автобиографич. черты М – научиться понимать в общем, искать и выделять нужную информацию Л – формирование оценки героев | |||
80 | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении | 1 | Соотносить персонаж и прототип, образ автора. | П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М – научиться понимать в общем, искать и выделять нужную информацию Л – формирование оценки героев | |||
81 | Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных испытаний. | 1 | Характеризовать персонаж, выражать личное отношение к нему. | П – научиться давать хар-ку героям, определятьзначение картин природы М – уметь извлекать информацию из разных источников Л- принятие и освоение социальной роли обучающегося | |||
82 | Р./р. Подготовка к домашнему сочинению «Как Васютке удалось выжить в тайге?» | 1 | Готовить письменный ответ на вопрос. | П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М– уметь синтезировать информацию Л – формирование навыков самоанализа и самоконтроля | |||
Русские поэты XX века о Родине и родной природе | |||||||
83 | Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе. | 1 | Воспринимать текст литературного произведения. | П – научиться выразительно читать, сопоставлять М – уметь воспринимать стих текст Л – формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны | |||
84 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе | 1 | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. | П – научиться выразительно читать, владеть элементами монологич. речи М – уметь воспринимать стих. текст Л – формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, развитие эстетических чувств | |||
85 | Р./р. Анализ лирического стихотворения (на материале стихотворений русских поэтов XX века) | 1 | Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. | П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М– уметь синтезировать информацию Л – формирование навыков самоанализа и самоконтроля | |||
Писатели улыбаются | |||||||
86 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | 1 | Подбирать цитаты из текста лит-го произведения по заданной теме. | П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали Л – формирование оценки поступков героев | |||
87 | Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. | 1 | Анализировать литературное произведение, характеризовать персонаж. | П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М – научиться понимать в общем, искать и выделять нужную информацию Л – формирование оценки героев | |||
Поэты о Великой Отечественной войне | |||||||
88 | К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. | 1 | Выразительно читать стихотворения. Давать устные ответы, анализировать. | П- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии М – формировать навыки комментированного чтения, формулировать свою точку зрения Л - формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, развитие эстетических чувств | |||
89 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | 1 | Анализировать литературное произведение,определять тему и идею произведения, передавать личное отношение. | Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. М – уметь планировать алгоритм ответа П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач | |||
Из зарубежной литературы | 13 ч. | ||||||
90 | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. | 1 | Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы. | П – научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки М – овладеть навыком смыслового чтения Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей | |||
91 | Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. | 1 | Воспринимать текст литературного произведения. | П – научиться выразительно читать и пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки М – уметь планировать сотрудничество в коллективе Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей | |||
92 | Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя. | 1 | Характеризовать героя зарубежной литературы. | П – научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки М - уметь планировать сотрудничество в коллективе , оценивать действия партнера Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей | |||
93 | X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | 1 | Пересказывать содержание художественного произведения подробно. | П – научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки М –овладеть навыком смыслового чтения Л - формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей | |||
94 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини | 1 | Передавать личное отношение к произведению, характеризовать образ персонажа через чтение. | Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. П-овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков М –уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать | |||
95 | Наши любимые сказки X. К. Андерсена. | 1 | П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М – уметь строить монологич. речь Л –формирование оценочного отношенияч | ||||
96 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам X. К. Андерсена. | 1 | Готовить письменный ответ на вопрос. | П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач М– уметь синтезировать информацию Л – формирование навыков самоанализа и самоконтроля | |||
97 | Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном | 1 | Выявлять характерные для произведений зарубежной лит-ры темы, образы и приёмы изображения человека. | П – научиться выразительно читать текст М – овладеть навыком смыслового чтения Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей | |||
98 | М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера» | 1 | Воспринимать текст литературного произведения. | П – научиться выразительно читать текст, характеризовать героев и их поступки М – овладеть навыком смыслового чтения Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей | |||
99 | Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев М. Твена | 1 | Характеризовать героя литературного произведения. | П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач М – уметь искать нужную информацию Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей | |||
100 | Том и Гек. Том и Бекки. | 1 | Сопоставлять персонажей литературного произведения. | П-овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков М – уметь искать нужную информацию Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей | |||
101 | Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. | 1 | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей. | М – уметь искать нужную информацию Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач | |||
102 | Мастерство Дж.Лондона в изображении жизни северного народа. | 1 | Подбирать цитаты из текста по заданной теме. | П – научиться пересказывать текст, давать характеристику героям и их поступкам М – применять метод информационного поиска Л - формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей | |||
103 | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | 1 | Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, готовить устные ответы. | П – обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки М - уметь искать нужную информацию Л- формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. | |||
104 | Итоги года. Задание на лето. | 1 | Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики. | П - обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки М - уметь искать нужную информацию, синтезировать для составления ответа Л- формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. | |||
105 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | 1 | Развёрнутый устный ответ, подбирать цитаты, убедительные аргументы. | П - обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки М - уметь искать нужную информацию, синтезировать для составления ответа Л– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина
Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...
Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина
рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое пл...
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:...