Проекты "Какова цель изучения иностранного языка подростками?"; "Обычаи и традиции празднования Рождества в Великобритании и России".
материал по английскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Буравцовская средняя общеобразовательная школа»
Проектно-исследовательская работа
на тему:
«Какова цель изучения иностранного языка подростками?»
Работу выполнила:
ученица 9 класса
Путилина Юлия
Руководитель:
учитель английского языка,
Сушкова Л. В.
Д. Буравцовка
2021год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Теоретическая часть…………………………………………………………….5
1.1 Цели и задачи изучения иностранного языка ………………………………5
1.2 Причины отсутствия интересов у учащихся 5-11 классов к иностранному языку……………………………………………………………………………….7
2. Практическая часть…………………………………………………………...10
2.1 Анализ полученных результатов…………………………………………...10
2.2. Выводы………………………………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………....13
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Язык дан людям для общения. Некоторое время был один язык, и он служил своей цели. Позже, когда люди решили построить Вавилонскую башню, Бог рассердился и заставил людей говорить на различных языках. Сначала это, казалось, было плохо, но фактически это был шанс узнать и изучить разные языки.
«Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек», - говорили древние мудрецы. И действительно это так, поскольку владение другими языками наряду с родным языком дает возможность не только приобщаться к культуре разных народов, но и глубже познать красоту и уникальность своего наследия.
Сегодня английский язык является одним из самых распространенных языков нашей Вселенной. В мире нет ни одного аэропорта или авиа диспетчерской службы, технологии или спортивных состязаний, где не доминировал бы английский. Он еще и универсальный язык Интернета, так как большинство электронных книг и информации можно найти на нём, языке компьютерных технологий.
Сейчас на английском языке говорят фактически во всем мире, он стал самым важным языком в мире политики, науки, торговли и культурных отношений. Это родной язык Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Кроме того, много людей говорит на английском языке в Японии, Индии, Китае, Африке и многих других странах. Английский язык один из официальных языков Организации Объединенных Наций.
Английский объединяет людей и помогает получать знания из многих источников информации.
К сожалению, не все школьники осознают важность изучения английского языка, не видят практического применения языка в дальнейшем.
Актуальность проектной работы заключается в том, что английский на самом деле стал языком мирового общения, традиций, культур, музыки, спорта, бизнеса, туризма, различных технологий. Современным школьникам необходимо осознавать важность его изучения.
Наша цель: найти эффективные способы изучения английского языка учащимися подросткового возраста и определить, что вызывает у них наибольший интерес во время уроков.
На пути достижения нашей цели нам необходимо решить следующие задачи:
- повысить интерес к изучению английского языка;
- научиться навыкам поисковой работы путем использования разных источников информации;
- изучить научную литературу по данному вопросу;
- провести опрос учащихся 5-11 классов об их интересах;
- проанализировать собранный материал и прийти к определенному заключению.
При написании проектно-исследовательской работы применялись следующие методы:
- экспериментальный для проведения анкетирования и определения целей изучения английского языка;
- поисковый и описательный, предполагающий анализ языковых факторов;
- аналитический, предполагающий сопоставительный анализ полученных данных.
Наша работа делится на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части мы рассмотрели существующие причины, по которым люди начинают изучать иностранный язык, в частности английский. Во второй части работы представлены результаты обработки полученных анкет.
1.Теоретическая часть.
1.1 Цели изучения иностранного языка подростками.
Каждый человек преследует свои цели при изучении английского языка и цели эти разнообразны.
Но какие же основные цели изучения английского у моих сверстников? Намного легче учиться, когда имеется конкретная цель, когда есть к чему стремиться. В обучении очень важна мотивация, так как ее недостаток проводит к тому, что человеку поздно или рано становится скучно, неинтересно и он бросает учебу.
Попробуем рассмотреть наиболее распространенные области применения английского языка:
1. Путешествия.
Самая приятная и интересная цель. Страшно оказаться в стране, где не понимаешь, что говорят, что пишут, не знаешь, как спросить что-либо. Зная хотя бы стандартный набор туристических фраз, ознакомившись с историческими и культурными памятниками, вам будет легче путешествовать и подружиться с местными жителями. У вас будет больше выгоды перед другими отдыхающими.
Ведь не секрет, что практически во всех уголках мира, сотрудники, работающие в туристической сфере, знают английский язык. А кроме этого, все дорожные указатели, надписи в общественных местах и голосовые объявления дублируются на английском языке. Информация на английском присутствует практически на всех проездных документах, багажных квитанциях и даже ресторанных меню. Так что можно с уверенностью сказать, что человек, знающий английский язык, не будет испытывать дискомфорт в любой стране мира.
Вы легко сможете найти общий язык с иностранцами, чтобы пообщаться, или что-то у них узнать; во время экскурсий вы будете знать, о чём говорит экскурсовод; вы не потеряетесь в городе, так как знаете язык; вы сможете легко найти интересующее вас место в городе; и, в конечном итоге, лучше узнаете страну, общаясь с жителями данной страны.
2.Профессиональная необходимость. Одним из самых главных факторов для изучения английского языка является профессиональная необходимость. На какую работу вы бы не устраивались, вероятней всего, столкнётесь с графой «Иностранные языки». При сегодняшней конкуренции на рынке труда эта графа может сыграть в вашу пользу, если вы знаете иностранные языки. Конечно, знание языка не гарантирует получения хорошей работы, но при одинаковых профессиональных навыках, знание иностранного языка является огромным плюсом. Поскольку английский язык считается языком бизнеса, то большинство компаний требуют от работника знание именно этого языка. Что интересно эта тенденция распространена по всему миру и очень часто бывает, что партеры по бизнесу из стран, для которых английский язык не является родным, переговоры ведут именно на нем. Сейчас есть много международных компаний, а также компании, которые сотрудничают с другими странами.
Еще одним важным стимулом для изучения языка является возможность получить должность переводчика.
3. Просмотр фильмов и передач без перевода. Имея кабельное телевидение, вы можете смотреть фильмы и передачи многих стран. Но для этого, опять же, вам нужно знать английский, так как большинство телеканалов на английском языке. И намного интересней смотреть иностранные фильмы без перевода, так как слышен голос и интонация актёров.
4. Прослушивание музыки. Ведь как приятно понимать, о чем поет любимый иностранный исполнитель! И сами песни становятся более интересными, когда прослушиваешь их, понимая, о чём в них поётся.
5. Расширение круга общения. Интернет как никогда расширил возможности связи, теперь можно легко общаться с человеком из любой страны. Знание английского языка помогает найти интересных друзей и расширить круг знакомств, благодаря чему жизнь становится более яркой и насыщенной.
Знать какой-нибудь иностранный язык никогда не помешает. Это расширяет наши возможности в жизни. Никто из нас не знает, какую пользу эти знания могут принести нам завтра.
1.2 Причины отсутствия интереса у учащихся 5-11 классов к иностранному языку.
Родители очень часто сталкиваются с тем, что не могут оказывать особого влияния на процесс обучения своих детей, помочь с выполнением домашнего задания по английскому языку. В редких семьях не случаются конфликты между подростком и его родителем. Но это происходит не от того, что подростки не способны учиться. Они любят учиться, но не под контролем педагогов и родителей, а исходя из своих интересов.
Выделим несколько причин отсутствия интереса у учащихся к изучению иностранного языка:
1) Нехватка времени. Учащиеся загружены уроками, в школе проводят по 7 уроков, дома выполняют домашние задания. На изучение иностранных языков остается мало времени.
2) Определенные трудности в изучении иностранного языка. Учащимся необходимо много читать на иностранном языке, переводить, учить слова, выражения, готовить пересказы, писать сочинения, сообщения на иностранном языке, что порой сложно сделать на своем родном языке.
3) Отсутствие специального оборудования. В школах не хватает лингофонных кабинетов. Нет возможности прослушивать тексты на иностранном языке, смотреть фильмы на иностранном языке.
4) Отсутствие практики общения с носителями языка.
5) Отсутствие мотивации. Многие учащиеся не хотят изучать иностранный язык, потому что считают, что в будущем он им не пригодится, так как все равно они никуда не поедут, а проживут всю жизнь в своей стране.
Характерной особенностью подростков является то, что они очень любознательны, они открыты для всего нового, но при этом закрыты для тех знаний, которые навязываются им другими людьми (учителями, родителями). Они изучают море информации в интернете и книгах на темы, изучаемые в школе. Они стремятся узнать как можно больше обо всем.
Они готовы учиться не ради оценки, они готовы учиться, если им интересно, если полученные знания находят отклик в их душе. Они хотят, чтобы взрослые относились к ним как равным. При этом они отвергают любой контроль и помощь.
Подростки больше всего ориентированы на развитие своих навыков общения. Они стремятся как можно больше времени проводить со своими сверстниками. Именно от них они готовы получать знания.
Подростки больше любят практические знания, теории их занимают намного меньше. Они стремятся в экспериментах находить подтверждение полученным знаниям.
Таким образом, подростку чрезвычайно важно осознавать то, как можно применять полученные знания в жизни сегодня, а не через много-много лет. Необходимо иметь реальную возможность общаться на иностранном языке и желательно со сверстниками, читать литературу на иностранном языке, которая связана с его интересами. Если подростку будет интересно содержание книги, он освоит любое сложнейшее произведение.
В свою очередь, подростки, не осознающие практической важности английского языка, не испытывают ни малейшего желания изучать предмет и, соответственно, не видят смысла его изучения.
2. Практическая часть.
2.1 Анализ полученных результатов.
Для того чтобы определить основные цели изучения английского языка среди сверстников, нами было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов МКОУ «Буравцовская СОШ».
Учащимся было предложено ответить на 2 вопроса. (Приложение 1)
Анкетирование проводилось анонимно, что повысило достоверность полученной информации.
Результаты данного анкетирования мы можем представить наглядно в таблице (Приложение 2) и на диаграмме (Приложение 3). Изучив полученные результаты, мы можем отметить, что большинство учащихся изучает английский, чтобы пользоваться им во время поездок и путешествий, а также лучше понимать особенности культуры и традиций стран изучаемого языка. Наибольший интерес на уроках у них вызывает изучение новых слов, сравнение их значений со значениями слов русского языка, пользование полученным словарным запасом во время чтения текстов, выполнения разнообразных речевых упражнений. Кроме того, страноведение также занимает одно из первых мест среди интересов учащихся. Опрос показал, что подросткам интересно знакомиться с основными достопримечательностями, культурой и традициями зарубежных стран.
2.2 Выводы.
- Большинство ребят разного возраста ответили, что английский язык они изучают для путешествий и для того, чтобы больше знать о культуре зарубежных стран.
- Среди интересов на первое место встало желание учащихся пополнять словарный запас, для того, чтобы понимать содержание рассказов, учебных текстов, а также песен и видеофильмов на иностранном языке.
- Важно отметить, что уже сейчас задумываются о будущей профессии и осознают, что без знания английского языка им будет сложнее найти хорошую работу.
- В целом, анкетирование показало, что современные подростки заинтересованы в изучении английского языка, и видят способы его применения на практике.
Таким образом, большинство учащихся считают необходимым изучение английского языка и имеют четкое представление о том, зачем им это нужно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог нашей работы, еще раз хотелось бы отметить важность английского языка в современном мире.
XXI век - время открытия границ и объединения стран. Миллионы российских жителей выезжают за границу с самыми разнообразными целями: отдыхать по туристической путевке, работать по контракту в западной компании и, в конце концов, в Париж или Милан за последней модной коллекцией! В какую бы страну ни поехал человек, ему приходится общаться с людьми. Исторически сложилось так, что универсальным языком общения стал английский язык. В аэропорту, в гостинице, в такси, на улице - везде Вы сможете чувствовать себя свободно и уверенно, если в багаже Ваших знаний есть хотя бы пара десятков английских слов!
Кроме того, человек, знающий иностранный язык высоко ценится при трудоустройстве.
Базовые знание английского языка закладываются в школе. Рассмотрев особенности учащихся подросткового возраста, мы пришли к выводу, что ребятам очень важно понимать, что английский язык существует для реального общения и практического использования в будущей профессии, во время путешествий, прослушивания иностранной музыки и чтения зарубежной литературы в оригинале.
Отсутствие интереса к языку у подростков обычно связано с неосознанностью возможности практического применения языка в реальных жизненных ситуациях. Это может привести к неуспеваемости по предмету.
Чтобы определить, какие же цели преследуют сверстники, нами было проведено анкетирование. Оно показало, что большинство учащихся хотят изучать английский язык, чтобы пользоваться им во время путешествий, а также им интересно узнавать о традициях и культуре зарубежных стран на уроках иностранного языка.
По полученным данным можно также судить о том, что большинство учащихся школы заинтересовано в изучении английского языка, и понимают, для чего им это нужно, и в каких сферах они могут применять свои знания.
Поставленная цель была достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Как начинать заниматься с подростками иностранными языками http://lingvachild.ru/kak-nachinat-zanimatsya-s-podrostkami-inostrannymi-yazykami
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 624 с.
- Центр иностранный языков «ПоZитив»: «Зачем учить английский?» http://www.pozitiv-shkola.ru/biblioteka/zachem-uchit-angliyskiy-yazyk
Приложение 1
Анкета для опроса
- Я изучаю английский язык, чтобы:
- применять полученные знания во время путешествий;
- в будущем смотреть фильмы (читать книги, слушать песни) на иностранном языке;
- чтобы родители не ругали за плохую оценку;
- узнавать культуру и традиции различных стран;
- английский мне не интересен, не вижу смысла;
- применять знания английского языка в будущей профессии.
- Мне больше всего нравится/интересно на уроках английского:
- грамматика (изучать правила, формы глаголов, части речи и т д.);
- пополнять словарный запас и пользоваться им в дальнейшем, сравнивать употребление слов в русском и английском языках, читать тексты;
- узнавать о культуре, традициях, основных достопримечательностях зарубежных стран и родной страны;
- выполнять творческие задания (готовить доклады, презентации, слушать выступления одноклассников);
- смотреть учебные видео/фильмы/мультфильмы на английском языке;
- мне ничего не интересно, уроки английского языка мне не нравятся.
Приложение 2
Результаты анкетирования, представленные в таблице
Вопросы для анкетирования | Количество ответов/% |
Я изучаю английский язык, чтобы: | |
1) применять полученные знания во время путешествий | |
2) в будущем смотреть фильмы (читать книги, слушать песни) на иностранном языке | |
3) чтобы родители не ругали за плохую оценку | |
4) узнавать культуру и традиции различных стран | |
5) английский мне не интересен, не вижу смысла | |
6) применять знания английского языка в будущей профессии | |
Мне больше всего нравится/интересно на уроках английского: | |
1) грамматика (изучать правила, формы глаголов, части речи и т д.) | |
2) пополнять словарный запас и пользоваться им в дальнейшем, сравнивать употребление слов в русском и английском языках, читать тексты | |
3) узнавать о культуре, традициях, основных достопримечательностях зарубежных стран и родной страны | |
4) выполнять творческие задания (готовить доклады, презентации, слушать выступления одноклассников) | |
5) смотреть учебные видео/фильмы/мультфильмы на английском языке | |
6) мне ничего не интересно, уроки английского языка мне не нравятся |
Приложение 3
Результаты анкетирования, представленные на гистограмме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Буравцовская средняя общеобразовательная школа»
Эртильского муниципального района
Исследовательский проект по иностранному языку
«Обычаи и традиции празднования Рождества в Великобритании и России».
Выполнила: ученица 9 класса
Морковина Лилия
Руководитель:
Сушкова Л.В.
учитель иностранного языка
д. Буравцовка
2021
Содержание.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.3
Глава 1. Из истории празднования Рождества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.5
1.1. Из истории празднования Рождества Великобритании. . . . . . . . . . . . . . .с.6
1.2. Из истории празднования Рождества в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.9
Глава 2. Обычаи и традиции празднования Рождества. . . . . . . . . . . . . . . . .с.12
2.1. Рождественские традиции и обычаи в Великобритании. . . . . . . . . . . . .с.12
2.2. Рождественские традиции и обычаи в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.13
2.3. Рождество в моей семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.14
Глава 3. Практическая часть: «Схоже ли празднование Рождества в Великобритании и России?». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.17
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.18
Введение.
Рождество-это самый светлый и почитаемый праздник в России. В наших семьях существует традиция отмечать этот праздник. Но также нам интересны традиции Великобритании, особенно празднование Рождества в этой стране, так как оно происходит необычно и совсем не похоже на празднование Рождества в России. В нашей работе мы попытаемся рассмотреть историю этого праздника в двух странах.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что Рождество является самым интересным, волшебным и любимым праздником у детей и взрослых в любой стране, но празднуют его в разных странах по-разному.
Чтобы узнать, как празднуют Рождество Великобритании и в России, и какие существуют обычаи и традиции в этих странах, я поставила перед собой цель: познакомиться с обычаями и традициями празднованием Рождества в Великобритании и России.
Для достижения цели мною были сформулированы следующие задачи:
- Найти необходимую информацию по выбранной теме;
- Проанализировать литературу по обычаям и традициям празднования Рождества;
- Выяснить, как празднуют Рождество в Великобритании и России;
- Найти и предоставить информацию о праздновании Рождества;
- Подготовить материал для защиты проекта;
- Создать и предоставить продукт проекта;
- Представить проект.
Гипотеза: в особенностях празднования Рождества в Великобритании и России есть существенные различия.
Методы проекта: поиск информации, работа с литературой и источниками интернета, анализ информации.
Практическая значимость: продукт и информацию по проекту можно будет применять на уроках английского языка и на занятиях внеурочной деятельности.
Проектным продуктом будет презентация.
Глава 1. Из истории празднования Рождества.
Рождество Христово -один из главных православных господних двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи.
Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.
Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением.
Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды.
Poждecтвo вceгдa cчитaлocь ceмeйным пpaздникoм – coбиpaлиcь за пpaздничным oбeдoм, пoздpaвляли и дapили дpyг дpyгy пoдapки, пpoвoдили вpeмя в ceмeйнoм кpyгy.
Tpaдиция дapить пoдapки – вaжный мoмeнт пpaздникa, этo пaмять o вoлxвax, пpишeдшиx к Xpиcтy c дapaми. B пocлeднee вpeмя, вcлeд зaз aпaдными xpиcтиaнaми, мнoгиe в Poccии дapят дeтям aдвeнт-кaлeндapи co слaдocтями и нeбoльшими пoдapкaми.
Taкжe, кaк и кaтoличecкиe xpиcтиaнe, пpaвocлaвныe в xpaмax ycтaнaвливaют poждecтвeнcкиe вepтeпы – мaкeты пeщep c фигypaми Ииcyca в яcляx, Дeвы Mapии, пacтyxoв, вoлxвoв и aнгeлoв, yкpaшeнныe eлoвыми вeткaми.
B Poждecтвo пpинятo зaжигaть cвeчи – иx cвeт нaпoминaeт o Бoжecтвeннoм сиянии, oзapившeм пeщepy, в кoтopoй poдилcя млaдeнeц Ииcyc.
1.1. Из истории празднования Рождества Великобритании.
Рождество в Великобритании считается одним из самых ярких праздников, когда все, а не только малыши, ждут каких-то невероятных чудес и веселья. Традиции и обычаи, которых придерживаются англичане в плане празднования, привлекают людей по всему миру.
Вообще каждый праздник в чужой стране интересен, но то, как празднуют Рождество в Великобритании, интересно вдвойне из-за особенностей англичан – людей педантичных, невозмутимых и чтущих традиции.
Они демонстрируют все те же характеристики и при подготовке рождественского торжества: все тщательно планируют, соблюдают многочисленные традиции и даже сказочный праздник проводят по заранее составленному плану.
Слово "Рождество" произошло от староанглийского MassofChrist - Месса Христа.
Отмечается Рождество в ночь с 24 на 25 декабря. К 1100 году Рождество стало главным религиозным праздником в Европе. «На Рождество все окна английских домов были освещены свечами, поэтому в Англии ночь под Рождество называлась "ночь свечей". Во многих деревнях незадолго до праздника женщины устраивали соревнования на лучшее украшение Рождественских свечей. Эти украшения делались из полосок цветной бумаги, фольги, золотых и серебряных нитей, ярких лент и пр.»
Рождество в Англии начинается задолго до самого праздника. Предваряет праздник Адвент – особый предрождественский пост, который начинается в 4-ое воскресенье до Рождества. В первую очередь Адвент ассоциируется с церковными традициями, но и в своих домах люди соблюдают особые ритуалы.
Главные улицы и площади городов также не остаются без украшений. Но самое главное в этом плане происходит в Лондоне, на Трафальгарской площади. Здесь устанавливают огромную елку, которую привозят ежегодно из Норвегии в качестве благодарности за помощь во Второй мировой войне.
Украшается главная елка Великобритании довольно скромно, но масштабы берут свое – со стороны это смотрится очень ярко и эффектно. Перед праздником на главных улицах и площадях, а также в театрах устраиваются концерты, разыгрываются сценки, проводятся балы-маскарады.
Кстати, ставить елку в домах стало популярно не так давно. Скорее всего, эта традиция сформировалась из-за любви англичан к украшению дома вечнозелеными растениями. Впервые елку в Великобритании нарядили в Виндзорском дворце Королева Виктория и принц Альберт, преподнеся ее в подарок детям.
Изначально главную зеленую красавицу торжества украшали фруктами и живыми цветами, сладостями, орехами и другими лакомствами. Чуть позже популярны стали свечи, но это было довольно опасное украшение. Затем уже стали специально производить елочные игрушки, а один догадливый английский телефонист придумал вешать на елку еще и используемые в индустрии связи нити электрических лампочек – прототипы гирлянд.
Еще загодя дети пишут письма Отцу Рождества. Да, в Англии главным персонажем является не Санта-Клаус, здесь всем заправляет Отец Рождества. Это тот же самый бородатый добрый волшебник в зеленом костюме, правда, называется он по-другому. Письма свои дети никуда не отправляют, а сжигают в камине. Считается, что Отец Рождества прочитает их в дыму.
Кстати, «покраснел» западный Дед Мороз исключительно после рекламной компании Кока-Колы, а история о том, что подарки он собирает где-то в снежных долинах Северного полюса, придуманная в Америке, удачно соединилась с добродушием старого волшебника в Англии.
Так и родился образ современного Санта-Клауса, взявшего понемногу из каждой культуры. В ночь перед Рождеством малыши оставляют для Отца Рождества и оленя из его упряжки Рудольфа угощение – мясной пирог и печенье с молоком, иначе не видать им подарков.
Другое предзнаменование Рождества в Англии – это, конечно, большие скидки во всех магазинах и торговых центрах. В них набивается столько народу, что порой приходится с боем вырывать из рук соперника нужную вещь. Кстати, если повременить с покупками, то после Рождества скидки увеличатся, ведь такого спроса уже не будет – почти у всех сбережения уйдут на проведение праздника.
Отмечают Рождество в Англии с семьей. Это потом, на Новый год, принято праздновать с друзьями или в компании незнакомых людей, а Рождество – праздник исключительно семейный. С утра принято сходить в церковь, а уже потом собираться за накрытым праздничным столом.
Перед тем как садиться за стол отмечать праздник, принято взорвать хлопушку «Christmas Cracker». Она всегда содержит шутливое послание и маленький сувенир. Уже затем все приступают к рождественскому столу с его коронными блюдами.
Чуть позднее, в три часа, вся Англия смотрит обращение Королевы, которое передается по всем радиостанциям и телеканалам. После этого обязательны обмен подарками, семейные посиделки и настольные игры. Традиция обмениваться открытками на Рождество зародилась именно в Англии еще в 1843 году, когда напечатали первую открытку.
В плане подарков большее внимание уделяется детям. Взрослые же, как правило, преподносят друг другу подарки, выбирая адресата с помощью жребия. Даже самые мелкие сувениры упаковываются в красивые коробочки, на которые все будут натыкаться на следующий день – День коробок. Возможно, именно это и дало название празднику, хотя версий его происхождения очень много.
После застолья многие выходят на улицы городов и деревень, чтобы зарядиться и зарядить позитивом всех окружающих, поучаствовать в массовых гуляниях и поздравить знакомых.
Снимать украшения в Великобритании начинают не раньше 6 января – до этого все наслаждаются праздничными деньками. Но и дольше 6 января, т.е. 12-го дня после Рождества, оставлять украшения нельзя, иначе год пройдет неудачно. Такие они, англичане: даже окончание праздника у них запланировано.
1.2. Из истории празднования Рождества в России.
На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения – 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях.
В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой. Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки – обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги.
В XVII-XVIII веках в российскую культуру из Польши пришла традиция устраивать вертепный театр. В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа.
Tpaдиция нapяжaть eлкy в Poccии пoявилacь лишь в 1699 гoдy – ee пpивeз из 3aпaднoй Eвpoпы Пeтp Пepвый. Пoвceмecтнo yкpaшeнныe eли cтaли ycтaнaвливaть к Poждecтвy в дoмax eщe пoзжe — в cepeдинe 19-гo вeкa.
Poждecтвeнcкaя eль – cимвoл эдeмcкoгo дepeвa жизни, нaдeждa пoлyчить ocтyп к кoтopoмy и пpиoбщитьcя к вeчнocти y чeлoвeчecтвa внoвь пoявилacь c poждeниeм Xpиcтa.
Xpиcтиaнe yкpaшaют вepxyшкy eли вocьмикoнeчнoй звeздoй – в пaмять o Bифлeeмcкoй звeздe, пpивeдшeй к млaдeнцy Ииcycy вoлxвoв c дapaми. Taкжe нa eль вeшaют игpyшки в видe aнгeлoчкoв и кoлoкoльчикoв – вeдь Aнгeл вoзвecтил o poждeнии Mлaдeнцa, a звoн кoлoкoльчикoв пpocлaвляeт Ииcyca.
В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике. В 1935 году традицию украшать хвойные деревья перенесли на праздник Нового года. Рождественский символ – Вифлеемская звезда – была заменена на пятиконечную звезду. В советский период Новый год перенял рождественские атрибуты и стал главным семейным праздником.
В декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР возродил празднование Рождества на государственном уровне. 7 января было объявлено официальным выходным днем.
Рождеству предшествует Новый год, поэтому дома и улицы украшаются елками и гирляндами в середине декабря.
Особую роль в праздновании Рождества играет оформление стола. Хозяйки кладут под скатерть пучок сена, который символизирует ясли Иисуса Христа. Под столом размещают железный предмет (топор), на который все присутствующие ставят ноги. Этот ритуал символизирует здоровье и крепкий дух. По углам стола кладут монеты или купюры, соль и чеснок. Это символизирует благополучие в доме и здоровье всех членов семьи.
Обязательным блюдом на рождественском столе является кутья – каша из цельных зерен пшеницы с добавлением меда, мака, грецких орехов, сухофруктов, варенья. В семьях, которые придерживаются Рождественского поста, на столе обязательно присутствуют 12 постных блюд. Наиболее популярные из них – открытые и закрытые пироги, пирожки, кулебяки, расстегаи с разными начинками, ватрушки, калачи, блины, соленые овощи, салаты, запеченная рыба. 7 января хозяйки готовят холодец, жарят поросенка, дичь, баранину, запекают гуся или курицу с яблоками. На десерт подают торт с кремом и глазурью. Традиционным рождественским напитком является узвар – заваренные сухофрукты и ягоды.
Глава 2. Обычаи и традиции празднования Рождества.
2.1.Рождественские традиции и обычаи в Великобритании.
В Великобритании соблюдают самые разнообразные традиции, но некоторые из них особенно примечательны:
Одной из самых милых традиций считается поцелуй под омелой. Этот старый обычай используется до сих пор, когда англичане отмечают Рождество. По традиции любую девушку, задержавшуюся под украшением из омелы, можно было поцеловать. Некоторые мужчины настолько исхитрились, что повесили веточку омелы над зеркалом, а там уж каждая девушка была застигнута врасплох, ведь посмотреть на себя захотелось каждой. Также омелу размещают над входными дверями, на потолке в центре комнаты, на люстрах и т.д.
Есть обычай, который остался еще от викингов, – сжигание рождественского полена. В Рождество было принято спилить огромное дерево, чтобы оно «вылеживалось» целый год, а в следующее Рождество его заносили в дом и кидали в очаг. Считалось, что если оно прогорит дотла, год будет удачным, а если погаснет до того, как полностью прогорит, следует ожидать беды. Сейчас в Великобритании заменяют целое полено одной толстой и большой свечой, которая считается символом победы света над тьмой. Когда большие камины стали исчезать, традиция перешла в кулинарию. Начали печь торт-рулет, похожий на полено. Обязательно присутствует на традиционном столе.
Еще одна интересная традиция связана с упаковкой подарка в рождественский носок. Вернее, интересна даже не сама традиция, а ее объяснение. Считалось, что Отец Рождества перемещался по воздуху, а в дома попадал по дымовой трубе. Однажды спускаясь по ней, он обронил золотые монетки в висевший носок, который сушился рядом с камином. Вот и стали все вывешивать праздничные носки и чулки, ожидая, что что-то туда да упадет.
Есть традиция, связанная с венком Адвента. В этот венок вплетаются 4 свечи, и зажигается по одной из них каждое воскресенье: так, в первую неделю горит лишь одна свеча, во второе воскресенье – две и т.д., т.е. с каждой неделей в доме становится светлее.
Другая традиция в Великобритании, связанная с постом, очень нравится детям. Специально для них придумали календари, которые ведут отсчет дней до Рождества. На этом календаре вырезаны окошечки по числу дней Адвента (оно каждый год разное), открывать которые нужно день за днем. За каждым окошечком спрятано лакомство, которое очень радует ребят.
2.2. Рождественские традиции и обычаи в России.
В соответствии с религиозными традициями, в Рождество Христово в церквях проходит всенощное бдение, которое переходит в литургию. На них читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…». Верующие приходят в храмы, чтобы посетить службу, помолиться и причаститься. Рождественское богослужение транслируется по национальным каналам. Главная служба России проходит в Москве в храме Христа Спасителя и собирает до пяти тысяч прихожан. Главное богослужение страны возглавляет Московский патриарх.
Еще одна религиозная традиция – соблюдение Рождественского (Филиппового) поста, который предшествует Рождеству. Пост начинается 28 ноября и длится 40 дней. 6 января приниматься за ужин можно только после восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду. На столе обязательно должно присутствовать 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. 7 января христианам разрешается разговеться.
В деревнях и поселках сохранилась традиция колядовать. Дети наряжаются в костюмы, ходят по соседям и рассказывают или поют колядки, за что получают сладости и деньги.
Среди незамужних девушек распространены рождественские гадания на суженого-ряженого. Процесс гадания традиционно проходит в полночь в темной комнате, освещенной свечами. Это создает пугающую и мистическую атмосферу.
Наиболее распространенное гадание – предсказание по литому воску. Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее. Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко – здоровье и мудрость, виноград – благополучие в доме, яйцо – новое начинание.
Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок – успех, дом – благополучие.
Ecть eщe oдин oбычaй нa Poждecтвo – в пoлнoчь нyжнo пoдoйти к цepкви и 12 paз oбoйти вoкpyг нee. Toгдa yйдeт oдинoчecтвo, и пoявитcя нacтoящaя любoвь.
2.3 Рождество в моей семье.
Самый любимый и радостный праздник зимой это Рождество. У нас его празднуют 7 января.
Раз в год мы с семьей отмечаем праздник Рождество. Этот праздник приносит веселье и радость и поэтому мне он очень нравится.
Рождество Христово всегда бывает зимой, поэтому погода на улице морозная. Ярко светит солнышко, а на земле блестит и переливается снег. Все деревья стоят укутаны снегом и имеют красивый образ. Зимняя пора вообще красивое время года.
В домах и квартирах встречаются родственники и самые дорогие, все они поздравляют друг друга с самым удивительным праздником в году. Я тоже получаю поздравления и подарки в этот день и также дарю особенно хорошие пожелания. В такой день я чувствую себя намного счастливей.
По традиции мы собираемся дома за круглым столом. У нас собираются все гости. Также мама делает много вкусных угощений. А еще печет именно вкусный торт. У нас дома украшена елка, она сверкает разноцветными огнями. Она добавляет настоящему празднику особенное очарование. В нашем доме царит уютная и праздничная атмосфера. Перед весельем целый день насыщен беспокойством и предвкушением чуда. Рождество это светлый и чудесный праздник и он полон волшебства. Свершается, то чего не ждешь, обязательно сбываются мечты.
Утром 7 января мы все садимся за стол и начнем отмечать. Наша дружная компания будет веселиться, исполнять песни и танцевать. Мы все будем гулять до самого вечера. Мы ценим мгновения проведённые вместе.
Такой замечательный праздник это часть нашей жизни и надо его всегда отмечать, чтоб он запомнился нам. Все – таки ночь Рождества полна на волшебные моменты, нужно обязательно загадывать желания. Вот такое Рождество мы каждый год отмечаем с моей большой и дружной семьей.
Так проходит Рождество Христово в моей семье
Глава 3.Практическая часть: «Схоже ли празднование Рождества в Великобритании и России?»
Изучив литературу, статьи в Интернете, мы пришли к выводу, что празднование Рождества в Великобритании и России во многом похожи, но всё же существуют и довольно существенные отличия.
Сходства:
1) история возникновения праздника практически одинаковое;
2) ожидание праздника: украшение жилища, праздничный стол;
3) готовятся заранее подарки;
4) празднование происходит весело, шумно, широко;
5) обязательное наличие ёлки, свечей, колокольчиков, Деда Мороза в России и Отца Рождества в Великобритании.
Отличия:
- в Великобритании главный семейный праздник-Рождество, в России же – Новый год;
- Рождество в Великобритании начинается 25 декабря, в России- 7 января;
- в Великобритании новый год считается продолжением рождественских дней, в России же, наоборот, Рождество считается продолжением новогодних праздников;
- в Великобритании ёлку, улицы украшают до Рождества, а в России – до Нового года;
- особенные подарки и поздравления, щедро накрытый стол британцы готовят к Рождеству, в России – к Новому году;
- Отец Рождества живёт в Лапландии, приезжает на 8 оленях, подарок кладёт в чулок. Наш Дед Мороз живёт в Великом Устюге, приезжает на тройке лошадей, подарок кладёт под ёлку;
- на столе у британцев основными блюдами являются жареный индюк и пудинг, на нашем столе – салаты, гусь с яблоками, рыба, студень.
Таким образом, гипотеза о том, что в особенностях празднования Рождества в Великобритании и России есть существенные различия, подтвердилась.
Заключение.
Изучив литературу на тему «Рождество», сравнив особенности празднования Рождества в двух странах, я узнала, что в основе этого праздника лежит важное событие христианской культуры. Это Рождество Иисуса Христа. Этот праздник верующие христиане называют еще зимней Пасхой, подчеркивая важность произошедшего. Изучив данную тему, я пришла к выводу, что для англичан, как и для нас, Рождество является одним из долгожданных, волшебных праздников. Люди очень тщательно готовятся к нему. В моей работе показано, как люди готовятся к Рождеству, какие у них традиции и обычаи. Думаю, самое важное для человека, что Рождество – это день примирения, доброты и миролюбия.
Гипотеза исследования подтвердилась. Празднование Рождества в Великобритании и России во многом похожи, но всё, же существуют и довольно существенные отличия. Таким образом, мы узнали много интересного и полезного. Например, история праздника одинакова, но традиции и обычаи народов разные, но и россияне, и британцы ждут, любят и отмечают свои любимые праздники. Поставленная мною цель: познакомиться с обычаями и традициями празднованием Рождества в Великобритании и России была успешно достигнута.
Я познакомилась с празднованием Рождества в Великобритании и России, а так же с их обычаями и традициями, и описала собранную по теме проекта информацию. Я узнала много нового и интересного для себя и хочу поделиться этой информацией с моими сверстниками и любителями этого светлого праздника.
Проектный продукт и информация будут полезны и интересны на уроках английского языка и на занятиях внеурочной деятельности.
Список использованной литературы.
- (http://englishgid.ru/o-strane/prazdniki/rozhdestvo-v-anglii.html) – Как празднуют Рождество в Англии?
- (https://my-calend.ru/holidays-info/rozhdestvo-v-rossii) – Рождество в России: как отмечают, традиции празднования
- (http://pro-stranstva.ru/rozhdestvo-hristovo/) – Рождество – обычаи и традиции в России.
- (https://ruvera.ru/christmas) - Рождество Христово: история и традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Национальные традиции празднования Рождества и Нового года в России и Великобритании"
Интегрированный урок по английскому языку и литературе. Тема урока позволяет расширить и углубить представления учащихся о национальных традициях и обычаях страны изучаемого языка и России. Соав...
Конспект урока по английскому языку в 5 классе «Традиции празднования Рождества в Великобритании и Нового года в России» с мультимедийной презентацией
Формирование целостного представления о культуре, традициях разных народов мира на примере традиций празднования Рождества в Великобритании и Нового Года в России....
Традиции празднования Рождества в Великобритании
Презентация о традициях празднования Рождества в Великобритании на русском языке - прекрасная возможность познакомить обучающихся с культурой другой станы....
Сценарий проведения заседания клуба-лаборатории на тему: «Давайте поговорим об Англии…»В сценарий добавлен материал празднования Рождества в Великобритании и России.Опубликовано22.12.2022года.
Страноведческие и литературные материалы...
«What do you know about British traditions? Christmas` symbols and traditions in Britain» - о традициях празднования Рождества в Великобритании.
Урок и анализ урока английского языка в 8 классе....
Мастер класс по теме: "Традиции празднования Рождества в Великобритании и калмыцкого праздника "Зул".
-Познакомить учащихся с особенностями традиций празднования Рождества в Великобритании и калмыцкого праздника Zul....