Урок-концерт в 6 классе «Святки на Руси: обычаи и традиции празднования»
план-конспект урока по литературе (5, 6, 7 класс)
Открытый урок-концерт в 6 классе «Святки на Руси: обычаи и традиции празднования».
Тип урока: урок развития речи.
Форма урока: урок-концерт.
Педтехнологии: театральная педагогика, коллективный способ обучения, обучение в сотрудничестве, игровая технология, здоровьесберегающие технологии; развивающее обучение; создание ситуации успеха на уроке, ТРКМЧП.
Приемы: выразительное чтение, инсценировка, этюд, ролевая игра.
Цели урока:
Учебные: расширить и углубить знания об одном из любимейших праздников на Руси – Святках; познакомить учащихся с обычаями и традициями празднования: колядованием, гаданием, славлением; познакомить с произведениями обрядового фольклора: колядками, подблюдными песнями, приметами; повторить художественные произведения, в которых отражена тема Святок, Рождества; обучать анализу произведений через исследование текста, создание иллюстраций (Рождественских открыток), творческие работы детей; прививать любовь к художественному слову.
Развивающие: развивать умение работать с фольклорным (песни, загадки, игры, колядки), лирическим, прозаическим текстом; развивать творческие способности учащихся; развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся; вырабатывать четкость, ясность, эмоциональность речи во время выступления.
Воспитательные: воспитывать любовь к литературе и истории родного народа; воспитывать духовно-нравственную культуру обучающихся; воспитывать потребность в общении с музыкальным искусством; воспитывать умение выступать перед аудиторией, работать в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект «Святки на Руси: обычаи и традиции празднования» | 59.63 КБ |
Преентация «Святки на Руси: обычаи и традиции празднования» | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок-концерт в 6-Г классе «Святки на Руси: обычаи и традиции празднования»
Тип урока: урок развития речи.
Форма урока: урок-концерт.
Педтехнологии: театральная педагогика, коллективный способ обучения, обучение в сотрудничестве, игровая технология, здоровьесберегающие технологии; развивающее обучение; создание ситуации успеха на уроке, ТРКМЧП.
Приемы: выразительное чтение, инсценировка, этюд, ролевая игра.
Мультимедийные средства:
- Материалы сайтов www.proshkolu.ru; www.cultinfo.ru
- Использование интерактивной доски Hitachy
- Презентация PowerPoint
Дополнительное обеспечение:
- Стенд «Святки на Руси: обычаи и традиции празднования»:
- Костюмы:
- Русские народные
- Украинские (для сценки по Гоголю)
- Черт и ведьма
- Пастухи, ангелы (сценка о Рождестве)
- Реквизит для игр, гадания, колядования; костер
- Выставка открыток, изготовленных воспитанницами
Цели урока:
Учебные: расширить и углубить знания об одном из любимейших праздников на Руси – Святках; познакомить учащихся с обычаями и традициями празднования: колядованием, гаданием, славлением; познакомить с произведениями обрядового фольклора: колядками, подблюдными песнями, приметами; повторить художественные произведения, в которых отражена тема Святок, Рождества; обучать анализу произведений через исследование текста, создание иллюстраций (Рождественских открыток), творческие работы детей; прививать любовь к художественному слову.
Развивающие: развивать умение работать с фольклорным (песни, загадки, игры, колядки), лирическим, прозаическим текстом; развивать творческие способности учащихся; развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся; вырабатывать четкость, ясность, эмоциональность речи во время выступления.
Воспитательные: воспитывать любовь к литературе и истории родного народа; воспитывать духовно-нравственную культуру обучающихся; воспитывать потребность в общении с музыкальным искусством; воспитывать умение выступать перед аудиторией, работать в команде.
Ход урока
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер
Слово учителя. (Презентация. Слайд 1) Здравствуйте, дорогие гости! Мы приглашаем Вас сегодня на один из любимейших праздников на Руси – Святки. Каждый культурный человек должен знать историю страны, в которой живет. И эпиграфом к нашему празднику послужат слова Вадима Шефнера:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Святки – удивительные праздники, отражающие и древние языческие традиции и более новые, пришедшие с принятием христианства на Руси. Мы вам сегодня расскажем историю праздников и многое покажем: колядование и славление; загадки, пословицы и приметы; гадание и игры, в которые играли наши прапрабабушки.
Вед. Новогодние праздники раньше начинались в день Николы Зимнего, 19 декабря. Святой Никола – защитник страждущих, один из наиболее почитаемых христианских святых в мире.
Вед. (Слайд 2) 25 декабря – это день зимнего солнцестояния, когда миновала самая длинная ночь и день стал увеличиваться, а это значит – свет победил тьму. Солнце – один из символов Святок.
Вед. В этот день многие народы празднуют Рождество. Это день надежды, символ избавления от грехов. Рождественская звезда – символ Рождества.
Вед. (Слайд 3) Святки или Святые вечера – это народный зимний праздник, которым оканчивается один год и начинается другой. Святки продолжаются 12 дней, от Рождества Христова до Богоявления.
Вед. Русское православие пользуется Юлианским календарем, и поэтому Рождество Христово празднуется в ночь с 6 на 7 января. А христианский праздник в честь Крещения Иисуса Христа в водах Иордана – 19 января.
Вед. Святки – удивительные праздники, они включают в себя и некоторые языческие обычаи (гадание, гуляния, «ряженье», игры), и христианские традиции – славление.
Вед. Начинаются Святки рождественским Сочельником – вечером накануне Рождества. Тьма спускается на землю, и все ждут первой звезды, которая возвестит о рождении Сына Божьего.
Хоз. (Слайд 4) Лишь после нее можно сесть за праздничный стол. Еда традиционна: сочиво (или кутья) – сваренная на меду каша; взвары – вареные на меду сушеные яблоки, груши, сливы; оладьи медовые да пироги постные. Богатый стол – богатый год. А впереди еще два Сочельника – под Новый Год и под Крещенье.
Вед. (Слайд 5) Еще ночью начинали колядовать. «Коляда» - слово загадочное. В разных областях России ему придавали разное значение. Это и сам Сочельник на севере, и подарки при хождении по дворам, в Новгородской области, и все Святки на юге.
Вед. «Колядованием» на севере называли обряд хождения от дома к дому с поздравлениями и песнями, а в южных областях «колядовать» означает Христа славить.
Вед. Это самая волшебная ночь в году, ночь исполнения желаний. Но и самая таинственная, страшная ночь, последняя ночь разгула нечистой силы. Поэтому принято рядиться, чтобы отпугивать нечистую силу. А еще прихорашиваться, чтобы год был счастливым.
Вед. (Слайд 6) «Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».
(Тревожная, таинственная музыка. Черт крадет месяц, а ведьма собирает звезды).
- Инсценировка фрагмента повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сцена с Оксаной и Вакулой. (Зажигательная украинская музыка – гопак).
К а р т и н а 1. (Вакула и Оксана). Оксана выходит на сцену с зеркалом. | |
Оксана(у зеркала) | Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша! Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равным их нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они как длинные змеи обвились вокруг моей головы! Я вижу теперь, что я совсем не хороша! Нет, хороша я! Как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною муж! Он зацелует меня насмерть! |
Вакула (входит) | Чудная девка! И хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится и еще хвалит себя вслух! |
Оксана (не видя Вакулы) | Парубки! Вам ли я чета? Вы поглядите на меня, как я плавно выступаю, а какие ленты на голове, вам век не увидеть богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете! |
(видит Вакулу) | Зачем ты пришел сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Что, сундук мой готов? |
Вакула | Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов! Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя! |
Оксана | Кто ж тебе запрещает? Говори и гляди! (Снова смотрится в зеркало, садится на скамейку). |
Вакула | Позволь и мне сесть возле тебя. |
Оксана | Садись. |
Вакула | Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя! |
Оксана | Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, тогда и ложка нужна! Поди прочь! У тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Правда ли, что твоя мать ведьма? |
Вакула (про себя) | Она мучит меня, а я за грустью не вижу света; а я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет любить. |
Оксана | Однако ж девчата не приходят… Что бы это значило? Давно уж пора колядовать. |
Вакула | Бог с ними, моя красавица! |
Оксана | Как бы не так! С ними верно придут парубки. Тут-то пойдет веселье. Воображаю, каких наговорят историй! А! кто-то стукнул; верно девчата с парубками. (Убегает) |
К а р т и н а 2. Девушки выбегают на сцену и окружают Оксану. | |
Оксана | Э, Одарка! У тебя новые черевички! Ах, какие хорошие! И с золотом! Ах, некому мне достать такие черевички! |
Вакула | Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я достану тебе черевички, какие редкая панночка носит. |
Оксана | Ты? Разве принесешь те самые, которые носит царица. Да! Будьте вы все свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж. (Вакула убегает). |
2. Парубки и девушки. Колядование. Загадки. (Слайд 7)
Колядовщики.
Добрый вечер добрым людям! Можно Вам поколядовать?
Хоз. Милости просим!
Колядовщики.
Пришла Коляда:
Отворяйте ворота!
Овсей, Овсей
Шел по дорожке,
Нашел железце,
Сделал топорочек,
Ни мал, ни велик,
С игольные уши;
Срубил себе сосну,
Наснастил мосточек.
По этому мосту
Шли три братца:
Первой-то братец
- Рождество Христово,
Второй-то братец
- Василий Кесаринский,
Третий-то братец
- Крещенье господне.
(Обсыпают углы зерном)
Сею, вею, посеваю,
С Рождеством вас поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле - копнами,
На столе – пирогами!
Блин да лепешка
На заднем окошке.
Подавай, не ломай,
Не закусывай!
У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Овсень, коляда,
Суконная борода!
Кто не даст ножку
- Расколю окошку,
Кто не даст пирога
- Уведу корову за рога,
Кто не даст хлеба
- Уведу деда,
Кто не даст ветчины
- Расколю чугуны.
С новым годом,
С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!
С новым годом,
Со всем родом,
Чтобы здоровы были,
Много лет жили!
Хозяин. И вам здоровья мы желаем, люди добрые!
Хозяйка. А вот вам печенье,
Примите от нас угощенье!
Вед. Колядки – часть святочного обряда, а посевание – старинный земледельческий обряд, углы дома обсыпали зерном с хорошими пожеланиями. Зерно сметали и хранили до нового урожая.
Вед. Чтобы избежать различных неприятностей, запрещалось в Сочельник и первый день Рождества подметать пол, выбрасывать мусор, нельзя было шить, а то уродится слепой, а лапти плести — уродится кривой. Считалось плохой приметой, если 7 января в дом первой войдет женщина — значит, круглый год женщины этого дома будут болеть.
Вед. Чем веселее и щедрее люди в рождественские праздники, тем богаче будет новый урожай, благополучнее и веселее жизнь.
Хозяин. В старые времена у людей не было телевизоров, компьютеров, даже радио, поэтому они сами себя развлекали – пели, танцевали, хороводы водили, играли.
Загадки.
Дети (в зал). Дети, отгадайте-ка загадки, которые отгадывали ваши прабабушки и прадедушки. Вот моя загадка. Восемь ног, два хвоста, посредине гривенник. Что такое?
Ответ: Две свиньи целуются.
Дети. Правильно.
Дети. Избушка нова, жильца нет.
Жилец появится – изба развалится.
Ответ. Яйцо!
Дети. А какая разница между священником и Волгой?
Ответ. Священник – батюшка, а Волга – (хором) матушка!
Дети. А вот еще одна: горшочек умен, семь дырочек в нем.
Ответ. Голова человека.
3. Игры.
Вед. А теперь, давайте поиграем так, как играли ваши прабабушки и прадедушки.
Игра 1.Ведущий. (10 поленьев, снежки)
В дни святочной и рождественской недель молодежи позволялось озоровать — не хулиганить, не драться, а шутить беззлобно. Даже частушка такая была:
Мы по улице идем,
Че-нибудь наделаем,
То поленницу раскатим,
То ворота разберем!
Так вот они — поленья! По одному полену надо взять и вон туда унести! (Показывает на стулья в другом конце класса). Кто быстрей да больше дров унесет? Но… по одному полену. А народ озоровать не позволяет, снежками в них кидает! Приготовили снежки? Побежали! Девушки берут со сцены по одному полену дров и бегут на условленное место. Зрители кидают в них снежками, чтобы затруднить движение. Выигрывает тот, кто принесет за несколько ходок больше дров.
Игра 2. (Ведущий вместе с ряжеными показывает движения песни-забавы на сцене, а зрители в зале повторяют, затем песня-забава переходит в веселую пляску). Как у тетушки Арины располным-полно детей: с та-а-кими глазами! Показывает. (Зрители повторяют). С та-а-кими бровями! С такими носами! С такими ушами! С такими губами! С такими плечами! С такими руками! С такими ногами! С та-а-кими… и т. д. (Насколько хватит фантазии ведущего). Они не пили и не ели, разом делали — вот так. Все на тетушку глядели, разом делали вот так!
Ряженые делают «ласточку», подпрыгивают, хлопают, стоят на одной ноге и т. д., пока вся забава не перерастает в общую пляску.
Игра 3. В «молчанку» на весь вечер. Даже за каждый смешок, улыбку, ухмылку полагалось наказание: съесть пригоршню угля, поцеловать какого-нибудь старика, позволить облить себя водой с ног до головы…
4. Гадания.
Черт. Апчхи-и-и!
Ведьма. Фу ты, черт!
Черт. Ась?
Ведьма. И вправду Черт! Напугал, окаянный!
Хозяйка. Ты черт?
Черт. Черт.
Хозяйка. Настоящий?
Черт. Спроси еще – живой я или нет?
Дети. А где твои рога?
Черт. К весне вырастут. Мы их, как коровы, к зиме сбрасываем. А весной новые отрастают.
Дети. Разве коровы сбрасывают?
Черт. Что?
Дети. Рога.
Черт. Наверное. Одно ведь семейство – парнокопытные. Чему вас только в школе учат?
Дети. А нам в школе говорили, что чертей не бывает.
Черт. Свою голову на плечах нужно иметь! Ты сейчас с кем разговариваешь?
Дети. С Чертом.
Черт. Ну вот. А то – не бывает…
Хозяйка. Да как же ты здесь очутился?
Черт. Я шел к ведьмушке на именины (хочет показать подарок – месяц, но спохватился).
Хозяйка. Так вот кто украл месяц, а не ты ли (к ведьме) звезды? Может прогоним (к детям) их?
Дети. И не надоело тебе, ведь каждый год воруешь?
Ведьма. Не надоело, ведь меня хлебом не корми – дай пакость сделать. Сейчас люди больше всего ждут Нового года – нет лучшей пакости, чем помешать ему прийти.
Хозяин. Может прогоним (к детям) нечистую силу?
Ведьма. А вот и не прогоните! Иначе как гадать будете? Ни одно рождественское гадание не обходится без нечистой силы. А погадать-то хочется?
Хозяин. А она права. Ребята, гадать будем?
Вед. Не бывало Святок без гаданий. Для девушек это было самое главное в святых вечерах, они пытались узнать свою судьбу на предстоящий год. Вый дут ли они замуж, какой муж у них будет, какая жизнь.
Вед. Христианская церковь не разрешает гаданий, но традиция гадать идет из самой глубины веков, когда люди на Руси верили еще в богов Солнца, Ветра, Земли.
Вед. Гаданий было множество, они проходили и в доме, и на улице, за околицей и в бане. Под окнами слушали – смеются в доме или ругаются (такой будет семейная жизнь); верили: откуда собака залает, оттуда жених будет.
Вед. (Слайд 8) Вот как описывает святочные гадания в поэме «Светлана» Василий Андреевич Жуковский:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны. (Песня, слайд).
Гадание. (6 горшков, полотенце, булка, колечко, лента, пуговица, дер. щепка).
Х-ка. Приглашаем желающих узнать свою судьбу.
Кому вынется, скоро сбудется.
Скоро сбудется, не минуется.
(Эти слова повторяются перед каждым гаданием).
(Поднимают горшок).
Дети. Полотенце! Полотенце далеко расстилается,
Кому станется, тому сбудется.
Ведьма. Ждет тебя дорога, путешествие.
Дети. Булка! Мышь по горнице бежит,
Каравай в дом тащит.
Черт. В твоем доме достаток будет, благополучие.
Х-ка. Колечко! Сей, мать, мучицу, пеки пироги,
К тебе будут гости, ко мне – женихи!
Черт. Кому колечко достанется – свадьба близко.
Дети. Лента! Через поле идучи, русу косу плетучи,
Шелком переплетаючи, златом перевиваючи.
Ведьма. Лента – к богатству, прибыли.
Х-н. Пуговица! Ой, ходил жучок по завалинке,
Выносил добро по мочалинке.
Ведьма. Жить тебе в большой семье счастливой жизнью.
Дети. Деревянная щепка!
Кому эта щепка достанется,
Тому сбудется, не минуется.
Тому жить бы богато,
Ходить хорошо.
Черт. А щепка деревянная – к крепкому здоровью, хорошей жизни.
Ведьма. Фу, какое скучное гадание! Ну хоть бы кому-нибудь какая гадость выпала, голодный год что ли?
Х-ка. Эх, Ведьма, Ведьма! Ты когда звезды воровала, видать вниз не смотрела, как же будет год голодный, если все приметы – за хороший урожай. Кто знает эти приметы?
Дети из зала (святочники помогают).
Много снега – много хлеба.
Снег вьется до крыши – рожь будет выше.
На Рождество метель – пчелы хорошо роятся.
Звезд много – урожай на горох.
Собаки много лают – будет много зверя и дичи.
Х-н. Так что вряд ли будущий год будет голодным.
Ведьма. Ничего, ничего, продолжим. Еще под Новый год девушки гадали, выйдут ли замуж и за кого. Девицы, кто хочет про своего суженого узнать, айда ко мне. Сейчас пойдем кур в сарае ловить, кто петуха поймает, тот замуж выйдет.
Х-н. Ишь, удумала, где ж в Москве сарай найдешь, да еще, чтоб кур на всех хватило? Ничего больше не можешь предложить?
Х-а. Оксана, а ты почему не гадаешь?
Оксана. Я уже люблю Вакулу, но сильно его обидела...
Вакула (появляясь). Погляди, какие я тебе принёс черевички!
Оксана (радостно вскрикивает). Ай!
Вакула. Те самые, которые носит царица.
Оксана. Нет, нет! Мне не нужно черевичков! Я и без черевичков тебя люблю! (Уходят).
Х-н. Ну что, черти, ведьмы, пора прощаться?
Ч. Прощайте, прощай и ты (месяцу).
Ведьма. Простите, я просто хотела украсить рождественскую елку.
(Вешает звезды). А это вам на удачу, если звездочку поймаешь и желанье загадаешь, то оно непременно исполнится. (Уходят).
5. Славление. (Слайд 9)
(Мелодичная музыка. Входят христославы в костюмах ангелов с рождественской звездой и вертепом.)
Х-а. А что это за звуки? Кто это? Что у вас в руках?
Христославы. Мы христославы, а это вертеп. А что в нем – сейчас узнаете.
Вед. Рождество Христово – великий, светлый, радостный праздник, когда «ликуют ангелы на небесах и радуются люди». В 5508 году от сотворения мира от Пресвятой Девы Марии и Святого Духа в городе Вифлееме родился Иисус Христос!
Вед. Первая неделя после Рождества с 7 по 14 января называется святой неделей, в которую все воспевают рождение Христа, но были и такие, кто хотел его смерти.
Вед. По велению царя Ирода, боявшегося рождения Миссии, в Вифлееме было погублено 14000 младенцев. Эта неделя называется страшными вечерами.
(Музыка).
Вед. Первыми из людей на земле об этом узнали пастухи, пасшие стада недалеко от города Вифлеема.
Гаснет свет. На переднем плане появляется «горящий костер». (Это может быть несколько деревянных поленьев и языки пламени, вырезанные из бумаги). У костра сидят пастухи и негромко беседуют.
Ночь тиха над Палестиной.
Спит усталая земля.
Горы, рощи и долины -
Скрыла все ночная мгла.
В Вифлееме утомленном
Все погасли огоньки,
Только в поле отдаленном
Не дремали пастухи.
1-й пастух
Слышится мне в роще за селеньем
Тихое таинственное пенье.
2-й пастух
Словно звездный хор поет с небес...
Или шелестит ветвями лес.
Вед. В тишине таинственной ночи недалеко от Иерусалима явился пастухам небесный ангел Божий и возвестил им великую радость.
Звучит торжественная музыка.
Появляется ангел, одетый в белые одежды. (Слайд 10)
Ангел
Пастыри! Не бойтесь понапрасну,
Радость я великую принес!
Этой ночью благодатной, ясной
В мир пришел Спаситель наш Христос!
Вед. Пастухи, оставив скот, тотчас направились в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Почему же Всевышний открыл эту тайну простым людям? Чем они заслужили эту милость? Пастухи были бедные, но честные, с добрым сердцем и чистой душой, занятые простым, мирным трудом люди.
Вед. Перед рождением Спасителя римский император Август повелел произвести перепись населения. Все подданные отправились для переписи в свои родные города.
Вед. Дева Мария и Иосиф отправились из Назарета, где они жили, в Вифлеем, откуда были родом. В городе они остановились на ночлег в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли скот. Здесь и родился Иисус Христос. Мария спеленала его и положила в ясли на душистую солому.
(Читает стихотворение «Рождество» Т. Шорыгиной).
Много было в небе звезд
Теплой ночью ясной.
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.
Дева-Мать, склонясь над Ним,
Нежно напевала.
Ночь мерцала золотым
Звездным покрывалом.
Пели ангелы Христу,
Славили рожденье,
В мир принес Он красоту,
Веру во спасенье.
Вед. В ту ночь яркая звезда воссияла над пещерой с Младенцем и ангелы возвестили людям о том, что в мир пришел Спаситель.
Вед. (читает стихотворение «Звездочка» Т. Шорыгиной)
В небе звездочка зажглась
Золотая.
Эта звездочка была
Непростая.
Звучит музыка.
Вед. (Слайд 11)
Мудрецы Востока, волхвы, по звезде нашли дорогу к пещере, в которой родился Спаситель. Они пришли поклониться Ему.
Дети по очереди читают стихотворение «Дары волхвов».
Принесли Младенцу мудрецы
С дивными подарками ларцы.
Слиток золота в одном ларце лежал,
И сиял он ярче, чем заря.
Этот дар волшебный означал,
Что Христа встречают как царя!
Ладан ароматный был в другом,
Это дар всем возвещал о том,
Что Всевышний указал волхвам дорогу,
И они в Младенце видят Бога.
В третьем же ларце лежала смирна.
Было ведь предсказано от века,
Что Господь придет на землю с миром
В образе земного человека.
Вед. Весь мир возрадовался рождению Христа! Все принесли Младенцу свои дары.
Дети по очереди читают стихотворение «Дары Младенцу Христу».
Небеса подарили Христу
Рождественскую звезду.
Земля с любовью и верой
Подарила Младенцу пещеру.
Ангелы славили пеньем.
Сохранив чистоту, красоту,
Целомудрие и смиренье,
Люди Мать подарили Христу!
Вед. (Слайд 12)
А мы вам дарим наши пожелания:
Желаем счастливого
Нового года,
Во всех начинаньях
Хорошей погоды!
Пусть сбудется все,
Что у вас на примете,
Пускай почитают
Родителей дети!
Пусть горе обходит
Сторонкою хату,
Пускай вам живется
легко и богато!
Звучит торжественная рождественская песня «Ночь тиха, ночь свята». Все дети стают полукругом и качаются в такт мелодии.
Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи Младенец Святой.
Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй
Над уснувшей землёй.
Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой
И сияет красой.
Заключительное слово учителя. Всем выступающим и зрителям хочу пожелать счастливого Нового года, удачи, здоровья. От всей души благодарю участников концерта с замечательным выступлением. А подвести итог предлагаю творческой работой.
Рефлексия.
Работа в группе: составление синквейнов.
- Группа «Колядовщики»
Святки
Таинственные, загадочные
Колядовать, гадать, веселиться
Святки – одни из самых любимых праздников на Руси
Волшебство
- Группа «Христославы»
Святки
Чистые, православные
Славят, одаряют, прощают
Святки приносят всем радость и счастье
Свет
- Группа, проводившая гадания
Гадания
Предсказывающие, волшебные
Смеяться, плакать, удивляться
В гаданиях без нечистой силы не обойтись
Судьба
Дополнительная литература к уроку:
- Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
- В.А. Жуковский. «Светлана»
- Подблюдные песни. Загадки. Пословицы. Приметы. Народные игры.
- Т. Шорыгина. Стихи и песни о Рождестве.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-концерт в 4 классе по теме "Рабочий день"
Весь урок составлен из стихов и рифмовок, которые дети изучалт на уроках по темам "Рабочий день", " Еда", " Школа". Необычная форма урока позволяет более эффективно повторить изученные темы....
Урок- концерт в 11 классе "Литературно-музыкальное кафе "Бродячая собака"
Примерный план урока, его возможности....
Урок-концерт в 3 классе "Подготовка к Рождеству"
Урок-концерт в 3 классе "Подготовка к Рождеству"...
Разработка урока географии в 9 классе "Китай: население, культура, обычаи и традиции"
Урок географии для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Цель: Познакомить с населением, культурой, обычаями и традициями Китая.Задачи: 1. Формировать представление о населении, культур...
Урок в 7 классе.Тема урока: "Национальные обычаи и традиции народов мира."
Цель обучения, которые необходимо достичь на данном уроке (ссылка на учебную программу) 7.1.3.1 – пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов ...